Однажды, рецензия

Марк Бойков
                «ОДНАЖДЫ»/рецензия/.
                …Лучшее в последнее время.
 
     "Из всех искусств для нас важнейшим является кино", - В.И. Ленин.

     Я не частый ходок по кинозалам, но лучшее не пропускаю. За последнее время - "Солнечный удар" Н.Михалкова /2серии/, "Левиафан" А.Звягинцева и "Однажды" Р.Давлетьярова. Многое в них добротно.
     Мы быстро узнаем себя в фильме "Однажды". Здесь я увидел правду о себе, о нас, согражданах, хотя и художественно изложенную, но – глубокую, трагико-комичную правду. Мы ведь всегда всё те же: и в довоенное время и в постперестроечный период, и в судьбоносные и погибельные времена.
     Это именно трагикомедия переходного возраста с его ценностными потерями и обретениями. Ироничный секс, ироничная религиозность – всё как есть, всё по натуре. Это - не трагедия, как "Левиафан" А.Звягинцева, мучительная и честная, бьющая по глазам и сердцу, копнувшая глубоко в произведенный разлом страны. Нестерпимо больно за главную героиню, не успевшую приспособиться к распоясавшемуся изуверству и лицемерию властей.
     "Солнечный удар" Никиты Михалкова – из другого, побочного ряда, сделанного с расчетом, наветом, накруткой собственного видения  псевдоисторического факта. Никита приврал тут. То, что было в репрессивные времена /потопление баржи с людьми по трагичной ли случайности, шторма, техники или неувязок в управленческих решениях/, он подал как якобы изначально и постоянно присущую большевикам иезуитскую злобность. Он хочет, короче, поддержать морально причастного нынешнего президента к произведенному ранее социальному перевороту.
     Негоже делать такое художнику высокого стиля, претендующему на объективность. Самому тогда приходится доигрывать смыслы. Михалков навязывает религиозность, как зонтик в неясную историческую погоду. Насколько хороша первая серия о любви, настолько безнравственна вторая, о смерти.
     Верный признак нравственного подельщика – искупительное обращение к религиозному мироощущению. Именно так грешит Михалков. Два других  автора смотрят на нас с экрана проникновенно честным и чистым взглядом.