Арба без колес. О романе Владимира Медведева Заххо

Александр Лебедев 6
  Не стал себя утруждать дешефровкой названия романа. Вероятно, как и положено первому слову в тексте, оно имеет глубокий смысл. Свои заметки я обозначил образом, возникшим у меня сразу после первого прочтения книги Владимира Медведева. Читал я с полной вовлеченностью, какая только возможна при нынешнем неимоверном актуальном контексте. Не то чтобы он отвлекал – скорее, втягивал в себя и роман, и меня-читателя. Даже имя автора делал зловещим, являя симбиоз известного Владимира и известного Медведева на фоне вора в законе деда Сангака и его народного фронта. Нынешний Донбасс видится мне палимпсестом  Таджикистана, каким он предстает в книге.
Ее сложный нарратив определился для меня образом колеса – отсюда арба! Колесо и арба от исторической глубины, какой дышит текст. Колесо такое, как у арбы, от усилия уловить те повествовательные оси, на которых строится роман. Усилие это не исследовательское, а сугубо читательское, поскольку повествовательные инстанции меняются, перемежаются. Надо постоянно уяснять, кто говорит: журналист Олег, подросток Андрей, его сестра Зарина, их дядя Джоруб, почти идеальный офицер Даврон или солдат Карим Тыква, или сам автор. Сюжетно они все между собой связаны и друг от друга отделены. Как та самая арба – никуда ехать не может, потому что колеса вокруг нее разбросаны. Усилием мысли мы ее сладить можем, да мысль не материализуется – арба не едет.
Финал открытый, но казнил мерзавца и сам погиб Карим Тыква, довелось Олегу «ближе разглядеть Даврона, мальчика из семейного предания», но в земляной тюрьме, где-то в неизвестности пропал Андрей, хотя есть надежда, что Зарина выживет, а их дядю Джоруба  «беды ждут-дожидаются». И… власть от одного мерзавца  перешла к другому.
   Осталось ощущение: роман уже почти состоялся как произведение эпическое да актуальный контекст все перевернул – сделал его произведением политическим.
Произведение опубликовано в журнале «Дружба Народов» 2015, №3-4.


27.05.15