Владимир Меньшов и Вера Алентова

Наталья Славгородская
"Пизанская башня" - это спектакль с участием знаменитых актеров. Фото предоставлено из Интернета.
 

Этот день настал. Куплены розы для любимой актрисы. Наша героиня спешит в театр.
Зрители ждут начало спектакля.
 На сцене нет привычного занавеса, и напоказ выставлена вся театральная «бутафория». Режиссёр данного действа выхватил «прожектором» из миллионов квартир самую типичную рядовую кухню. Часы на «кухне» показывают 18-00, телевизор демонстрирует новости. Льётся вода в раковину, а в ней грязная посуда. На кухонной плите шипит сковорода.
 
Ужин подоспел, пора ужинать. На кухню выходят «обитатели» этой квартиры - Владимир Меньшов и Вера Алентова. Громкие аплодисменты приветствуют актёров, но они не обращают на это никакого внимания: они в «образе» своих героев. Началось волшебство: отдача «космической» энергии актёров зрителям!

Герои спектакля - супруги. Они давно живут вместе, и порядком друг другу надоели. Мужу через двадцать пять лет совместной жизни, по-видимому, уже на всё наплевать. А жена в процессе эксплуатации мужем затёрта «до дыр», как домашние тапки, которые и выкинуть жалко и носить невозможно. Жена стала уже продолжением кухонной мебели. Вот такая, самая типичная рядовая ситуация. Всё, как в жизни!
Супруга превращается в течение жизни в «батрачку». Вот и сейчас на кухне перед зрителем она непрерывно что-то трёт, моет, готовит еду, кормит «ненаглядного» и опять моет посуду. Чувствуется, что круг её обязанностей огромен до бесконечности.
А вот и муж сидит за столом, развалившись, ужинает. Он - настоящий «барин». Он неторопливо поглощает ужин и не смотрит даже на жену. А зачем? Ведь по спортивному каналу идёт интересный репортаж по футболу. Он громко комментирует увиденное и горячится, что промахнулись «наши». А жена в это время только успевает ему подкладывать на тарелочку котлеты.
Муж явный «паразит» в семье. Так бы продолжалось до конца их жизни, если бы его жена, эта рабочая «лошадка», бежавшая по бесконечному «кругу» семейной жизни, случайно не посмотрела бы в чужую сторону. Там она вдруг заметила красивый «зелёный лужок», где травка, оказывается, гуще и вода слаще. И она решает сойти с дистанции, а об этом должна сегодня объявить мужу:
«Всё, сейчас я ему всё скажу!»- решает она.
И шевеля непослушными губами, она произносит ключевую фразу: «Я ухожу!»
Но это произнесено очень тихо, что ей самой кажется, что она с трудом себя слышит. Так как её сердце от страха колотится гораздо сильнее, чем она говорит. Оно пульсирует где-то в горле, заглушая её собственные слова. Но всё же муж её слышит.
-Да, тебе надо сменить обстановку, - ничего не подозревая, говорит ей муж и добавляет при этом,- Тёще привет!
- Я ухожу совсем!- уже смелее говорит жена.
- А, с ночевкой? Валяй!
Немного помолчав, прожевав очередную котлету, добавляет:
- Но учти, завтра картоха! Я заеду за тобой.
Затем многозначительно:
- Тёще привет! Я её уважаю, хотя она была против нашего брака.
- Я признаю, что мама тогда была права.
- Признаёшь? Интересно, гм,- с ехидцей сказал он.- Ты же была в «интересном» положении? А впрочем, мне всё равно. У меня матч, разве не видишь?
После чего он опять уставился в «ящик».
И вдруг, произошло невероятное: наша героиня видит, что её здесь не хотят слышать, осмелилась выключить своего «врага» - телевизор. Её мужественный поступок мог иметь тягчайшие последствия для неё же. Поэтому она отбегает скорее в сторону и жмурится, ожидая удара от мужа.
А муж расценивает поступок своей жены по-своему: «Так, наверное, она о чём-то догадывается? Интересно, насколько она посвящена в «это»?»
И тогда он решил признаться сам:
- Ну, выпил! Всего лишь 300г. И то, это было вчера. В среднем мужчине в неделю позволительно пить два раза, - увидав, что жена не реагирует на его слова, перешёл на повышенный тон. - Ты, претендуешь, чтобы я совсем не пил? Но это же бестактно?
-Я не претендую, я ухожу от тебя!- уже довольно внятно сказала жена.
-Эх! - с сожалением выдохнул муж, - главное, картошку посадить не успели!
«Наверное, уже пора просить прощения? - думает лихорадочно муж о следующем своём шаге. - Правда, не знаю за что? Но всё равно надо попросить, так на всякий случай. Они это любят. Надо торопиться. Может быть, ещё матч успею досмотреть?»
- Дорогая, прости, - сказал быстро муж, - и тут же опять включает телевизор. Но, вот досада, матч уже закончился. Зато он слышит, что жена тихо всхлипывает в углу кухни, вытирая слёзы фартуком.
-Ну, вот опять: «Москва слезам не верит!»
Жена вытирает слёзы, взявшись за чемодан.
- Ты, погоди, не доводи до абсурда! Ведь ничего не было?
-А что было?
-Вчера одни мужики в компании были и Людка. Я ведь один через Людку не проходил, мужики стали меня подкапывать, и, - обращаясь к жене, он оправдывался, - тебе приятно такое про своего мужа слышать? Ну, вот я и пошёл,- сбивчиво продолжает говорить он.- Но, ничего же не было! Но, «задумка» была, честно признаю. Но, если только за одну «задумку» наказывать, то надо тогда точно половину всех мужиков этого того…
Муж видит, что жену не трогает его рассказ.
«Значит, она всё знает!- решает он, - пора признаваться по-полной»
-Это не мой ребёнок!
-Как? - гневно кричит жена. Она набрасывается на него с кулаками со словами: - Как ты смел, только подумать такое? Лёша – наш сын!
-Да, ты что? – успокаивает её муж, не ожидая такой развязки.- Я же про ребёнка в Саратове говорю: - это ещё при социализме было,- совсем запутавшись, бубнит муж. - Понимаешь, надо было как-то время проводить вечерами? Ты же понимаешь, тогда никаких развлечений не было. Ну, вот я её и пригласил скоротать вечерок вместе. Потом, знаешь, звонит мне и предлагает: «Ты не хочешь на ребёнка посмотреть?» - немного подумав, он продолжал. - Итак, понятно, что не «слон» родился. А потом, сколько беременных в Саратове? Что я, на всех детей буду смотреть?
Наступила зловещая пауза, он кротко спрашивает:
- Откуда ты всё узнала?
- От тебя, только что.
-Как? Эх, что же я, так поторопился,- разочарованно выпалил он,- Дорогая, ты что?

Лицо его побледнело. Такой он никогда не видел жену, поэтому сразу забывает про собственную самозащиту.
А жена, выпив залпом «боевые» 100 грамм, идёт на него, как на врага. От неожиданных признаний мужа в ее крови появляется такой «озверин». Поэтому она решительно идёт в бой. Она держит в руках единственное своё «грозное» оружие, газовый баллончик, который достаёт из сумки.
Поистине: «Клиент созрел!» Муж залпом рухнул на пол. Теперь путь свободен, и она может отправляться в Италию, где её ждёт жених-итальянец. Она познакомилась с ним по интернету. Итальянец обещает ей счастливое будущее.
«Пусть итальянец врёт насчёт счастливого будущего, но он хотя бы меня познакомит с культурным наследием своей страны. И я, наконец, увижу Пизанскую башню!»- думает с надеждой женщина.
Ей, в сущности, сейчас уже всё равно. И она совсем не сожалеет, что уезжает далеко от родного дома и бежит сегодня от мужа.
«Лишь бы подальше от него, можно и в Пизу!»- думает с облегчением она.
На полу продолжает лежать её ненавистный муж. Он кажется ей таким большим и бестолковым.
«Надо торопиться, через пятнадцать минут он очнётся, а я ещё здесь»,- беспокоится женщина. Она решает встать, но на глаза вдруг попадается их свадебная фотография. И воспоминания вдруг разом уносят её в далёкое прошлое.
«А ведь, как я его любила и верила ему!- обида вновь комком подступила к её горлу,- теперь, образовалось полная пустота в моей душе. Всё выгорело.
Особенно, он убил меня тогда признанием, что женился на мне из-за моей мамочки. С тех пор он, наверное, и не любит её, что она заставила его это сделать. Да, действительно, её мама посетила его тогда в общежитии и призвала его к «порядочности»:
- Молодой человек, вы обязаны жениться, моя дочь беременна от Вас!
 Так это было потом, а поначалу он пришёл к ней в библиотеку и попросил книжки о Болгарии. Я тогда сделала ему тщательную подборку литературы. Ждала его, а он всё не шёл и не шёл. И тогда я сама пошла к нему с книжками. А дальше, был поход её мамы. А, оказывается, его тогда интересовала какая-то болгарская девушка. И он, не зная о чём с ней разговаривать, решил для этого зайти в библиотеку. Женщина делает горький вывод для себя: "Мужчины отличаются от женщин решительно всем. Женщина любит того, кого «слепила» сама. А мужчина – всё, что только «движется». Так всё кончено с ним! Надо собираться!» - решает окончательно женщина, и встаёт с колен. Она переодевается в вещи, заранее купленные для поездки в Италию, берёт чемодан и направляется с чемоданом к двери.

Тут муж очнулся. А перед ним стоит незнакомая женщина, отдалённо похожая на его жену, но в отличие от неё, эта - красавица. Герой прозревает разом и понимает, что он всё же «паршивый пёс». Ведь, перед ним стоит его собственная жена.
- Какая женщина! - говорит он.
 Он протягивает к ней свои руки. Она отдёргивает его от себя и брезгливо говорит:
-Теперь можно любить меня только платонически. Я не твоя. А, что тебе говорить? Ты же не любил никогда!
-Ты не права, - говорит он в сердцах.
И тогда он поведал ей о неожиданной своей страсти в молодости: «Эта женщина работала тогда в моей бригаде маляром. Я влюбился в неё, как мальчишка. Я так боролся в то время с соблазном уйти из семьи, что взял и уволился из-за этого с той работы. И больше я «предмета» своей страсти не видел. А причина была только в том, что у меня уже была семья. Это - ты и Алёшка. Как вы останетесь без меня?- думал тогда я и тогда я приказал себе, - Всё к чёрту эту любовь, семья важнее! И я остался с вами».
Рассказывая эту историю, он внутренне  потеплел. И в нём вновь появились  родные «чёрточки», которые когда-то сводили её с ума. Его признания захватывают её врасплох, что она тут же забывает о городе Пизе, об итальянце и далёкой Италии. Зачем ей сейчас итальянец? Когда перед ней опять - он, родной муж, и это главная причина, что она ещё здесь, а не в аэропорту. Звучит звонок телефона. Женщина берёт трубку.
- Мама, я не еду. Мама, да, я дура, да, я набитая дура! Мама, я перезвоню тебе позже.
Муж понимает, что его жена остаётся с ним. Значит, она ему верит, и этим она вновь признаётся ему в своей любви. В нём вспыхивает дикое желание обнять её, и он даёт свободу нахлынувшим чувствам. Они обнимаются и вновь обретают то, что почти потеряли. Их «лодка», которая имела до этого серьёзный крен, как та «пизанская башня», вдруг выпрямляется. И теперь на ней можно им плыть вместе в их общее будущее.

Спектакль завершается. Разразился гром аплодисментов. Екатерина Ивановна первая взлетает на сцену с цветами, она рядом с великой актрисой. Она видит так близко её огромные серые глаза. А в них - бездонная душу, а ещё - не высохшие слёзы. Но эти слёзы уже не самой актрисы, а той, другой женщины, чью жизнь актриса только что «прожила» на сцене. В этом и состоит волшебная сила искусства!

И всё же: «Москва слезам верит!» И «верит» в искренность каждой слезинке в глазах актрисы Веры Алентовой одна скромная служащая Екатерина Ивановна.
Актриса принимает розы от нашей героини и тихо произносит уставшим голосом: «Большое спасибо!»