Отзыв на книгу Олега Роя Фантомная боль

Нина Ватрушкина 2
Роман Олега Роя «Фантомная боль» читается легко, от второй половины книги практически не оторваться.

Фантом (фр. fantome — призрак), отсюда и боль несуществующая, но и не отпускающая. Практически  книга  Олега Роя – виртуальное воплощение «жизни после смерти».

В кафе под названием «Желтый чайник» убит человек. Его имени мы пока не знаем, и он о себе ничего не помнит. Доверенный то ли Бога, то ли Дьявола предлагает новой усопшей душе «поиграть». Вселиться в тела еще трех застреленных в кафе, прожить по 9 дней в каждом, а затем остаться в одном из них, на выбор, еще 33 года.

Побыть в состоянии другого человека, значит, осознать неустроенность его жизни, стать адвокатом любых его действий. Ход интересный, философский, оправданный.

Но, прочитав эту увлекательную книгу, вдруг начинаешь ощущать какие-то сомнения,сознание начинает сопротивляться прочитанному.

Во-первых, все герои не просто материально обеспеченные – богатые. У первого же тела, студента Майкла (Миши) «золотая» банковская карточка. Затем богатый бизнесмен в инвалидной коляске, который выходит из депрессии и «решил написать книгу». А пока каждый день по 2 часа массажистка разрабатывает его ноги.

Третья – Настя – оторва, вынуждена воспитывать почти новорожденную племянницу, поскольку сестра погибла. С уходом за ребенком проблема, с деньгами – нет, хотя никто не работает, никого рядом нет. Положение спасает молодой разведенный сосед с опытом выхаживания малыша.

Все смежные герои только и думают о богатстве, и, если не получается, то, разумеется, спиваются.

Вторая особенность героев Роя – все отчаянно красивы. «Золотая молодежь» Миша, впервые увидев себя в зеркале, заявляет: «Да я просто красавец!» Вера, жена инвалида на коляске, «красивой была всегда». Настя симпатичная, а ее сестра, мать ребенка Анжела «какая красавица!»

Марина, первая жена Андрея «красивая», «спокойная, хозяйственная и без родственников». Потеря свежести и красоты – путь в отверженные. Так и произошло. «Жена его 20 лет обихаживала, лелеяла, обстирывала, а как постарела – подурнела, моментом сменил ее на силиконовую красотку».

Такие критерии как богатство и красота, вряд ли помогают стать литературному исследованию глубоким. Человек, расстрелявший посетителей в кафе, точно должен иметь проблемы или с материальным положением, или с внешним видом.

Им оказался Алекс, наш безымянный вначале герой. Актер – неудачник, безработный. Непризнанный талант признала Анжела, надежда и гордость бизнесмена Андрея, его старшая дочь. Влюбленная девушка отказывается от опеки родителей, отдает ключи от машины и уходит пешком! с любимым. «Сами-сами-сами, повторяю я в ритме шагов».

Но как "сами"? Алекс ничего не умеет, Анжела беременна. По логике Роя, чем теперь займется Алекс? Правильно – будет пить. Безденежье, роды, уход за ребенком – и вот уже это хрупкое создание умирает на приеме у педиатра. Что теперь делать Алексу? Обидеться и убить всех, что он и делает.

Но доверенный, как оказалось не Бога, а Дьявола, теперь он не скрывает свое черное обличье, предлагает исправить ошибку. А как ее исправишь, если 4 трупа налицо (три совсем не случайных посетителя в кафе и стрелявший, которого в свою очередь убивает полицейский).

Остается перевести стрелки. На кого? Неудачник Виктор, первый муж Веры, давно нечаянно выпал с балкона 9-го этажа. Остается бывшая трудяга Марина, все равно красоту она потеряла.

В современной жизни в семье главную лямку тянет женщина: бережет очаг всеми доступными и недоступными методами, довольствуется гражданскими браками, после которых одна ведет свой семейный бюджет, воспитывает детей, за что и получает порицания: не так воспитала, упустила, не тому научила, не доглядела, в люди не вывела.

А Алекс все прочувствовал, целую ночь убирал и вычищал квартиру, последнюю водку потратил на мытье стекол. Шерше ля фам. Находим Марину. Но тогда она должна убить не только бросившего ее мужа и его неповинного в этой беде пасынка, но и Настю.

«Марина! Ты… Она же твоя дочь!» - «Ты врешь… Это твое отродье». Ну дальше только «no comment», если б не последняя фраза: «На черном прямоугольнике горят три цифры - 666».