Смерть бабы Азы

Ботакараев Бахыт
                Смерть бабы Азы.
Вчера привезли домой  урну с прахом моей квартирной хозяйки Азы Григорьевны . Она умерла неделю назад.Тихо и  просто как и жила.В последние дни она мне говорила , что так устала  жить.что никого у нее не осталось на   этом свете.Месяца три назад умерла ее последняя подруга, она жила в конце нашей улицы. Изредка приходила в гости, ей было тяжело ходить,одной ноги у нее не было .вместо ноги у нее был протез.Она стучала к нам в окошко, и тоненьким смешным голоском  звала подругу .\Аза Григорьевна это я  ,открывай\.

 Потом они сидели на кухне обсуждая что-то  свое.Аза Григорьевна не была подарком, суровая, без иронии ,уральская женщина, часто выражавшая свои мысли в виде отборного мата.Не отказывающеяся от  ста грамм, она была человеком  необычайно честным и прямым. В последний свой день, она  загрипповавшая две недели назад, встала и попросила поесть. Я обрадовавшись, что бабушке стало легче, бросился на кухню греть суп.Похлебав немного она оттолкнула тарелку\ Что-то невкусно\  на что я ответил ,\Сейчас схожу в магазин куплю что-нибудь вкусное\Она прикрикнула  твердым голосом \Никуда не ходи, будь дома\ . Через минуту уже на кухне я услышал как она захрипела, страшно и тяжело.Крикнув ее зятю ,который был во дворе\Леня беги домой,бабушке плохо\приехала Скорая помощь  но все было тщетно. Она ушла из жизни .
Светлый  майский день. Мы идем на кладбище в Кольцово.Сейчас поселок Малый Исток административно  входит  в Кольцово где находится аэропорт ,аэродром и прочие авиаслужбы. От дома Азы Григорьевны до кладбища минут десять ходьбы. Оно старое и очень ухоженное,там похоронены очень известные люди такие  как Бахчиванджи,  первый летчик освоивший  первый реактивный  самолет и погибший при его испытаниях.Сама баба Аза проработала в порту, как называют  аэропорт местные ,сорок лет, откуда и пошла на пенсию. За последние пятнадцать лет в Малом  Истоке началось бурное строительство коттеджей продажа и перепродажа земельных участков .Сменились соседи и практически вся наша улица уже была заселена незнакомыми  нам людьми . Да и новые жильцы не горели общатся между собой и нами старожилами. Так что провожать бабу  Азу пришли всего несколько человек.Закинув ремень урны на плечо,подождав пока мужики закроют ворота , тяжело  вздохнув я двинулся вслед за ними по тропинке ведущей на погост.Рядом со мной с палкой в руке ковылял Сашка Минин,   по прозвищу Казанова .В последнее время он сильно сдал, еле ходит, опираясь на палочку.Я боюсь что он упадет,придерживаю его.Несколько лет назад его молоденькая дочь,шестнадцати лет погибла с подругой,попав под поезд на моих глазах,проходящий  недалеко от моего огорода .О его любовных похождениях  в поселке ходят легенды.Весь его вид свидетельствовал о бурно прожитой жизни, белая, благообразная бородка контрастировала,  со свежим синяком под единственным глазом .Пальцы рук изуродованы страшными ожогами .Поговаривали  что это у него после попытки самосожжения,от несчастной любви. Сам  он  на эту тему  отмалчивается. Когда то его родители помогли построить дом Азе Григорьевне и она чувствовала  себя должной Мининым. Давно  нет в живых родителей,беспутного Саши  Минина .Перед  смертью  мать Саши попросила Азу присмотреть за непутевым сыном    .  Потеряв  документы без работы, без пенсии, он болтался в поселке перебиваясь случайными заработками ,не гнушался подбирать все что плохо лежит,точнее  крал по мелочам . У той же Азы Григорьевны, украл и сдал  всю алюминиевую посуду.В  последний год он болеет,волочит ноги.Я подшучиваю над ним \Саша, ты наверно украл у меня болезнь Паркинсона?\.Регулярно ходит обедать к нам, памятуя бабу  Азу, мы подкармливаем его.За неделю до смерти к нам приезжала  старшая дочь Татьяна . Бабушка обрадовалась , хотя до этого ее наезды не приносили  ей кроме хлопот ничего хорошего .Таня пила запоями, за неделю пьянки она устраивала такой кавардак,  что ее выгоняла бабушка, обложив ее напоследок  такой руганью,что уши вяли . Вот и на этот Таня раз приехала пьяная, всю ночь не давала нам спать.Утром она уехала, сказав нам что  больше у матери не появиться ,даже если она умрет, Мы  сообщили ей о смерти матери ,но она не приехала проводить в последний путь свою мать, хотя живет она неподалеку.Какие то обиды,  связанные с наследством  остающимся после смерти Азы  Григорьевны,дележкой ее дома  затмили ей разум.Перед тем как везти  в крематорий   гроб ,по обычаю, его поставили перед воротами, чтобы желающие могли проститься. Пришли всего несколько человек,ее поколение давно ушло, ушли коллеги , ушел тот мир в котором она прожила большую часть  своей жизни и была как она  мне говорила,счастлива  и уважаема,имея ввиду период социализма .Пришли братья Монские,Сергей и Николай ,мои ровесники. А вот родная дочь  Татьяна не пришла.Бог ей  судья. Несу эту урну и думаю, ведь у меня  самого ситуация почти такая же, уже как год ни сын ни дочь не звонят ,не интересуются жив я или  нет. И где проходит граница нравственности  и подлости в отношениях между родителями и детьми после которой начинается подлость по отношению к родителям или детям? С подлостью по отношению  к детям ,все ясно. Детей защищают правовые акты,в которых все расписано ,Тоже самое мы не можем сказать об отношении взрослых  детей к родителям. Ведь старики нуждаются в их внимании,а это вещь зыбкая , неуловимая .И каким законом прописать сколько раз в неделю должна звонить мне дочь ,спрашивая о  моем здоровье после того как обокрала меня и присвоила мои небольшие деньги которые я выручил за проданный свой дом .В каком законе напомнить  сыну что это настолько дико и подло прятать свой адрес  и место проживания от отца.чтобы не дай бог  он заявится в гости ..чтобы навестить внучку,ведь придется встречать отца , а это расходы…  Вот  мы  дошли до кладбища,нашли могилу Лобанова, покойного мужа Азы Григорьевны. Перекрестившись  мужики вырыли ямку  рядом с могилой Лобанова. Опустили урну   в  ямку, засыпали землей. Сели на  скамеечки , выпили  за упокой души усопшей. Прибежала белка,  утащила кусочек хлеба  из пакета, рассмешив нас.Вот  и нашла свой вечный покой и последний приют, баба Аза.  Иду с кладбища, а мне видится маленькая, голодная девочка ,которую ругает  мама,  чтоб она не лизала кусок соли вместе с коровой и слышится смех Азы Григорьевны вспоминающей голодное детство  и ее слова, что от голода, даже соль казалась вкусной…