Узбекский импрессионист -Павел Беньков

Алина Алексеева-Маркезин
Павел Беньков.Девушка с дутаром.1947год.

       Каждый народ с почтением относится к представителям другой страны, уважающим и воспевающим его традиции и духовные ценности. Именно таким высокочтимым художником был для Узбекистана россиянин Павел Беньков.

            “Мой приезд в Узбекистан, – писал П. П. Беньков в своих воспоминаниях, – можно назвать особым периодом… Именно в Узбекистане я начал переходить к сложным композициям”.

           Приехал художник в Узбекистан в 1928 г. Очарованный этим краем, он остался здесь на всю оставшуюся жизнь, которая завершилась в 1949 г. в Самарканде.

       Павла Бенькова ещё называют узбекским импрессионистом, родился в 1879 году в Казани, учился в Петербургской Академии художеств. Продолжил своё образование в Париже в академии Жюлиана в 1906 году.В своих жанровых и исторических картинах, написанных в годы жизни в Узбекистане, а также портретах, П. П. Беньков красочно отобразил национальный колорит и быт людей, живущих в Узбекистане, природу края и архитектуру его городов.
 
         C 1909 года по 1929 год П. П. Беньков преподавал живопись в художественных учебных заведениях Казани.В 1929 году он вступил в «Ассоциацию художников революционной России».B1929 г.Беньков приехал в Узбекистан.Второй, узбекистан­ский, период наиболее значителен и плодотворен в творческой деятельности Бенькова.

    Здесь полностью раскрылись индивидуаль­ные особенности его таланта, здесь он стал подлинным мастером.С 1930 года стал преподавать живопись в Самаркандском художественном училище, где он воспитал целую плеяду местных узбекских художников.
 
       В Узбекистане художник был потрясен красотой природы, сердечностью и гостеприимством людей, их бережным отношением к традициям и обычаям. Обосновавшись в Самарканде, он выезжал в творческие командировки в Бухару и Хиву.

    Очень плодотворной была его поездка в Бухару. Работая здесь, Беньков понял, что необходимо применять особый метод наложения мазков, передающих освещенную солнцем натуру на открытом воздухе, характерный для импрессионистической живописи. Хорошо владея этим методом, художник создал в Узбекистане, по существу, школу пленэрной живописи.Он стремится передать контрасты яркого солнечного освещения и гу­стых теней, запечатлеть национальные особенности быта узбекского народа, облик людей, красочность их костюмов.
 
   “Одним из качеств Бенькова, у которого есть чему поучиться современным мастерам кисти, было то, что он принимал активное участие в жизни узбекского народа, воспевал его образ жизни, традиции, художественно отражая их в своих полотнах, с любовью и искренностью выявлял самобытность этой жизни, не упуская мельчайших подробностей, – говорил о нем художник Рузи Чарыев.

 – Циклы его работ, посвященных Самарканду, Бухаре, Хиве, прославили его на весь мир. Если вы обратите внимание, на всех его полотнах, будь то портрет или пейзаж, присутствуют изображения исторических памятников”.   

    C 1930 г. в течение девятнадцати лет он руководил Самаркандским художественным училищем. Беньков обладал даром передавать свое мастерство ученикам.Своими заме­чаниями и увлекательными рассказами о великих мастерах живо­писи он вдохновлял учащихся, среди которых пользовался исклю­чительным уважением и любовью.

       Чтобы лучше понять новую для него жизнь и увидеть все интересное и необычное, Беньков много путешествовал по Узбекистану, посещал развалины старых городов и небольшие кишлаки. Свои работы мастер старался всегда писать на воздухе. Крупные многофигурные композиции и портреты, написанные им в этот период, буквально пронизаны светом.

         Но с особой любовью он пишет небольшие узбекские дворики и сады, где у небольших прудиков так приятно проводить время в полуденный зной. Эти работы художника и в наши дни пользуются необычайной популярностью.

     Его учениками были известные живописцы Узбекистана B 1949 г. ему присвоено звание Заслуженного дея­теля искусств.B начале1949 г. его кандидатура была выдвинута в действительные члены Академии художеств CCCP.Место захоронения: г.Самарканд.Кладбище"Центральное".

      Именно самаркандский период творчества сделал Бенькова признанным мастером. Его картины, написанные в то время, теперь можно увидеть в музеях и картинных галереях многих стран, несколько его работ представлены и в Третьяковке.

       О своем знаменитом наставнике Павле Петровиче Бенькове его ученик – известный узбекский художник Абдулхак Абдуллаев писал: “Редкому человеку удается оставить в сердце людей такой глубокий след, какой выпал на долю этого крупнейшего художника.

 Я не хочу этим сказать, что у нас нет кроме Бенькова хороших художников. Но все-таки Павел Петрович был среди нас один. Это, мне кажется, следует помнить, особенно нашим молодым, подрастающим художникам. Мы – ученики Бенькова – передадим им, как драгоценную эстафету, традиции школы Павла Петровича”.

Более подробно познакомиться с творчеством художника можно здесь.
http://maxpark.com/community/6782/content/1819766