От Диккенса к Уайльду

Диза Ми
            Викторианство. Как много в этом слове….В этом слове сплелось поистине чрезвычайно много.  Противоречивая, парадоксальная   «черно - белая» эпоха, прославляющая «серое».  Одетая в культ  семейных ценностей, замешанных на пуританскоевоспитании англиканской церкви,  она породила  двойственную мораль и викторианское общество,  заточнное под благосостояние среднего класса. Приоритетами в этом обществе являются: трезвость, пунктуальность, трудолюбие, экономность, хозяйственность, но все эти «добродетели» прекрасно сосуществуют с вопиющим классовым неравенством и невероятными жестокостями в личных отношениях.  На  первый план выдвигаются интересы именно среднего класса, подкрепляемые уверенностью религиозного мировоззрения. Мировоззрения суть которого заключалась в том, что материальное процветание воспринималось как вознаграждение за благопристойный образ жизни, заключавшийся в доведенном до крайности пуританстве, недоверии к чувственной стороне жизни и природе человека, призыве к подавлению всех естественных начал и боязни всех наслаждений, в том числе и искусства.  В сущности,  эстетическая функция искусства нивелируется  и литературное творчество воспринимается  исключительно в как инструмент воспитания или назидания. В силу чего викторианское общество, в основе которого лежало одностороннее, приукрашенное представление о человеческой натуре, исключающее  любую возможность на самореализацию сложной неоднозначной человеческой личности,  превращается  в ханжеский, лицемерный, фальшивый социум. 

Литературное творчество викторианской эпохи ограничивается тремя течениями: реализмом, натурализмом и эстетизмом. 

Наиболее эксплицитно черты викторианской  эпохи в ее расцвете отражены в реалистических  романах Чарльза Диккенса, Ульяма Теккерея, а также сестер Бронте.  Творчество этих писателей воплощает в себе все признаки, характерные для жизни Англии, совпавшей со временем правления королевы Виктории. Именно в период с 1837 по 1901 год буржуазная культура Туманного Альбиона обретает форму и содержание о которых говорилось выше. Английские романисты мало  теоретизировали по поводу структуры и проблематики своих произведений, и, зачастую,  содержание таких книг как «Большие Надежды», « Ярмарка Тщеславия», «Джейн Эйр», «Грозовой перевел», можно свести к довольно непритязательной формуле Уилки Коллинза: « Пусть читатель смеется и плачет, пусть ждет». Реалистический роман композиционно рыхлый, часто неясный, стилистически небрежный, но всегда неизменно дидактичный.  Герой викторианского романа первой половины XIX  века - средний, заурядный человек, не сжигаемый внутренними страстями, не бросающий вызов обществу, а желающий как можно безболезненнее вписаться в общественное мироустройство. Именно поэтому творчество вышеупомянутых писателей часто описывает процессы взросления  и изменения личности. И именно поэтому авторы - реалисты прибегают к жанровому образцу романа воспитания, так как только этот жанр имел возможность в полной мере отразить оптимистический взгляд на жизнь и показать духовный рост человека, обретающего свое место в жизни.  Вообще нужно отметить, что тема детства в литературе реализма приобретает необычайную актуальность. Отныне ей уделяется особое внимание, как к своеобразной формирующей эпохе в жизни каждого человека. 
 
Однако в 60 годах, в силу научных открытий,  викторианский образ жизни претерпевает своеобразную десакрализацию. Связано это не в последнюю очередь с именем Чарльза Дарвина и его теорией эволюции видов.  Определяющая роль науки в жизни и развитии общества обретает также идеологический  фундамент, в виде философии О. Конта, поставившего свои размышления на позитивистские и прагматичные рельсы.  С именем О. Конта также связано возрождение агностицизма, говорящего о непознаваемости мира и призывающего к фактографическому его восприятию.  По сути это  означало расширительное толкование реализма. Отныне основной задачей литератора являлся не поиск правдоподобия, не аналитическая интерпретация реальности,  а узнавание и описание фактов действительности. Именно эти идеи легли в основу натурализма - как литературного течения.  Среди представителей этого течения можно назвать Джорджа Элиота, Джорджа Мура, Джорджа  Гиссинга, Артура Моррисона. С  этими именами связано расслоение английского романа на старый - викторианский и новый, предвещающий иную эпоху. Именно в это время значительно возрастает читательская аудитория, что происходит в связи с повышением общего уровня образования. В этой связи меняется и отношение общества к искусству, так как появляется огромное количество эссе и манифестов о смысле литературного творчества и о его значении. Интересно,  что с течением натурализма связана дифференциация жанров романа. Например, возникают детективные , исторические, приключенческие, фантастические романы, которые в разной степени драматизируются.  Более интенсивно прописываются интриги и характеры героев.Уточняется и детализируется их психологическая характеристика.  Наряду с этим меняется и сам герой: в отличии от типичного «викторианца», герой натурализма лишен юношеского максимализма и идеализма, однако думает о карьере и умеет  сочетать прагматизм с этическими нормами поведения, воспринятыми словно по инерции от реализма.  Герои новых романов часто привлекательны, обладают умом, тактом, образованием,  манерами и умеют нравиться женщинам. Но несмотря на то, что они окружены как злыми искусителями так и друзьями, их судьбы часто складываются несчастливо.  Резюмируя все выше сказанное относительно натурализма, можно сказать, что это литературное течение стало реакцией на реализм. И если последний опирается на инструментарий воображения, то второй  в литературном творчестве стремится в большей степени задействовать науку. Наиболее полно программу натурализма выразил Дж. Мур: «Идея нового искусства, основанного на науке, противоположного искусству старого мира, основанному на воображении, искусства, могущего все объяснить и объять современную жизнь в ее полноте, в ее бесконечных ответвлениях, способного стать новым кредо новой цивилизации, поразила меня, и я онемел от восторга перед грандиозностью этой мысли и неимоверной высотой устремления». Думается эта цитата из произведения «Исповедь молодого человека» может служить своеобразным манифестом всего английского натурализма. По существу, каждый из писателей «новой литературы» идет своим путем, разоблачая и критикуя перспективы и возможности викторианского романа. Порой эта критика давала свои результаты, намечая выход к новому искусству.  Писатели - натуралисты создают из человеческого существования некое экспериментальное поле и в целях  более тщательного проникновения в сущность человеческой натуры, постижения истинных причин и мотивов его поведения и поступков, ведут настойчивые поиски нового материала, используют экзотику приключений на южных морях и в  дальних странах.  Таким образом, в условиях распространения религиозных сомнений, ересей, разочарований, ведущих к интеллектуальному и духовному  одиночеству, справедливо говорить о том, что мировоззренческая парадигма викторианского романа была обречена на разрушение. 

Эстетизм, как литературное течение, в свою очередь явился  реакцией на натурализм, а также викторианство. В конце XIX столетия происходит ломка социально - этической системы, основанной на прагматизме и влиянии естественных наук на сознание человека. На смену такого властителя дум как Г. Спенсер, приходит Г. Сиджвик, философия которого наиболее адекватно отвечала отвечала потребностям быстро развивающегося  английского  общества, тяготеющего к утилитаризму и прагматизму. Однако десятилетия духовного закрепощения викторианской эпохи, выплеснулись в популярность философии Ф. Ницше, обретший на почве Великобритании поистине грандиозные масштабы.  «Бог умер», - провозгласил немецкий философ. « А значит все дозволено», - вторил ему Ф. Достоевский. И хотя наш соотечественник скорее вопрошал нежели утверждал, на Западе его поняли именно так.  В условиях всепоглощающей десакрализации общества образовалась некая незаполненная ниша - духовная пустота, обусловленная отсутствием религии христианского толка. Эстетизм делает своей религией искусство,  а вакантное место Бога занимает Красота, в платоновском ее понимании, где подлинная красота относится к области трансцендентного, а любое ее материальное воплощение является несовершенной и незавершенной идеей Красоты.  Так рождается идея искусства ради искусства, и жизни ради жизни, что в свою очередь приводит к популяризации гедонических настроений.  На этой волне переосмысливается и герой эстетизма. Отныне в литературном творчестве воспевается герой, бросивший вызов обществу, живущий вопреки буржуазному прагматизму, свободный художник - нонконформист, открывший для себя конечность бытия и необратимость времени,  соединивший жизнь, творчество и смерть воедино, пишущий свой личный завет, сочиняющий свой «памятник нерукотворный», свой «неведомый шедевр», создающий из себя самого  своего «сверхчеловека». Художник отныне становится приверженцем трагической философии и искателем некой трансцендентной истины, для которого приоритетным в творчестве является постановка и решение своих собственных задач, а также доминанта  формы над содержанием. Зачастую, герой - декадент создает из своей жизни произведение искусств и в этом видится его первый и единственный подвиг.
Первая, и, пожалуй, единственная  фигура  английского эстетизма в литературе - это О. Уайлд.  Этот автор по праву считается иконой декаданса - течения, непосредственно соприкасающегося с эстетизмом конца XIX  века. Центральным, справедливо даже сказать программным произведением О. Уайльда является роман «Портрет Дориан Грея». Именно здесь он полнее всего воплощает основные идеи эстетизма, показывая свою концепцию человека, который ни добр ни зол,  в душе которого ад и рай.  Текст романа насыщен парадоксами, отражающими абсолютную дезориентацию человеческой жизни, в которой смешалось все: красота и безобразие, истина и ложь, правда и иллюзия.  Зачастую афористические высказывания этого романа толкали читателей «правильной» «чопорной» Англии на поединок с действительностью, в которой бывшее викторианское общество знало стоимость предметов, но не знало их ценности.

Таким образом, литература девяностых годов XIX века, чрезвычайно метко окрашенная в желтые цвета декаданса ознаменовала закат Викторианской эпохи. Так или иначе все фальшивое всегда обречено на смерть, ибо оно не настоящее. На смену всему, что подавляется всегда приходит нечто естественное, дионисийское. Но истинным произведением искусства становится лишь жизнь прожитая в гармонии. «Ничего сверх меры», - сказал Сократ почти два с половиной тысячелетия тому назад.  Но он не учел, что мера у каждого человека своя и не каждый в состоянии ею владеть. Однако  каждый из нас, делая тот или иной шаг в своей жизни,  в состоянии подумать в первую очередь о жизни другого человека. Утопия? Нет. Всего лишь «программные мысли»…