17. Однокозова Нинэль Алексеевна

Владимир Пузиков
17. ОДНОКОЗОВА НИНЭЛЬ АЛЕКСЕЕВНА

11 ноября 1990 года Однокозова Нинэль Алексеевна, проживавшая в г. Москве, выслала в адрес Ставропольского краеведческого музея свои воспоминания. В декабре 2014 года сотрудники музея, в связи с подготовкой к 70-летию Победы советского народа в Великой Отечественной войне, любезно предоставили нам ее письмо для публикации.

Из письма Н. А. Однокозовой: «…Уважаемые товарищи! Открыточку Вашу получила. Спасибо за память и поздравления. Что можно сказать о жизни Алексея Григорьевича? Волею судеб память о нем жива в музее города Кизляра, где он захоронен, в музее города Благодарного, откуда ушел в партизаны, и у Вас – в Ставрополе.

После войны от мамы я узнала, что кто-то приезжал от Вас. Что было передано в музей города Ставрополя мне неизвестно, в то время я училась в институте, в Москве. Могу предположить, что это могли быть фотографии. Папа очень увлекался фотографией. В нашем доме был специальный большой альбом, где запечатлены все семейные события, большие и маленькие.

Из папиных вещей, когда мы вернулись из эвакуации из города Джамбула Казахской ССР в 1943 году в Пятигорск, нам передали его черную бурку и походное байковое серенькое одеяльце, которое я потом взяла с собой в Москву, как память об отце. А вот, куда девалась бурка, не знаю. После окончания института в 1949 году, я осталась работать в Москве, где и проживаю, по сей день.

В Кизляре я была первый раз в годы учебы, потом после перезахоронения останков отца в центральном сквере города и на 40-летие Победы. А вот на 45-летие Победы не пришлось съездить, несмотря на приглашение директора музея В. В. Олейник, здоровье не позволило – гипертония мучает.

С кизлярцами я переписываюсь, и потому, когда возник вопрос о дополнительных сведениях об отце, я всем, чем располагала, поделилась. Это были фотографии, которые я переснимала. К сожалению, семейный альбом пропал в годы оккупации. Бабушке, которая оставалась в Пятигорске, не удалось его сохранить, а те немногие фото, которые были с нами, все мое богатство. Я даже отдала им последнее письмо отца. За десять дней до гибели, он передал его для нас. В письме он сообщал, что партизаны здорово бьют немцев, карают предателей Родины. В его отряде сражаются храбрые ребята, которые его уважают, командование довольно их действиями.

Я сняла на ксероксе две копии с книги «Смелые сердца» Генриха Попика. Мне ее из Ставрополя прислали знакомые. В книге автор рассказывает о молодых подпольщиках-комсомольцах, которые активно действовали совместно с партизанами Ставрополья. Во второй части книги описана партизанская операция, в которой принимал участие мой отец.

Для Вашего музея я передаю несколько экспонатов, все что осталось. Посмотрите, что можно использовать в экспозиции. Кроме фотографий, в подтверждение нашей эвакуации, отправляю копию эвакуационного листка. Высылаю заметку из газеты, которую мне много лет назад прислали друзья из Пятигорска...

Летом 1942 года мы эвакуировались в спешном порядке из Благодарного. Выезжали последними с двумя семьями из Ставрополя. К нашему дому подъехала грузовая машина. Сопровождающий сообщил, что отец велел срочно собраться и выезжать в Казахстан, а он остается. Как можно собраться по тревоге? В общем, поехали, в чем были, забрали только теплые вещи, в машину и вперед. Под городом Георгиевском нас бомбили, но мы проскочили.

Проезжали через Кизляр, там остановились на сутки. Нас с мамой ночью куда-то повезли попрощаться с отцом. Помню ночь, степь кругом, кошары, где расположились партизаны. И не знали мы, что видимся в последний раз. На зорьке попрощались с отцом и уехали: Кизляр, Махач-Кала, Красноводск, Джамбул. От отца получили одно письмо и то после его гибели. Страшную весть получили в октябре 1942 года.

Вот и вся биография Алексея Григорьевича. Не много довелось ему бить врага, но несмотря ни на что, о его храбрости ходили легенды. Родина отметила его наградой за то, что он отдал свою жизнь!

После освобождения Пятигорска в 1943 году, мы вернулись из эвакуации. Я продолжила учебу, а в 1944 году уехала в Москву – поступила в технологический институт пищевой промышленности, который окончила в 1949 году по специальности инженер-технолог. Около 30 лет работала на Московском пищевом комбинате, оттуда ушла на пенсию. Работала честно и добросовестно, за что имею правительственную награду – орден «Знак Почета» и добрую память о себе до сих пор. Замужем, имею дочь 1957 года рождения. Живем все в Москве по известному адресу.

У меня к Вам просьба: при случае представьте своих сотрудников отдела, а то переписываюсь с Вами и не знаю, как обратиться. Получается очень официально, согласны? Жду ответа. Поздравляю с прошедшим Праздником! До свидания. Нинэль Алексеевна. 11 ноября 1990 г.»

ПРОДОЛЖЕНИЕ СЛЕДУЕТ...