Испания. Эскориал. Небесный глобус

Борис Готман
   Даже в эпоху все покрывающего,  во всё  проникающего и всё вскрывающего  интернета в информации  остаётся ещё достаточно белых пятен.

   С одним из таких пятнышек столкнулся после посещения  Королевской библиотеки Филиппа II, расположенной  в знаменитом Эскориале недалеко от Мадрида.

   То, что собранная Филиппом  II библиотека уступает только библиотеке Ватикана, известно, наверно, всем.

   Как и то,  что книги в её шкафах  стоят "наоборот" – корешками внутрь, обрезами наружу.  Даже в популярной  передаче "Что, где, когда"  знатокам как-то раз предложили ответить, почему.

   Пока гид рассказывал о фресках на своде, о том, что великие мастера писали  их  так, что плоское изображение кажется рельефным, моё внимание привлёк очень необычный глобус золотистого цвета  диаметром больше метра, который поддерживали четыре бронзовых  чудища - то ли сфинксы, то ли ламии.

   Сказочные звери - крылатые львы с женскими лицами и длинными, почти змеинными хвостами, символизируют, вероятно, былую власть Испании над четырьмя сторонами света.
 
   Поскольку с детства меня интересует всякая хитрая механика,  догадался, что глобус этот не простой. Точнее, это не просто глобус. Это глобус, заключённый в "небесную сферу". Читатель видит его на снимке  - не моём – фотографировать внутри строго запрещено.

   Гид как раз начала рассказывать об этой диковинке.

   По её словам, глобус был сделан по заказу Карла  V для его сына, будущего  короля и строителя Эскориала  Филиппа II.

   Он сделан так, что если установить на его часах определённые дату и время, глобус и небесные тела в сфере вокруг него займут положение, точно соответствующее заданному времени.

   Таким образом,  с помощью этого хитрого  механизма можно не только изучать географию и небесную механику, но и прокладывать курс и определять своё местоположение.

   Впрочем, поскольку этот механический глобус был изготовлен исходя из геоцентрической модели мироздания,  единственно признававшейся  в то время католической церковью, относительно верно он "работал" только в районе Средиземного моря.

   Попытка выйти с ним "к другим морям" успехом не увенчалась, поскольку не Земля оказалась центром мира!
 
   Узнать  имя  создателя этого глобуса тогда не удалось. Я особо не расстроился – интернет, мол, поможет.
 
   Посмотрел на фрески свода – не все они "ложно рельефные"! Есть и настоящие барельефы – отличить нарисованную тень  от тени естественной  очень легко.

   Оказалось, в интернете есть только упоминания об этом глобусе и его фотографии.

   Но можно высказать следующие предположения о возможных авторах этого чуда.

   Известно, что Карл  V заказывал глобус и навигационные инструменты знаменитому учёному Гер(х)арду  Меркатору.  Меркатор – это латинизированное имя Герарда Кремера (и латинская, и германская фамилии в переводе означают «купец»), фламандского  картографа, географа и хронолога.

   Те, кто изучал навигацию, географию, геодезию, топографию и картографию знают, что такое  локсодрома и  проекция Меркатора.  Кто не знает, но захочет узнать, может прямо сейчас  найти в интернете  (прямое отношение к данному репортажу это не имеет).

   Известно, что Меркатор подарил Карлу  V обычный глобус, ну, почти обычный, потому что на нём он впервые нанёс  свои локсодромы, и  небесный глобус из стекла, примерно такой, как изображен внизу слева. На этом небесном глобусе были все необходимые данные для того, чтобы искусный механик мог сделать механический глобус.

   А у сына Карла  V, Филиппа II,  как раз был очень хороший  придворный механик по имени  Хуанело Турриано.

   Естественно, это только мои предположения.
 
   Хочу только ещё раз обратить внимание читателей на факт бесспорный:  если в ранг закона возведена ложная идея, отклонение от которой жестоко преследуется инквизицией или её наследницами,  не помогут ни золотые мозги учёных, ни золотые руки мастеров – мракобесие надолго задержит развитие и науки, и общества.

   Думаю, что книги в своей роскошной библиотеке Филипп II хранил корешками внутрь вовсе не для их сохранности и проветривания страниц,  как объясняют туристам, а  для того, чтобы имевшаяся у него запрещённая церковью литература не бросалась в глаза "нехорошим" гостям.