Кот и горностай

Альберт Деев
       Давным-давно, когда молочные реки текли в кисельных берегах, на Руси не было кошек. Да их не было ещё во всей Европе, а мыши да крысы донимали Человека своими набегами на хлева и амбары, опустошая их, и порча всё, хранящееся там.

       В те далёкие годы горностай был единственным спасением урожая от прожорливых мышей и крыс. Но одна беда – горностай,  уничтожив всех крыс и мышей и принимался за кур, гусей и прочую птицу – до того у него был сильный азарт, что не мог он успокоиться, не мог не охотиться. Человек очень серчал на горностая, а истребитель грызунов расстраивался, но ничего поделать с собой не мог, тем более, что Человек, видя, что грызунов нет, говорил:

      – Мышей и крыс нет, так что тебе, горностай,  делать нечего. Нахлебников мне не надо!
   
     Коротка человеческая память! Добро не помнит. Обижался горностай на такие речи, но прощал человеку чёрную неблагодарность, и, несмотря ни на что, добросовестно уничтожал надоедливых нахлебников человека, не требуя похвалы за честно выполненную работу. Горностай и сам не рад, что впадает в такой азарт, но ничего с собой поделать не может. А вскоре, откуда ни возьмись, Кот появился. Как он появился в наших краях, никто сказать не мог. Даже Мудрая Сова ничего о Коте не знала, а Кот ничего никому не рассказывал... Может, боялся чего? Кто его знает…

         Хитрый Кот решил, что неплохо с Человеком сдружиться, но как к Человеку подобраться, чтобы он не выгнал Кота? Вошёл как-то Кот в жилище Человека, но хозяин оказался не гостеприимным. Тогда Кот придумал: подберусь-ка я к маленькому человечку, начну с ним играть, вот Человек и не выгонит меня.
 
        “Меня в Египте почитают, за бога там меня считают, за то, что я ловлю мышей, я урожай спасаю людям, и тем я людям помогаю, а чтоб не выгнали меня, отчитываюсь за дела: мышь поймаю и несу, не зря, мол, я у вас живу. А здесь какой-то горностай испортить хочет жизнь мою. Я этого не потерплю! Мышей не хуже я ловлю, но я хитрее во сто крат. А горностай – он слишком прост, наивен даже. Мышей всех изведёт и что? Начнёт гонять кур и, гусей… Мне это на руку. А я мышей не трогаю зазря. Зачем их всех уничтожать? Оставить надо на “потом”, а то, хоть человек и добр, но, уничтожу лишь мышей, не нужен буду я ему, лентяя не потерпит он. На горностая он сердит, за то, что ест его цыплят, гусят и взрослой курицей, гусем не против он перекусить. На этом и сыграю я. Мне только б мышь скорей поймать.”

         Сказано – сделано. С трудом превеликим нашёл мышь, поймал и принёс к жилью человеческому. Как раз в это время Человек шёл домой с работы. Увидел он кота с мышью в зубах, похвалил мышелова. В это время маленький человечек захныкал, а Кот тут как тут. Успокоил Маленького Человечка, да так и остался в человеческом жилище, а чтобы Человек не упрекал в дармоедстве,  начал изредка мышей ловить и приносить, показывать Человеку, не зря, мол, живу в твоём жилище, видишь, мышей уничтожаю. Гони, Человек, прочь Горностая, одни неприятности от него, всю домашнюю птицу готов съесть, и всё ему мало, требует, чтобы ты его содержал!

       Человек и выгнал Горностая.

      Начал Кот ловить мышей и крыс, но Главный Крыс рассердился на кота и приказал его уничтожить.

     – Не надо уничтожать Кота, – молвил Мудрый Крыс, – если Кота не будет, Человек призовёт Горностая. А кто из них двоих хуже? Кот или Горностай?

Задумались крысиные мудрецы.

    – А что здесь думать! Горностай во много раз опаснее Кота. – молвил Первый Советник.

    – Правильно, от Горностая нам одни неприятности. – решил произнести Второй Советник.

    – Но Кот начал охотиться на нас!…– возмутился Третий Советник.

    –Его надо оседлать.– пропищал Четвёртый Советник.

    – Подкупить! – предложил Третий Советник.

    – Но чем мы будем его подкупать? Всё, что у нас было, уничтожил Горностай! – с отчаянием выкрикнул Второй Советник.

    – Это правда! – подтвердил Четвёртый Советник.
   
    – А если мы запугаем Кота? – внёс предложение Первый Советник.

    – Но как мы можем запугать такого опасного противника? – испуганно пропищал Второй Советник.

    – Вызовем Кота на Совещание и покажем ему наши ЗУБЫ.
– подвёл итог Первый Советник.
 
    – Но Кот может и не прийти на Совещание. – высказал сомнение Третий Советник.

     – А мы его силой приволокём… – начал Первый развивать свою мысль.
    
     - Удастся ли? Зубы то у него очень большие, и когти… – робко начал Четвёртый.

     – Но нас на одного Кота много! – резонно возразил Первый Советник. – Предприятие, конечно, опасное, но рискнуть можно. Ведь кто не рискует, тот не ест сыра!
   
    – Так и порешим, – вынес свой вердикт Главный Крыс.

    На следующий день к Коту пришли парламентёры от Главного Крыса.

    – Его Величество Главный Крыс предлагает тебе, Кот, явиться на переговоры. – торжественно произнёс Первый Парламентёр.

    – Как вы смеете! Вы разбудили меня! Я как раз смотрел удивительный сон…– недовольно проворчал Кот.
 
    – У нас есть полномочия, в случае твоего отказа, привести тебя силой. – угрожающе пискнул Второй Парламентёр.
Парламентёры показали зубы. Коту ничего не оставалось делать, как подчиниться приказу.

    – Хорошо, я иду. – недовольно буркнул Кот.
Парламентёры окружили кота и под конвоем доставили его к Главному Крысу, или, как он любил, чтобы его называли – Крыс CXLVIII, потому, что он был действительно сто сорок восьмой в царствующей династии – Итак, Кот Облезлый Хвост, что с тобой делать? Ты уже совсем обнаглел. Нападаешь на моих подчинённых…

    -У меня хвост не облезлый. Я – Кот!

    - Ну, так сейчас мы сделаем твой хвост облезлым!

    – Твоё Крысиное Величество… – начал Кот.

     – Не твоё Крысиное Величество, а Ваше Величество, Великий Крыс CXLVIII. Не забывайся! – грозно одёрнул Кота крысиный король. – В противном случае ты будешь съеден!

     Окружающие кота придворные показали зубы и злобно заворчали. Кот совсем перепугался – с таким полчищем вооружённых до зубов, и даже выше зубов крыс он, конечно, не справится.

    – Мяу! – послышался испуганный голос Кота. – Но, если я не буду ловить крыс, человек меня прогонит и на моё место придёт Горностай.
Крысиный король задумался. Отважного охотника он не хотел видеть в своих владениях, так как боялся его. Советники Крыса начали о чём-то шушукаться, и через полчаса Великий Крыс объявил результаты совещания.

    – Внимание, Кот Облезлый Хвост! Я зачитаю условия Договора. Только скрепив Договор подписями и печатями, ты будешь свободен. Итак, слушай! “Наше королевское Величество, Великий Крыс CXLVIII с одной стороны и Кот Облезлый Хвост с другой, заключили Договор о том, что Мы будем поставлять иногда Коту приговорённых к смертной казни крыс. Только этих крыс Кот может есть. За нарушение настоящего Договора Кот и его потомки ответят головой!”.
Коту ничего не оставалось, как подписать Договор и поставить свою печать. С тех пор коты стали любимцами в человеческом жилище, а выгнанный Горностай охотится в лесах да в горах.