Оптимизация

Андрей Романович Филин
Добрый День!
Ровно две недели назад мы с Вами столкнулись на складе. Я принимал товар. Зашёл разговор об оптимизации работы склада. Где бы я не работал — мне всегда было интересно улучшить своё рабочее место и окружающую обстановку. Если бы не бурная молодость, в результате которой я бросил высшее образование, обычным кладовщиком я бы не работал, как минимум начальником склада. А в результате, получив в ответ такие фразы: «это не согласовано с начальством», «нам такие шустрые не нужны», «в чужой монастырь...» Короче, вежливо по-русски меня попросили, я и написал заявление по собственному желанию.
Но жалко просто стало двадцатилетнего опыта в торговле и складских должностях, жалко потраченных часов на разработку некоторых идей, «заточенных» конкретно под ООО «ПКФ Стройфаворит», поэтому часть идей предоставляю Вам на рассмотрения в письменном виде. Кое-что я уже внедрил, попробовал, остальное, возможно, сделаете при желании...

Склад
1. Приёмка товара.
Товар на складе 2/7 никогда не должен ставиться на пол. Как было. Паллеты завозились на склад. Те из них, содержащие 5-7 и более позиций раскладывались на полу для пересчёта. Паллеты, на которых товар уложен горизонтальными слоями этикетками наружу (лаки/краски ВГТ) обходились кладовщиком вокруг, практически каждая коробка подписывалась ячейкой. Терялось время. Могла произойти разного рода путаница.
Как стало.
Любой товар раскладывается «вертикально», стопками строго на паллеты. В дальнейшем это приводит к более быстрой расстановки товара по ячейкам. В каждой стопке подписывается соответствующей ячейкой верхняя коробка. В результате, при выгрузке товара затрачивается чуть больше сил и времени на перекладывание товара из горизонтальной формировки в вертикальную. Но затем экономится время на точной и быстрой приёмке товара, а также расстановки оного в ячейки.
2. Назначены ячейки тем товарам, которые месяцами были «б/я — без ячейки». Реализована часть идей такой расстановки товара по ячейкам, чтобы было удобно как при поступлении товара (например, высокие паллеты должны быть в «высоких» ячейках), так и при отборке товара но заявке.
3. Отгрузка товара. Эта идея встретила яростное сопротивление в лице заместителя начальника склада. Как было. На 2/7 складе после сборки накладной товар ставиться в зону отгрузки, номером накладной подписывается каждая коробка, на одной верхней коробке подписывается фамилия клиента, помимо номера накладной. Накладная оставляется с товаром. Но с других складов товар «стекается» в зону загрузки подписанными коробками, без лишней бумаги.
В результате, при погрузке машины один из кладовщиков, диктуя очерёдность загрузки, собирает накладные в кучу, держа в руках все бумаги. Иногда путается, отвлекается, не груду бумаги. Зачем?
Как должно быть. На 2/7 складе также как и на других складах накладные после отборки убираются в лоток. На коробках с товаром указывается в том числе номер склада и количество мест. При спорных вопросах, вычерках допускается оставить накладную с товаром.
Один раз я успел так сделать. Не путаясь в лишних бумагах, я провёл загрузку машины на область быстрее и качественнее.
4. Расширяя, точнее ещё глубже оптимизируя процесс отгрузки, нужно сделать следующее. В базе данных на каждого клиента заводится карточка, из которой в текст накладной попадает информация таким образом:

Это, собственно, накладная без изменений









Имя клиента: _______
Адрес доставки: _______
Номер накладной:__________
Склад№ _________
Количество мест: _________
Кладовщик: __________
Имя клиента: _______
Адрес доставки: _______
Номер накладной:__________
Склад№ _________
Количество мест: _________
Кладовщик: __________

Другими словами в тексте накладной, в нижней части получается что-то типа отрывного талона, который после отборки товара отрывается, наклеивается на верхнюю коробку таким образом, чтобы один край скотча прошёлся по центральной линии. При отгрузке отрывная часть, простите за тавтологию, отрывается, используется для контроля загрузки, статистики, может быть подшита к копии маршрутного листа...
Да и в кузове у водителя наглядно видна полезная ему информация по клиенту, количеству мест...
5. Отказ в ряде случаев от тележек. Неудобен тем, что на всех рохлей не хватит. Но я однажды, опоздав на работу, вынужден был собрать быстро десяток накладных. Я взял рохлю, паллет и, начав с первых рядов, стал одновременно собирать 4 крупные накладные, расставив их по углам паллета. В средних рядах добавился ещё товар из других накладных. Каждая коробка подписывалась мной сразу, дабы не перепутать товар одновременной сборкой нескольких накладных. Двигаясь неспешно по рядам от А до З в сторону зоны загрузки, я «уложил» на паллет 8 накладных из 10, сэкономив время на беготне, сэкономив время на бесконечном перекладывании товара в тележку/из тележки. Последние 2 накладные я добрал при помощи, собственно, тележки...

Подобным тонкостям (коих немало) работы кладовщика-отборщика можно научить любого мало-мальски грамотного человека.

6. Часть штрих-кодов основного прайса я переписал. Задумался о сканере. Возможно это дорогая система. Работал почти год на РЦ в Ерзовке, Магнит. Сканер, по сути, применяя его правильно, исключает даже вероятность пересорта или ошибки при сборке накладных.

7. Идея быстрой и точной ревизии склада.
Бланк ревизии печатается в 3-х экземплярах. Первые 2 экземпляра разделяются на отдельные листки, перемешиваются. После окончания (отборки) всех накладных в пятницу, кладовщики, работая по одному, берут один за другим листочки ревизии. Считают. Это не так долго. В результате каждая позиция товара считается дважды разными людьми. Затем данные анализируются. В случае расхождений, для уточнения - используется мной или начальником склада третий экземпляр ревизии. Пересчёт. Вносятся окончательные коррективы.
В результате за 2 дня — вечер пятницы и суббота реально пересчитать все склады и СОХ.
К качестве стимулирования или поощрения (мотивации за качественно выполненную работу) каждому кладовщику, принявшему участие в ревизии в свою смену или сверхурочно, выплачивается премия — 300 или, скажем 500 рублей. Каждую неделю так делать, может, нет смысла. Но раз в месяц проводить ревизию вполне реально! В конце концов, подобным образом можно пересчитывать не весь склад, а некие группы товаров. По производителям или по типам товаров.

8. Наибольшее количество времени я провёл, конечно, на 2/7/6 складах. Но уверен, вполне можно неплохо оптимизировать и 1/3 и 4-й склады!
Было бы желание!
Идеи гипотетические

1. Система «точно вовремя».
С этой системой, придуманной японцами, я столкнулся, работая некоторое время на заводе ООО «Райтер» по производству пластиковых окон. Изучал её. Но она настолько глубока... что стоит подумать о ней. Навскидку, статья, взятая из интернета, относящаяся к складской работе:

Организация безотказной работы небольшого склада
Если склад небольшой и полностью автоматизировать его дорого и нецелесообразно, можно с помощью системного подхода организовать его безотказную работу в полуавтоматическом режиме с минимальными затратами.
Кстати, о программах автоматизации управления. Программа – это не замена действующей системы управления, а всего лишь один из инструментов, позволяющей системе стать более эффективной. Если на предприятии нет системы в управлении, то никакая программа не сделает такое управление эффективным.
Для создания эффективной системы управления необходимо руководствоваться несколькими принципами:
1. Двойная запись и двойной контроль над каждой операцией.
2. Всегда, в любых ситуациях без исключений строго придерживаться установленной процедуры.
Чтобы организовать безотказную и рациональную работу склада воспользуйтесь некоторыми рекомендациями:
По возможности унифицируйте групповую складскую упаковку товара, имеются ввиду единые габаритные размеры, например, все складировать на европоддонах. Если невозможно, то сгруппируйте по габаритам. Для мелкоштучных товаров хорошо использовать одинаковые по размерам короба и стеллажи.
Исходя из габаритов складской упаковки товара и частоты перемещений, разделите склад на зоны, а зоны на места, и пронумеруйте. При делении на зоны и для экономии складских площадей предусмотрите возможность использования каждой зоны для разных, в том числе смешанных, назначений.
Четко проидентифицируйте свой товар, т.е. определите необходимый перечень данных, по которым каждая складская единица может быть однозначно отслежена, например, номер (заказа, товара,…), заказчик, производитель, наименование товара, качественные характеристики (цвет, материал, ...), количество (штуки, метры, килограммы,…) и т.д. На всех товарах должны быть бирки с этой информацией. Если товары габаритные, то лучше иметь по две бирки: по одной с противоположных сторон, лучше по диагонали, тогда одна из них всегда доступна при любом расположении товара на складе.
Получение товара на склад и отгрузка со склада отражаются документально в соответствующей программе или журнале (для небольших складов достаточно Exel) с указанием всех идентификационных данных.
Факт получения товара на склад и отгрузки, в том числе внутри предприятия и перемещения по складу, должен фиксироваться на бумажных носителях под подпись ответственных лиц. Внутренние накладные должны иметь сквозную нумерацию и заносится в соответствующий журнал (или программу). Подпись заставляет работников относиться к своим обязанностям более ответственно.
Необходимо документально фиксировать расположение товаров по местам склада. Лучше иметь соответствующую программу (но можно Exel), в которой на соответствующем номерном месте должен отражаться соответствующий товар с указанием всех идентификационных данных с бирки.
Принцип двойной записи осуществлен в том, что вся идентификационная информация товара обязательно фиксируется в двух независимых документах (программах): поступления товара на склад и его отгрузка, и местоположение товара на складе и внутренние перемещения.
Двойной контроль над всеми операциями можно проиллюстрировать на примере отгрузки.
С головного офиса поступает заявка: отгрузить определенный товар определенному клиенту. На основании этой заявки кладовщик выписывает накладную работнику склада (грузчику, водителю погрузчика, экспедитору) с указанием первым пунктом номера места (или мест) расположения товара на складе. Накладная может формироваться из программы. Работник склада вывозит товар с указанных мест на площадку для загрузки в машину, проверяя соответствие данных в накладной и фактической информацией о товаре указанной на бирках. Во время погрузки в машину кладовщик проверяет соответствие подготовленного к погрузке товара накладной, а представитель клиента (или свой экспедитор, если это отгрузка внутри предприятия или собственным транспортом) соответствие получаемого товара заявке. После погрузки и подписания накладных, кладовщик на основании накладной вносит изменения в программы. Подписанную накладную подшивает.
Здесь важны следующие приоритеты: грузчику главное правильно выбрать товар с нумерованных мест на складе и проверить соответствие товара выписанной накладной, кладовщику – соответствие накладной и факта отгрузки, представителю клиента – соответствие факта отгрузки и заявки.
При получении товара используются примерно те же операции в обратном порядке.
В завершении необходимо отметить, что все процедуры должны быть разбиты по операциям, подробно прописаны и обязательны к исполнению. Только неукоснительное соблюдение при любых ситуациях отработанной технологии работы склада, является залогом его бесперебойной и четкой работы.

2. Тренинг.
Знаю некоторые фирмы в Волгограде, где начальство приглашает за немалые деньги специалиста из Столицы. Проводится 1-2 дневный семинар или тренинг, связанный, например, с продажами, логистикой, мотивацией.

Например, однажды мой брат работал в ООО «Абак 2000». И, если мне не изменяет память, туда приглашали на выходные для проведения тренинга Норка Дмитрия. Брат рассказывал — это было круто и воодушевило всех!


http://www.youtube.com/watch?v=s5TkPFCSx6s

Дмитрий Иванович Норка
Один из самых востребованных и популярных бизнес - тренеров России.
Главный редактор Журнала "Личные продажи".
В год проводит более 100 тренингов как в открытом, так и в корпоративном режиме. Со своими программами объездил более 40 городов. На открытых семинарах и тренингах в год обучается более 750 сотрудников различных компаний. В числе корпоративных клиентов более 150 компаний, таких как: АвтоВаз, Уаз, Очаково, Талосто, Яр Пиво, Корпорация Парус, Формоза, Комсомольская правда, Московский комсомолец, Микоян и. тд.

3. Торговые представители.

Просто на 5 минут провёл маленькое исследование. Недалеко от дома у меня рынок «Виктория». Зашёл в 2 места. Это магазин «Строй-ка», да частник какой-то. К частнику приходит лично чуть ли не каждый день женщина, собирает заказы, на следующий день доставка. Торгует, не знает сам, от кого, но есть у частника и Хенкель и ВГТ...
В магазине «Строй-ка» жалоб на торгового нет, говорят, раньше совсем никак было, пока сами не додумались более чётко и точно, в письменном виде делать заказ. Хотя передают пожелания, чтобы торговый им почаще звонил, уточняя некоторые мелочи!
А, вообще, создаётся впечатление, что торговые представители сами не знают, как выглядит товар, ни разу никого не видел на складе. Ну, может я сгущаю краски...
Например водитель рассказывает. Был большой заказ по плинтусам, штук по 15, видов 20... Она (клиент) бы взяла целые пачки (плинтус «Чайка» 20 шт./уп.) Но не знала!? Никто не сообщил, не рассказал!
И так сплошь и рядом, вместо 6-штучных коробок выписывается 5 шт. Ну, понимаю, если это заказ мастера-отделочника, взявшего товар под расчёт... А если это магазин, который всё равно продаст :)
Если спросить у первых десяти работников фирмы: «Для чего Вы здесь?», думаю, будет 10 разных ответов! Но если бы все думали только о процветании компании, понимая, что это потянет за собой и повышение зарплаты, и личностный и карьерный рост...
Идеи нового товара

1. Инструменты Ермак (8-863-270-27-98; 8-928-270-27-98) http://www.ermak-aksay.ru
Один прайс у них только на 734 страницы, если распечатать документ Exel

2. Гидроизоляционные материалы, штукатурка http://kalekim.ru/marketing

3. Сопутствующий товар для украшения квартиры после ремонта, связанный с красотой и цветами (и денег принесёт)
Эксклюзивного дилера в Волгограде ПОКА НЕТ !!!!!!!!!!!

Не знаю точно, есть ли у нас в городе представительства таких брендов, как

1. http://www.terraco.ru Известный шведский концерн TERRACO, объединяющий 31 компанию и 14 заводов по всему миру, вот уже более двух десятков лет производит высокотехнологичные отделочные и строительные материалы.
Качество товара, выпускаемого предприятиями, подвергается строжайшему поэтапному контролю и полностью соответствует региональным и международным стандартам. Его по достоинству оценили потребители, что вывело концерн в лидеры соответствующего рынка.

2. http://www.glims.ru ГЛИМС — это безусловная гарантия качества и надежности. Основной акцент производителя - это добротность. Цены на этот товар не самые дешёвые по сравнению с аналогами, однако подобные свойства можно найти только в зарубежных аналогах. Грунтовки занимают особое место в ряду отделочных материалов. С грунтовкой очень легко работать. Шпатлевки не липнут к инструменту и не трескается. Мягкая, пластичная, отлично ложится на поверхность и легко выравнивается. Работа с этими продуктами даже для профессионалов превращается в удовольствие.
По своим свойствам отвечает международным стандартам. При этом максимально приспособлены к условиям эксплуатации в сложных российских условиях.

3. http://www.jub.ru История компании началась в 1875 году, когда с помощью водяных мельниц в городе Дол при Любляне начали изготавливать первые минеральные краски. Многое изменилось с тех пор, сегодня Словения — самая промышленно развитая республика бывшей Югославии, а JUB — международное предприятие, постоянно поддерживающее традицию высокого качества изделий и развивающее технологию изготовления. Каждый продукт — это результат векового опыта и современного, полностью автоматизированного производства.
Компания уже давно работает на европейском рынке и имеет дочерние офисы в Боснии и Герцоговине, Чешской республике, Германии, Хорватии, Словакии, Сербии и Черногории, Венгрии. Производственная программа охватывает весь спектр материалов, необходимых для элитной отделки — это различные внутренние и фасадные краски, шпаклевки, грунтовки, декоративные штукатурки, затирки для керамической плитки, клеи и теплоизоляционная система «JUBIZOL».
Основным достоинством ЮБ следует признать сочетание элитного качества и вполне приемлемых для российского заказчика цен.
 Приемущество наших продуктов и технологий подтверждено сертификатами ISO 9001 и ISO 14001.

4. http://www.knauf.ru/index.wbp Knauf была основана братьями Альфонсом и Карлом в 1932 году в Германии.
В 1949 году, в северной Баварии, был основан завод по производству гипсовых строительных смесей. В 1958 году — был запущен первый завод по изготовлению гипсокартонных листов. В 1970 году компания приобрела пакет акций фирмы «Дойче Перлите ГмбХ» (Дортмунд), производящей в то время сухие смеси на цементной основе. Диверсифицируя свой бизнес, Knauf приобрела линию по изготовлению изоляционных материалов из стекловолокна в Шелбивилль (США).
В 1993 году началась инвестиционная деятельность в России, затем приобретались и создавались предприятия на Украине, в Молдове, Казахстане, Узбекистане и Азербайджане.
Раздел ИЩЕМ ДИЛЕРА

1. http://www.innovator-nk.ru Ну, это дело надо изучать. Быстро. Пока кто-нибудь не займёт нишу в Волгограде :)

2.
3. http://www.potolokbk.ru/dileram

4. Кроме торговли можно же! заняться сопутствующим бизнесом. Например, стать партнёром или дистрибьютером
http://www.rostov-style.ru ну, или самим создать что-то подобное в городе.

Да и вообще - не пускать арендаторов к себе, но объединиться с ними, создав холдинг, и, чёрт возьми, отремонтировать весь родной город!




С Уважением, Табатчиков Андрей, 960-875-9966

P.S. Вам случайно не нужен начальник склада? Ну, или хотя бы заместитель начальника склада? Гарантирую, что в отличие от существующего заместителя, не буду по пол-дня пить чай, буду работать!