Яблоко раздора

Елена Одинцова
ТЕАТРАЛЬНАЯ ВЕРСИЯ ДРЕВНЕГРЕЧЕСКОГО МИФА «ЯБЛОКО РАЗДОРА».

Звучит музыка. Это Гомеровский гимн Гермесу, в исполнении Петроса Табуриса. Выходят четыре богини. Афродита, полулёжа, располагается в центре, по одну сторону от неё - Афина в мужских доспехах и с копьём, по другую – Артемида с луком и колчаном стрел. В стороне – Гера с диадемой на голове, символом высшей власти.

ГЕРА. Это было в древней Греции, когда боги жили на горе Олимп и от браков богов и людей рождались титаны и герои.
АФРОДИТА. Артемида, богиня охоты, ты приглашена на свадебный пир смертного Пелея и морской богини Фетиды?
АРТЕМИДА. Все боги будут на этом пиру, Афродита. Что ты подаришь?
АФРОДИТА. Чашу с изображением ЭрОта, бога любви. А ты, воительница Афина?
АФИНА. Я подарю свирель.
ВТРОЁМ (обращаясь к Гере).А ты всемогущая Гера?
ГЕРА. Я подарю Пелею хламиду, плащ из шерсти. (Появляется Эрида, Гера тихо остальным). Богиня раздора Эрида!
БОГИНИ. О, Эрида!
ЭРИДА (походит мимо, зрителям) Меня забыли пригласить на этот пир. Я отомщу, и перессорю всех богинь! (Уходит)

Богини облегчённо вздыхают.

АРТЕМИДА. Где будет свадьба?
АФИНА. В пещере кентавра Хирона!

Выходит кентавр.

ХИРОН (приветствуя богинь). Я человеко-конь, кентавр Хирон, в моей пещере соберутся олимпийские боги.  Музы с Аполлоном будут веселить гостей своими песнями и плясками  и  славить брак Пелея и Фетиды!

Звучит сигнал. Выходит Зевс.

ВСЕ. О, всемогущий Зевс!

Гера идёт навстречу Зевсу, и они выводят Пелея и Фетиду. Фетида отворачивается от Пелея.

АФРОДИТА. Не рада морская богиня Фетида браку с Пелеем.
АФИНА. Это воля Зевса.

Выходит Аполлон с кифарой, его сопровождают музы: Каллиопа  с  восковыми табличками и заостренной палочкой для письма, Талия с комической маской и венком из плюща, Мельпомена с трагической маской и венком из виноградных листьев, Терпсихора с лирой и в позе танцовщицы. Начинается танец, в который вступают богини. Появляется Эрида с яблоком в руке. Она бросает яблоко, и оно подкатывается прямо к ногам танцующих богинь. Музыка обрывается. Артемида поднимает яблоко и читает надпись.

АРТЕМИДА. Прекраснейшей!
ГЕРА. Это яблоко мне! Я – царица богов!
АФРОДИТА. Кому как не мне, богине красоты, владеть этим яблоком!
АФИНА. Красота души и благородство ума вот качества прекраснейшей, яблоко моё!
ГЕРА. (Обращаясь к присутствующим). Скажите, кто из нас прекраснейшая! Решите спор богинь!
ВСЕ (в ужасе, понимая, что этот спор опасен). Нет!
АПОЛЛОН. Кто осмелится это сделать, Гера!
АРТЕМИДА. Я поклялась никогда не выходить замуж, и мне безразлично кто будет назван прекраснейшей, но  пусть вас рассудит Зевс!

Она поднимает яблоко и отдаёт его Зевсу. Он нерешительно смотрит то на одну, то на другую, понимая, что кому бы он его не отдал, обиды и ссоры не избежать.

ЗЕВС. Я не хочу обидеть ни одну из вас. Гермес!

Выходит бог Гермес в крылатых сандалиях  талариях и с керкионом, крылатым жезлом вестника, подаренным ему Аполлоном,  которым он усыплял смертных, чтобы передать им послание богов. Он поднимает жезл, способный мирить врагов.

ГЕРМЕС. Примиритесь, богини!
БОГИНИ. Никогда!

Гермес опускает жезл и нерешительно смотрит на Зевса.

ЗЕВС. Пусть ваш спор решит прекрасный юноша, не знающий о своём царственном рождении и пасущий стада у горы Ида, по имени Парис. Гермес, передай Парису волю Зевса!

Зевс отдаёт яблоко Гермесу. Все расходятся. Остаётся, незамеченная никем, Эрида. Она срывает покрывало с лица.

ЭРИДА. Без радости началась эта свадьба, и закончится великой бедой, не будь я богиней раздора Эридой!

Уходит.

Появляется Парис. Он ложится отдохнуть. И тут к нему подходит Гермес и касается его своим жезлом. Парис испуганно вскакивает.

ГЕРМЕС. Парис, Зевс повелел тебе стать судьей в споре этих богинь. Отдай яблоко самой прекрасной из них. (Гермес указывает на стоящих поодаль Геру, Афину и Афродиту).
ПАРИС. Как может простой пастух, вроде меня, судить о божественной красоте?
ГЕРА (тихо). Он не знает, что по рождению он сын троянского царя.
АФРОДИТА. Я помогу ему узнать об этом.
ПАРИС. Давай, разделим яблоко на три части!
БОГИНИ (вместе). Нет!
ГЕРМЕС. Ты не можешь ослушаться всемогущего Зевса!  Я же не могу давать тебе советов, поэтому воспользуйся своим природным умом!
ПАРИС. Что могут люди против воли богов! Но сначала пусть проигравшие обещают мне не таить на меня обиды. Я всего лишь человек.

Все богини согласно кивают.

ПАРИС. Подойди сюда, божественная Гера!
ГЕРА.  Помни, что если ты признаешь меня прекраснейшей, я сделаю тебя повелителем всей Азии и самым могущественным из живущих ныне людей.
АФИНА (поспешно). Послушай, Парис, если ты отдашь мне награду, я сделаю так, что ты выйдешь победителем во всех своих битвах, а также будешь самым красивым и мудрым человеком в мире.
ПАРИС. Я ничтожный пастух, а не воин, Афина.  Можешь сама убедиться, что везде  царит мир, и никто не угрожает царю Приаму. Но я все равно обещаю честно решить, кому отдать яблоко.
АФРОДИТА. Если ты отдашь яблоко мне, то я помогу тебе жениться на Елене Спартанской. Ты хоть что-нибудь слышал о Елене?
ПАРИС. Никогда, прекрасная Афродита.

На последующий текст Афродиты под нежную музыку кифары, вдалеке появляется Елена, она расчёсывает волосы, Аполлон, невидимый для неё, играет на невидимой кифаре. Все, как зачарованные, смотрят на эту картину.

АФРОДИТА. Она красива так же как я.  Когда она достигла брачного возраста, все царевичи Греции добивались ее руки. Сейчас она замужем за Менелаем, братом царя Агамемнона, но это ничего не значит - если захочешь, она будет твоей.
ПАРИС. Как же она может стать моей, если она замужем?
АФРОДИТА. В  мои обязанности  богини как раз и входит устраивать такие дела! Когда ты достигнешь Спарты, я сделаю так, что Елена без памяти влюбится в тебя.
ПАРИС. Я отдаю яблоко тебе, прекраснейшая, рождённая из пены богиня Афродита!

Музыка  смолкает. Богини возмущённо восклицают. Елена и Аполлон замирают.

ГЕРА. Он пожалеет об этом!
АФИНА. Когда Парис похитит прекрасную Елену, начнётся Троянская война.

Выходит торжествующая Эрида.

ЭРИДА. Сбудется предсказание богинь судьбы Мойр. (Кричит) И погибнет Троя.

На зловещий крик Эриды вскакивает Елена, вздрагивает Парис. И только богини бесстрастны. Появляются все участники разыгранного мифа.

ГЕРМЕС. Так раздор, посеянный Эридой, оказался сильнее власти Геры, мудрости Афины, любви Афродиты. Семя раздора легко посеять, но всходы его страшны.

Звучит вновь Гомеровский гимн Гермесу. Исполнители кланяются и уходят со сцены.