Японская сказка

Елена Одинцова
Действующие лица:
Мать
Старшая сестра
Младшая сестра
Божество, покровительствующее детям, Дзидзосама
Черти, они же деревья, они же стены храма, и всё, что подскажет воображение режиссёра-постановщика.


МАТЬ. Сад и гора вдали
Дрогнули, движутся, входят
В летний раскрытый дом.
(зовёт) Дочки! Надо набрать желудей!

Младшая сестра незаметно делает дырку в мешке ножом и зовёт старшую сестру.

МЛАДШАЯ СЕСТРА.  Сестра, пойдем в горы собирать желуди.
СТАРШАЯ СЕСТРА.  Хорошо, они, наверное, уже  созрели и осыпались.

Уходят собирать, у старшей сестры никак не получается набрать желудей в дырявый мешок.

МЛАДШАЯ СЕСТРА. Я уже наполнила мешок, пойдём домой.
СТАРШАЯ СЕСТРА.  Ах, ты уже набрала? Как быстро! А мой мешок еще не полон.
МЛАДШАЯ СЕСТРА.  Тогда не торопись, собирай. А я вернусь домой.

Уходит. Старшая сестра ещё какое-то время собирает, потом оглядывается.

СТАРШАЯ СЕСТРА. Где ты, луна, теперь?
Как затонувший колокол,
Скрылась на дне морском.
Ах, что же мне теперь делать?  Я сбилась с пути, но что это? Кажется маленький заброшенный храм.

Входит. Видит, там сидит божество, которое покровительствует детям, Дзидзосама.

СТАРШАЯ СЕСТРА.  Дзидзосама, Дзидзосама, в горах стемнело. Я, бедная девочка, не знаю, как быть. Разреши мне, пожалуйста. переночевать эту ночь здесь.
ДЗИДЗОСАМА.  Гм, гм! Оставайся, я не против. Но в последнее время с наступлением ночи откуда-то собирается сюда много красных и синих чертей; они пируют и шумят. Не будет ли тебе страшно ночевать здесь?
СТАРШАЯ СЕСТРА .  Ой! Но мне некуда больше идти!
ДЗИДЗОСАМА.  Хорошо, хорошо. На эту ночь я спрячу тебя за своей спиной. Но ты должна тоже кое-что сделать.
СТАРШАЯ СЕСТРА. А что мне надо сделать?
ДЗИДЗОСАМА. За моей спиной на стене висит шляпа из осоки. Когда наступит полночь, соберутся черти, напьются сакэ и начнут танцевать, ты несколько раз ударь по этой шляпе и пропой, как петух: "Кукареку!"
СТАРШАЯ СЕСТРА.  Хорошо, я поняла.

Спряталась за спиной Дзидзосама.
Появились черти, начали считать золото и серебро, пить сакэ и отплясывать.

ЧЕРТИ. Скок-прыг, трам-тарарам, скок-прыг, трам-тарарам!
СТАРШАЯ СЕСТРА. Теперь самое время.

Начинает барабанить по шляпе и кричать: «Кукареку!»

ЧЕРТИ.  День наступает! Беда! Беда! Петух пропел!
- Светает! Беда! Беда!
- Бежим! Бежим!

Убегают.

СТАРШАЯ СЕСТРА. И вправду светает. Я пойду домой. Спасибо тебе, Дзидзосама, божество, покровительствующее детям.
ДЗИДЗОСАМА.   Эй, послушай! Нельзя оставлять неведомо кому то, что здесь лежит. И золото и серебро - теперь твои. Забирай все!

Дома старшую сестру встречают мать и младшая сестра, она выкладывает деньги и рассказывает им о Дзидзосама.

МАТЬ.   Вот и хорошо! Это награда за твой скромный нрав и доброе сердце.
МЛАДШАЯ СЕСТРА. (про себя) Я  хотела сделать сестре неприятность, а получилось наоборот - сама помогла ей получить богатство. Ну, ничего! Скоро мы опять пойдём за жёлудями, и я возьму этот проклятый дырявый мешок!

Снова идут в лес и собирают жёлуди.
 
СТАРШАЯ СЕСТРА.  У меня уже полный! А у тебя?
МЛАДШАЯ СЕСТРА.  У меня еще почти пустой.
СТАРШАЯ СЕСТРА.  Тогда давай пособираем вместе.
МЛАДШАЯ СЕСТРА.  Не надо. Суешься не в свое дело!
СТАРШАЯ СЕСТРА.  Ну, давай поделим мои.
МЛАДШАЯ СЕСТРА.  Вот еще! Не говори глупостей. Раз наполнила мешок, возвращайся быстрее домой.
(Старшая сестра уходит).
 Вот и хорошо! Хоть бы поскорей стемнело! Ох, уж это солнце, до чего оно медленно движется! (видит храм)  Вот он! Вот он! Здесь! И Дзидзосама стоит. А на месте ли шляпа из осоки? (заглядывает за спину божку)  Тут! Тут! Хорошо бы было в нее ударить!
(Дзидзосама молчит).
Добрый вечер, Дзидзосама. Почему у тебя такое странное лицо? Все говорят, что Дзидзосама очень приветлив. Кстати, разреши мне сегодня переночевать здесь. Никаких чертей я не боюсь, а подражать пению петуха умею очень хорошо. Это совсем просто. Если сегодняшний вечер будет удачным, я тоже окажу тебе, Дзидзосама, небольшую услугу.
ДЗИДЗОСАМА. Что это за странная девчонка пришла сюда?
МЛАДШАЯ СЕСТРА.   Хочешь ты или не хочешь, но я здесь переночую. Ах, какой ты пыльный и грязный, Дзидзосама! Очень неприятно было бы провести даже одну ночь в таком грязном месте и не получить никакой награды. Ну, да уж ладно!

Она достаёт колобки и начинает жевать.

ДЗИДЗОСАМА.  Видно, вкусно! Не дашь ли ты мне один?
МЛАДШАЯ СЕСТРА.   Что ты говоришь? Ведь божества не едят. Тебя бы назвали обжорой. А ты вовсе не такой уж спокойный. Фу, противно!

Слышен визг чертей.

МЛАДШАЯ СЕСТРА.  Пришли! Пришли-таки! (Прячется за спину Дзидзосамы)

Черти считают золото и серебро, выпивают сакэ.

МЛАДШАЯ СЕСТРА. Какая куча денег! Нет, я не вытерплю! Сейчас закукарекаю, и всё богатство – моё!
(Стучит по шляпе и кукарекает, но очень не похоже на петуха).
 Кукареку! Кукареку!
ЧЕРТИ.  Ой, разве уже рассвело?
- Нет, еще не должно светать. Чересчур рано. Как странно!
- Да-да, очень странно! Давайте поищем, нет ли здесь кого.

Заходят за спину божка и вытаскивают младшую сестру.

- Здесь! Здесь человек! Какая-то девчонка!
- Глупая! Бестолковая! Вздумала петуха изображать! Разорвем ее на куски и съедим на закуску к сакэ!
МЛАДШАЯ СЕСТРА.  Простите! Ой-ой-ой! Помогите! Я... я буду хорошая! Только не... не... не убивайте меня.

Черти крутят её в своём кругу, толкают, бросают и выкидывают из храма.
Младшая сестра прибегает домой, где её радостно встречают старшая сестра и мать, встревоженные её ночным исчезновением.

МЛАДШАЯ СЕСТРА. Едва-едва спаслась я и еле живая прибежала из лесу домой.
МАТЬ (ласково обнимая её).
Я в полночь посмотрела:
Переменила русло
Небесная река.
СТАРШАЯ СЕСТРА.
Видели всё на свете
Мои глаза - и вернулись
К вам, белые хризантемы.

Елена Одинцова
odincovae@rambler.ru