Яблоки ленинградских садов

Стефания Лемберг
(об омской писательнице)


О поэтах и писателях, приобретших всемирную известность, пишется много, по-разному, каждый исследователь стремиться к оригинальности интерпретации их жизненных фактов, а то и к «мемуарным переворотам». О писателях же «местного значения» (сама с таким штампом не согласна, значимость творца измеряется в других категориях) мало кто знает, если не найдется энтузиаст-краевед, готовый по крупицам собирать факты из их жизни.
С творчеством Раисы Абзаровны Абубакировой меня свели занятия на библиотечном факультете Омского государственного университета им. Ф.М. Достоевского, когда на третьем курсе одна из преподавательниц, лично знавшая писательницу, дала нам задание прочесть ее повесть «Хочу верить»(или в дальнейшем «Круг»– название повести поменяла сама писательница).И не только прочесть, но и написать сценарий мероприятия по ее произведениям и биографии, а затем на базе этого сценария «сыграть пьесу». Сценарий нам с сокурсниками удался и мы его отыграли не только в стенах нашего вуза , но и прошли с этой «пьесой» по школам, знакомя ребят с творчеством нашей землячки.
Благодаря той студенческой работе, я изучила не только опубликованные о ней материалы, но и скудные архивные данные, хранящиеся бережно в тоненькой папочке у моего педагога.
Главной трагедией Раисы Абзаровны стало одиночество, которым она была «одарена» с детства. Сначало одиночество детское – она была рождена без отца и на собственном опыте познала, что такое быть в деревне байстрючихой. Ее так и дразнили односельчане «байстрючиха», выражая свое презрение и бросая в нее ошметками грязи. Поэтому из дома она убегала часто, ее ловили, возвращали в деревню, она опять убегала (в матросы на баржи), ее опять возвращали.
Затем было одиночество женское и человеческое. Замужем она никогда не была, а ребенка, которого так страстно хотела и вынашивала от любимого человека, потеряла, надорвавшись на тяжелой работе на стройке.
Говорить о ее родословной достаточно сложно, поскольку она по этому вопросу не распространялась и даже название деревни, в которой родилась, не называла в своей автобиографии.
Писательницей она, конечно же, становиться не собиралась, да и задатков в себе к чему-то похожему на творчество, не чувствовала. Мечтала о дальних странах и путешествиях.
Раиса Абзаровна родилась 2 ноября 1946 г. в одной из омских деревень, где вместе жили казахи, русские, украинцы, немцы, татары и где не прощали «незаконности рождения», хотя много тогда детей после войны осталось без отцов, но такая безотцовщина понималась по-другому, ей сочувствовали. «Байстрючиху» же гнали и травили.
Читая повести и рассказы писательницы, где нет-нет да и промелькнет эпизод из детства, становится понятно, что она не обозлилась и сумела сохранить в себе любовь к миру, к каждой травинке на земле.
Писать она начала поздно, в 34 года.
С 1972 г. жила в Омске, работала каменщицей на омских стройках. А с 1980 г. в омской периодике начинают регулярно появляться ее первые очерки и рассказы. Но как трудно они ей давались – после рабочей смены на стройке болели ноги, ныли руки, спина, организм требовал отдыха, а она садилась за письменный стол на всю ночь и писала.
Чтобы успеть реализовать свои творчесике замыслы, она изобрела свою «схему писательского труда»: зимой она работала на стройках,зарабатывала деньги, вынашивала творческие замыслы, летом – брала отпуск за свой счет – и писала, правила свои рукописи, творила.

В 1985 г. было опубликовано первое крупное произведение писательницы – повесть «Родня» (Омское издательство), в коллективном сборнике. В 1988 г. выходит ее автобиографическая книга «Хочу верить» (Омск). В 1990 г. уже в Москве вышла ее самостоятельная книга повестей и рассказов «Круг». К этому же году относится и ее пьеса «Дети мои, человеки», которая получила специальный приз и Почетную грамоту Союза писателей СССР за лучшую пьесу на Всесоюзном фестивале радиопостановок. В 1992 г. – выходит еще одна пьеса Абубакировой «Шанхай»Х(Складчина -3:Ежегод.:Проза,поэзия.-Омск, 1997. - С.657).
90-е годы оказались для писательницы наиболее плодотворными, она активно пишет для газет и радио.
К этому времени заочно был закончен Литературный институт им. М. Горького, а в 1992 г. – писательница принята в Союз российских писателей.
Как человека, ее называли резкой. бескомпромиссной, «неудобной», – такова была ее жизнь и судьба.
Абубакирова первая из советских писателей написала правду о жестокости советского общества, живущего стереотипами и затаптывающего в грязь без сожаления простого одинокого человека. Быть одиноким в таком обществе – хуже преступления, он всегда гоним, унижаем, уничтожаем. И ни от рыночных отношений это пошло, как утверждают теперь, списывая человеческую черствость и жестокость именно на рынок, а еще в те советские времена, когда «все лучшее – для человека».
Судьба самой писательницы – тому подтверждение. Ее не стало в 1996 г. Она умерла от рака, не успев завершить свои творческие замыслы и выпустить в свет уже подготовленный к печати сборник «Боль моя,Россия...»
В заключение хочется сказать, что судьба этой улыбчивой женщины в овечьем тулупе нараспашку (такой она предстает на немногочисленнных фото в советской печати) полностью опровергает миф о сытом, зажравшемся советском писателе, который пишет одну конъюктуру и жрет из общей кормушки партии. Для молодого поколения хочется особо отметить, не все были такими.
Она любила Есенина, оплакивая под его стихи свою женскую долю, любила Ленинград, хотя бывала в нем нечасто.

Монологи ее героинь – страстные и печальные, больше похожи на поэзию в прозе, их хочется заучивать наизусть и читать со сцены:»...Чудесные яблоки ленинградских садов, крупные, ароматные, они щедро брызгали соком, едва зубы впивались в них. Больше мне не доводилось есть таких яблок. Я тогда поняла, почему осень зовут золотой; не только из-за пожелтевшей листвы, осенью все светло-желтое – и солнце, отдававшее летний жар, и воздух, и сады.»(Из повести «Хочу верить»).
Эти строки – уже не проза из обывательской жизни, а поэзия, которая до сих пор звучит у меня в ушах.

P.S. Автор приглашает читателей познакомиться также со сценарием "Хочу верить!", основанном на биографии омской писательницы.