Росток грамотности

Елена Плюснина
Представим себе «грамотность» как «росток», который растет из земли навстречу солнцу и встречает на своем пути и непогоду, и зной, и ласковые человеческие руки.

Итак, грамотность - вот то зерно, с которого начинает расти росток.
Понятие грамотность изменялось следующим образом:  от умения читать и писать, до владение нормами грамматической речи и,  наконец,  до владения языком в трех его функциях.
 
Росток заметно подрос. Владение языком?
Что же такое язык? Язык - система знаков, служащая средством познания, хранения продуктов духовной культуры и человеческого общения. (Кр. Сл. По Филос.М.1970.С.376)

Система знаков. Вот где кроется формальное отношение к языку. Вот та мачеха, не дающая пробиться ростку к солнцу. Вот те препятствия, через которые живой язык, как родник, должен прорваться, прорасти. Необходимо ему помочь, иначе росток зачахнет, угаснет живая мысль. Нет! Живая мысль не может угаснуть, она будет биться в клетке, в тисках мертвого языка.
Необходимо срочно вернуть в школу живой язык.
 
Срочно! Срочно! Срочно! - как будто разносят эти крики, прилетающие к ростку птицы. Они разносят эту весть далеко по разным школам и районам, городам и странам.

Верните живой язык! И росточек поднимает голову, тянется к солнцу, крепнет.
Ура! Появилось опережающее речевое развитие. Именно речевое, а не языковое, не модель языковой личности, а речевое развитие. Речь- это прежде всего общение, это живая мысль.

Наконец-то живая мысль начнет пробивать себе дорогу. Почему живая мысль? Да потому что живая мысль может родиться только в свободном полете, а не в клетке,  не тогда, когда дети находятся под гнетом правил, под страхом допустить ошибку - вот они тиски свободной мысли. Снять оковы! Дать росточку свободно вздохнуть!

И вот появились коммуникативные технологии - обучение на основе общения. Прекрасная идея!
 
Но что же мы видим? Почему росточек чахнет? Что случилось? Так ведь эти технологии не для него!!! Это для иностранных языков! А ведь мы говорим о родном, русском языке. Неужели мы хотим быть мачехой для родного языка? Нет, он ждет ласковых, нежных рук, которые его пригреют, защитят, не дадут в обиду. Полюбим родной язык! Дадим детям свободно общаться на своем языке! Этот клич уже слышен. Диалоговость в обучении спасет нас? Надо добавить - диалоговость при обучении родному языку, как главному средству.

Но не будем забывать, что у нас опережающее развитие речи.
Слово  «развитие» встало впереди речи. А как же иначе? Ведь росточек растет, развивается и это самое главное. Дать возможность развиваться, обеспечить рост, создать для этого лучшие условия - это значит понять, что является хорошим условием, а что плохим. Как это сделать?

Главное, понять, что лежит в основе речи? - Мысль. Мысль чужая или своя? Что лучше: повторять чужие мысли или рождать свои? Ответ ясен. Значит, в основе речевого развития должно лежать развитие живой (своей) мысли.
 
Вот наш росточек и повеселел, потянулся к солнышку. А где же та влага, что не даст ему засохнуть? Живительной влагой для ростка живой речи станут те педагоги, которые чувствуют росток живой мысли. Вот они-то и не дадут засохнуть живой речи, именно они напитают ее своими живыми творчекими идеями. Вот они, те ласковые руки, которые согреют росток, когда ему будет холодно, дадут напиться, когда будет мучить жажда.

А где же то солнце, что подпитает и согреет тех педагогов, которые сеют разумное, доброе, вечное?
Это - живое учение, которое объединяет в себе и живую мысль, и живую речь, и свободу выбора. («Свободен каждый, но суд несет по делам своим», «Путь жизни есть взаимная помощь»). Педагоги, идущие по этому пути, не дадут погибнуть живому ростку в человеке, в ребенке, в ученике. Не дадут заглушить живую речь, живую мысль, Живую Этику.

И вот появилась триада - речь-мысль-этика. Триад составлено человечеством огромное множество (см. приложение) Приходит в голову мысль, может быть пора перейти от двойственного понимания мира (хорошо-плохо) к тройственному? От «единства и борьбы противоположностей к объединению их в триединство? (по К.В.Романову – от бинарного мышления к тернарному) Тогда, где же прячется третий элемент и что он из себя представляет?

Вернемся к нашему ростку. Он уже повзрослел. Еще бы! Собственные мысли - это не шутка! Росток занимает срединное положение между землей и небом, между землей и солнцем.
 
Земля - это био-,
Небо,солнце - это космо-,
Люди между землей и солнцем - это социо-,
      Получилось космо-био-социальное существо - это Человек!
 
А ведь речь шла о ростке грамотности. Как же появился Человек? Конечно же ему помогла речь! Ведь именно она становится соединением между небом и землей, между 1 и 2 и 3 сигнальными системами. «. . . Словесная речь человека – это видимая, осязаемая связь, союзное звено между  телом и духом: без слов нет сознательной мысли, а есть разве одно только чувство и мычание». (В.Даль.)

Есть еще одна триада - три парадигмы в педагогике - научно-технократическая, гуманистическая и традиция.

А где же эзотерическая парадигма? Ой, что же это я написала? Ведь такой парадигмы еще нет, есть только отдельные эзотерические технологии.

А если соотнести парадигмы с другой триадой - прошлое, настоящее, будущее? Прошлое - научно-технократическая и традиция, настоящее – гуманистическая (надеемся на это), будущее - эзотерическая. Нет, этого не может быть! А, может быть, в этом что-то есть? Продолжение оставим дописывать потомкам.

Все-таки мыслить триадами интересно! Попробуем вместе.
Одно дело мыслить триадами линейно, а другое целостно. Как образовать из триады целостность? Воспользуемся формулой «золотого сечения» Ведь она объединяет целостность!**

 Но, какая жалость, опять двойственность мира, опять деление на черное и белое (АС/СВ=АВ/АС). А если «ввести» отношение между этим равенством? (АС/СВ:АВ/АС). Вот мы и получили триаду, да еще какую! Триаду целостности - «золотая целостность»    - объединение земли, космоса и всего человечества. На что похож этот знак? На знамя мира? Так веь это же прекрасно! Мир на земле, мир в душах людей, мир в духовном мире.
  Вот так живая мысль!
 
Вернемся к нашему ростку. Ба! Да ведь он зацвел и прямо на глазах распустился!
Вот что значит выбрать правильное направление движения, устремление. Движение к солнцу, к свету. («Свет будет с тем, кто хочет его»)

Значит и наш росток грамотности растет из земли (корневая основа - психомоторика) при помощи людей через общение, к творческой мысли, рождающейся при помощи чувствознания.(«Импровизация есть песнь духа»).

То есть от природных, наследственных задатков сквозь социум к высшим мирам.

Так распускается цветок  - цветок грамотности.

__________________________________
**(Что такое «золотое сечение». Пифагор показал, что отрезок АВ можно разделить на две части так (А      С    В), что отношение большей части (АС) к меньшей части (СВ) будет равняться отношению всего отрезка (АВ=АС+СВ) к большей части (АС): АС/СВ=АВ/АС=Ф, где Ф = 1,61803989… Такое деление (точкой С) Пифагор назвал «золотым сечением» или «золотой пропорцией», а Леонардо да Винчи - общепринятым сейчас термином «золотое сечение». (2,18)

Приложение (примеры триад).
Прошлое - настоящее - будущее
Био-      социо-      космо
Реч. Деят-ть -речь -  язык
Ум -      воля-       сердце
Вера -    надежда -   любовь
Тело -    душа -      дух
Индивид - субъект -   индивидуальность
Физическое-психическое -нравственное
I с.с.    II с.с.     III с.с
Религия   искусство   наука               
Мантра    молитва     закон
Гносеология Методология Феноменология
Количество Качество    Мера
для себя  для других  для всех
био    энерго     информация
обучение  воспитание  развитие
луна    земля     солнце
индивид  общество     культура  и др.

Кто не заблудился в трех соснах, тот близок к целостному знанию.

2003 год