Роддом. Часть четвертая

Урал Юлдашев
Роддом. Часть четвертая.
     Наступила долгожданная весна. Даже в Алматы, где в течение шести месяцев стоит теплая погода, весну ждут с нетерпением.  Потом, правда, наступает жара, но это уже после, нужно честно признаться, что я не люблю холод и связанные с ним неудобства. Недаром поэт сказал, что лето – это маленькая жизнь и я с ним полностью согласен. Еще одна радость – в Алматы, в выставочном комплексе «Атакент», ежегодно проводится международная выставка медицинского оборудования.  Это происходит обычно числа пятнадцатого мая, сюда съезжаются все  заинтересованные люди – продавцы, фирмы - представители производителей, сами  производители, и, конечно, потребители – врачи,  которые потом будут  просить свое руководство купить  необходимое.  Я стоял у стенда с оборудованием для выхаживания новорожденных, смотрел на новые кувезы с мигающими мониторами, на детские дыхательные аппараты и другую технику, когда услышал знакомый голос:
- А ты что здесь делаешь, ты же анестезиолог, а не неонатолог? Еще не оборачиваясь, я узнал голос:
- Привет, Алибек, давно приехал? Мы обнялись, действительно, давно не виделись. Алибек работал неонатологом в одном из областных роддомов, ему было около 35 лет, высокий и худощавый, он казался моложе своих лет. Однако, присмотревшись, я обнаружил морщины на высоком лбу и начинающуюся лысину, последнее обстоятельство, вызвало легкую грусть:
- Стареешь, брат, заботы одолели? – спросил я.
- Годы берут свое, - ответил коллега, - буквально берут за горло, то бишь, за мои кудри, боюсь, что совсем облысею! Как сам, что нового в вашем Центре, почему не приезжаете к нам? - спросил он.
- Вы уже сами многое знаете, ваша область приглашает нас меньше всех остальных, - ответил я.  Эта выставка хороша тем, что здесь обязательно увидишь своих старых знакомых и друзей, ведь большая часть жизни врачей проходит на работе и дежурствах.  Мы с ним обошли всю выставку, повстречали многих старых знакомых, у стендов познакомились с представителями фирм и, немного уставшие, вышли на улицу. Стояла теплынь, розово - красное солнце медленно катилось к вечеру, мы сели за столик под небольшим тентом и заказали обед. Спешить было некуда, и пока готовили заказ, мы, довольные выставкой и свободным вечером, принялись за пиво. 
- Как выставка,  нашел, что-нибудь,  интересное для себя?  - спросил я Алибека.
- Оборудования для нас много, сразу и не выберешь, надо поговорить с теми, кто уже на них работал.  Я согласно кивнул головой:
-  Красивых и дорогих моделей наркозно – дыхательного оборудования много, а как они покажут себя в работе – это вопрос времени.  Дело даже не в цене: дорого еще не значит, что лучше, - главное надежность и удобство в эксплуатации.   Интересная деталь, заметил? -  спросил я.  - Наш, казахстанский менеджер,  представитель фирмы, пытался мне объяснить некоторые функции аппарата для искусственной вентиляции легких.  Даже не спросил,  я анестезиолог или нет, имею ли я опыт работы на подобных аппаратах, но сразу  начал объяснять,  какой режим нужно использовать и при каких обстоятельствах.   Чудно, ведь этот менеджер имеет инженерное образование, я специально его спросил об этом, а пытается мне, анестезиологу с многолетним стажем, объяснить функции легких! Есть такие простаки, - стоит им открыть рот, так сразу выдают себя с головой.   
- Ладно,  это не самое страшное, мы сами разберемся в особенностях этих аппаратов, ты,  лучше, послушай,  я тебе расскажу свою историю.  Помнишь, у меня есть младшая сестра Айман, она четыре года назад вышла замуж.
- Поздравляю, наверное, уже и племянник у тебя есть?
- В том - то и дело. Она же хрупкая девушка, хотя и очень красива, в общем, через положенное время она родила мальчика в нашем роддоме. Родители немного боялись за ее здоровье, но все обошлось, а беда пришла совсем с другой стороны. В тот день я как раз дежурил, родила Айман под утро, с мальчиком пришлось повозиться, я уже хотел подключить его к аппарату искусственного дыхания, но состояние стало улучшаться.  Потом поместил его в кювезу с кислородом, подключил мониторы, но состояние существенно не улучшалось, поэтому утром позвонил своему знакомому профессору неврологу и попросил консультации.  Он приехал после обеда, когда закончил свои  лекции, осмотрев малыша,  поставил диагноз: «Энцефалопатия тяжелой степени и синдром дыхательных расстройств».  Айман с малышом выписали домой после положенного  курса  лечения и всех процедур, но душа моя была неспокойна.  Прошло какое-то время,  и я стал замечать, что мальчик отстает в развитии, более того, непропорционально увеличивается  голова. Профессор, осмотрев ребенка, сказал:
- Похоже, что у него детский церебральный паралич, нарастает гидроцефалия.  Крепись, Алибек.  Лечение, конечно, я назначу,  но эффект будет незначительный, если вообще будет.  Вот так, мы получили проблему, ребенок развивался плохо, а голова росла и росла, Айман целыми днями сидела возле мальчика, пыталась разговаривать с ним в надежде, что он ее услышит. Я прочитал много литературы по этому вопросу, но нигде ничего утешительного не нашел. Малышу периодически становилось плохо, мы вызывали «скорую помошь», ему делали  успокаивающие средства,  и он засыпал.  В доме воцарилась гнетущая обстановка – все ходили хмурые, гостей не звали и сами старались не ходить, ведь обязательно спросят,  как наш  мальчик, а  что тут скажешь – одно расстройство.  Мы, как могли, подбадривали  Айман,  ее муж, Мамедали, молодой красивый парень, бизнесмен, все свои деньги тратил на лекарства и консультантов, потом, от безысходности,  стал приглашать экстрасенсов и целителей, от них, конечно,   не было никакого толка, а просто не нужная трата денег. Так, что этот парень, вместо счастливой семейной жизни,  получил в тяжелую и безвыходную проблему.  Прошел год,  Мамедали  нашел себе другую и шел,  после этого Айман впала в тяжелую депрессию, а когда стало совсем невыносимо видеть это,  я впервые подумал об эвтаназии.  Алибек перевел дух, отпил немного пива и продолжил:
- Я всегда относился негативно к этому – как это прервать жизнь человеку, как решиться на такое, считал, что никто на это имеет морального права. Но кто знает, что чувствует этот маленький человечек; страдает ли, ощущает ли он боль, дискомфорт, голод, слышит ли он нас, он не может дать нам какой – либо знак, кроме негромкого плача. Так, что  жизнь заставила меня крепко задуматься,  я долго взвешивал за и против, потом решил посоветоваться с родителями. Как - то раз, когда я покурил на балконе, подошел отец и я решился:
- Папа, Вы слышали про эвтаназию?  Он молча закурил и выпустил долгую струю дыма:
-Думаешь, что мы можем пойти на это? - Не знаю, сынок, серьезно об этом не думал, не простое это дело - лишить человека жизни, не знаю.
- Я беру на себя всю ответственность, - сказал я, - вы с мамой должны дать добро, а Айман ничего не скажем, - никто об этом не узнает, даже не заподозрит!  Докурив, я пошел в дом, а отец остался один на один с этой проблемой,  думаю, что ему было очень не просто!  Примерно через две недели, после этого разговора, поздно вечером мы втроем сели пить чай,  Айман с ребенком спали, было тихо, папа, посмотрев на маму, произнес:
- Алибек,  мы с мамой согласны, делай свое дело. Я кивнул головой и сказал:
- Папа, мама, никому об этом ни слова, тем более, Айман! У мамы беззвучно полились слезы, а папа пошел курить  на балкон. Я приготовился к  очередному ухудшению состояния малыша, чтобы сделать задуманное, и это не заставило долго ждать. Однажды  вечером поднялась температура, ребенок стал начал задыхаться,  и мы вызвали «скорую», а пока она ехала на знакомый адрес, я, улучшив момент, сделал свой укол и сказал:
- Мама, я пошел встречать машину! На улице было тепло, я поднял голову - по небу плыли редкие облака, ненадолго закрывая большую луну. «Какая хорошая ночь, завтра будет хороший день, теперь все будет хорошо» - подумал я, потом разбросал шприц, ампулу и упаковки в разные мусорные контейнеры и нервно закурил. Когда подъехала «скорая», я, вместе с фельдшерицей, вошел в квартиру. Айман стояла возле детской кроватки и тормошила малыша:
- Аскар, Аскар, открой глаза, почему ты не открываешь глаза? Она с какой-то надеждой оглянулась на нас. Но мальчик молчал, лежал совершенно без движения, также, как и раньше, только не плакал, но я знал, что произошло. Фельдшер, осмотрев ребенка, повернулась к нам:
- Он умер.  Жаль, конечно, но, может быть, это и к лучшему. Айман, крепись, ты еще молодая, родишь  себе здорового ребенка и будешь счастлива.  Потом со вздохом добавила:
- Вот и отмучился бедняга, да, все отмучились. Завтра утром приходите в поликлинику за справкой, я все доложу и приготовлю бумаги. Она отозвала меня в сторону:
- Нужно решить вопрос с аутопсией. Вы же знаете законы, смерть на дому, даже при установленном диагнозе, требует вскрытия, зайдите к главному врачу, может быть сможете решить этот вопрос. Я молча кивнул, потом сказал:
- Большое спасибо, Вы всегда спешили к нам, несмотря на тяжелый диагноз и прогноз.  Она посмотрела на меня:
- Выезжать по вашему вызову всегда было тяжело, потом, бывало, целую неделю  настроение неважное.  Было жаль всех вас - и мальчика и Айман и родителей.   Я промолчал, а только кивнул головой, да и что тут скажешь! Алибек вздохнул и снова закурил.  В это время принесли ужин, я разлил водку по рюмкам:
- Алибек, мне трудно, что-либо сказать или дать какой-то совет. Давай, лучше выпьем за упокой его души! Мы с тобой хотя и не православные, но обычай этот хороший и смысл тоже хороший. Я думаю, что, несмотря ни на что, ты проявил милосердие.  Мы выпили и помолчали, нужно было собраться с мыслями. 
- Да, кстати, как твоя сестра, жизнь наладилась? Алибек посмотрел на меня с некоторым удовлетворением:
- Да. Сейчас у нее все хорошо. Она снова вышла замуж, только муж ее старше, он уже был женат и у него есть дочь от первого брака. Полгода назад Айман родила здорового сына, муж ее счастлив, и она тоже, -  каждый счастлив по - своему. У них новая квартира, живут отдельно, родители наши хорошо общаются, праздники встречают вместе, их дом всегда полон гостей. А вчера, когда я зашел к ним попрощаться перед отъездом, Айман подошла ко мне, крепко обняла и сказала тихо:
- Алибек, я все знаю, спасибо, тебе, мой дорогой!  Снова наступила пауза, я смотрел на друга и думал, - «А смог бы я так поступить, не знаю, скорее всего, что да. Проблема решена, равновесие в жизни восстановлено, кто-то должен был взять на себя эту ответственность. Он страдал, сомневался, боролся и осмелился, думаю, что он вспоминает мальчика каждую ночь».
    Мы пошли по вечерним улицам Алматы, светили огни реклам, вывесок магазинов и кафе.  Я проводил Алибека до гостиницы, потом поймал такси и поехал домой. Всю дорогу думал, да сейчас, когда вспоминаю эту историю, испытываю сложные чувства -   вины, ответственности и облегчения.