«МУЖЧИНА, МУЖЧИНА!», « ЖЕНЩИНА,ЖЕНЩИНА!»
Читающий эту статью будет обманут, если подумает, что речь в ней идёт о гендерных различиях.
Нет-нет, речь в ней пойдёт о хамстве.
Да о хамстве, но хамстве особого рода – хамстве не умышленном. То есть о том хамстве, когда человек хамить вам вовсе и не собирается, более того, ему даже в голову не приходит, что он хамит и он очень даже удивится, если кто-то сочтёт его поступок хамским, потому что он поступает так, как почти все вокруг.
Увы, хамство стало чуть ли не образом нашей жизни, хамство является, к сожалению, составляющей нашего менталитета настолько, что некоторые его проявления мы хамством даже не считаем.
Давайте посчитаем, сколько раз за день мы хамим и слышим, как хамят вокруг.
«Мужчина, вы выходите?», «Женщина, скажите, пожалуйста, что я стою за вами.»
Как часто мы слышим и говорим такие привычные для нас фразы!
Некогда я была свидетельницей того, как одна молодая армянка устроила скандал в московском аэропорту за то, что служащая обратилась к ней таким образом. «У нас никогда так не обращаются, у нас говорят «дорогая»!» - возмущалась она.
Приветливый кавказец, начиная своё обращение к незнакомому словами «дорогой» («дорогая»), естественно, преувеличивает ценность последнего в своих глазах, но это преувеличение настраивает на дружелюбный лад. Точно так же преувеличивает француз, потому что слово «мадам» означает «моя дама», «моя госпожа» и то, что он называет незнакомую женщину своей госпожой, не является унижением. Уж кто-кто, а французы умеют держаться достойно. Не заискивают и гордые поляки, обращаясь к вам со словами «пан» («пани»), хотя эти слова означают «господин» (ровно «хозяин») и «госпожа» («хозяйка»). У поляков вообще принято говорить с незнакомыми в третьем лице: «Цо пан хце?» , «Нех пани…».
Умалить себя перед встречным, не теряя собственного достоинства – признак вежливости, признак хорошего тона. Вас уважают – и от вас ждут взаимного уважения.
Самодостаточному, уважающему в глубине души себя человеку, не надо самоутверждаться, его самоумаление в обращении является лишь признаком вежливости, куртуазной игрой.
И, наоборот, унизить другого, как правило, стремятся люди не самоутвердившиеся.
Попробуйте обратиться у нас к кому-нибудь со словом «сударь» или назвать кого «госпожой» - и вы будете выглядеть белой вороной. ( «Смех просто! Какой он тебе сударь!», «Ишь, тоже мне, госпожа нашлась!» ) Нет, официально, публично и безлично «уважаемые дамы и господа» -это мы можем, но лично-то, лично проявить уважение – это не получается.
В дореволюционной России среди интеллигенции было принято обращение «на Вы» и по отчеству даже к очень юным особам,сейчас же - всё больше и больше процветает бесцеремонное тыканье.Врачи взяли за моду тыкать пациентам, начальники - подчинённым, старшие по возрасту – малознакомым молодым людям.
Но и пожилые люди сами не защищены от хамского обращения. Мне не раз приходилось слышать, как к одной моей семидесятилетней знакомой, кандидату наук, обращались со словом «бабка». Вспоминается письмо возмущённой читательницы, некогда опубликованное в газете под заголовком «Я не бабулька, я - профессор».
Действительно, казалось бы с виду ласковое обращение «бабуля» - тоже по сути обращение хамское (конечно же, если оно не исходит от собственных внуков), поскольку такое обращение к малознакомой пожилой женщине несёт в себе чванливо-пренебрежительный, нарушающий личностные границы оттенок.
В словаре Ожёгова понятие «хамство» определяется крайне расплывчато и запутанно, хамом там назван «грубый, наглый человек». А при объяснении слова «наглый» словарь ссылается на слово «нахальный», объясняя в свою очередь слово «нахал» как «грубо-бесцеремонный и дерзкий человек». Исходя из такого объяснения можно подумать, что нахамить – это совершить уж что-то чересчур , что-то из ряда вон выходящее, как публично оскорбить, плюнуть в лицо или сделать что-то в этом роде.
На самом деле это далеко не так, потому что слово «хам» имеет библейское происхождение.
Хамом звали сына Ноя. Ной насадил виноградник и научился делать вино. Однажды он с непривычки опьянел, скинул с себя одежду и голый уснул в шатре. Увидев это, Хам пригласил братьев посмеяться над отцом. Но братья Сим и Иафет , отводя глаза, прикрыли Ноя одеждой.
От имени Хам и произошло слово «хамство», под которым сейчас следует понимать неуважение к человеку, к личности.
К сожалению, Россия, несмотря на её богатую некогда культуру, после всех исторических катаклизмов ХХ века стала страной победившего Хама, так как вследствие всяческих потрясений у нас неуважение к человеческой личности стало настолько нормой жизни, что порой очень славным и симпатичным людям даже в голову не приходит, что они себя ведут по-хамски.
Хам курит в толпе людей. Хам идёт по ногам, толкает других и не извиняется при этом.
Хам паркует машину, перекрывая прохожим путь и заставляя обходить её, с трудом протискиваясь через узкий проход. Хам сидит в автобусе, широко расставив колени, занимая тем самым чуть ли не половину соседнего сидения, и не пошевелится, когда кто-либо на это сиденье садится . Хам-водитель, игнорируя безопасностью пассажиров, болтает по сотовому телефону. Тот же хам-водитель прокуривает маршрутку на стоянке (а случается, что курит и при пассажирах).
Хам-чиновник не заботится о том, чтобы около его кабинетов было достаточное количество стульев, чтобы все ждущие своей очереди сидели, а не стояли. Хам-полицейский вместо того, чтобы только следить за соблюдением порядка начинает с пренебрежительно-умным видом давать советы, уча жить обратившихся к нему за помощью людей, будто он не страж порядка, а священник или психолог.
Мы привыкли относиться друг к другу, основываясь на принципах: «ишь чего захотел», «перебьётся», «перетопчется», «в такси тогда надо ездить!», «тоже мне, барыня нашлась!», «ему ещё и это подавай!», «сильно умная стала!» и т. д.
Повсюду в сегодняшней России человек принижен, придавлен как самим государством, так и окружающими его людьми. Очень многие люди это ввиду привычки и установившихся норм поведения даже не осознают, но внутренне чувствуют. То, что обманывает сознание, прячется в бессознательном, руководя поведением человека оттуда, из неосознанных глубин психики, вызывая сильное стремление примкнуть к чему-то большому и стать частью этого большого и могущественного. Ощущение своей незначительности компенсируется стремлением жить в империи, которая всех вокруг завоёвывает и которую все вокруг ненавидят и боятся. И не имеет значение, какой идеологии придерживается империя: дооктябрьской или послеоктябрьской.