Цена минуты. Глава 24. Перенос порток на...

Петр Чванов
Глава 24. ПЕРЕНОС ПОРТОК НА ДРУГОЙ ГВОЗДОК

Отслужив на кораблях и в частях более 20 лет,  Антон по семейным обстоятельствам списался на берег. Там он был откомандирован в Министерство морского флота на должность преподавателя  военно-морских дисциплин. Он преподавал минное, торпедное, артиллерийское, ракетное,  минно-тральное оружие, историю военно-морского искусства  и тактику на военно-морских циклах  среднего  мореходного училища и затем в институте инженеров морского флота. На этой работе он зарекомендовал себя и как опытный воспитатель, и как способный преподаватель. При подведении итогов боевой и политической подготовки его фамилия часто мелькала и в приказах Министра морского флота и в приказах министра обороны. И командование военно-моской кфедры, и руководство института высоко ценило  Рындина.

К моменту демобилизации он числился в ВМФ кандидатом на  должность заместителя начальника отдела боевой подготовки КЧФ, а в институте занимал должность начальника цикла вооружения и имел звание капитана 1 ранга. Единственным начальником, который с неприязнью относился к Антону, был его однокашник, начальник учебной части кафедры капитан 1 ранга Буряк Лука Иванович. Вместо того, чтобы радоваться успехам своего старого друга, он воспылал к нему стойкой неприязнью.

Однажды Лука Иванович вызвал Рындина в свой кабинет.
– Алексей Трофимович, Вы не забыли наш разговор о пополнении Вашего кабинета оружия учебными минами и торпедами? – спросил он, едва Алексей переступил порог его кабинета.
– А зачем мне о нем помнить? – вопросом на вопрос ответил Алексей. – Недавно мы обсуждали эту проблему с начальником кафедры и все пришли к выводу, что ничего менять не следует. Тогда Вы тоже согласились, что тащить тяжеленные мины и торпеды на третий этаж нецелесообразно.
– Так-то оно так, – не глядя на Алексея, ответил он. – Только скоро очередная проверка кафедры, а у нас кабинет оружия не пополнился ни одним новым экспонатом.
– А куда же его пополнять, когда он и так соответствует перечню оружия и технических средств, которые указаны в программе? – пытается возразить Алексей, но капитан 1 ранга Буряк даже и не пытается его выслушать.
– Короче, – резюмирует он, – разрезной макет донной мины перевезите в минный погреб, а учебную мину поднимите сюда.
– Перенос порток на другой гвоздок, – съязвил Алексей. – А Вы не забыли, что учебная донная мина весит 500 килограммов, да минная тележка более ста килограммов и всё это, не ровён час, провалится на второй этаж и дальше.
– Оставьте свой деревенский юмор при себе! – насупился Лука Иванович. – Всё, разговор окончен. Даю Вам два дня. Потом приду, проверю.
Недавно бывший начальник кафедры ушёл на пенсию  и Лука Иванович временно исполнял его обязанности и Антону рассчитывать на чью-то поддержку  не приходилось. Пришлось подчиниться.

На следующее утро по расписанию в минном погребе должны были проходить тренировки на боевых постах по подготовке мин к постановке с группой студентов 3 курса судомеханического факультета. Алексей приказал лаборанту, мичману М.А.Федорко, приготовить толстые доски, клинья, стальные троса и рукавицы.

Михаил Афанасьевич добыл крепкие, широкие доски, клинья и рукавицы. В механических мастерских в этот день был выходной, и добыть стальной трос нужной длины не удалось. Вместо стального троса лаборант предложил толстый манильский трос. Осмотрев трос, Алексей решил, что он достаточно крепок и удобен в обращении. Толщина каболок и самого троса позволяли удобно держать его в руках. Лишь в одном месте была едва заметна потертость почти посреди троса.
Построив студентов, Алексей лично распределил между ними обязанности, проинструктировал их по технике безопасности и заставил каждого из них расписаться в журнале.

– Михаил Афанасьевич, Вы будете руководить группой студентов-тягачей, а я буду осуществлять общее руководство и руководить работой студентов, которые будут переставлять доски и клинья. Внимательно следите за моими командами! – дал он последние указания.

Когда оборудовался минный погреб, торпеды и мины опускались туда с помощью автомобильного крана через пролом в стене. Теперь же предстояло вытащить пятисоткилограммовую донную мину вместе со стальной тележкой через узкие дверные проемы и поднять её по пяти лестничным маршам на третий этаж.

С большим трудом протащили мину через два дверных проема. Довольно легко преодолели первый лестничный марш, хотя манильский трос так стонал и скрипел, что казалось сейчас он порвётся. С огромным трудом развернули мину на узенькой площадке между двумя лестничными пролетами. При этом мина стала очень близко к стене. Алексей осмотрел трос. Всё было в норме.
– Продолжить движение! – приказал Алексей. Студенты дружно рванули и мина медленно поползла вверх. Трос застонал снова. Алексей глянул вверх и похолодел: каболки троса одна за другой начали раскручиваться и рваться. Мина уже поднялась на две ступеньки вверх.
– Клинья! – скомандовал Рындин, навалившись грудью на мину. Он понимал, что если мина покатится назад, она его просто раздавит. Справа был простенок, а сзади капитальная стена.

Студент с клином в руке бросился вперед, но зацепился  за перила. Клин выскочил из его руки и упал вниз. Второй студент с клином в руках попытался просунуться между Алексеем и стенкой, но, к счастью, вовремя понял, что если он оттолкнет Рындина, то мина может раздавить их обоих. В это мгновенье трос лопнул. Страшная тяжесть навалилась на Алексея. Ноги начали медленно ползти назад.
– Вяжите трос! – прохрипел он и тут же почувствовал, как нога уперлась в выбоину на полу.

Федорко понял всё без слов. За считанные секунды он связал прямым узлом обрывки троса и скомандовал студентам:
  – Взяли!– трос натянулся, как струна, и мина снова поползла вверх.
Алексей отошел в сторону. Ноги мелко дрожали, в ушах стоял страшный свист. Спина разламывалась от боли.
– Спускайте мину назад!– устало сказал он. Студенты аккуратно спустили мину на площадку.

Буквально через несколько минут на лестнице появился капитан 1 ранга Буряк. Вad news has wings(плохие вести не лежат на месте).* Кто-то успел сообщить начальнику кафедры о происшествии.
– Чуть-чуть передохните и спускайте мину назад в погреб! – приказал он.