Олег Видов Часть 2 Глава 10 Обыкновенное чудо

Александр Руденский
                ГЛАВА 10 - 
                1965 год - Кинофильм  « Обыкновенное чудо » 
 
     В 1964 году на молодого актера обратил внимание не только Владимир Басов, но и Эраст Гарин - известный актер и режиссер. Зрители нескольких поколений помнят его в роли короля  в поставленном им фильме « Золушка »
      
   Теперь  он собрался экранизировать  ещё одну  сказочную историю.                В этот раз это было «Обыкновенное чудо» по пьесе Евгения Шварца. Произошло это как следствие его же театральной постановки этой пьесы в Театре-студии  киноактера. Но с момента постановки спектакля прошло некоторое время и не все его участники уже подходили для своих ролей. Не подходил и  Вячеслав Тихонов, игравший роль Медведя. Вот и  пригласил Эраст Гарин  в свой новый фильм  на эту, одну из главных ролей  Олега Видова. Интересно, что театральный вариант, поставленный в Театре-студии киноактера, где режиссер тоже играл короля, просуществовал недолго. Кто-то из руководящих работников усмотрел в спектакле недопустимые идеологические промахи и спектакль запретили к показу. Когда Эраст Гарин приступил   к экранизации этой пьесы, возможно, что он учел те вопросы, из-за которых был закрыт спектакль, и с кинофильмом этого не случилось.
      
  Лучше всего о режиссере этого фильма сказал сам драматург – автор                «Обыкновенного чуда» Евгений Шварц:

« Легкий, тощий, не породистый, с кирпичным румянцем, с изумленными глазами, с одной и той же интонацией всегда – и на сцене, и в жизни, с одной и той же повадкой и в двадцатых годах, и сегодня. Никто не скажет, что он старик или пожилой человек, - все как было. И кажется, что признаки возраста у него – не считаются.» 

Съемки проходили в 1964 году в Крыму, в Алупке, на территории Воронцовского парка. 
 
А начало 1965 года обещало молодому студенту много радостного и приятного.   

18 января 1965 года на экраны выходит кинофильм «Мне двадцать лет» (Застава Ильича). 
   
             А 10 февраля  состоялась премьера  «Метели».               
 
Это уже было знаменательным событием. Он был в числе главных исполнителей и ему достались полноценные симпатии зрителей.               
    
 Но главным событием года для него конечно стала премьера фильма   «Обыкновенное чудо», состоявшаяся  30 августа 1965 г.               
      
               Ему тогда  только исполнилось 22 года.               

Об этом  кинофильме  хочется написать подробнее по двум причинам: первое  - это то, что актер сыграл свою вторую главную роль, будучи еще студентом ВГИКа, что само по себе уже было непривычным,  второе - то, что в этом фильме он снимался у замечательного мастера Эраста Гарина и партнерами его были и другие известные актеры. А это была самая лучшая школа в начинале творческого пути...
 
"Эта творческая встреча - одна из самых дорогих в моей жизни. Ведь Эраст Гарин - режиссер поразительный, он умеет рассмотреть в актере (а как это важно для начинающего!) какие-то тайнички, о которых сам еще и не подозреваешь. Он помог мне раскрепоститься на съемочной площадке, почувствовать уверенность в себе, ощутить землю под ногами" – говорил актер позже.

И еще признавался, что  « Эраста Павловича Гарина я считаю своим учителем. Гарин и Хеся Локшина были тончайшие знатоки театра. Это были люди, которые шли еще от Мейерхольда и Станиславского, они общались с этими людьми и получали из первых рук свою профессию. И для меня это был целый мир. И я очень благодарен им, поскольку ко мне они относились по-отечески. Я снялся в роли Медведя. Для меня этот фильм был откровением, потому что я побывал не только в истории 1810 года, но и я побывал в сказке.  А любая сказка – это поэзия, это поэтическое воплощение нашего понимания, нашего отношения к жизни. Добро всегда наказывает зло, это вечная отдушина: уж если не в жизни, так в сказке…»
               
                * * *
      Хорошо известно, что фильм снимался по одноименной пьесе Евгения Шварца. Но отличия между пьесой и фильмом были.

  Пришло время - и волшебник (Алексей Консовский) женился, остепенился,               занялся хозяйством, он и назван в фильме - Хозяином.  Но однажды, встретив                в лесу медведя, все-таки не вытерпел: взял ореховую веточку, сделал из нее волшебную палочку и превратил медведя в прекрасного юношу, поставив условие, что тот снова станет медведем, только если его поцелует принцесса...
Как трудно быть настоящим человеком! Это вполне ощутил "на собственной шкуре" медведь, которого волшебник превратил в юношу. Самым страшным оказалось поставленное волшебником условие: если юношу полюбит и поцелует встреченная им принцесса, то он тогда вновь станет диким зверем...               

Конечно это сказочный сюжет.  Но такую ли уж сказку рассказал нам драматург, а за ним и этот кинофильм. Даже не вериться, что мы в сказке, настолько все реально и правдоподобно. Когда наступает момент, когда должно свершиться осуществление условия волшебника, мы понимаем, что это не должно произойти – не может такого быть!   
   
 А все начинается обычным красивым днем, все как всегда. Но жена волшебника               (Нина Зорская) по его виду чувствует, что - то должно случиться. Она спрашивает у него, он не сразу признается. А в итоге отвечает на ее вопрос, что у них будут гости. И вот к ним заходит красивый юноша (Олег Видов). Хозяйка усаживает его за стол и угощает молоком. Спросив, как его зовут, слышит – Медведь. И он ей очень просто и как обычную историю рассказывает, как волшебник превратил его в человека.  Актер делает это так точно и просто, что сразу веришь его словам. И сразу окунаешься в мир этих событий.  Ведь именно эта самая первая сцена фильма и есть для нас дверь в эту очаровательную сказку, внутри которой практически никто из действующих в ней лиц не сфальшивил, не разрушил этот сказочный мир. И вот Медведь говорит слова, которые как бы становятся точкой отсчета для всего фильма, для всех его персонажей:               
                «Быть настоящим человеком очень не легко». 

Каждая фраза в этом начальном разговоре как бы расставляет акценты. Медведь рассказывает хозяйке в ответ на ее просьбу, чтобы муж превратил его обратно в медведя и отпустил на свободу, что это произойдет только тогда, когда его полюбит и поцелует первая встреченная им принцесса. Он еще не понимает смысл этих слов.  И мудрая женщина спрашивает у него, неужели он сможет покинуть влюбленную в него принцессу. И никогда не любивший, и ничего не знающий о человеческих чувствах, Медведь отвечает:  «Как только она увидит, что я медведь, она разлюбит меня.»  И хозяйка говорит мудрые слова:
               
                «Что ты знаешь о любви мальчуган».
 
Вот именно об этом этот прекрасный фильм – о том как трудно быть настоящим человеком и что это значит, и что такое при этом любить и быть любимым.
 
          И вот Медведь сталкивается с Принцессой  ( Нелли Максимова ).               

Он впервые видит перед собой молодую, красивую девушку. Невольно он с ней начинает разговаривать. Она тоже удивлена его появлением и поведением.                Очень странно, когда он называет ее милой девушкой.
Герой Олега ведет себя совершено естественно, он сразу говорит девушке о том как она ему понравилась.  Поведение Медведя для него самого совершено естественное. Он привык говорить правду, по-настоящему правду, именно то, что думает и чувствует. 
 (Возможно Шварц хотел сказать нам – смотрите, как в отличии от обычного человека , этот юноша, не подверженный обычным человеческим порокам, человеческим стереотипам,  ведет себя естественно и говорит то, что думает...)
Но тут раздается шум приближающихся экипажей свиты Короля и  молодые люди убегают.  В дом волшебника входит Король (Эраст Гарин).  Волшебник с женой и мы все  видим перед собой гаринского короля и безоговорочно верим ему, всему, что он говорит. Гарин виртуозно все это делает, не оставляя ни в чем сомнений.
В дальнейшем действие развивается в соответствии сказочному сюжету. Вероятно не имеет смысла пересказывать его . Хочу только сказать, что чем больше пересматриваешь этот фильм - сказку, тем больше  и глубже понимаешь многие фразы и смысл высказываний его персонажей.  Это и «Быть настоящим человеком очень не легко». И полные философского смысла прекрасные слова:  «Слава храбрецам, которые  осмеливаются любить, зная, что всему этому придет конец.  Слава смельчакам, которые живут себе так, как будто они бессмертны!»      
Ну а говоря об этом фильме, хочется уточнить, что благодаря автору Евгению Шварцу, режиссерам Эрасту Гарину и Лакшиной,  прекрасным актерам, создавшим героев этого фильма, и в том числе и Олегу Видову, этот фильм  будет  тоже иметь долгую и счастливую судьбу.
 
                * * *

В  том, что этот фильм уже 50 лет воспринимается с радостью зрителем любого возраста заслуга и многих  прекрасных театральных и киноактеров, снимавшихся в нем.  Следует сказать о прекрасной игре практически всех.  А среди них и Алексей Консовский (Хозяин), Нина Зорская (Хозяйка), Валентина Караваева (Эмилия), Георгий Георгиу (министр-администратор), Алексей Добронравов (первый министр), Виктор Авдюшко (трактирщик), Евгений весник (охотник), Георгий Милляр (палач), и ...  все остальные.   

Не смотря на то, что почти все съемки проходили  в условиях реальной природы и архитектуры,  создатели фильма смогли полностью сохранить дух и атмосферу сказки Шварца.  И это очень важно.

Для сравнения можно сказать, что Марк  Захаров не стремился к этому, и у него понимаешь, что находишься в мире телеспектакля с совершенно другой смысловой функцией и эстетикой.

 Кинофильм  Гарина оказался первым вариантом экранизации великолепной философской сказки Евгения Шварца, который многие считают идеальным и не менее интересным, чем широко известная зрителям версия, последовавшая через полтора десятилетия, но совершенно с другими актерами.

Эстетика Гаринского фильма - это эстетика Э. Гарина, это эстетика определенной эпохи, определенного времени. А фильм  Марка Захарова это эстетика другого времени, другой эпохи, уже с другими критериями и ценностями. Тем более, что Захаровский фильм был телевизионным  и музыкальным. . Фильм Гарина снимался по сценарию написанному Гариным и его помощницей - женой  Хесей Локшиной и фильм снимался по их сценарию. Даже при постановке в театре режиссеры вносят что то свое, что иногда даже не устраивает авторов, если они живы, или критиков, ругающих их за самоуправство. Но и те и другие забывают, что спектакль, а тем более кинофильм, являются произведением созданным в первую очередь его авторами, которыми являются  режиссеры и сценаристы.  И мы зрители должны воспринимать именно их произведение искусства, а не искать соответствий с  первоисточником, как бы с «натурой - природой». Никто же не сравнивает кто лучше изобразил природу: Шишкин, Куинджи, Саврасов, или Левитан. А был еще и Ван гог, и Гоген. 
Эраст  Гарин в 1964 году сделал  свой кинофильм  по пьесе Е. Шварца.  Эта прекрасная пьеса всегда останется произведением Е. Шварца, а фильм вышедший на экраны в 1965 году – фильмом Э. Гарина. А фильм 1980 года - фильмом Марка Захарова. И очень прекрасно, что все они существуют. И все они, каждый по своему, что-то очень важное дают нам. Остается только научиться это разное брать и ценить, извлекая из всего важную жизненную мудрость.

                * * *
 
     Советский актёр театра и кино, режиссёр, сценарист  Эраст Павлович Гарин   родился 10 ноября 1902 года в Рязани.
Учился в Рязанской гимназии. В 1919 году ушёл добровольцем в Красную Армию и до

1921 года выступал в Рязанском Гарнизонном театре (1-й самодеятельный театр Красной Армии). С этим театром он попал в  Москву, где был замечен Всеволодом Мейерхольдом, который  посоветовал ему учиться.

В 1921 году поступил в студию Всеволода Мейерхольда, которого потом всю жизнь называл Мастером.

В 1922-1926 годах  - Гарин  принимает участие в деятельности  Государственных экспериментальных театральных мастерских Наркомпросса РСФСР (ГЭКТЕМАС) и ведёт работу в РКА, в создаваемой там «живой газете».

В 1922-1936 годах  он выступал на сцене Московского театра имени В.Э. Мейерхольда.

В 1934 году становиться  актёром Рабочего театра Пролеткульта. Художественным руководителем этого театра  был Сергей Эйзенштейн.

С 1936 по 1949 год  Гарин жил в Ленинграде и был актёром и режиссёром Ленинградского театра комедии.

А с 1946 года также был актёром  и режиссёром Театра-студии киноактёра в Москве.

В кино  Эраст Гарин  дебютировал в 1934 году, снявшись в фильме «Поручик Киже».
 Снялся как актер в  41 фильме. Самая знаменитой его ролью считается Король в сказке «Золушка».  Хотя были и другие, не менее талантливые.  Он остался в памяти многих таким, каким был в  «Джентльменах удачи».

В 1941 году он стал Лауреатом Государственной премии СССР  за роль Тараканова в фильме «Музыкальная история».
Как режиссер Э. Гарин снял 8 фильмов. Несколько из них он создавал вместе со своей второй женой Хесей Александровной Локшиной, в том числе  «Принц и нищий» в 1942 году, «Синяя птичка» в 1952 году, «Обыкновенное чудо» в 1964 году, и другие. 

А для  трех из них они вместе написали сценарии.

В 1950 году ему было присвоено Звание «Заслуженный артист РСФСР»

В 1961 году на Международном кинофестивале в Каннах он получил специальный приз за мужскую роль в фильме «Ведьма» режиссера Александра Абрамова.
      А в 1964 ему было присвоено Звание «Народный артист РСФСР».

В 1966 году во время работы над фильмом «Весёлые расплюевские дни» случилась в съемочном павильоне авария.  Эраст Павловичу пострадал  и в результате ему удалили один глаз, второй — почти не видел.
Из-за этого   его перестают приглашать сниматься в кино и  участвовать в театральных постановках.
Но все же в 1977 году ему присвоили Звание «Народный артист СССР»
Следует сказать, что в 31 мультфильме герои разговаривают его голосом.
Как вспоминала позднее первая жена Гарина Любовь Руднева (Фейгельман):
«Гарин уходил очень трагично. Он перестал говорить, сказав, что не может этого делать. Ему тяжело было общаться с людьми, настолько чужеродно он чувствовал себя в нереализованном состоянии».
        Ушёл из жизни этот прекрасный человек в Москве 4 сентября 1980 года
               
                * * *
Наверно все же следует рассказать и о верной помощнице и спутнице режиссера, прожившей с ним бок о бок  более 50 лет.
Ею была Локшина Хеся Александровна. Она родилась 17 декабря 1902,  в Рославле Смоленской губернии Российской империи.

В 1919-1922 годах училась на экономическом факультете МГУ, в 1929 окончила режиссерский факультет Высших государственных театральных мастерских Наркомпросса РСФСР.

С 1929 года — ассистент режиссёра киностудии «Ленфильм», с 1936 года — режиссёр-постановщик, с 1940 года  на  киностудии «Союздетфильм».
Режиссёр ряда спектаклей в театре-студии Киноактера и театре Сатиры.
Режиссёр дубляжа, соавтор сценариев к ряду своих фильмов.                Она ушла из жизни  1 июня 1982 года в Москве.

                * * *

  Первой сказочной кино-принцессой «Волшебного чуда» была Неля Максимова.
         
                Она  родилась 7 июня 1939 года
В начале 60-х годов работала в Харьковском русском драматическом театре, вела передачу "Голубой огонёк" из Харькова.
Затем работала в Русском драматическом театре в  Риге и   в Ленинградском академическом театре драмы имени А.С.Пушкина.

  В кино снималась немного:               
   «Любовь на рассвете» в 1957 году,               
   «Обыкновенное чудо» в 1964 году,               
   «Сказки старого Арбата» в 1973 году,               
   «Ребята с Сиреневой улицы» в 1974 году.
               
                * * *
         
   Среди актеров снимавшихся в этом фильме была актриса о которой я хочу обязательно рассказать. Её имя Валентина Караваева.

В этом фильме она создала прекрасный образ придворной дамы Эмилии.  Когда "Обыкновенное чудо" вышел на экраны, то для многих советских зрителей это имя уже ни о чем не говорило.  Но Гарин относился к тому поколению, которое хорошо помнило молодую, красивую Валю Караваеву, покорившую советского зрителя в теперь уже далеком 1942 году.  Ее история, ее судьба, это тоже история советского кинематографа, история страны и история того, кто назывался  советским народом.               
               
                А теперь по порядку.


          (фото - Алла(Валентина) Ивановна Чалмен- Караваева)



Родилась будущая Валентина Караваева ( Алла Ивановна Караваева)  21 мая 1921 года     в деревне  Бузалево. По воспоминаниям  П.Тихомирова, ее отец был сельским священником.  Вскоре после ее рождения вся семья переехала в  город Вышний Волочёк, Тверской,  ныне Калининской области.  Там же она пошла в школу. В школе Она постоянно  выступала на всех культурных мероприятиях: читала стихи, пела.

 В 1934 году, когда она тяжело болела,  ей попала в руки книга Чехова  с пьесой «Чайка».
Она ее выучила на память и  решила, если останется жить – станет актрисой и сыграет Нину Заречную на сцене.
Когда она оправилась от болезни написала, наверно, во все учебные заведения, где готовили актеров. И не получая ответов от них, написала самому Сталину:
"Разрешите мне стать актрисой, чтобы служить нашему искусству".
Через некоторое время она получила письмо - ее приглашали в  Москву для
поступления  на актерские курсы при "Мосфильме".

И в четырнадцать лет она уезжает из дома оставив записку:
"Еду в Москву, чтобы стать актрисой".

Несмотря на то, что у нее не  было необходимого для поступления образования, ее приняли в школу-студию при киностудии « Мосфильм ».  Попала она под
коллективную опеку к руководителю курса известному режиссеру.
Одним из педагогов у нее был актер Тарханов. Уже через несколько месяцев после начала учебы ее снимали в эпизодической роли в фильме « Ночь в сентябре», вышедший на экраны в 1939 году. А в 1940 она снималась уже в двух фильмах: «Закон жизни» и в знаменитом «Суворов».

В 1940 году закончилась ее учеба у Райзмана и она стала полноценной актрисой. Надо сказать, что не потому, что учеба закончилась, а потому, что она действительно стала актрисой.

В это время известный сценарист Габрилович начал писать для Райзмана  сценарий  фильма и благодаря его воспоминаниям, мы можем понять, самое уникальное, что было в этой талантливой актрисе:

« Сценарий картины «Машенька» писался для актрисы В. Караваевой. Я не знал ее и в глаза не видывал; она была ученицей режиссера Ю. Райзмана по киноинституту, и он, вообще говоря, никогда заранее не намечавший актеров, на этот раз все время говорил, что именно Караваева должна играть Машеньку. Некоторые вчерне уже сочиненные сцены он порой отклонял: «Нет, это у Караваевой не пойдет…»
И часто, наталкивая меня на правильный путь, тут же, у письменного стола, показывал (отличный мастер сценического показа!), как надо решить эпизод, чтобы у Караваевой «пошло».
Да кто же, наконец, эта Караваева?
И вот однажды, когда сценарий был на четверть написан, я пришел к Райзману и увидел ее. Она сидела в уголке как-то сжато, неловко, бесцветно, в каком-то сером и робком платьице, в стоптанных башмаках. Я ужаснулся от ее невидности, некрасивости. Она быстро встала, протянула мне лодочкой ладошку, быстро сказала «Валя», и что-то на миг мелькнуло в ней, в этой ладошке, в этой неловкой быстроте, — что-то остро близкое нашей Машеньке. Но только на миг, — и вот она уже снова сидит бесцветно и безразлично и слушает безучастно и замкнуто сцены, которые мы ей читаем.
Есть в сценарии эпизод, когда наша героиня, опоздав на последний трамвай, берет такси и едет домой — живет она далеко, на пригородном шоссе. Шофер такси Алексей, тот самый, кого она вскоре так сильно полюбит, трезвонит всякую ерунду, а она с ребячьим радостным и почтительным интересом жадно внимает байкам.
И тут, когда мы дошли в чтении до этой сцены, я в первый раз увидел, что Караваева шевельнулась. Глаза ее вдруг блеснули.
- Постойте, постойте,- тихо сказала она.- Как-как? Постойте…
Она вдруг встала и пересела на другой стул, словно уселась в такси, и лицо ее, скучнее, невзрачнее, унылее которого не было на свете, вмиг заиграло той множественностью оттенков, тем сложным движением мимических красок, которыми так пронзителен настоящий актер. Она как бы слушала кого-то, рассказывающего ей, вся навострившись, вся — внимание, с каким-то дальним огнем больших удивленных глаз, чуть смущенно и чуть кокетливо, словно оглядывая живым, нерешительным, сильным, потайным внутренним взором того, кто ей говорил. Пять или десять минут она сидела вот так и слушала что-то неслышное нам — то смешливо, то радостно, то словно бы мимолетом, то всей глубиной, то сияя глазами, а то потупившись, то чуть подозрительно, то снова словно вся поддавшись чьим-то словам. А мы смотрели, притаившись, не смея пошевелиться.
Это была она, наша Машенька, как мы о ней думали и мечтали, как мерещилась она нам среди невообразимо трудной сценарной работы — работы, где всегда ты открыт всем ударам, упрекам и поучениям, если вдруг не найдется к ней настоящий, бывает — единственный, так нужный тебе актер.
Потом Караваева сгасла, поникла, мигом стала снова невидной и неприметной. И, бормоча что-то, поплелась к себе в угол, безутешно махнув рукой.
- Ничего не выходит! — сказала она.- Не то!
Я не был на студии во время съемок, но мне говорили, что, сыграв превосходно сцену, она вдруг вот так же сгасала и меркла, понуро и безутешно шла куда-то в сторонку, в угол, что-то в отчаянии бормоча. И там сидела бесцветно, невидно, глухая ко всем словам.
Как бы то ни было, я не могу сказать, хорошо или плохо она сыграла. Она изобразила единственно верное, выразила единственно верной мимикой, жестами, всем складом лица, походки, манерой глядеть, радоваться, печалиться, смеяться и гневаться — именно Машеньку. Она не играла Машеньку во всеоружии отличных, блестящих актерских средств, а просто дышала ее дыханием. Это была не отлично сыгранная Машенька, а просто — она. Бывает актерское исполнение, когда восторгаешься многогранностью движений души, мельчайшей отделкой жеста, завершенностью каждой сцены. В исполнении Караваевой нет, на мой взгляд, ни отточенности, ни отделки, ни завершенности, как нет их в тех обстоятельствах подлинной жизни с которыми мы встречаемся каждый день. Вот она и сыграла жизнь.именно в этом — высшее напряжение актерской, игры и наивысшая ее трудность, потому что все силы, вся зоркость, все догадки искусства должны быть отданы для того, чтобы воссоздать, казалось бы, самое легкое — то, что совершается рядом, здесь.

Когда фильм «Машеька» вышел на экраны страны, она сразу стала всенародной любимицей.
Она была награждена Сталинской премией и ей был выделен (практически подарен) легковой автомобиль с персональным водителем. Лучше бы этого не делали.

А Юлий Райзман нарушил свое правило – он никогда не снимал два раза одну и ту же актрису.  Он предложил Валентине в своем  новом фильме « Небо Москвы » главную женскую роль.

В 1944 году она ехала на начало съемок в полученном ею машине. Очень торопились и ее машина попала в аварию – врезалась в трамвай. С Караваевой случилась беда —  у нее оказалось искалеченным лицо.
Ее спасли, но устранить страшный шрам на лице возможности тогда не было. 

Не сдаваясь она начала работать -  играть в театре имени Моссовета.
В 1945 году  в лифте гостиницы, где она жила, ее встретил атташе английского посольства Джордж Чапмен,. И как она ни старалась закрывать свое лицо, он узнал ее глаза – глаза Машеньки, которую он, как и многие зрители полюбив, забыть не мог.

В результате она стала его женой и они уехали в Швейцарию, где ей сделали несколько пластических операций.  Но след от шрама все равно был виден...
Жили они в Англии и Швейцарии.Там она организовала театр при русской общине, в котором играла и ставила спектакли.
В 1950 году вернулась в СССР.  Разрешили ей поселиться в ее родном Вышнем Волочке. Там она и работала актрисой  в драматическом театре.

В 1951 году она возвращается в Москву и начинает работать в  Московском театре им. А.С. Пушкина.
В 1953-1957 гг. работает в Московского Театра-студии киноактёра.
С 1957 года — актриса киностудии им. Горького, а с 1969 года работала только над дублированием картин.

Её роль в фильме "Обыкновенное чудо» была для нее важным шансом опять вернуться в кино.  Но советские режиссеры, к моему сожалению, тогда были заняты в основном сами собой, своими персонами, чтобы опуститься до понимания чьей-то судьбы. даже когда рядом была такая прекрасная актриса.  Все дело в ее Сталинской премии и в той линии, которую проводила партия и идеологические чиновники.  Её судьба это еще одна подлость в истории советского кино. Хотя если захотеть, можно всему и этому тоже найти оправдание. мастера на это были тогда, да и теперь не перевелись.   
Свою маленькую однокомнатную квартиру она превратила в съемочный павильон и на любительскую камеру сама снимала свои образы.И в основном это была чеховская Нина Заречная из «Чайки».

В 2000 году режиссёр Георгий Параджанов снял документальный 36-минутный фильм "Я — Чайка. Тайна жизни актрисы Караваевой", в котором                использовал эти ее плёнки." Если Вы любите советское кино, посмотрите этот фильм и конечно тот, «Машеньку».

Точная дата смерти В.И. Караваевой (Чапмен) неизвестна, в статьях о её жизни сообщается, что смерть наступила между 25 и 30 декабря 1997 года, на могильной же плите дата смерти — 12 января 1998 года (скорее всего это дата погребения). Похоронена Валентина Караваева в Москве на Хованском кладбище, западная территория (Новейшее) 515-й участок.

                * * *

                ПРЕССА О ФИЛЬМЕ   « ОБЫКНОВЕННОЕ ЧУДО »

В советской прессе было много статей об этом кинофильме. Выдержки из некоторых я привожу. А одно из первых упоминаний было сделано в мало известной газете «Путь к экрану», которая выходила в самом ВГИКЕ, где тогда занимался Олег.
Ю.Ширяев 27 сентября1965 г.: «В одном газетном интервью Олег сообщил:    «Я всегда мечтал о приключениях, мечтаю и сейчас.   Очень люблю кино действенное, насыщенное зарядом энергии. Мечтаю сниматься в картинах приключенческих, которые требовали бы от меня , кроме общеобязательного, еще и ловкости, тренированности, силы. В двух фильмах, в которых я снимался – «Метель» и «Обыкновенное чудо» - это было». Но  в «Обыкновенном чуде», где Олег Видов играет Медведя, было не только это. Была чудесная сказка Евгения Шварца. Были умные наставники – режиссеры Э.Гарин и Х. Локшина. Были многоопытные партнеры. Был, наконец, фильм о святая святых – о любви, о счастье, о борьбе со злом. Олег видел горение режиссеров, стремящихся донести до зрителей трепетный замысел Шварца. Олег видел изящество, мастерство, высокий профессионализм в работе Гарина, Консовского, Караваевой, Весника.» 
         
         1964 г. Журнал «Советский экран» №24  «Обыкновенное чудо»               

                Ст. Рассадни – «Спорное и бесспорное»
      
    Нелли Максимова: принцесса, не ставшая королевой
« С экранизацией пьесы Евгения Шварца «Обыкновенное чудо» у большинства зрителей, безусловно, ассоциируется лента Марка Захарова, увидевшая свет в 1978 году, с нежной, хрупкой и очаровательной Евгенией Симоновой в роли сказочной Принцессы. Мало кто знает, что в 1964 году «Обыкновенное чудо» выходило в черно-белой версии Эраста Гарина, и Принцессой там стала белокурая Нелли Максимова, в которую точно так же невозможно было не влюбиться.
 
Кристально чистый дуэт
Эрасту Гарину удалось прочесть пьесу Евгения Шварца «Обыкновенное чудо» не менее своеобразно, чем десятилетие с лишним спустя Марку Захарову. Многие эстетствующие зрители даже называли его киноленту тонкой и филигранной работой, а захаровский подход - «попсовым». Несомненно, столь лестные оценки первый фильм заслужил во многом благодаря профессиональной и убедительной игре актеров, в том числе и Нелли Максимовой. Но одного этого оказалось мало, и в целом на фоне цветной, яркой и музыкальной картины Марка Захарова, в которую он к тому же постарался вложить и особый философский подтекст, черно-белый шедевр Гарина постепенно поблек и забылся.
 Если Евгения Симонова впоследствии признавалась, что образ сыгранной в «Обыкновенном чуде» Принцессы «прилип» к ней на долгие годы, и режиссеры приглашали ее преимущественно на роли того же плана, то с Нелли Максимовой в свое время ничего подобного не произошло. Ее «принцесса» не только не стала «королевой», но и вовсе ушла куда-то в тень. А жаль, потому что ее дуэт с Олегом Видовым, исполнившим роль Медведя, до сих пор в глазах даже самых искушенных критиков остался просто кристальным в своей трогательности и чистоте ».
               
              Светлана Усанкова   - «Девушка-мечта»

« В 1973 году по заказу Главной редакции литературно-драматических программ ЦТ СССР режиссеры Александр Музиль и Василий Чириков создали трехсерийный фильм-спектакль «Сказки Старого Арбата». В его основу легла одноименная пьеса Алексея Арбузова, а действие было перенесено на сцену Ленинградского государственного академического театра драмы имени А. С.Пушкина - там и работала в это время Нелли Максимова. В «Сказках» ей досталась роль Виктоши - романтичной и возвышенной девушки, которая в один прекрасный день появилась в доме знаменитых кукольников Балясникова и Блохина и влюбила в себя всех его обитателей, включая даже бессловесных кукол.

Образ Виктоши в интерпретации Нелли Максимовой, безусловно, заметно перекликался с ее же Принцессой из «Обыкновенного чуда» - он оказался столь же проникновенным, открытым и прямо-таки неземным. И в том, и в другом случае актриса представала перед зрителем как воплощение некой «девушки-мечты», олицетворявшей духовные идеалы шестидесятых - чистые помыслы, глубокие чувства и романтические порывы. В целом получилась блестящая работа, хотя не обошлось и без язвительных комментариев в адрес Максимовой: некоторые критики саркастически замечали, что актриса по возрасту не соответствует своей юной героине, да и в манере игры копировала Татьяну Доронину. Но восприятие, как известно, - дело сугубо индивидуальное. А настоящую красоту ничем не испортишь.»      
И вот еще одна рецензия на этот фильм, хотя она  появилась только в 2008 году, но         очень хорошо говорит о фильме:   
 
Юлия Ульяновская:  «Обыкновенное Чудо», или бедные дети -  счастливые дети»         

Недавно посчастливилось приобщиться к прекрасному:   посмотрела "Обыкновенное Чудо". Если кто-то сейчас принялся покатываться со смеху и обвинять меня в изобретении Америки, то зря. Это не захаровская версия с музыкой и песнями. Это первая экранизация, снятая в 1964 году Эрастом Гариным. Вы все его знаете по роли короля в "Золушке". Встаньте, дети, встаньте в круг.               В своём "Чуде" он также сыграл короля. Только представьте себе, какой шок можно испытать, увидев в этой роли тщедушного Гарина вместо привычного круглого Леонова. По множеству подобных причин складывается впечатление, что Захаров снимал свою версию как бы назло Гарину. Но нехорошо тратить чужое время на пустые сравнивания, лучше я кратко расскажу вам о том, что увидела в непопулярной гаринской версии.
В фильме нет ни одной запущенной линии: каждый персонаж полностью отыгрывает положенное ему Шварцем, это очень хорошо заметно на примере Палача и второстепенных девушек — Оринтии и Аманды. Я не знаю, что за школу прошел Гарин у Мейерхольда, но режиссура (возможно, ошибочно я включаю сюда и сценографию, и точку съемки) показалась мне безупречной, хоть и больше театральной, чем киношной. Возможно, чтобы перешибить этот момент, фильму придали объем натурными съемками. Действие всегда происходит немного на природе. Жена волшебника бегает по настоящему яблоневому саду в поисках Медведя, Палач заходит, неся за чемоданную ручку плаху, с самой настоящей улицы. Волшебное королевство находится в настоящем Воронцовском дворце, на берегу настоящего Черного моря. Актеры всегда движутся по каким-то строгим хореографическим законам, и ни одной секунды, ни в одном кадре не наблюдается бестолковой паники. Поразительна физическая подготовка: Медведь с удивительной, акробатической ловкостью прыгает, выскакивает из окон, вскакивает на лошадь, приземляется на ноги; в сцене драки на шпагах в трактире Принцесса и Медведь очень правдоподобно и почти танцевально красиво фехтуют. Волей-неволей возвращаясь к сравнению, вынуждена признать, что в захаровском фильме слезу вышибают два монолога Волшебника — "мне суждено пережить тебя и затосковать навеки" и "ты не смог ради любви поцеловать девушку", в то время как в фильме Гарина эти моменты выглядят проходными, так как слезу вышибает он весь целиком. Поэтому я рекомендую его женщинам на выходных. А также поклонникам таланта Евгения Шварца, потому что, на мой взгляд, стиль Гарина более соответствует стилю произведения.  (09.06.2008)
               
                ОТЗЫВЫ О ФИЛЬМЕ – « ОБЫКНОВЕННОЕ  ЧУДО »:
          
      Алексеева Анастасия 7.02.2008 - 

«Мне нравятся произведения Е. Шварца, по которым поставлено несколько фильмов, в том числе и этот. Именно этот фильм мне нравится, Эраста Гарина, а не М. Захарова. Но, к сожалению, эту версию показывают редко, а жаль.»
          
       Весна (Москва) 8.02.2008 -

«Фильм Захарова не идет ни в какое сравнение с картиной Гарина. Небо и земля. Фильм Гарина - тонкое, филигранное произведение искусства. А захаровское кино - какое-то попсовое. К счастью, я успела записать картину Гарина - недавно она шла по "Культуре".»
             
       Zaltik (Москва) 15.02.2009 -

«Только что посмотрел по каналу  "Культура" этот старый, но прекрасный фильм. Жаль, что о нём редко вспоминают. Не хочу сравнивать этот фильм Эраста Гарина с его Захаровским вариантом: оба фильма мне нравятся по-своему. Наверное, неблагодарное дело заниматься таким сравнением, даже мнения подкованных кинокритиков далеко не всегда совпадают и, главное, не всегда убеждают в правоте их мнения рядовых зрителей.»

           Юлия (Харьков) 9.06.2009 -

« Сравнивать можно - ведь всегда пишут о "наиболее удачных " экранизациях, и я считаю этот фильм лучшим. По разным каналам мы посмотрели его раз восемь, фильм, что радует, не обделён вниманием коммерческих каналов. Один из лучших актёрских ансамблей, и такие отличные работы Гарина, Караваевой, Авдюшко, Зорской , Консовского. И удивительно светлый дуэт Видова и Максимовой, такой трогательный, просто кристальный !»

         Ермакова Диана (Зеленоград) 24.08.2009 -

« Совершенно согласна с мнениями. Этото то же самое, что сравнивать классическую музыку с дворовой песней. У меня так случилось, что версию Гарина я увидела раньше Захаровской, и совершенно не восприняла последнюю после этого, не помню даже, досмотрела да конца или нет. Но точно помню, что Гаринское "Чудо" с удовольствием пересматривала после много раз и каждый раз со слезами на глазах. Великолепное, талантливое произведение искусства, к сожалению, в основной массе прошедшее мимо массового зрителя....»

        Евгений Гейндрих (Чикаго) 22.03.2011 -

« Как и большинство людей, чьё детство пришлось на конец 70-ых/ начало 80-ых, с "захаровским" "Чудом" я познакомился раньше, чем с "гаринским" (как, впрочем, и с "захаровскими" "Стульями" раньше, чем с "гайдаевскими"), и потому более хрестоматийную версию воспринимал как бы через призму более новой и "раскрученной", невольно сравнивая их друг с другом. А жаль! Фильм Гарина заслуживает, как минимум, самостоятельного прочтения. Слов нет, Марк Анатольевич создал великолепное высококлассное (для своего времени ) шоу с прекрасной музыкой Гладкова и целой плеядой замечательных актёров, (большинство из которых уже увы...). И всё таки именно данный фильм кажется мне более тонким, более глубоким, и главное, более соответствующим "шварцевской" концепции "Обыкновенного чуда".
Медведь Видова – "чистый" лирический герой, трогательный юноша с изначальной обречённостью, и потому его "не превращение" в зверя в конце фильма воспринимается, как абсолютное чудо, победа высоких чувств над силами дикой природы. У Абдулова как-то, на мой взгляд, чересчур мужского шарма, что не является необходимым атрибутом данного персонажа.
Миронов сыграл, пожалуй, одну из лучших своих ролей, но, вызывающий буквально физическое отвращение, герой Г. Георгиу более похож на "шварцевского" Министра-администратора, чем обаятельный циник, очаровательный негодяй, поющий про "бабочку-бяк- бяк- бяк- бяк".
Отдельно про короля. Король Гарина поражает своей противоречивостью, "сочетанием не сочетаемого" – нежной отцовской любви и циничного презрения к жизни подданных, тонкой душевной организации и способности на подлость. А у великого Леонова король – жалкое карикатурное ничтожество, не вызывающее лично у меня ничего, кроме брезгливости. Сейчас стало модным видеть в этом пародию на Брежнева, а то и на всё Политбюро. Даже если это и так, то при чём тут Шварц? И это неправда, что Эраст Павлович дважды вошёл в одну и ту же реку. Два совершенно разных образа. Король в "Золушке" – несколько ленивый, слабохарактерный, но в целом безобидный старикан, а король в "Чуде" страшен и трогателен одновременно.
Подытожить могу словами человека, написавшего на другом форуме. В фильме Захарова берут за живое лишь пара фраз Волшебника (от себя добавлю, что, видимо, потому что произнесены голосом гениального Янковского), а фильм Гарина берёт за живое весь, от начала до конца.»

           Ника (Тамбов) 26.05.2011 -

«Согласна с теми, кому по душе именно эта экранизация. Согласна и с тем, что по духу она ближе к первоисточнику. Герои, как будто со страниц сошли.
Медведь - мечта романтически настроенной девушки, идеальный образ первой любви. Не могу не сказать о прекрасном дуэте Эмиля и Эмилии. Особенно первая встреча " Я разучилась плакать. Вы меня узнали, но вы не знаете меня. ... Я и пить пробовала. Не понравилось. Вот я какая теперь стала". Эмилия, в исполнении Караваевой, сильная женщина с не сложившейся судьбой, которая всё видит, всё понимает, но считает,что не в силах ничего изменить, и много переживший и повидавший, поэтому всё понимающий Эмиль. В фильме Гарина Эмиль и Эмилия, на мой взгляд, глубже несколько водевильной парочки Васильева-Соломин.
Мне кажется, что обе экранизации по-своему хороши, но нам, неисправимым романтикам, ближе именно эта.»

     Светла Д. 27.05.2011 -

«Великолепный фильм, прекрасная экранизация. Захаровский фильм, тоже хорош, но Захаров он и в Африке Марк Анатольевич, у него вышло "Обыкновенное чудо by Захаров" ( выделяются Хозяин и хозяйка, и пожалуй принцесса), а у Гарина "Обыкновенное чудо by Шварц",  гениальное кино, поставленное в лучших традициях гротескного театра. Гарин перенес площадной театр на экран, одно слово - Гений.»
 И вот, что написал еще один зритель, скрывшийся под «ником» Darkenrix -                «Большое спасибо за этот чудесный фильм! Впервые увидел его совсем недавно по каналу "Культура" и, честно говоря, эта кино-версия "Обыкновенного чуда" понравилась намного больше, чем постановка Марка Захарова. Не знаю, почему - может быть фильм Захарова все таки больше спектакль, нежели полноценный фильм. Что касается актеров, то в этом чудесном фильме они не только не хуже, но Медведь в исполнении Видова, по -моему, намного лучше, чем у Абдулова»

                Считаю, что этого вполне достаточно.   
            
                ИНФОРМАЦИЯ О ФИЛЬМЕ  -  « Обыкновенное чудо »

             Полнометражный художественный фильм – сказка.

  - Режиссеры: Эраст Гарин, Хеся Локшина               
  - Сценаристы: Эраст Гарин, Хеся Локшина               
  - Cюжетная основа  - пьеса Евнения Шварца «Обыкновенное чудо»               
  - Оператор постановщик - Виталий Гришин               
  - Второй оператор - С. Егоров               
  - Композиторы: Борис Чайковский , Л. Рапопорт.               
  - Исполнение музыки государственным симфоническим оркестром кинематографии               
  - Дирижер  оркестра - Д. Штильман                        
  - Художник постановщик – Ирина Захарова               
  - Художники по костюмам: Яков Ривош,  М. Сафонова               
  - Грим -  Е.Сухова               
  - Звукорежиссер - Нина Кратенкова               
  - Монтаж - Лидия Жучкова               
  - Редактор - В. Бирюкова               
  - Фехтование - А. Немеровский               
  - Ассистент режиссера - М. Сагал               
  - Ассистенты оператора:  Н. Хубов, А. Чардынин               
  - Художник –декоратор  - Б. Дукшт               
  - Комбинированные съемки:               
     художник - В. Никитченко               
     оператор - В. Лозовский               
  - Директор фильма - Р. Мухин

                В фильме снимались актеры :

  - Эраст Гарин - Король,               
  - Евгений Весник - охотник,               
  - Нелли Максимова - Принцесса,               
  - Алексей Консовский - Хозяин,               
  - Нина Зорская - Хозяйка,               
  - Олег Видов  - Медведь,               
  - Георгий Георгиу - Министр-администратор,               
  - Алексей Добронравов - Первый министр,               
  - Валентина Караваева – Эмилия придворная дама  Эмилия,               
  - Клавдия Лепанова - Аманда  фрейлина               
  - Светлана Коновалова - Оринтия,               
  - Виктор Авдюшко  - трактирщик,               
  - Александр Комиссаров (II) -.ученик охотника,               
  - Георгий Милляр – палач.               

     Производство  Киностудия им. Горького  1964 год               
     Продолжительность фильма 99 минут               
     Фильм черно-белый, звук – моно, на русском языке,               
     На кинопленке 35 мм.               
     Премьера фильма состоялась 30 августа 1965 г.
       
                * * *
               
                ЗАРУБЕЖНЫЕ ФИЛЬМЫ 1965 года:

«Альфавиль»/Alphaville, une ;trange aventure de Lemmy Caution, Франция-Италия (реж. Жан-Люк Годар)

«Без надежды»/Szeg;nyleg;nyek, Венгрия (реж. Миклош Янчо)

«Безумный Пьеро»/Pierrot Le Fou, Франция-Италия (реж. Жан-Люк Годар)

«Десятая жертва»/La Decima Vittima, Италия-Франция (реж. Элио Петри)

«Джульетта и духи»/Giulietta degli Spiriti, Италия-Франция (реж. Федерико Феллини)

«Доктор Живаго»/Doctor Zhivago, США (реж. Дэвид Лин)

«Жандарм в Нью-Йорке»/Le Gendarme ; New York, Франция-Италия (реж.Жан Жиро)

«Звуки музыки»/The Sound of Music, США (реж. Роберт Уайз)

«Коллекционер»/The Collector, Великобритания-США (реж. Уильям Уайлер)

«Любовные похождения блондинки»/Lasky Jedne Plavovlasky, Чехословакия (реж. Милош Форман)

«Майор Данди»/Major Dundee, США (реж. Сэм Пекинпа)

«Малыш Цинциннати»/The Cincinnati Kid, США (реж. Норман Джуисон)

«Мочи, мочи их, киска!»/Faster, Pussycat! Kill! Kill!, США (реж. Русс Мейер)

«На несколько долларов больше»/Per qualche dollaro in pi;, Италия-Испания-ФРГ-Монако (реж. Серджо Леоне)

«На помощь!»/Help!, Великобритания (реж. Ричард Лестер)

«Отвращение»/Repulsion, Великобритания (реж. Роман Полански)

«Пепел»/Popioly, Польша (реж. Анджей Вайда)

«Планета вампиров»/Terrore nello spazio, Италия-Испания (реж. Марио Бава)

«Праздники любви»/Les Fetes Galantes, Франция-Румыния (реж. Рене Клер)

«Разиня»/Le Corniaud, Франция-Италия (реж. Жерар Ури)

«Симон-пустынник»/Sim;n del desierto, Мексика (реж. Луис Бунюэль)

«Сноровка»/The Knack …and How to Get It, Великобритания (реж. Ричард Лестер)

«Суперограбление в Милане»/Super rapina a Milano, Италия-США (реж. Адриано Челентано)

«Туманные звёзды большой медведицы»/Vaghe Stelle Dell' Orsa, Италия-Франция (реж. Лукино Висконти)

«Убийца в спальном вагоне»/Compartiment Tueurs, Франция (реж. Константин Коста-Гаврас)

«Фальстаф»/Falstaff, Франция-Испания-Швейцария (реж. Орсон Уэллс)

«Фантомас разбушевался»/Fantomas Se Dechaine, Франция-Италия (реж. Андрэ Юнебель)

               СОВЕТСКИЕ ФИЛЬМЫ 1965 ГОДА

  - «Акваланги на дне» режиссер Евгений Шерстобитов.               
  - «Алёшкина охота», режиссер  Яков Базелян               
  - «Аршин мал алан» режиссер  Тофик Тагизаде               
  - «Ваш сын и брат», режиссер  Василий Шукшин               
  - «Верность» режиссер  Пётр Тодоровский.               
  - «Время, вперёд!», режиссер  Михаил Швейцер и София Милькина               
  - «Гиперболоид инженера Гарина», режиссер  Александр Гинцбург               
  - «Двое» режиссер  Михаил Богин.               
  - «Звонят, откройте дверь», режиссер  Александр Митта               
  - «Иностранка режиссер  Александр Серый и Константин Жук.               
  - «Любимая» режиссер  Ричард Викторов.               
  – «Микела» режиссер  Эльдар Шенгелая.               
  - «Операция «Ы» и другие приключения Шурика», режиссер Леонид Гайдай               
  - «Пакет», режиссер  Владимир Назаров               
  - «Похождения зубного врача», режиссер  Элем Климов               
  - «Пьер - сотрудник милиции» режиссер  Давид Рондели.               
  -  «Рабочий посёлок», режиссер  Владимир Венгеров               
  - «Сердце матери», режиссер  Марк Донской               
  - «Спящий лев», режиссер  Александр Файнциммер               
  - «Срок истекает на рассвете» режиссер  Нинель Ненова и Гено Цулая.               
  - «Строится мост», режиссер  Олег Ефремов и Гавриил Егиазаров               
  - «Стряпуха», режиссер  Эдмонд Кеосаян               
  - «Тридцать три», режиссер  Георгий Данелия               
  - «Первый учитель» режиссер  Андрей Михалков-Кончаловский.
  - Царская невеста режиссер  Владимир Гориккер.               
  - «Чрезвычайное поручение» режиссер  Степан Кеворков и Эразм Карамян.               
  - «Я вижу солнце» режиссер  Лана Гогоберидзе               
 
                ЛИДЕРЫ ПРОКАТА:

- «Операция «Ы» и другие приключения Шурика», (режиссёр Леонид Гайдай) —, 69 600 000 зрителей

- «Верьте мне, люди», (режиссёр Илья Гурин, Владимир Беренштейн,  Леонид Луков) —  40 300 000 зрителей

- «Председатель», (режиссёр Алексей Салтыков) — 33 000 000 + 32 700 000 зрителей


                ЛИСТКИ КАЛЕНДАРЯ
             Одна тысяча девятьсот шестьдесят пятый год —
            невисокосный год, начинающийся в пятницу

4 января – Ушел из жизни Т. С. Элиот, американо-английский поэт и драматург (род. 1888).

8 января – Ушел из жизни Борис Васильевич Барнет,  советский  кинорежиссёр.

24 января – Ушел из жизни Уинстон Черчилль, премьер-министр Великобритании.

23 февраля – Ушел из жизни Стэн Лорел — американский актёр, известный комик.               

25 марта – Родилась Сара Джесика Паркер – американская актриса, озвучивала советские мультики на английский язык.

4 апреля - Родился Роберт Дауни-младший — американский актёр.

20 апреля – Ушел из жизни  Михаил Астангов — советский актёр театра и кино.

26 апреля -  в СССР День Победы -9 Мая объявлен нерабочим днем

7 мая - в СССР учреждена юбилейная медаль «Двадцать лет Победы в Великой Отечественной войне 1941—1945 гг.»

29 мая – Ушел из жизни  Владимир Гардин — советский режиссёр, сценарист и актёр театра и кино, народный артист СССР (1947).

9 июня – Ушел из жизни  Пётр Алейников — советский киноактёр, заслуженный артист СССР.

10 июля - начало работы в Хельсинки Всемирного конгресса за мир, национальную независимость и всеобщее разоружение (закончил работу 15 июля).

27 августа – Ушел из жизни Ле Корбюзье, французский архитектор совершивший переворот в архитектуре середины 20 века.

3 сентября - Родился Чарли Шин — американский актёр.

14 сентября — постановление Совета министров СССР о бесплатной выдаче молока рабочим и служащим предприятий с вредными условиями труда.

14 сентября – Родился  Дмитрий Анатольевич Медведев, Президент Российской Федерации (2008—2012 годы).

5 декабря — в Москве на Пушкинской площади прошёл первый в СССР  правозащитный митинг с требованием освободить писателей  А. Д. Синявского  и Ю. М. Даниэля.

6 декабря — преобразование в СССР органов партийно-государственного контроля в органы народного контроля.

21 декабря - Декларация Генеральной Ассамблеи ООН о недопустимости вмешательства во внутренние дела государств, об ограждении их независимости и суверенитета.


                * * * * *