Тост

Александр Хотомлянский
Живет в Нью-Йорке моя тетя, которой уже за девяносто. Зовут ее Ева. Приехала она в страну неограниченных возможностей еще в 80-е годы. Примерно тогда же в эту страну эмигрировал мой двоюродный брата Яша вместе с женой и пятилетним сыном Мишей. Получив блестящее образование в одном из московских вузов, Яков очень быстро нашел применение своим профессиональным знаниям, став успешным  владельцем какой-то энергетической компании.

Жила семья Якова в шикарном особняке вблизи Нью-Йорка. Миша, который стал Майклом, успешно закончил университет по той же специальности, что и отец, и вел с ним совместный бизнес.

Тетя Ева настойчиво приглашала меня в гости, понимая, что ее возраст не дает оснований откладывать нашу встречу на неопределенное будущее. Наконец, преодолев все бюрократические преграды, я вылетел в Нью-Йорк.

Нью-Йорк поразил меня какой-то необыкновенной энергетикой, динамизмом, масштабностью, смешением стилей в архитектуре и моде. Все было для меня непривычно.

- Ничего, скоро привыкнешь, - сказала встречающая меня в аэропорту тетя Ева.
 
После двух дней пребывания в Нью-Йорке и экскурсионных поездок по достопримечательностям мегаполиса, тетя Ева сказала:

-Завтра у Майкла День рождения. Мальчику исполняется уже 33 года. Мы приглашены на этот семейный праздник. Так что готовься. Надо будет что-то сказать.

Я всегда испытывал робость, если мне приходилось выступать перед незнакомой аудиторией.  А тут еще и аудитория своеобразная. Многие из них почти забыли русский язык, а многие его просто не знали. Яков, конечно, помнил и свободно говорил на русском языке, а вот его сын, виновник торжества, понимал, но говорил уже с большим акцентом. Поймут ли меня другие приглашенные, я не знал.  Целый вечер я писал поздравительное послание, пытаясь учесть предполагаемые особенности приглашенных гостей.
 
На следующий день, ближе к вечеру, за нами приехала машина, и мы с тетей Евой отправились на семейное торжество.

На лужайке перед домом были установлены столы, сервированные самым изысканным способом. Столы буквально ломились от обилия снеди и редких напитков. Утонченные дамы в вечерних платьях и их успешные спутники, одетые по последнему слову моды,  вели светские беседы в ожидании приглашения к столу. Обслуживающий персонал лавировал между отдельными группами гостей, предлагая аперитив. В общем, все как в кино. А гости все прибывали и прибывали.

Яков и Майкл шумно и доброжелательно встречали гостей. Меня он сразу не узнал, но сообразив, что меня сопровождает Ева, изобразил искреннюю радость по поводу нашей встречи.
 
Наконец, все гости были приглашены к столу. Бразды по управлению застольем взял в свои руки Яков. Первый тост произнес Яков, пожелав сыну успешного бизнеса и крепкого здоровья. Все пили, ели и громко говорили. Потом начали выступать деловые партнеры. Мои знания английского языка соответствовал среднестатистическому уровню, который мог дать советский вуз. Поэтому я практически ничего не понимал, тем более, что только и думал о предстоящем выступлении.

Наконец, уже достаточно разгоряченной публике был представлен долгожданный гость из бывшего Союза и мне дали  слово для тоста. Вся респектабельная публика, отложив в сторону вилки и прекратив жевать, обратила свой взор на посланца великой страны. Не обмануть бы их ожиданий, подумал я.

- В одном из стихотворений Высоцкого...

- Кто такой Высоцкий, - бесцеремонно перебивает мой спич именинник.

Пришлось прервать выступление и сделать краткий экскурс в биографию поэта:

-Это очень популярный у нас  поэт, бард и актер, к сожалению, рано ушедший в иной мир.

- Ну-ну, продолжайте!

- Есть такие строки: «Он вышел ростом и лицом...» (Таким незамысловатым способом я хотел подчеркнуть успешность именинника).

- Что значит «вышел», - снова перебивает меня именинник. – То есть, раньше он куда-то зашел, а потом вышел, прихватив рост и лицо?

-Да нет же, - говорю. – Это такой поэтический прием, фигура речи. Мол, красивый и успешный человек.

- Ах, вот оно что. Ну, продолжайте!

Тут я совсем растерялся, так как забыл текст моего поздравительного послания. Каким-то странным образом в памяти всплыло, вырванное из общего контекста, четверостишье, придуманное накануне:

«Ты многое сделал,
Чтобы и в США,
Путь освещал вам
Прибор Ильича».

Таким образом, я хотел подчеркнуть не только вклад именинника в электрификацию США, но и заслуги российской науки в обеспечение этого процесса.

Боже мой, что тут началось! Теперь уже не только именинник, но и все присутствующие ввязались в обсуждение этого фрагмента тоста.

- Позвольте, позвольте, - на плохом русском заявил какой-то джентльмен. – Это, о каком приборе вы говорите?

Тут я совсем растерялся. Конечно же, словосочетание «прибор Ильича» имело неоднозначный смысл, Но для меня было совершенно очевидным, что имелась ввиду лампочка. Просто к этому слову я никак не мог подобрать рифму без нарушения размера стиха.

- Я имел ввиду лампочку, - робко пробормотал я.

- Ну, тогда, причем здесь Ильич. Кто такой Ильич? Брежнев, Чайковский? Разве они имеют отношение к изобретению лампочки?

- Да нет же, - теряя спокойствие, говорю я.  – Ильич – это отчество Ленина.

- Так что, у него была лампочка, которой он освещал путь к коммунизму? –
съехидничал импозантного вида мужчина.

- А вы, случайно, не коммунист? – вторила ему какая-то старушка явно дворянского происхождения.

Тут мне стало совсем не по себе.Но я помнил, что за мной стоит великая страна, и с достоинством говорю:
 
- Лампочка Ильича – это такой образ в память о плане электрификации всей страны. Этот план разработала государственная комиссия еще в 1920 году по инициативе В.И.Ленина.

- Не хотите ли вы предложить нам участие в этом проекте? Послушай, Майкл, а это не плохая идея, - сказал Яков.

-Вы бы не смогли завтра встретиться с нашими акционерами и обсудить некоторые технические и коммерческие вопросы этого проекта, - обращается ко мне Яков и, не ожидая моего ответа, набирает по мобильному телефону какой-то номер.

- Послушай, Смит. Тут прибыл представитель комиссии по электрификации стран СНГ. Он предлагают нам участие в этом грандиозном проекте. Собери завтра акционеров. Он выступит с докладом. Обсудите там все вопросы и дайте заключение.

- Завтра в 10, - обращаясь ко мне, резюмировал  Яков. - За вами приедет мой секретарь. У вас что-то еще?

- Да нет, - отвечаю.

- Ну, тогда ОК! Выпьем за удачную сделку!

Под недоумевающий взгляд всех присутствующих, я выпил залпом полстакана виски и сразу почувствовал, как безмерная грусть заполняет все клетки моего исстрадавшегося тела. Менталитет что ли особенный у этих американцев, независящий от их происхождения и исторической родины? Да произнеси я этот тост где-нибудь в Пензе или Крыжополе, так его бы приняли на ура. Никто бы не задавал никаких вопросов. Был бы повод выпить. А там, как карта ляжет.
 
Замкнулся я в себе. Стал таким задумчивым и печальным. И только в глубине души звучала мелодия песни «А я в Россию, домой хочу...». Да только теперь так скоро туда не уедешь. Ведь на завтра назначено собрание акционеров.