180 суток под предводительством капитана Каблукова

Сергей Пахалянц
             




       2014 год для меня выдался особый. В танкер, на котором я работал, попала молния, вдребезги разбив вертушку радара. Пароход тряхнуло так, будто бы в борт врезалась торпеда. Под Северо-Курильском, старпом, в шторм, проскакал брюхом рефрижератора по грунту. Благо он там без камней, однако, на палубу многие выбежали в спасательных жилетах. И вот, после неудачной лососевой путины, судьба, в одночасье, забросила меня на японскую шхуну...

     Капитан, при первом знакомстве, сразу дал понять, что на судне он единоличный хозяин и вершитель всех судеб.

- Главный начальник для тебя на пароходе – капитан. Стармех на судне – никто. И имей ввиду, что я вправе лишить тебя части заработка и задержать твой процесс списания с судна, если посчитаю это необходимым!

      Подивившись новой трактовкой «Устава Флота рыбной промышленности» и посетовав на злодейку судьбу, подарившую мне «суперфлагманский» пароход, я, с головой, ушел в работу...

     Работы было много. Судно готовилось к ремонту и «косяки» выплывали один за другим. Все бы ничего, потихоньку справлялись с авариями, делали плановые и внеплановые работы, но капитану эта самостоятельность, видно, была не по душе. Вошло в правило, каждое утро, мне (2 механику) и стармеху, прибывать для очередной разборки на мостик. Для очередного самоутверждения капитана, наверно. Разносы шли по каким-то мелочным пустякам, и заканчивалось все очередной угрозой лишения пая. Первым не выдержал я. Пожалев 4 механика (люди работают на рыбе по 16 часов в сутки), я отправил его отдыхать перед подвахтой. Это не прошло незамеченным и меня вызвали к капитану.

- Какое ты имел право отпускать 4 механика с машины?! Он должен был отработать положенные 16 часов.

- Да, но, как 2 механик, я имею право отпускать людей на отдых, если нет срочной работы и рыбы. Все равно, вахты, мы со стармехом, несем в одиночку.

- Ты не имеешь никакого права. Права здесь имеет только капитан. Я лишу тебя премии.

- Лишайте чего хотите, – устало ответил я. – Мне все это уже надоело и прошу списать меня с судна по собственному…

- И спишу! – затопал тот в ответ ногами. – Я снимаю тебя с вахты…

      Через час, неожиданно для меня, дело закончилось мировой. Капитан отменил свое распоряжение. Я уже было подумал, что жизнь начала налаживаться. Но, выяснилось, что у командира «приходы» носят циклический характер и следующим в «прожарку» попал стармех...

- Все, пошел подавать синдо* рапорт на списание, сил моих уже больше нет, – уныло блеснул он лысиной в сиянии люстр машинного отделения. – Работаем уже 2 месяца, а ни одной остановки для профилактического ремонта не было. Орет на меня, как на мальчишку…

     Поход стармеха к капитану закончился благополучно. Он даже стал пользоваться некой благосклонностью Каблукова. Я же, в свою очередь, понял, что наш начальник очень неуверенный в себе человек, самоутверждающийся за счет слабых и пасующий перед людьми, способными на отпор.

      Вот так мы и работали. А 8 октября, в день моего тезоименитства со святым Сергием Радонежским, грянул "гром". Я отдыхал после вахты в каюте, когда раздался какой-то странный непродолжительный звонок. Послышался топот ног убегающих людей и все стихло. В полудреме, ощутил запах, напоминающий хлорку, который довольно быстро набирал концентрацию в воздухе.

- Приборку гальюнов наверно устроили, – подумал я, но тут же схватив ядреную порцию едкого газа, вскочил:

– Аммиак, прорыв аммиака!

      Судорожно схватив верхнюю одежду, в одних трусах, вылетел в коридор. Едкое облако, белесого цвета, через которое с трудом пробивался свет коридорных ламп, в полной тишине, выглядело зловеще. Вдохнув порцию фильтрованного через одежду воздуха и,  задержав дыхание, бросился к спасительной двери левого борта, ведущей на палубу. То, что испытал я в момент, когда понял, что она задраена на клинкеты** – не передать.

- Единственный вариант – дверь правого борта и если она закрыта – шансов у меня нет, – молнией пронеслось в мозгах.

Темнело в глазах. Из последних сил, падая, кинулся к спасительной двери.

- Все, конец! – дверь была заперта...

      В отчаянии, я навалился на железную преграду и…, неожиданно, выпал наружу. Дверь оказалась прикрытой, но не задраенной. Едва не потеряв сознание, на карачках, выполз на верхнюю палубу. Глотая спасительный воздух, осознал, что не одинок: рядом, судорожно харкая кровью, на коленях стоял старпом. Чуть позже, я узнал, что дверь, через которую мне удалось выбраться, была, также, наглухо закрыта. Об этом поведал матрос, по имени Олег, трясущимися от потрясения руками промывавший глаза, пострадавшие от аммиака…

     Аварийная команда не смогла выполнить своих функций – оперативно обнаружить источник утечки и перекрыть его. В дыхательных аппаратах не оказалось достаточного запаса воздуха - они просто не были заправлены. Ну, а поскольку надо было предпринимать какие-то телодвижения – решили задраить двери, ведущие на палубу, неуклюже забыв о том, что в жилых помещениях могли остаться люди. Так было легче дышать тем, кто оставался на палубе и если бы не Олег, явно по наитию свыше открывший ее…

    Капитан активно руководил ликвидацией аварии. Он то и дело выскакивал на палубу в противогазе и, снимая его, отдавал спасительные, по его мнению, распоряжения:

- Вот и 2 механик спрятался в уголке! – трагично играя голосом, протрубил он по наружной связи. – Мы тут аммиаком травимся, а он воздухом наслаждается. Бегом в машину…!!

      Через сутки, все повторилось снова. Но, теперь все было по-взрослому. Общесудовая тревога сопровождалась продолжительным звонком громкого боя и голосовым сообщением о прорыве аммиака. Наученный жизнью, я спал не раздеваясь и успел вовремя выскочить в коридор. Преодолевая порог, споткнулся, упал,  и прочувствовал, как по мне пробежало порядка пяти человек. Поднявшись, с тревогой, кинулся к дверям, ведущим на палубу. Отлегло от души, когда увидел, что они настежь открыты...

 Благодаря наличию у аварийной партии противогазов***, утечку, в этот раз, ликвидировали оперативно, да и команда на палубе была грамотно сосредоточена в безопасных местах, вычисленных по предыдущей аварии****. Сильно пострадал лишь трюмный матрос: отлеживался с неделю, а мог бы и не выползти из трюма вообще. Повезло…

          Как выяснилось позже, причиной аварий стали отработавшие свой срок аммиачные шланги морозильных камер...

        После повторного обрыва аммиачных шлангов, рапорт на списание подали зав.производством и боцман. Они уехали, а мы остались дорабатывать свои контракты. Со стороны капитана не последовало, ни извинений, ни каких-либо выводов из произошедшего. А ведь у членов экипажа, до самого конца рейса не было даже личных спасательных жилетов, не говоря уже о гидрокостюмах, которые по легенде покоились в помещении, закрытом на амбарный замок...

          После этих событий, на гвоздик, возле моей койки был повешен респиратор, а на полке - прописалась банка с водой. Это на случай возможной аммиачной атаки. При очередном безосновательном наезде, когда капитан потребовал объяснительной, по форме и содержанию более подходящей для моего расстрела, я спросил, не гложет ли его совесть за преступное разгильдяйство, едва не приведшее к человеческой гибели?

- Никаких записей на этот счет в судовом журнале нет, – бодро ответил Каблуков. – Можешь жаловаться кому угодно…

      31 декабря истек мой срок контракта. Долгожданную замену прислали только 20 января, но по непонятным причинам, тут же перебросили на другое судно, несмотря на то, что мой сменщик уже принял дела и приступил к исполнению своих обязанностей. Я остался в заложниках у работодателя и капитана на неопределенный срок…

   Каблуков, по-своему трактовал неудавшуюся замену:

- Поверь, я делаю все, чтобы ты уехал домой! Но, у руководства компании - другие планы…

       Звонки с судна по спутниковой связи были запрещены. Оставалось верить и ждать. Спорить и ставить ультиматумы было нельзя: в этой компании основная зарплата выплачивалась черным налом и начислялась только после рейса,  посредством перевода на сберегательную книжку. Ну, а поскольку печальный опыт по части лишения меня черной заработной платы уже был - пришлось покорно вернуться к работе и ждать следующей замены…

     Я работаю в море уже 25 лет. В советское время закончил две мореходки – среднюю и «вышку». Обе - на дневном факультете. Прошел путь от моториста до старшего механика (сейчас работаю 2 механиком, ввиду значительного перерыва морского стажа). Скажу честно, был в шоке от перемен, когда вернулся на флот в 2010 году. Первое, что неприятно покоробило – гипертрофированная капитанская власть, подмявшая под себя судомеханическую службу. Сегодня стармех даже не вправе комплектовать машинную команду, которой он руководит. Это - прерогатива исключительно капитана, который, как правило, формирует судомеханическую службу не по профессиональным навыкам, а исключительно по факту личной преданности. А ведь штурмана и механики получают равноценные учебные дипломы и, так же, равноценно представлены в табеле о рангах морского командного состава. Но, если раньше сдерживающим фактором для капитанского беспредела был помполит и механико-судовая служба, то, сегодня, этого противовеса нет. В настоящее время, судовые механики утратили статус комсостава (стармех не в счет) и, по сути, являются лишь безропотными рабами, выполняющими грязную и неблагодарную работу. Ими на судне помыкают все, начиная от безусых штурманов и заканчивая боцманами, и мастерами смен…

      Усугубляет ситуацию факт, что, в хаос перестройки на флот  пришли вчерашние механизаторы и скотоводы, для которых в селах сегодня попросту нет работы. Сходив пару рейсов мотористом, или матросом, они нагло покупают морские дипломы и дерзко пополняют и без того не безупречный контингент морского командного состава. И сегодня они уже в высших эшелонах морской элиты. Им не нужны толковые и образованные специалисты, на фоне которых они блекнут.  Им нужны лишь деньги и преданные заискивающе-хихикающие подхалимы, поющие дифирамбы под аккомпанемент морской волны. Волны, по причине которой, и дикого непрофессионализма самодостаточных командиров, каждый год тонут пароходы***** и гибнут люди...




*- капитан (по-японски)

** - заслонки, блокирующие открытие металлических дверей

*** - как оказалось, на судне было всего две зоны, где можно было более менее свободно дышать воздухом. Одна на корме, с левого борта. Другая - на баке, с правого. Положение усугублялось тем, что в жилых отсеках отсутствовали иллюминаторы: приток воздуха осуществлялся только по вентиляционной системе..

**** (от автора) Работа в помещениях, заполненных аммиаком, в противогазах, запрещена


*****- почти каждый год, в тихоокеанском регионе гибнут суда. В этом году море забрало экипажи рыболовной шхуны в количестве 50 человек и траулера «Дальний Восток». Причем СМИ опубликовали только лишь гибель траулера. Вероятно по причине того, что на ее борту были иностранцы…

P.S. - фамилия капитана изменена