Джон Уинтроп. Ответ на возражения друзей

Инквизитор Эйзенхорн 2
ОТВЕТ НА ВОЗРАЖЕНИЯ ДРУЗЕЙ ПРОТИВ ОТЪЕЗДА В НОВУЮ АНГЛИЮ
Джон Уинтроп (1630)
Massachusetts Historical Society. Proceedings, XII (1871). P.239-244

Возражение 1. Участие в задуманном связано со многими трудностями.

Ответ 1. Так бывает со всяким хорошим делом. Язычники говорили: Ardua virtutis (трудное достойно).
Ответ 2. Царство Божие силою берется, и если оно является самым достойным из всего, то его слуги и будут подвергаться величайшим опасностям и бедам.
Возражение 2. Мы лишимся из-за этого земли и вообще всяких средств к существованию.
Ответ 1. Нет никаких видимых причин для такого опасения, ибо мы в данном случае не только не подвергаемся опасности голода, мора и меча, но ограждаем себя от всего этого.
Ответ 2. Если наше дело хорошее, то оно от Бога, и Он не только распорядится нашим имуществом по Своему усмотрению, но и не оставит Своих верных слуг без пропитания. Так Он использовал достояние Графов Безье и Тулузы во Франции, защищавших правое дело религии и свои наследственные права против несправедливого насилия графа Монфора и легатов папы, а также имущество и права Палатината, многих князей, сословий и городов Германии.
Возражение 3. Если наше начинание провалится, то разве это не оскандалит нашу религию?
Ответ. Не может быть правилом даже в философии, а тем более в богословии, судить о действии по успеху. Наказание Израилем колена Вениамина провалилось дважды, но затем была одержана победа к процветанию всего народа. Герцог Саксонии вместе с Ландграфом Гессенским потерпел провал в защите Евангелия против Карла V, оказался в тюрьме и потерял свой удел вместе с детьми по сей день; Король Дании и несколько других князей этого союза потерпели провал в обороне Пфальца и свободы Германии; некоторые князья Украины вынуждены были подчиниться сторонникам папы. Примеры такого рода часты, но во всех этих случаях исповедание ничуть не пострадало от этого, разве что в глазах врагов веры, для которых это вовсе не было в соблазн.
Возражение 4. Это труд, непосильный для нас.
Ответ 1. Это неверно по существу, принимая во внимание то, о чем мы уже сказали.
Ответ 2. Благосостояние любого сообщества состоит не столько в количестве благ, сколько в должной пропорции и расположении их. Мы видим, что многие поселения существуют уже немало лет и процветают даже со слабыми возможностями.
Ответ 3. Неудивительно для великих дел, что они возникают в результате малых и презренных начинаний; так бывает даже с великими государствами, не говоря уже о городах и поселениях. Авраам вошел в Ханаан одной семьей, но Бог произвел от него великие народы. Иаков вступил в Египет, имея 70 человек, и из них вырос могучий народ. Вальденсы были разбросаны в Альпах и горах Пьемонта небольшими группами, но они прославили Церковь и уцелели по сей день. Мы знаем, что турки, венецианцы и другие государства были очень слабы при своем создании.
Возражение 5. Эта страна не имеет никакой естественной защиты.
Ответ 1. Дело обстоит не хуже, чем в Голландии и во многих других местах, где врагов больше и они ближе, и при этом Бог часто помещает Свой народ среди опасностей, чтобы он мог доверять Ему, а не внешним средствам безопасности. Поэтому, когда Он избирал место проживания Своего возлюбленного народа, Он не поместил его на остров или в другое место, укрепленное самой природой, но в маленькой беззащитной стране, окруженной злейшими, могущественными врагами, и при условии, что Его люди служили Ему и верили в Его помощь, они были в безопасности. Так и апостол Павел говорил о себе и о своих соработниках, что они были окружены опасностями со всех сторон и ежедневно находились под угрозой смерти, чтобы они могли научиться доверять Богу живому и полагаться на Него.
Ответ 2. Бог дал нам разум, чтобы мы могли восполнять естественные недостатки места, в котором живем, и получили возможность защищать себя там, где потребуется.
Возражение 6. Это место не дает никаких удобных средств к существованию для первых жителей
 Ответ. На земле нет места, где не могли бы выжить его первые жители. Те вещи, в которых мы прежде всего нуждаемся, всегда посылаются Божьей милостью к мудрости и усердию людей, и все, что нам потребуется в той земле, будет дано Творцом с тем, чтобы мы добывали хлеб в поте лица своего.
Возражение 7. Если мы не вынесли трудностей дома, там мы вообще можем не выжить.
Ответ 1. Мы должны научиться вместе с Павлом жить и в скудости, и в изобилии.
Ответ 2. Если у нас есть, или скоро появятся пища и одежда, мы должны быть довольны. Некоторый недостаток может удручить нас, но не может повредить нам.
Ответ 3. Вполне возможно, что Бог приведет нас туда, где нам придется покаяться в своей прежней невоздержанности, и так излечит нас от этой болезни, которая многих из нас уже свела безвременно в могилу, а других в ад. Так Он увел Израиль в пустыню и заставил его забыть злачные места, которые были обещаны сначала, но в конце концов Он вывел народ ко всем благам (Втор.8.3,16).
Возражение 8. Вокруг нас будут многочисленные и жестокие туземцы.
Ответ. Оглядимся и посмотрим: в округе двадцати миль их не столько, чтобы они могли нам сопротивляться, если десять наших легко разобьют сотню индейцев.
Возражение 9. Неудача других поселений подсказывает, что будет с нами.
Ответ 1. Ни одно из них не претерпело действительно большого ущерба, кроме Вирджинии, которая пострадала в основном из-за собственной лени и непредусмотрительности.
Ответ 2. Это вообще не очень хороший аргумент: некоторые поселения развалились, поэтому мы вообще не должны делать ничего. Он вообще ничего не доказывает. Мы могли бы также рассуждать таким образом: многие дома горят, поэтому мы вообще не должны ничего строить; многие суда тонут, поэтому не надо с таким риском плавать по морям и привозить товары, ибо можно обойтись тем, что мы произведем дома; некоторые люди, выдвинувшись, пали, поэтому мы должны отказаться от всякой карьеры, и т.д.
Последнее возражение таково: Будет чудом, если мы выживем, но мы не должны искушать Бога творить для нас чудеса.
1. Те, кто используют обычные средства безопасности и пропитания, не искушают Бога, и в том, что такими будут и условия в наших поселениях, трудно усомниться. Более того, мы обоснованно полагаем, что эти места более защищены от обычных опасностей, чем многие в цивилизованных частях мира, и, построив город, мы будем иметь достаточно, чтобы уберечься от любого недостатка или выдержать осаду, и более чем достаточно, чтобы с успехом восполнить то, что будет потрачено. Если нам возразят, что там не будет безопаснее, чем в других местах, мы отвечаем, что многие из наших морских городов и тех мест, что находятся на границах враждебных стран на континенте, гораздо более открыты и опасны, чем наши поселения. Хотя такие города иногда были сожжены или ограблены, но люди, оставшиеся жить в них, не искушают Бога, и хотя многие дома в стране доступны для грабителей и воров, как многие нашли из печального опыта, но ни один человек не скажет, что те люди, которые живут в таких местах, выжили чудом.
2. Хотя чудеса как таковые сейчас прекратились, но люди имеют больше чем когда-либо оснований ожидать обычного благословения от Бога при исполнении всеми законными средствами работы Господней, и Он даст им по воле Своей. Ибо в Его власти увеличить или ослабить силу Его средств или благословить те или иные инструменты и действия; в противном случае мы должны были бы заключить, что Бог устранился от правления миром и передал всю власть Своим творениям, и что успех всех вещей должен полностью зависеть от вторичных причин.
3. Мы обращаемся к мнению солдат: если 500 человек при наличии достаточного количества боеприпасов и продовольствия могут в течение одного месяца отстаивать укрепление, то почему 3000 человек не могут в течение нескольких месяцев построить и защитить город без всяких чудес?
4. Мы готов привести пример любого князя или государя, который поднял 3000 солдат с провизией и боеприпасами на полгода, с заданием вторгнуться так далеко, как это позволит противник, и вернуться; разве добыча и честь суверена не покроют этот риск?

Перевод (С) Inquisitor Eisenhorn