Глава 2. H2O

Кузнецова Ян Ольга
Глава 2. H2O
Я стояла в очереди на маршрутку, обильно поливаемая дождем. Зонтика у меня не было. Очередь была длинная, а нужная маршрутка всё не появлялась. Поздно, темно, скользко, машины по фары в лужах едут, гроза, молнии сверкают — многие водители, конечно, предпочли завершить рабочий день раньше обычного. Апрельский ливень, ничего. Холодный, однако. А я по глупости надела уже босоножки. Ах, почему же не едет маршрутка. Почему.
— Здравствуй, милая подружка, — поприветствовал меня подошедший откуда-то сбоку Юстас. — Я с ней! — обращаясь к очереди, сказал он. И тут же несколько пар глаз девчонок недружелюбно глянули на меня.
У нас с Юстасом, моим всегдашним попутчиком, договорённость — занимаем друг другу очередь на маршрутку. Только ему и мне нужно это направление. Все наши или на собственных авто, или им в другую сторону. Юстас принёс мне тёплый пирожок из кафе. Спасибо большое. Я совсем замёрзла, и пирожок — очень, очень кстати.
Юстас отвернулся чуть в сторону, и высматривает маршрутку. Молча. Его не поймёшь вообще. Я скажу о нём пару слов.
Его сложно не заметить.  Он привлекает внимание. Хотя бы потому, что высокий и красивый. Блондин. Холодного типа. Нордического, как Штирлиц. Правильные черты лица. Длинноватые, почти до плеч, волосы. Он бы мне нравился... Но слишком непонятен. Очень, очень закрытый.
Он — знает, прекрасно знает, что он красивый. Самоуверенность ветром впереди него летит, кружит — дальше он, быстрым шагом, разворот плеч как у офицера. Но его, кажется, не интересует собственная внешняя привлекательность. Он не пользуется своей красотой. Он учится старательнее всех, и, как правило, подготовлен ко всем семинарам лучше всех нас, вместе взятых. Эрудит? Тщеславный? Карьерист? Или просто такой серьёзный, очень много работает? Его одежда — лучших марок. Но выбор... чем небрежнее, тем лучше? У него две машины! Личных! А он ездит на маршрутках, как я. Он не кичлив, подчеркнуто любезен со всеми, и все хотят с ним дружить! Все! Я не помню, чтобы он с кем-нибудь ссорился. Если задать ему вопрос, на который он не хочет отвечать, легко уйдёт от ответа. Может говорить долго, но не сказать ничего. Талант! Ему надо было идти в дипломатический. Человек-загадка. А я таких не люблю. Говорит одно, думает другое, делает третье... Когда он искренен? Кажется — никогда. Меж тем ни в чём дурном не замечен. Сокурсников не сдаёт, хотя как староста пару раз мог бы уже. Моих подружек, которые вешаются ему на шею, за нос не водит. Если неинтересна, не приманивает. И вообще не стреляет глазами по сторонам много. Кто ты, Юстас?

Ах вот он, свет фар маршрутки! Сюда, сюда! К нам, к нам! Берём штурмом, невзирая на сформировавшуюся ранее очередь. Мне это не нравится, потому что я в очереди была седьмой. А стала двадцатой. Не умею выставлять локти и толкать людей со злостью. Не хочу уметь. А вот эти две, которые были много дальше меня по очереди — те так и сделали. Локтями людей, локтями! Мне, между прочим, больно. Но эти круглотелые юные осьмнадцати лет каждая явно премного довольны. Они заняли удобные места и не реагируют на возмущённые выкрики других пассажиров. А я молчу. Я давно в курсе насчёт се ля ви. Люди продолжают заходить, хотя уже совсем некуда. Напирают. Юстас говорит: «Иди сюда!» и заталкивает меня в узкую свободную щель меж поручнем и сиденьем, чтобы меня не толкали больше, а сам стеной становится между мной и другими людьми. Я смотрю на него — это он или не он час назад говорил, что не желает помогать людям? А что он делает сейчас — не помогает мне? Прекрасные белые волосы Юстаса совсем мокрые. Вьются от дождя! Он как из модного салона. До чего же внешне хорош.
...А дальше началась фантасмагория. Бывают такие дни, что накат событий слишком нереален, чтобы поверить, что так бывает. Что череда стремительно раскручивающихся событий, как мелькающие перед глазами звенья цепи летящего в колодец ведра — реальность. Главное — вытащить потом ведро и воспользоваться водой...
Сначала мы просто застряли. В луже. Глубокой луже. Маршрутка застряла. Рычала и напрягала все силы, чтобы рвануть и выехать. Водитель кричал что-то малоразборчивое. Мы ждали. Думали — ненадолго. Время шло. Сопели дети. Пробовали хныкать, но, к счастью, быстро примолкли. Видимо, поняли, что нытьё не улучшит ситуацию. Сейчас много детей умных. Я тихо радовалась, что в салоне тепло и не долетает насквозь пронизывающий ветер. Капли дождя били по стеклу у меня перед носом. Ливень, похоже, усиливался. И тут в салон стала заползать вода. Из лужи. Ливень, лужа... понимаете? Она стала глубже. Озерцом стала. И мы оказались в озерце. И озерцо решило пожаловать к нам в гости. Вода просачивалась из-под дверей.
— МЧС вызывать? — хохотнул чей-то бас.
— Водитель, откройте дверь, — тревожно визгнула особо нервная особа.
— Мама, я боюсь, — сообщил детский голос.
— На полу вода! — запоздало ахнул самый внимательный.
Тут раздался подозрительный скрежет и на крышу нашей маршрутки грохнулось что-то, похожее на сломавшееся от ветра деревце. Заднее стекло зазвенело.
Всем стало не до шуток.
— Дверь открой, водитель! — заорал бас.
— Сейчас! — неласково ответил водитель. —  Дверь заело!  Это же автоматика! Открывайте заднюю!
— Тут стекло! — закричали пассажиры. — Тут стекло битое!
— Да её ж можно открыть только изнутри! — завертелся водитель. — Э! — он распахнул свою дверь и выпрыгнул в ночь. Раздался громкий плеск. Взвился фонтанчик воды. Кепка водителя мелькнула в окне, взмыла вверх и улетела, закрутившись в вихре, легче бумажного самолетика.
— Мама, я боюсь! — с панической ноткой в голосе повторил ребёнок.
Деревце, упавшее на крышу нашей маршрутки, медленно поползло вниз.
Тут заверещали почти все. Водителя ругали. А водитель, пробравшись к задней дверце, пытался открыть её и просил помочь ближайших пассажиров. Те что-то кричали, кто-то заплакал. Дерево меж тем продолжало ползти. Ветвистым оказалось. Это нам потом помогло. Мы за ветки цеплялись при выходе... или выплыве?
Мне что — у меня есть опыт участия в водном аттракционе «Свободное падение», в знакомом аква-парке. Там позалихватестее будет. А тут просто из задней двери маршрутки надо было не выйти, а выплыть в прекрасный бушующий мир. Всего-то. Я справилась на все 100 баллов! Если бы сдавала ЕГЭ по прыжкам в воду с трамплина или норматив ГТО, выбилась бы, пожалуй, в лидеры. Мне немного мешали пассажиры впереди меня — они очень громко выражали своё недовольство сложившейся ситуацией, вместо того, чтобы просто проследовать к выходу и попрыгать по-деловому. Даже покинув маршрутку, они не спешили отойти прочь. Застревали перед дверью и озирались вокруг. Прямо зайцы в поисках Мазая.
— Мама, смотри! Смотри, а это не дерево на крыше, — заметил малыш.
Точно. На крышу нашей маршрутки упала всего-то сломанная ураганным ветром ветка от дерева у дороги. Но нам мало не показалось.
Я вышла на тротуар к людям и огляделась. Пассажиры нашей маршрутки сбились кучкой и стояли, щедро поливаемые дождем. Смотрелось странно: мы будто были по-прежнему в рамках малого пространства салона маршрутки. Мы стояли даже не на остановке, где нашу скученность можно было бы  объяснить стремлением каждого попасть на сухой островок с  крышей из поликарбоната. Почему-то никто не уходил. Было темно: ближайший фонарь, похоже, залило. Впереди стояла наша маршрутка. Только её фары давали тусклый свет. Где вы, горячий чай и тёплый плед?
Тут я поняла, почему никто не уходит. А куда идти, собственно? Дорога превратилась в неглубокую речку с бурливыми водоворотиками у ливневых решёток. Чужие машины нам не помогут — они благоразумно объезжают по дальнему краю озерцо, в которое попалась наша маршрутка. Наша маршрутка выглядит, конечно, живописно: на две трети выглядывает из озерца, стёкла дверей выбиты, на крыше дерево — кого интересует, что это «просто ветка»? И сама себя освещает фарами и оставленной водителем аварийкой. Мечта папарацци. Да-да, её уже несколько раз фотографировали проезжавшие водители, причём с удивлённой радостью. Станет звездой. На нас водители внимания не обращали. Мы не в озерце и без веток на голове. Зайцам двадцатого века везло, помнится, больше. Сегодняшние потенциальные Мазаи ехали мимо.
Даже самые громкие из нас молчали. Охрипли? Замёрзли? Я, например, так замёрзла, что мне показалось, будто идёт не дождь уже, а град.
— Мама, град! — не замедлил пискнуть ребенок.
Не показалось.
Босоножки. Какая глупость. Я надела утром — прекрасные двухцветные босоножки: салатовые с золотом. На каблуках. Для чего, для кого ...мы начинаем КВН?
Наша маршрутка мигнула всеми огнями и потухла. Стало совсем темно.
Ресурс надежды на чудо, Мазая, МЧС (а мы им разве звонили?) и другие маршрутки — иссяк. Автовладельцы так и будут ехать мимо?! Я бы мимо не ехала, знаете! Я решительно включила карманный фонарь и пошла в обход озерца. Мы ведь почти доехали до станции метро! Люди потянулись за мной. Даже водитель маршрутки. А что ему было делать — ждать эвакуатора?
— Звоните МЧС! — сказала я, почувствовав себя главой маленького отряда. — Наша маршрутка на дороге с выключенными фарами. Может случиться авария.
— Тут не ловится, — сказал сбоку голос Юстаса. — Я же при тебе пытался дозвониться.
При мне? Разве он был рядом?
— Мама, я не могу идти, — запищал малыш. — Мама, я замёрз. У меня нет ботинка. Мама, у меня нет ботинка.
— Как нет ботинка? — воскликнула его мать через паузу. — Ты — куда дел ботинок?
Впереди нас по курсу что-то треснуло, заскрипело, ухнуло, обдав нас тучей брызг издалека. Как будто обвалилась стена завода.
Прямо радиоспектакль. Ничего не видно, тьма вокруг. Машин, как нарочно, нет — хоть бы фарами посветили.
— Пойду посмотрю, — сказал Юстас. — Никому не двигаться! Стоять ждать!
Вернулся через минуту.
— Билборд сорвало, — сообщил он. — Рекламный щит. Стоять, никто дальше не идёт! Не идёт, я сказал! — крикнул он парнишке восточной внешности.
— Машина едет, — сказал голос малыша. — Светит фарами.
—Направо! Все направо! — скомандовал Юстас. — Останавливаем.
И остановил.
Водитель что-то тявкнул насчёт грязи в салоне (терпящие бедствие нанесут ему в салон машины грязь, и воды нальётся), но Юстас ответил юридическими терминами, «оставление в опасности», прочее. И не юридическими.     Оказывается, Юстасу не чужда экспрессия и красочность выражений. Не совсем нордический блондин. Еще одно подтверждение звания «человек-загадка». Заговорил не языком дипломатии, не точно выверенными, продуманными фразами — раньше я от него слышала только такие. Ушам моим слышится?
— Твоё ведро с колёсами... Довезёшь. Проверим, — что-то такое долетало.
Сфотографировал телефоном номер его хетчбека. Мама с малышом, ветхий дед и крупненькая бабуля с испуганно вытянувшимся лицом были пристроены. Поехали! Мы чуть не прослезились и платочком вслед им не помахали.
Далее все ехавшие мимо машины отлавливались Юстасом и он навязывал каждому водителю роль Мазая. Предупреждал об упавшем щите впереди и требовал сказать спасибо за предупреждение. Водители говорили. Забирали промокших пассажиров и уезжали. Номера всех машин Юстас фотографировал.
Только с боевитыми девчушками вышла неувязка. С теми, кто отталкивал других пассажиров локтями, помните? Эпизод, достойный кинематографа. Что-нибудь вроде: «Водный аттракцион-2: Месть разъярённых. Смотрите в формате 3D». Или: «Водный аттракцион-2: Бумеранг. Смотрите в формате 4D». Или: «Водный аттракцион-2: Возмездие. Смотрите в формате 5D».
Мы и посмотрели. В формате «макси D». Когда Юстас пристраивал очередную партию пассажиров толстенькому востроглазому водителю в джип, две боевитые девчушки заявили, что им некогда, и опять — локтями других, локтями! Полезли в машину. Однако «не всё коту масленица»... Нервная, кашлявшая и подёргивавшаяся всю дорогу бабуля в очках, державшая за руку тихую кроху в розовом пальтишке и жёлтой шляпке, получив локтём по носу, воскликнула:
— Это ты зря!
И свободной рукой натурально ударила кулаком одну из девчушек по шее. С размаху, крепенько. Показала длинные зубы — и другую под ребро. Не хуже мастера по рукопашному бою. Я всю дорогу инстинктивно держалась от этой старушки в стороне — слишком у неё был истеричный вид: тощая морщинистая шея, глаза навыкате под очками, сутулилась, всё время шевелила пальцами.
— Толстомордые твари! — заявила старушка и усадила свою кроху в джип.
Я бы покатилась со смеху, но было неловко. Перед старушкой. Еще примет на свой счёт. И ведь не ошибётся.
Где вы, режиссёры? Вот кого в кино звать надо. Явный комический талант! А может, не только комический!
Пассажиры гоготали. Показалось — жарко стало. Люди не могли успокоиться долго. Замолчат — посмотрят друг на друга и опять! Взрывы хохота стоявших в холодной воде людей, казалось, заглушали раскаты грома, и даже вспыхивавшие почти над нашими головами яркие толстые молнии казались нестрашными.
Юстас меж тем продолжал ловить машины и пристраивать людей.
Кстати, он сдержал слово — не поленился проверить, всех ли развезли по домам. Оказывается, Юстас по ходу «акции» успевал не только фотографировать номера пойманных  автомобилей, но и брать номер телефона у каждого пристроенного пассажира. Потом звонил с проверкой. Двойной контроль.
— Иначе нельзя, — пояснил Юстас. — Я водителям говорил, что мой друг офицер полиции и я ему отправляю ммс с фото машин. Это частники. Случайные люди. Доверяй, но проверяй.
Похоже, Юстаса забыли позвать в коллектив авторов учебника по ОБЖ — основам безопасности жизнедеятельности? Спас всех зайцев, не имея в распоряжении собственной лодки, предусмотрел всё. Я им восхищаюсь?
Я хотела было спросить насчёт высказывания того же вечера...  «помогать людям не надо». Но это Юстас. Он двойственный. Ему нельзя верить. Он всё равно что-нибудь ответит. И вряд ли правду.

Мне бы удержаться. Но я спросила. Я спросила этого белокурого интригана насчёт «помогать людям не надо». Назавтра спросила, перед последней парой — лекцией по гражданскому праву.
Юстас посмотрел на меня своими прекрасными — ярко-голубыми, бездонными — глазами и равнодушно сказал:
— Замерзали люди. Я не могу нарушить клятву Гиппократа.
Ответ был так возмутителен, что я на пару секунд потеряла дар речи.
— А? — наконец спросила. — Какую клятву?
Юстас с пренебрежением глянул на меня и вышел из аудитории. Решил — не знаю, кто такой Гиппократ.
Интересно, злость на Юстаса — результат чего? Почему он меня раздражает? «Потому что он меня разыгрывает», — услужливо явилась подходящая для упрёка мысль. — «Всё обращает в шутку! Какая ещё клятва Гиппократа? Ему... около 20 лет, учится на юридическом. В медицинском он же не учился?»
Не стану искать разгадку загадки. Почитаю свой конспект лекции. И — не надо ни о чём больше спрашивать Юстаса. Отвечает так, что чувствуешь себя как-то не так. Нарочно, наверное? Не хочет разговаривать?
Но Юстас пришёл из буфета, принёс две булочки, одну дал мне. И я его мысленно простила. Простила — значит, опять разговариваю.
— Я чего-то, может быть, не понимаю, но клятва Гиппократа — она и есть клятва Гиппократа, её произносят, насколько мне известно, выпускники медицинских вузов, — осторожно сказала я.
Юстас не ответил. Он успел усесться на подоконнике и   увлечься кормлением воробьёв. Подкидывал в воздух пышные кусочки булочки через распахнутое окно, они падали вниз на асфальт. Воробьи громко чирикали, отнимали куски друг у друга.
— Ты учился в медицинском? — спросила я.
— Нет, — соизволил молвить Юстас.
— Значит, ты не клялся! — нетерпеливо сказала я. — Юстас. Отвлекись от воробьёв, пожалуйста. Ответь мне.
Юстас рассеянно глянул на меня своими голубыми очами.
«Зачем я его допрашиваю?» — подумала я. — «Он сейчас спросит, что мне от него нужно».
Конечно, я это услышала.
— Что тебе от меня нужно, Нина? — холодно спросил Юстас. — Я давал клятву Гиппократа. Два года назад. Тебя подробности интересуют?
— Я не Нина! — воскликнула я.
— Ты влюблена в меня, — неожиданно произнёс Юстас. — Умей признавать правду перед самой собой. Чем скорее ты этому научишься, тем легче будет жить. Ты — влюблена в меня.
У меня глаза на лоб полезли.
Я? Влюблена? Если я и начала было воспринимать Юстаса с какой-то искрой, если придираться к чувствам и выискивать... то эта искра, однако, от заявки Юстаса враз и потухла. Интересно сказал, а почему он уверен? 
К счастью, зашли Виолетта и Маша, и мне не пришлось искать слова. Я просто повернулась к девочкам и мы заговорили о планируемой вылазке в мегамолл. Маша себе новый клатч хочет, а Виолетта — туфли. А я не знаю, чего хочу. Я вообще побагровела, кажется. От гнева, наверное? У меня лицо не набрякло?
Юстас меж тем кинул остатки булочки воробьям, спрыгнул с подоконника, взял свой рюкзак с парты и сказал:
— Я опоздаю к началу лекции. Буду в деканате. Держи.
И протянул мне журнал регистрации, где преподаватели  пишут дату, тему занятия, отмечают присутствие-отсутствие студентов.
— Дай его Светлане Павловне заполнить, — сказал Юстас.
— Ты чего такая? — спросили девочки, когда этот ...профан в вопросах женской психологии скрылся за углом.
Спасибо Светлане Павловне. Зашла и привела с собой всех остальных. Лекция началась.