Воздушный парад

Владимир Бученков
ВОЗДУШНЫЕ ПАРАДЫ.

Москва 2000

Воздушный парад!
Кто хоть раз участвовал в каком-либо параде : наземном ,водном и особенно воздушном ,тот сохранит это событие в памяти на всю жизнь!
Незабываемо все: волнение ,чувство радости и ответственности , высокое доверие ,подготовка и дни летных тренировок ,ожидания главного дня и часа ,ради которого ты здесь .Великое чувство гордости ,что ты будешь представлять родную авиацию перед москвичами и гостями столицы над Красной площадью или всегда молодым аэродромом Тушино.
Мне повезло .Все началось с первой демонстрации 1 мая ,когда я шествовал перед Мавзолеем по Красной площади на плечах у отца, который возглавлял колонну трудящихся завода "Изолятор". Всё было удивительно ярко ,красиво ,весело ,торжественно! Как в сказке !
Следующий раз я уже шёл со взрослыми в составе заводского оркестра младшим барабанщиком от пионерского отряда. И хорошо барабанщик. У такт ! Гордость-то
какая!
Повзрослев я участвовал в параде физкультурников в июле 1935 года ,в колонне велосипедистов. Велосипеды были свои ,у всех разные ,но важно хорошо на нем ездить и крепко держаться.
К этому параду мы долго и тщательно готовились. Тренировались около месяца и только ночью ,когда Городской транспорт прекращал работать . За ночь мы делали несколько кругов через Красную площадь, улицу Разина, площадь Дзержинского, спуск в Охотному ряду и вновь Красная площадь...
Домой возвращались с рассветом уставшие , но довольные.
В своей шеренге я был правофланговым и в день парада я проезжал очень близко от трибуны Мавзолея, где было всё правительство во главе со Сталиным. Так близко увидел вождя!
На этом мои наземные парады закончились вплоть до 1995 года-Парада 50 лет победы в ВОВ!
Лет с 10 я увлёкся моделизмом и сбором фотографий из газет, где были самолёты. Авиация тянула к себе...
В те годы мальчишки мечтали подражать В. П. Чкалову , М. М. Громову, П. Алексееву и другим. Мы любовались и завидовали краснозвёздной пятёрке истребителей И-16, которую водил н парадах герой Советского Союза Иван Лакеев. Ими восторгались москвичи.
Настала и моя пара . Вслед за двумя братьями , окончивших Качинскую школу летчиков -истребителей,по путёвке комсомола поступил в Военно-Морское училище им. Леваневского в г. Николаеве. Это было осуществление мечты!
Через три года, окончив лётное училище, я оказался в Ленинском аэроклубе Осовиахима в г. Москве, став лётчиком инструктором.
В аэроклубы, чтобы учиться летать на У-2, в те годы приходило много- особенно рабочей молодёжи. Они были моими ровесниками.
" Молодежь на самолёты!" Аэроклубы районов Москвы были заполнены юношами и девушками, желающими летать и прыгать с парашютом. Они сразу после учёбы и работы мчались на аэродромы. Это было массовое, и очень патриотическое движение.
Из этой молодёжи выросли мировые рекордсмены, исследователи, полярники, герои пятого океана, Герои войны, Герои труда.
В июне 1939 года начался отбор летчиков - инструкторов аэроклубов для участия на У-2 в воздушном параде над аэродромом Тушино 18 августа, в День авиации. Я был в том числе.
День авиации 18 августа над Тушино отмечался с 18 августа 1933 года. В этот день со всех уголков Москвы люди шли, ехали на великолепный праздник авиации.
Сотни тысяч зрителей смотрели в небо и восхищались зрелищем ,происходящим над аэродромом. Эти праздники забыть нельзя. Масса людей на поле аэродрома, на крышах, на крутых берегах Москвы-реки на крышах автомобилей ...  Любимый праздник!
Интенсивные тренировки на земле и в воздухе - сбор, построение удержание своего определенного места в строю. Моё место было в конце одного луча "Звезды"в строю. Задача не из лёгких. На самолёте У-2 со скоростью 100 километров в час, в условиях сильной "болтанки" надо было выдержать  строй, не нарушить всей фигуры...
А в ней около 100 самолётов.
День и час всегда праздник и для участников и для зрителей. Такое было впечатление, что Москва опустела. Все в Тушино!!! Находясь в полёте мы понимали ответственность и чувствовали взоры направленные на нас...
Зрители давали оценку правильности и красоте строя и мы старались изо всех сил удержать чётко фигуру "Звезда".
Парад, как всегда, состоялся большой. Кроме нашей - в народном строю, проходили разные группы и отдельные типы летательных аппаратов военных и гражданских, выполнялись фигуры высшего пилотажа :групповые и одиночные, совершались разной сложности парашютные прыжки ...
Это был мой первый воздушный парад!
А дальше!.. Сбылась моя мечта стать летчиком истребителем. Весной 1940 года решением НКО были созданы в Херсоне, Ульяновске и Тушине лётное школу для подготовки летчиков -истребителей, инструкторов ОСОВИАХИМа на военных самолетах-истребителей И-16, И-15. Это было необходимо для скорейшего пополнения лётчиками авиаполков ВВС. Я был зачислен в число слушателей 2 отряда в ЦАК им. Чкалова - Тушино.
Всё делалось быстро . Пока не было истребителей начинали летать на Ут-2 . Спортивный самолёт С. Яковлева. Вскоре нам прислали самолёты истребители И-16 из Борисоглебской и Качинской школ. Самолёты уже хорошо потрепанные. И-16 с их патроном М-22/левого вращения/ и М-1, но мы им  рады.
Началась активная теоретическая и летная подготовка. Более опытные лётчики-спортсмены ЦАК обучались сами и были нашими инструкорами: Малахов,  Старокошев ,  Захудалин , Потапов, Грозанский , Равикович , Набатов, Великий и другие лётчики и техники. Руководил этой школой полковник Браунштейн.
На лето мы перелетели на аэродром Остафьево/Щербинка ,там больше поле для истребителей ,чем в Тушино.
Майский парад 1940 года прошел без нашего участия. Парадные колонны в пролёте над Красной площадью составляли лётчики военной авиации. Не всё тогда у них прошло гладко, но парад состоялся.
А вот уж 18 августа 1940 года мы - слушатели школы подготовились и участвовали на самолете УТ-2 .
В те годы в небе Тушино из самолётов составляли "Звезду" , "Слава СССР",
 ЛЕНИН , СТАЛИН ... На этот раз я был средней " чёрточкой" в одной из букв "Н". На УТ-2 летать было приятно и скорость повыше , обзор лучше , маневренность и управляемость другие . Всё хорошо! Тщательная подготовка и тренировки и ... благодарность участникам парада за высокое мастерство !
Естественно на этом празднике были групповые полёты военных самолётов : пилотаж , парашютные прыжки ,планерный спорт ,показ новой авиационной техники ... Всё это до начала войны 1941года.

22 июня 1941года началась война. Дикая ,жестокая, коварная ,кошмарная .
Я встретил войну в Остафьево ,под Москвой . Затем в июле в 176 иап 6 ИАК .
Защита Москвы.
А потом фронтовые пути . Горе и радости ,но это уже особая страница жизни. Война поглатила всё . Мысли только о Победе . Не до праздничных парадов .
В июне 1944 года меня в числе других летчиков Украинского фронта направили в Высшую офицерскую школу воздушного боя в г. Люберцы  ,где обучали высшему пилотажу на разных типах истребителей . Интересная была программа. Руководил школой и подготовкой асов генерал А .Жуков , а позже Герой Советского Союза генерал- лейтенант А . Благовещенский . Он требовал от нас выполнения пилотажа на самых малых высотах и стрельбы по наземным целям и конусу из любого положения . Мы действительно стали асами и ждали направления на фронт ,но... .
Известны исторические идеи Верховного Главнокомандующего : провести военный парад на Красной площади 7 ноября 1941 , когда воины прямо с парада шли в бой .  Первый салют в 1943 году в честь победы наших войск и освобождения городов Белгорода и Орла . Провести воздушный парад  над Красной площадью и Москвой 18 августа 1944 года с показом новой авиационной техники и что на исходе войны наша авиация стала ещё сильнее!!
 Задача лётчикам была поставлена за несколько дней до парада . К участию привлекались истребители Яковлева и Лавочкина . 45 самолётов Як-3 в строю колонна звеньев/ по три самолёта/ летали по кругу ,по внешней стороне Садового кольца . В это же время над пятью вокзальными площадями города 10 летчиков на самолетах ЛА-5 / по 2 лётчика на зону и по 10 минут каждому на пилотаж/ выполняли фигуры высшего пилотажа .
Я без напарника выполнял пилотаж один 20 минут над площадью Киевского вокзала .  Было видно , как постепенно площадь заполняется людьми . Они сажали руками , платками... . Это было здорово! После парада состоялся приём в редакции "Правда" , у Поспелова . Вот как ответила газета " Правда" 21 августа 1944 года на первой странице празднование Дня авиации в Москве в 1944 году: ... В разных точках города Советские лётчики начали пилотаж на истребителях " Лавочкин" .
Стремительные самолёты кувыркались в ясном небе , делали иммельманы , мёртвые петли , горки , равероманы  , демонстрируя выдающуюся технику пилотирования . Гвардии старшие лейтенанты Клименко , Елдышев , Трушин , Бученков и лейтенант Астахов хорошо делали своё дело. Их мастерство вызывало восторженные рукоплескания восхищение десятки тысяч москвичей , наблюдавших со всех концов столицы за головокружительными эволюциями самолётов ... ."
 ЯКи летали по кругу , ЛА-5 пилотировали над вокзалами , а в это время всё правительство во главе с Верховным Главнокомандующим с трибуны Мавзолея наблюдали за пролётами над Красной площадью новейших истребителей Як-3 и Ла-7 .
Это был первый воздушный парад с начала войны . Не многочисленный по составу , но очень важный по смыслу и значению для наших людей и мировому общественному мнению в преддверии Победы над гитлеровской военной машиной.
За время службы в Люберцах ,  в Высшей школе Воздушного боя , мне с моими друзьями пришлось участвовать ещё в нескольких воздушных парадах . Это всегда почетно.
К параду 1 Мая 1945 года мы готовились на аэродроме Остафьево. Я и Н. Ткачёв были в составе звена ЛА-5, И. Елдышева. Всю нашу колонну ЛА-5 ,состоящую из десяти десяток , вёл инженер - полковник Холопцев . Его заместитель был подполковник П. Вакуленко .
В этом параде над Красной площадью учавствовал истребители , штурмовики и бомбардировщики. Волновались все ! Прошли отменно. Строй выдержали и были счастливы от участия в параде над Москвой.
Праздники Дня авиации всегда были красочными , интересными, зрелищными и всенародными. К ним готовились, их ждали.
Вот и на этот раз готовились зрители ,готовились и участники парада. 18 августа 1945 года над Тушино я уже вёл звено ЛА-5. Нас и на этот раз гостеприимно принимали на аэродроме Остафьево . Парадную колонну вёл командир ИАП  И. Овчаренко.
Перед этим парадом и организаторы и участники испытали горькое разочарование. 24 июня состоялся парад Победы . Авиация также должна была участвовать. Подготовились хорошо и на аэродроме Кубинка ждали команды на вылет, но из-за плохих метеоусловий в Параде Победы нам участвовать не пришлось.
1 мая 1946 года . Вёл колонну истребителей П. Курочкин. Мне в этом параде доверили вести " девятку" . Вылетали из Кубинки, а садиться должны были в Люберцах.
Вылетели. Собрались на частной петле. Затем вся авиация выстроилась в общую колонну и вдоль Волоколамского и Ленинградского шоссе и направилась к Красной площади. Всё хорошо и вдруг !... уже над Москвой я заметил что "карандаш " на правом крыле / он разочарован как жезл ГАИ/ не убран , а вышел наружу. Это означает, что у  моего самолета выпущена правая нога шасси ... . Впереди Красная площадь, правительство ,люди... . Я поставил ещё раз кран на "уборку " , но ничего не изменилось . Я веду "девятку" . За мной в плотном строю ведомые и я не могу отвлекаться . Мысли самые горькие . Ведь я один из всех участников парада прошёл над Красной площадью с одно выпущенной "ногой" . Наказание не пугало . Обидно было и стыдно. После посадки товарищи выражали мне сочувствие, а я ждал нагоняя пр . пр . . Но... . Обошлось! Пронесло! За общим торжеством мой "номер" не заметили... .
Виной оказался попавший на взлете камушек, и колесо полностью не убралось , упало давление гидросмеси в системе и колесо вышло.
За весь парад - парад получил высокую оценку.
Наш полк на "Лавочкиных- 5" базировался на полевом аэродроме Ундол , Владимирской области , а полк "Яков" - Люберцах.
Июнь 1946 года . Идут полёты на ЛА-5 и вдруг их закрыли , нам приказали взять шлемофоны, комбинезоны ,планшеты и срочно явиться в штаб. В деревне всё рядом. Прилетел наш трофейный Ю-52 из Люберец , куда нас и доставили . Зачем?
На аэродроме стоят Як-3 готовые  к полётам. Оказалось их готовили для нас. Когда мы приняли самолёты , тогда узнали ,что будем участвовать в воздушном эскорте при захоронении М. И. Калинина на Красной площади.
Утром сделали один тренировочный вылет на групповую слётанность, а вечером , ровно в 19 часов    июня 1946 года проходили над Красной площадью, когда гроб с телом М. И. Калинина опускали в могилу. В колонне были бомбардировщики и истребители, совершившие этот  прощальный полёт.
Завершился для меня 1946 год участием в параде в День авиации на ЛА-7 . Я и тогда вёл "девятку" . Всё было празднично . Лётчики ещё раз продемонстрировали миру своё мастерство .
Мой родной дом, где жили мои родители , находился рядом со станцией метро "Сокол" . При встрече я говорил своим родным в каком месте строя меня искать. И мне было очень приятно , пролетая над Ленинградским шоссе, над домом , чувствовать, что меня среди всех ищут родные глаза, мною гордятся . И я их никогда не подводил.
В конце 1946 года в числе 50-ти летчиков- добровольцев я был зачислен в Центр переучивания летчиков ВВС в г. Сейма.
Первый показ реактивной авиации над Красной площадью Пятёрками в чётком строю 1 мая 1947года прошли самолёты Як-15, МиГ-9 . Эффект потрясающий.
Звучали имена Акуленко ,Полунина ,Кошеля, Савицкова и его пилотажной пятёрки, а также других первых летчиков реактивной авиации.
В Сейме мы успешно освоили самолет Як-15 и Миг-9 . К параду Дня авиации 1947 года лётчики уже хорошо были подготовлены . В составе парадного расчета было десять троек( звеньев) МиГ-9 . Всю группу возглавлял генерал П. Акуленко. Я вёл шестое звено . Наш позывной -"Акула" . Тренировались на аэродроме "Чкаловский" .
Внимание к подготовке летчиков ,технического персонала и материальной части было очень серьёзным . Надо было пройти над многотысячной зрительской аудитории на высоте 50 метров при скорости 750 км в час. При этом если учесть малые размеры аэродрома Тушино и городские препятствия, то можно представить всю полноту ответственности за безопасность полётов. Малая высота пролёта ,большая скорость, новизна техники и ... зрелищный успех!
Наступил день парада. Сосредоточились! Ведь мы показываем новую реактивную технику в её лучшем качестве.
Взлёт ,сбор ,набор высоту 1500 метров . От точки разворота взяли курс на прямую к аэродрому Тушино. Идём со снижением и разгоном скорости до 750 км/ час . И вдруг  Мой самолёт задрожал и его начало "заваливать " влево. Чем больше увеличивалась скорость , тем сильнее самолёт валило. Стало очень трудно держаться в строю . Отвлекаться нельзя . Одним глазом смотрю на ведомых В. Гайдукова и В. Астахова ,они смотрят на меня ,держатся в плотном строю и молчат . Говорить нам по радио было запрещено только слушать . Дальше ещё хуже. Рука устаёт, мысли носятся с космической скоростью ... . Как быть ? Если я выйду из строя, то весь парад нарушив ,и испорчу ,а если упаду на зрителей, пришедших на праздник ,то сколько жизней я могу погубить... . Всё труднее держать управление. Уже вижу красочно раскрашенное поле аэродрома Тушино, высота заданная-50 метров скорость 750км/ час ! Пролёт всего 3- 4 секунды не упасть бы на город.
После прохода аэродрома полный набор высоты и давление на ручку стало уменьшаться и чем меньше скорость тем легче. Что это?
Вот аэродром посадки. Волнение при заходе на посадку.Посадка нормальная.
 Оказалось, оторвало щиток уборки шасси . Одну его половину, которая закрывает колесо в выбранном положении . Опять беспокойство - где он упал? Не на людей - ли?  Но всё обошлось. Все живы. Оценку получили "отлично". Но волнение до сих пор осталось.
К майскому параду 1948 года мы готовились на аэродроме Раменское. Расчёт состоял из колонны звеньев . Ведущий П.Акуленко. На подготовке к полётам и тренировках часто присутствовал командующий ВВС МО генерал Сбытов и его приёмник В. СТАЛИН. Это уже готовился парад над Красной площадью на МиГ- 9. Большой авиационный парад.
В ходе подготовки В.СТАЛИН нас летчиков на крышу гостиницы Москва, откуда мы изучали ориентиры полета над Красной площадью. Полёт МиГ- 9 осуществлялся звеньями/ клин из трёх самолётов/ . Левый ведомый должен пройти по кромке крыши ГУМа , ведущий через левый шпиль Исторического музея и ни в коем случае не пролететь над Мавзолеем- там находилось правительство ,и чтобы им не задирать голову и тем более не пролететь над креслом. Конечно, при большой скорости полёта сохраняя строй и соблюдая меры безопасности - такие ориентиры различать на высоте 100 метров - подобно цирковому номеру. Но выполняли !  Да еще на отлично.
Далее годы боевой учёбы по укреплению ПВО г. Москвы , освоение новых видов боевой подготовки, новых типов самолётов истребителей, полёты днём и ночью в сложных метеоусловиях .
1953 год. Я командир 176 ГВИАП в 324 ГВИАД полковника  И. Кожедуба, 52 ВИА Московского округа ПВО. Перед авиацией округа была поставлена почётная задача - участвовать в воздушном параде в честь Дня авиации над Тушинским аэродромом в составе 100 экипажей на самолетах МиГ-15 . Руководил подготовкой командующий 52 ВИА МО ПВО генерал В. Фокин.
Парадная группа разместилась на аэродроме Клин : шесть девяток и на аэродроме Борки-4. Их вёл герой Советского Союза Н. Трофимов. Ведущий всей колонны истребителей был герой Советского Союза Е. Пепеляев. От авиаполков, участвующих в параде, было выделено по две девятки. Тренировались много. Особенно ведущие девяток.
На одной из последних тренировок , когда из всей колонны три девятки участвовали в полном составе ,при развороте в густой дымка над Москвой, один лётчик девятки Н. Крутиков ,идя внутренним ,не удержался на своём месте и потерял пространственное положение.
Он при взлете не включил авиагоризонт. Ему пришлось на малой высоте покинуть самолёт на парашюте . Самолёт упал в районе Мытищ не причинив неприятностей. Лётчик благополучно приземлился . Катастрофа самолёта произошла по вине лётчика . Обошлось.
В день парада безоблачно, но густая промышленная дымка над городом . После взлёта собрались в девятки на частной петле пошли к месту сбора всей колонны. Собраться из-за дымки оказалось сложно ,особенно если не выдерживать режим времени . Начались тревожные запросы ведущих девяток. С целью оказания помощи в сборе колонны, командующий 52ВИА В. Фокин взлетел чтобы сверху подсказать где кто,но помочь ничем не смог. И всё- же все десять девяток собрались и к месту сбора/ озеро Плещеево/всей колонны авиации мы пришли вовремя и стройной колонной. Всё прошло по сценарию. Наш позывной был "комар". "Все комары "  получили высокую оценку и после пролёт Тушино ушли на свои аэродромы.
А генерал Фокин, разволновавшись зашёл на посадку в Клину не выпустив шасси. Его конечно , прогнали на второй круг, за что он поблагодарил руководителя полётов и благополучно приземлился.
В 1954 году вновь 100 самолётов 52 ВИА МиГ-15 участвовали в авиационном параде в Тушино. Руководил на этот раз всей подготовкой Командующий 52 ВИА генерал И. Пантус. Вёл колонну герой Советского Союза полковник А. Постнов. Место базирования - Клин.
На этом моё участие в воздушных парадах закончилось.
Были ещё парады . Очень интересные и каждый из них был безусловным праздником показа новой авиационной военной и гражданской техники, высочайшего класса владения самолётом летным составом.
Много славных имён летчиков разных поколений были участниками этих удивительных праздников, торжественных и красивых ,захватывающих зрелищ ,воздушных парадов.
Авиаторы заслуженно получали высокие правительственные награды Родины.
Эти исторические эпохальные события забыть нельзя ,на это Мы не имеем право. Об этом надо писать ,об этом должны знать каждый и мы должны об этом рассказывать молодёжи.
Конечно ,не мог всё рассказать ,но это было, было!
Пусть откликнуться те ,кто участвовал в парадах над Москвой и Тушино. Это будет уважение всем ,кто причастен к нашей славной авиации.
10.01.2000 года.                Заслуженный лётчик СССР генерал-майор авиации
                в отставке                В.Ф. Бученков.