Каменный покой

Владимир Калуцкий
 Мне тут некоторые пеняют, что я вижу, якобы, только дурное.
 Это неправда. Я вижу не всё, а только то дурное, что ещё можно обратить в хорошее. Ибо нет смысла поднимать  то, что не поднимешь, и нет правды в том, если  ты говоришь только ради того,  чтобы говорить.
  Вот  нынче День Славянской письменности и культуры. Это хороший День. Запомним его - 24 мая.
 Но у меня тут же начинает вертеться за языке скверные впрос. А 23-го мая был не День славянской письменности. А 25 будет День иной письменности?
 Казенность любого события убивает его содержание. Я понимаю, что устроители  этого дня, возможно, хотели обратить внимание и на значение, и на задачи славянской письмености.  Но тогда назвали бы это не День, а, скажем, Поверка славянской письмнености. Как она  чувствует себя нынче? В чем нуждается?
 А то - опять то же самое. "Славься" Глинки, хоры в черно-красных одеждах. Чиновно-чинно, аж скулы сводит.
 Хотя я понимаю, что в нынешней России чтить славянскую письменность  иначе просто не получится. Я смотрел по телевизору репортажи их четырех городов. Москва,Гроный, Хабаровск, Псков. География - на полглобуса. Картинка одинаковая, не стОило размазывать по четырем экранам.
 И так - из года в год.
 А ведь славянская письменность грандиозна! Мировая письменность. Начиная от древних рун, через Богумилову буквицу, к Гораздовой кириллице, она прошла тысячелетний путь, о котором нынче обЯзаны были рассказывать учёные и писатели.
 Увы.
 Во всех городах хором заунывно тянут

"Пусть всегда будет солнце,
Пусть всегда будет мама,
пусть всегда буду я".
 
 Эта песня - ужас моего дества. Асфальтовый каток подросткового мирвоззрения. Глыба, упавшая на сознание словами и музыкой. Я уже тогда понимал, что в этой песне, как во все нашей жизни, нет движения. И это отсутвие жизни и было главной заслугой той жизни.
   И в еще большей степени - сегодняшней. Ведь что мы имеем, на деле, под словосочетанием "славянская письменность и культура"?  Я вижу, например, вершины духа, творческое начало народа.Былины,  "Слово о полку Игореве", "Житие " протопопа Аввакуума, Пушкина, Лермонтова, Мицкевича,Шевченко, Рубцова, Астафьева...
 Но за весь день в эфире ни разу не прозвучало ни названия этих творений, ни имен  творцов.  День устроен так хИтро, что памяти в нём зацепиться не за что.
 Очевидно, что так и было задумано.
 Дело в том, что вершины славянской письменности никак не подтверждают  официальную трактовку славянства. Ведь эта тратовка всегда следует государственному устройству и установкам властей.
 И тут важно понять -какое у нас нынче государствннное устройство? И не только нынче.
 И если мы согласуем свои взгляды с философским взглядами наших предшественников, то вынуждены будем признать: Россия - это всегда восточная деспотия.
  Вегда.
  Ведь что такое деспотия? Это государство, в котором неважно не  содержание. Важна незыблемость содержания.  Оно может быть феодальным, крепостным, социалистическим, олигархическим.  Это никак не влияет на жизнь людей.
 Влияет лишь незыблемость.
 Не случайно теория официальной народности пришла к нам именно из восточной  деспотии  - из Византии.
  И это бы ещё полбеды.
  Беда в том, что деспотия вошла в плоть и кровь, на страницы славянской письменности. Её главным содержанием тоже стала незыблемость. Оглянитесь назад, на имена-вехи нашей литературы. Кто составлял официоз, вписавшись в него всем своим благополучием?
  Феофан Прокопович, Фаддей Булгарин, Союз советских писателей. Но гОре было тем, кто посягал на незыблемость. Начиная с правщика Московской типографии Сильвестрна Медведева, и кончая Осипом Мандешьштамом - скольким русским писателям снял головы деспотизм? И за что? Именно за то, что посягнули на деспотизм.
  Но мировой опыт учит, что шедевры возникают исключительно самодостаточными писателями. Можно даже в тюрьме создавать шедевры. Как Боэций, написавший в узилище "Утешение философией".  Надо быть Данте,  равным небожителям , чтобы написать "Божественную комедию".
  У мировой литературы нет ни направлений,ни  ориентиров. Единственное её примета  - талант писателя.   Вся мировая литература познавательна, а не поучительна. Она велика содержанием, потому в любом переводе остается великой.
  Русская общепринятая  литература не познавательна, а иллюстративна. В ней первична форма, и почти неважно содержание. Русский писатель изначально знает, какая судьба ждет его книгу. Он без труда может получить официальное признание и громадные тиражи. Для этого нужно обязательно оставаться в рамках незыблемости. Ведь,  по сути "Идиот" Достоевского ничего не добавляет наши знаниям и нашему опыту. Книга просто повторяет банальную истину деспотии: если ты не  идиот, то ты - ...  идиот.
  Всякая попытка ввести в русскую литературу человека яркого, чуждого деспотии , приводит к краху этого человека. Вспомните Печорина.
 Или вот Остап Бендер. Если бы такой герой появился не в условиях деспотии - и писать было бы не о чем. Делец,  жуир, умница,он просто растворися бы среди мииллионов таких же.
 Но  в деспотическом обществе у него нет будущего.  А Бендер бурлит. А требуется омервение.
   Нынче это называется стабильностью.
   Русские писатели давно это поняли. Перед ними изначально есть выбор - риторическое византийское письмо , либо дорога личностного подвига, на которой нет ориентиров.
 Риторическое письмо есть непреложная особенность деспотии. Цель  такого письма - самоё письмо, а не информация. Ритрическое письмо должно уводить , убаюкивать, отвергать новшества, прятать беды. Яркий образчик риторической словесности  ныне - телепрограммы Соловьева, Мамонтова, Киселева. Они длятся часами, гОдами, но попытайтесь вспомнить - о чем там говорится? - не получится.
 Ритическое письмо - одно из отличий деспотии. И посколку нынче оно особо выпячено, надо понимать, что наша деспотия находится в самом своем благополучии.
  Наша нынешняя широкая словесность остаётся охранной, а не созидательной. И День славянской письменности и культуры - это её День. Канцелярская отметина в календаре.  Как и всякая публичная отметина - орден, премии, звания. Это пришивание к деспотии, а не принадлежность  ко времени, к культуре.
 
  "Пусть всегда будет солнце"...

   Сгорим ведь.