Дороги Таганай

Татьяна Росич
 Продолжение (пишу уже через год).

 Сложный выдался год, хотя и интересный. Теперь я живу в Екатеринбурге (даже не мечтала). Куда еще «забросит» меня моя «тропинка»? 
 Приехала я сюда еще зимой, на курсы профбухгалтеров. В начале, моталась каждые две недели на занятия. А вот сегодня уже 28 мая 2011года, приехала сдавать экзамен. Приютила меня моя сокурсница Марина Густомясова. Она пригласила меня пожить у нее пока я не найду себе жилье и работу. Я согласилась. Марина сама живет в общежитии и места для гостей не так много, но широта души этого человека, удивляет. Обойти вниманием это уникальное место невозможно. Сказать, что это просто «темное» место – это почти ничего. Горький Максим в свое время описывал жизнь  падших людей в своей повести «На дне», я думаю, будь он сейчас жив, он бы не сильно удивился. Очень хочется провести аналогию. То есть за те  сто лет, ничего не изменилось… В огромном городе с красивыми проспектами и площадями, с оригинальной архитектурой, с университетами и сказочно богатыми бутиками, совсем рядом «раздолбанное» двухэтажное здание общежития, которое строилось еще при Хрущеве.
Крысы, мирно гуляющие по подобию пола, тараканы, регулярно травимые жильцами, клопы, кусающиеся по ночам и среди дня.
Кто еще живет здесь, в этом «доме»? Ах, да! Дети! Дети и кошки гуляют, по годами немытому, коридору. Общей кухни нет, нет даже подобия приличного места, где можно почистить зубы. Жильцы умываются в заросшей грязью раковине, при полном отсутствии пола. Вернее пол вроде бы и есть, но он какой-то странный. Во-первых: это сооружение, или вернее, нагромождение гнилых досок, потерявших форму листов фанеры или ДСП, линолеума и клеенки, с огромными дырами. Так и хочется закричать: люди!!! Вы разве не видите, где вы живете? Разве можно так? Но понимаю, что все будет зря. Эти люди именно так живут последние пятнадцать лет своей жизни, и ничего не хотят менять.
Начинаю задавать себе вопросы:
Для чего я тут?
Зачем Господь показывает мне мою «темную» сторону?
Но размышлять особо некогда. Дают знать о себе мои милые мальчишки. У Ильи десятого июня свадьба! Вот этого я никак не ждала так скоро, хотя они с  Ириной уже больше года вместе. Нужно срочно определяться с финансами, ехать в Курган и организовывать свадьбу. Значит еще одно испытание.
 Господи! Как я справлюсь со всем?
На свадьбу приехали  даже мой брат и сестра. Где-то в глубине души шевельнулось: веревочка, связывающая нас, еще есть. Ура! Мальчишки у меня молодцы. Я за них спокойна. И сноха, надеюсь, приживется.
 Господи! Сделай так, чтобы у них все сложилось хорошо.
И снова Екатеринбург. Нужно срочно съезжать, а то я как-то загостилась. Нужна, очень срочно нужна хоть какая-то работа. Звоню, хожу на собеседования. Экзамен на профбухгалтера буквально три раза в день сдаю. Ищу работу, жилье, реву иногда. Уралмаш, даже понятия не имела, что такое где-то место есть, прошла вдоль и поперек. С Ботаники на вокзал пешком – экономия сплошная. Прохожие стали спрашивать у меня дорогу, значит: во вселенной появилась информация о том, что я могу ответить. А это значит, что я медленно, но верно, приживаюсь в этом, чужом для меня, городе. Успокаиваю себя только тем, что иногда повторяю себе: терпи, терпеливый - побеждает. Господь меня любит. Иначе, зачем меня так нагружать?
 Ура! В сотый раз – ура! Я, наконец-то, сняла жилье. Квартира однокомнатная, на первом этаже, без ремонта. Хозяйка немного странная, но думаю, что справлюсь. Дороговато только, но зато никому не мешаю. Нет курящих и ругающихся грубым матом соседей. Вечерами тихо.
 И, в конце концов, закончились поиски работы. Меня приняли в ТЦ «Атлант» бухгалтером по зарплате. Оклад маленький, но зато полторы ставки. Как-то я справлюсь с бесконечными платежами? Квартплата, кредиты…. Звонки по кредитам не дают покоя ни днем, ни ночью. Но русский авось меня «вывезет», все равно больше, да и меньше, надеяться не на что. Вечерами вышиваю «Тайную вечерю», вспоминаю Курган, девчонок, поездки в Аркаим, в Омск. Очень скучаю. Контрольные не пишутся.
 Стихи пишутся очень медленно, только после поездок в Курган.

Свою жизнь разложу, как листочки:
Здесь: смеюсь, здесь: подруги, друзья,
Там грущу, улыбаться нет мочи,
На реснице повисла слеза…

Здесь: в красивом наряде вечернем,
Тут: на даче, копаюсь в грязи.
Это – ночь и созвездие Овна
Это – дети. Все! В школу пошли…

Здесь: поминки справляем, там: свадьба.
Это – снохи, а там муж и зять.
Разложила.
Теперь все на полку.
И другие листы собирать.

Вот такие грустные стихи получаются.
Приехали Миша с Наткой. Покачали головами, но что делать? Ночевали одну ночь, и, Миша уехал, а Наталья осталась присмотреться.
 ДА! Я купила утюг и ноутбук!!! Первые покупки в этом городе. Как сложится жизнь? Сиюминутные проблемы не дают возможности сосредоточиться, собраться с мыслями. Очень хочу в Аркаим, но нет …
Собраться сейчас просто нереально.
 С Наткой сняли квартиру двухкомнатную на Ботанике. Одна комната совершенно пустая. Буду спать на голом полу. Маринка дала тоненькие одеяла, мальчишки привезли раскладушку. Сплю на ней, ночами холодно. Да и что собственно я хотела? У меня сейчас не только комната пустая, у меня вся жизнь «пустая». Нужно наполнять, и, все зависит от меня, чем я ее заполню. Работа, сон, работа, вышивание – вот и весь мой график. Устаю не по-детски.
 Натка привезла к первому сентября Анютку. Приживаемся. Анютке нужно править стопу, нашли массажиста. Мужчина вроде не плохой, но что-то в нем есть «червивое». Как массажист – спец. Спину правит легко и очень грамотно. (Не ошиблась. Оказался обыкновенным  алкоголиком, т.е. все думают, что порядочный человек, а на самом деле алкаш.) Тем не менее, учусь делать массаж. По-моему получается хорошо. Хочу пойти поучиться массажу, но пока нет финансов на это.
 «Притащила» в Екат Юльку, живет у меня в комнате, спит на массажном столе. Пыталась затянуть сыновей, но - увы. У меня родился внук – Данил. Я – бабушка, если честно, то пока не поняла. Очень уж далеко. Особенного чего-то, кажется, не происходит, но... Просто так в моей жизни даже сны не снятся. А тут такое: переезд, свадьба сына, рождение внука… В Аркаим в это лето я так и не попала.
 Работаю все там-же. Коллектив: народу много, а человеков очень мало. Прикидываются милыми, приветливыми, а на самом деле…., только отвернись и «укусят».
Почему я здесь?
Зачем?
Для чего моя дорога привела меня сюда?
Что еще приготовила для меня моя судьба? 
Устала!!! Работаю по двенадцать-четырнадцать часов в сутки. Прихожу домой, и, даже кушать не хочется. Главбух Ленка без конца пишет в Аську: когда же я напишу заявление на увольнение? ВСЕ! Написала.
 Лежу в диване, реву уже неделю. Февраль две тысячи двенадцатого года на дворе.

На лапах елей
Снег горстями
Лежит,
Не тронутый никем.

Дым из печной трубы
Клубами
Темнеет в небе голубом.
Мороз озлился

И крепчает,
Застыли реки
И леса.

Как непорочная
Невеста.
Зима укрыла
Телеса.

Мой милый март!
Капель и стужа.
Сменяя ночь,
Приходит день

И ласковым
Прикосновеньем,
Деревьев,
Удлиняет тень.

Прошло еще год, ну или почти год. Идет март 2012года.
Сегодня ходила на собеседование в типографию.
 Директор.
На первый взгляд этот молодой симпатичный человек, совершенно не отличается от современных ребят. На вид ему лет двадцать пять-тридцать. Светловолосый, голубоглазый – тоска молоденьких девчушек. Мы говорили обо всем понемногу. И даже не заметили, сколько прошло времени. Я рассказывала о себе, о поездках, о людях, с которыми общаюсь. И Директор тоже не отставал: рассказывал о своих путешествиях, показывал фотографии. В течение нашего разговора-собеседования в дверь то и дело кто-нибудь заглядывал, но видя нашу оживленную беседу, не осмеливался зайти. Часа через полтора-два я задалась вопросом: меня берут на работу или нет? Спросила об этом у Директора, и он ответил с готовностью, что да. Я могу выходить на работу в пятницу. Если описывать, как я «приживалась» на новом месте, то нужно писать еще одну повесть. Скажу только, что Директор оказался очень славным парнем. Мы дружим, я так думаю, хотя он – директор, а я всего-навсего финансовый директор. С такой формулировкой меня приняли на работу в типографию.
 Тихонько, совсем незаметно вступает в свои права весна. Я теперь тружусь на новом месте, вечерами провожу сеансы комоэнергетики. Пациентов у меня совсем немного: Наталия Лаврентьева с детьми и иногда еще кто-нибудь. Наталия пришла ко мне осенью. В глазах «веревка». Прошла бабушек, психологов, антидепрессанты. Результат - зеро. Работали с октября по декабрь – сейчас улыбается, купила красивые платьица, глазки «горят». Жизнь еще одного человека выровнялась благодаря работе каналов. Ничего примечательного не происходит. Все ровно, но стихи пишутся плохо. Нет «почвы».
 Наталья Попова зовет на Таганай. Зачем мне это? Что я там буду делать? Аркаим – вот то место, куда тянет. Однако, Натке отказать не могу – собираюсь, сказала об этом шефу. Реакцию я предугадать не могла: он оживился сразу. На эмоциях купил мне кроссовки, выделил свой рюкзак, спросил, в какое место идем (где искать, если что). Очень активно расспрашивал о том, кто еще идет. Пришлось врать, что нас много, что я не одна, что с нами идут мужчины.
 Успокоила шефа и двадцатого июня 2012года, вечером, уже сидела в поезде Екатеринбург – Златоуст. Мы договорились с Натальей, что она едет из Кургана, а я из Екатеринбурга. Мой поезд пришел немного раньше, я дождалась Наталью, и мы поехали на конечную остановку автобуса. Мне был неведом путь, руководила она. Я в кои-то веки могла себе позволить быть ведомой. И с удовольствием приняла эту роль. Более того, я не знаю куда идти, что там впереди? Наталья уже была, вот пусть и ведет.
Таганай.
 Отдельная история моей жизни. Отдельная, а может именно самая важная, но и самая интересная и самая влиятельная дорога, в моей жизни.
Много чего "принес" мне этот поход, много чего "содрал" из моей жизни и души. Благодарю Наталью за то, что вытащила меня сюда. На всю оставшуюся жизнь я запомню этот путь. Мысли, которые родятся в будущем, будут соприкасаться с этим местом. Все люди, которых я еще встречу в будущем, будут оцениваться с высоты эмоций, которые пришли в Таганае.
 Утренний воздух был, кажется, просто осязаем на ощупь. Количество влаги внесло свои поправки в его плотность. Было ощущение, что его можно просто порезать ножом. От этого чуть кружилась голова, но хотелось вдыхать его, как можно больше, чтобы напитать истосковавшийся организм. Мы медленно дошли до первого ручейка, умылись, почистили зубы. Вода очень холодная, но очень приятно булькаться в ней. 
Утро плавно переходило в день. Воздух нагревался так же быстро, как таял туман. Мы прошли  около километра, может чуть больше, и дорогу нам преградил горный ручей или, скорее всего, уже река. Вода просто чудо, в рассветном воздухе из брызг и солнечных лучей формировалась радуга. Красота неописуемая. Мы сбросили рюкзаки и пошли к воде. Из воды то тут, то там торчали камни, по ним можно было даже перейти, но мы просто прошли чуть от берега, смыли с себя пот и вдоволь попили.
 В самом начале Наталья стала фотографировать окружающую природу и нас в ней. Мы и здесь делали снимки. У Наташи с собой была камера, и она то и дело меняла аппараты. Мы договорились, что о походе в Таганайский заповедник будем делать фильм, чем сейчас и занимались. На привалах делали небольшие комментарии, брали интервью, в общем работали. Отдохнувшие, мы перешли по мосту через реку и вошли в лес.
Это потом я поняла, почему этот подъем называют Пыхтун. В самом деле Пыхтун –  это тропа, которая все время идет в гору. Подъемчик, незаметный среди бесконечных поворотов, стройных рядов сосенок, елочек, кудрявых кустов с неизвестными мне названиями, изломанных стволов и торчащих из земли  верхушек камней. Я устала через полкилометра, отказалась идти до тех пор, пока не отдышусь. Мы перекусили, я отдохнула. Можно идти дальше. На Пыхтуне нам встретилась группа из трех человек: две женщины и мужчина. Они шли налегке. У мужчины был небольшой рюкзачок, а женщины шли совершенно без поклажи. Мы перекинулись несколькими фразами, они пожелали нам удачной дороги. Пока мы кушали,  нас обогнала небольшая молодежная группа, они тоже не несли с собой тяжелой ноши. Я спросила у Натки, а где у них рюкзаки, на что она ответила, что до Белого ключа рюкзаки возят на мини-тракторе. А мы значит «крутые», посмеялась я, у каждой из нас за плечами тяжелющий рюкзак. Свой я взвешивала - 17,5кг., но уже почти дошли до Белого ключа.

Был долог путь от Златоуста в гору
Через Пыхтун, до Белого ключа.
Там остановка: долгих разговоров
Не стоит разводить, нахмурилась ворча…

 Вода в ключе, на самом деле, белая. Чистая-чистая, прозрачная-прозрачная, вкусная-вкусная. Разулись, чтобы дать отдохнуть взмокшим в кроссовках, ногам. Я ехала в обычных кроссовках, а Наталья в берцах. Ей гораздо тяжелее, чем мне. Но она держится молодцом в отличие от меня. Если бы мне сейчас сказали – все, пришли, то я с готовностью стала бы разбирать свой семнадцатикилограммовый рюкзак. Устала просто очень. А день растет, нужно двигаться дальше. На полянке приюта Белый ключ мы оставили мирно загоравших путешественников. То тут, то там среди деревьев стоят палатки, дети играют в мяч, взрослые колдуют у мангалов. А мы идем дальше, в дороге нам встретились небольшие компании, это те, кто шел из приюта Гремучий ключ. Они с радостью приветствовали нас и очень охотно желали удачной дороги. Совсем другие люди.
 Почему в толчее городов так мало встречается таких людей: добрых, отзывчивых на улыбку, с удивительно нежными взглядами? Может это Матушка-Природа делает нас такими? Может нужно всех вывозить за город, отрывать от цивилизации, давать возможность окунуться в красоту нашего родного края, тогда начнет меняться наша жизнь, начнут тускнеть красивые афиши, пропагандирующие  яркими красками «блага» цивилизации? То, что детей нужно обязательно вывозить в такие места, это обсуждению не поддается. И правильно делают мамочки и папочки, которые берут с собой сюда мелкоту. Да, тяжело, но ведь рядом мама и папа, а это значит и я смогу. Вот так и вырастает в человеке уверенность в себе, в своих силах, любовь к своей земле, к своему дому.
 Между тем мы уже прыгаем по курумнику. Люблю я это дело. Мне кажется, что так гораздо легче идти. Курумник – это глыбы камня, каменные реки. Глыбы абсолютно разных размеров, от камня величиной с горошину, до огромных валунов. Не знаешь, какой из них устойчив, а какой нет. Присутствует определенный риск сорваться или оступиться, к тому же за спиной такой неудобный рюкзак. При каждом шаге он тянет меня, то влево, то вправо. Того и гляди куда-нибудь утянет с намеченного пути.
 Делаем небольшую передышку, Наталья подтрунивает надо мной. Ей гораздо легче идти, у нее подготовка, а я кабинетный работник. У меня уже не просто усталость, а начинает болеть голова, наверно, поднимается давление. В висках пульсирует кровь. Тук-тук, и каждый тук отзывается болью. Я пока молчу, но хочется уже лечь под елочку куда-нибудь и уснуть.
  Сколько еще идти до гребня с красивым названием Откликной, Натка точно не знает? Говорит, что к вечеру должны подняться…. Наводит на размышления: смогу ли дойти? Солнце стоит в зените, и трагические нотки закрадываются в мозг, а хватит ли у меня сил? Не «кинет» ли меня поднявшееся давление? Давно я не ощущала такие симптомы. Зачем иду? Что и кому хочу доказать? В голове тук-тук… Понимаю, что очень торможу Наталью, но сделать ничего с собой не могу. Прошу привал. Оказывается до приюта Гремучий ключ еще примерно километр-полтора, решаю идти. Не дошла…. Совсем чуть-чуть не дошла. Голова, как огромный колокол. Тук-тук пульсирует в ушах, мне плохо. Обидно - подвела Наталью. Организм, не привыкший к таким переходам, сдался. Намочили в ручье полотенце, положили на лоб. Натка оказывает скорую помощь, а время идет… Успеть бы на Откликной до темноты…

Идем вперед, еще дороги много,
Успеть на Откликной до темноты,
А тропка круто в гору, в гору;
И очень тяжело рюкзак нести…

 Передышка затягивалась, но мы понимали, что если я сейчас встану, то можем заночевать на тропе. Сколько выдержит моя голова, неизвестно? Прошло час, а может два. Мне стало намного легче, да и солнышко перестало так жарить. Пошли дальше.

 Откликной.

 До Откликного дошли быстро. Вечереет. Собираются темноватые тучи, синоптики не обманули, будет дождь. Наталья ставит палатку, я иду за валежником. В лесу чисто, нет даже намека на сухие ветки или палки. Пройдя немалый путь по окрестностям, возвращаюсь с малой добычей. Недалеко от нас палатка, около нее двое мужчин, горит костер. Надо идти знакомиться, может они знают, где тут взять валежник? Но, не успеваю, к нам подходит молодой человек с огненно рыжими волосами, лет тридцати. Поздоровался, спросил сахар. Мы поделились шоколадом, за что нам было указано направление поиска хвороста для костра. Топор у Натки тупой, таким топором рубить что-то совершенно невозможно. Маемся, и ничего не получается.

Это ж надо такому случиться:
Это ж надо так было влюбиться
В чистоту, в красоту, в простоту
В необъятную высоту…

 Какая вокруг красота!!! А воздух!!! Дневная жара уже спала, ночь медленно вживается в свои права. То тут, то там начинают петь цикады. Воздух словно становится гуще. Каждый глоток его наполняет силой, чего уж тут, уставшее через край за день, тело. Нужно готовить ужин, разводить костер. Нужна вода. Поиск и доставка воды – это отдельная история.
 Пока Натка мучится с дровами для костра, я решила найти воду. Именно в это время к нам подошел мужчина от палатки, которая стояла под елками в то время, когда мы пришли. Представился Александром. На вид ему лет  пятьдесят, подтянутый, спортивный. Ведет себя уверенно, видимо здесь не в первый раз. Спросил, нужна ли нам вода. Что за вопрос – конечно, нужна!!!! Я напросилась идти с ним, чтобы потом одной не плутать. Александр сказал, что до родничка недалеко, что-то около километра вниз под гору. Пошли… Идем-идем – конца дорожке нет… Когда я уже совсем разуверилась в наличии родничка, Александр повернул налево, и, вот он долгожданный родник. Набрали воды и тронулись в обратную дорогу. Назад идти тяжелее: во-первых - в гору, во-вторых – с ношей. Мой проводник рассказывает какие-то истории о своих путешествиях по Таганайскому парку. Ходит давно:  сначала ходил один, потом женился, стали ходить вместе с женой, потом народились дети – мальчик и девочка, стали ходить всей семьей. Теперь опять ходит один. Спросила его страшно или нет одному, а он в ответ только улыбнулся. Все хожено-перехожено, чего бояться?
Я, когда уже поднялись к Откликному, думала, точно не сдвинусь с места, а тут: еще километра три намотала. Сама себе удивляюсь.
Километры, километры, километры под ногами, а в голове один –единственный вопрос: дойду или нет до Киалима, и где он вообще?
Так и дошли до палаток.
Костер у Натальи так и не загорелся. Сосед пригласил к своему костру. У него уже был приготовлен ужин. Весело болтая, поели, вечеряли у костра до глубокой темноты.

-Трещит костер возле моей палатки...
За каждым всполохом
Встает угрюмо тень...
Последний солнца луч
Касается украдкой...
И в бесконечное вчера уходит день...

 Пошли спать. Утром подъем на Откликной. Я точно не стану этого делать. Сил нет, спина отказывается подчиняться.

Утро!

 Только ради этого стоило, превозмогая боль и усталость, идти сюда. Обрыв скал Откликного меняет цвет буквально каждую секунду. Только что камни светились нежно розовым цветом, а уже багряные. Солнце поднимается выше, камни становятся бежевыми. Количество красок просто не сосчитать.
 Иду к палатке Александра, он уже разводит костер. Умываемся, пьем чай, и Наталья с Сашей уходят к подъему. Я провожаю их до начала крутизны и возвращаюсь готовить обед. Боль в спине такая, что сложно даже переставлять ноги. Ну и дура я. С моим состоянием организма нужно лежать в теплом халате на мягком диване, а не в прозрачной, протекающей от дождя палатке на тоненькой «пеночке» на травке. Кое-как спустилась с тех огромных валунов, что успела пройти.
  Но! Отдыхать особо некогда. Чувство долга двигает меня к затухающему костру. Решила приготовить уху. В моем мешке есть баночка сельди атлантической, пара картофелин. Костер еще не погас, подкидываю в него немного сухих веточек и ставлю котелок.
  Ребят не видно, они где-то высоко. Покоряют Откликной.
 Нет! Я так высоко и далеко не пойду, рожденный ползать – летать не может. Я просто дойду, вернее, мне нужно только дойти до Киалима. Надеюсь, на это у меня сил хватит. Пока размышляла, закипела вода в котелке, почистилась картошка, порезался лук. Я все покидала в котелок. Запах разнесло ветерком. Оказывается, я проголодалась, аппетит приходит неожиданно. Где же мои попутчики, медленно грызу кусочек  хлеба… Жду… Уже выложила в котелок консервированную селедку - совсем вкусно. Скорее бы уже шли, а то умру тут на посту от голода (мысленно шучу над собой).
 Оглядываю в очередной раз скалы. Вот появилась Наталья из-под огромного камня, следом за ней Александр. Все хорошо – смеются, довольные своей прогулкой. Немного завидую – ничего, на обратном пути я тоже поднимусь. Хотя высота выше метра, повергает меня в тихий ужас, начинает кружиться голова. Умываемся, весело кушаем. Все внимание впечатлениям от подъема и высоты, и чуть-чуть моему супчику. Покушали, и, Александр стал собираться в обратную дорогу, а мы на Круглицу. У нас на сегодня еще покорение Круглицы, Заячья поляна и Долина Сказок. Названия красивые, наверно, очень добрые люди дали такие имена окружающей природе.
 Проводили  соседа и пошли. День, меж тем, уже в середине.
День. Жара. Хочется на пляж к прохладной водичке в гости, но у нас план! Поэтому начинаем сборы. Одеваться очень уж по-походному не хочется. До Круглицы километров пять, в одну сторону, а еще подъемы и спуски… Настроилась и пошли. Наталья ухмыляется, глядя на меня. Ей-то что, она - бывалый ходок, а я ?  Беру фотик, он у нас не выпускается из рук. А вдруг что-то интересное, а мы без фотика. У Натальи еще и камера на шее висит, тоже груз дополнительный. Двигаемся вперед налегке, только небольшая сумка через плечо, майка и шорты. Легкие кроссовки на ногах. Тропинка, протоптанная меж мелкого ельника, изобилует, оголившимися от количества прошедших по ним ног, корнями деревьев. Засохшие коряги, торчащие из-под земли верхушки камней, еловые иголки, опавшие от тридцатиградусной жары. Ветерок слегка обдувает, но вместе с подъемом солнца, поднимается жара. Спуски, подъемы, поиск тропинки, потерявшейся среди камней, медленно продвигаемся к подножию Круглицы.  Тропинка привела нас в Долину Сказок, где-то видимо, повернули не туда. Ровный склон, полянки, невысокие елочки. Чуть фантазии и вот уже меж мелкого ельничка встает Старичок-Еловичок в шапке - грибной шляпке. Ухмыляется хитровато из-под седых бровей: - Туда ли путь держите, красавицы?
 Поднимаю взгляд чуть выше ельника – и вот оно чудо. Вот почему Долина Сказок: вся эта небольшая долинка окружена причудливыми скалами. Слева от нас упавшая в скалы летающая тарелка, один край ее, тот которым она ударилась о землю, смялся и зарос травой; противоположная сторона торчит уступом. Рядом вершину выступа венчает голова, только не возможно разобрать: Кто это? С одной стороны - голова огромной обезьяны, с другой - голова аристократа. Как оказывается рядом чванливый аристократ и обезьяна... Хм...:)) Высохшие стволы совсем невысоких елей вперемешку с яркой зеленью хвои, полянки, загадочные дорожки, скрывающиеся в зарослях молодого ельника, ну чем не сказка....
 Нехотя разворачиваемся и тут встречаем вчерашнего рыжеволосого парня. Он оказывается тоже идет на Круглицу. Разговорились - назвался Алексеем, в заповеднике встречался с разными людьми, о чем много рассказывал. Чем, спрашиваем его, кормишься? Рюкзачок совсем тощий... Говорит, что выходит раз в неделю в Златоуст и зарабатывает себе на еду и снова уходит в горы, так и бродит уже месяц. Много говорили во время привалов о жизни в городе, о друзьях, или тех, кого принимаем за друзей, о смысле жизни в городе, о том, как выжить в каменных джунглях городов и еще много о чем. Очень красивые стихи про Всадника Света рассказал нам на вершине Круглицы и ушел, гордо вскидывая голову. Ушел он вдоль хребта в противоположную сторону, а в душе остался навсегда... Мы же вернулись к подножию Откликного. Темнело, хотелось есть. Нужно было идти набрать воды, наколоть(нашим-то топориком) корма для костра, приготовить нехитрый ужин.
 В это время на полянку входят трое молодых ребят, активно бросают рюкзаки. Боже, как я их понимаю!!… Переговариваются меж собой, куда лучше поставить палатку? Решают дождаться, очевидно, старшего их группы, Матвея. Подходят к нам, знакомятся. К ним присоединяются еще ребята, всего их человек восемь.
 Ушли по команде своего командира в глубь леса.
 Появилась пара - девушка с парнем, подошли, познакомились и тоже ушли с поляны, но к самому подножию Откликного. Еще пара, нет трое – двое парней и девушка, прошли чуть дальше нашей палатки, под кроны молоденьких елочек. У нас образовался целый поселок. Уже  веселее.
 Сходила к роднику, набрала воды, пока Натка хлопотала у костра. Ну и костер у нас - умора. Тупее топора, чем наш, я еще в жизни не видела. Натка настойчиво грызла тонкие веточки, лучше уж ножом... Попыталась и я, результата не получилось. Три тонких веточки, засохший еще в прошлом веке, ствол непонятно какого дерева и мелкие капельки дождя - вот весь костер. Сложно на нем что-то приготовить... Дождь как-то нехотя сыпался на землю. Он еще не решил, стоит ли ему вообще начинаться или подождать до утра? Тем не менее огонь принялся нализывать тонкие веточки, значит все-таки, хотя бы чай согреем.
 Не успел закипеть котелок, как к нашему, с позволения сказать, костру подошли ребята из числа тех, восьмерых. Вопрос тот же: знаем ли мы где родник?
 Я, как могла, объяснила дорогу, и мы приступили к приготовлению ужина. Ребята, а их было трое, ушли в уже сгущающиеся сумерки. Но, не тут-то было… Мы еще не успели ничего приготовить, а они уже вернулись. Не нашли… Пришлось идти с ними. Еще один спуск, еще один подъем. Еще три километра плюсом. Пока я ходила, Натка приготовила ужин. Только устроились покушать, подошли парень с девушкой с той же просьбой. Опять встала, опять повела к роднику. Еще три километра. В конце пути я стала задавать себе вопрос: почему именно я.  Ведь это были не просто прогулки под луной, все эти люди задавали очень серьезные вопросы. Парни упрямо твердили о смысле их существования. Мне пришлось рассказывать о строении Мира, об ответственности за свои поступки и еще много о чем. Девушка размышляла о своей любви. Просила совета, как ей поступить, выходить или нет замуж за своего спутника? Как строить свою жизнь? Как сделать так, чтобы ее жизнь была счастливой? Почему Я?
Мои размышления прервал мужской голос, среди ельника уже почти ничего не видно. Всматриваемся с Наткой в темноту, от нашего «костра», ни тепла ни света… Из темноты появляется интересный мужчина с бутылкой в руках, молча ставит бутылку у импровизированной скамейки, берет в руки наш слишком тупой топор, ухмыляется глядя на него и начинает рубить сухие стволики, которые я принесла для костра. Буквально через пять минут наш костер горел ярким пламенем, в котелке кипит вода. Жить становится веселей. Хорошо, что в мире есть мужчины. За это время незнакомец не проронил и слова, а мы с интересом наблюдали за ним. Когда с костром было покончено, незнакомец сер верхом на бревно-скамеку и, улыбаясь, произнес: «Меня зовут Матвей, давайте пить вино». Мы скромно отказались, на что он совершенно не обиделся, но и сам не стал трогать свою бутылку, словно забыл о ней. Мы проболтали почти до рассвета, костер медленно съел все заготовленные с вечера дрова. Долго обсуждали его личную жизнь, искали те мгновения, которые привели к теперешней ситуации, спорили до хрипа… Создавалось впечатление, что мы знакомы, как минимум лет десять. Периодически среди ночной тишины раздавался окрик из-за елочек «Мат-ве-е-е-е-й», но он не реагировал. Уже, когда почти совсем рассвело, Матвей, словно вдруг спохватившись, извинился и медленно пошел к своим. Я спросила, пойдет ли он с нами на Киалимский кордон, он немного подумал и отказался: «Мои ребята меня не поймут, им еще 12 километров не пройти. Если бы был один – пошел бы». Махнув на прощанье рукой, пожелав удачной дороги, он скрылся среди елочек, словно его и не было. Для чего небо послало мне этого человека? Зачем он рассказал мне историю своей жизни? Что хотел услышать от меня? Смогла ли я дать ему те ответы, которые помогут найти нужную дорогу?
Но, утро начинает новый день. Мы двинулись в сторону Киалимского кордона. Что это? Где это? Обычно я смотрю карту, перед тем, как куда-то идти или ехать, а тут понадеялась на Наталью и иду, ведомая ею, в неизвестность. Дошли до Долины сказок. Отдых не предусмотрен. Ранее утро плаксиво капает капельками росы на одежду, и она, словно промокашка, впитывает все и сразу. Обувь спешит следом, и скоро и одежда, и обувь напитаны капельками росы. Неуютно, хочется остановиться, скинуть с себя влажную одежду, подставить лицо и тело утреннему легкому ветерку, который пробивается сквозь чащу деревьев. Тропинка, меж тем, спускается среди коряг и валунов, к небольшой выкошенной полянке. Делаем небольшой привал, скидываем рюкзаки, кроссовки и идем умываться к протекающему через полянку ручейку. Солнце, до сих пор, прятавшееся где-то за верхушками гор и деревьев, начинает скромно выбрасывать лучики-разведчики. Хочется петь, и я пою незамысловатый мотивчик. Вода! Ура! Наконец-то вода! Ее столько много, она беспрерывно течет среди маленьких и больших камней, выступающих из-под коряг-корней и заросших мохом кочек. Вода несет с собой мелкие частички травы, жучков, но  еще и свежесть. Раздеваюсь по пояс и обмываю, нагревшееся от дороги, тело. Чудо!!!! Усталость, которая, казалось, уже обняла меня, вдруг испарилась совсем. Умылись, набрали водички с собой, перекусили наскоро и пошли дальше. Солнце меж тем, уверенно поднялось над горизонтом, и приветливо прилипло к открытым участкам тела. Я приопускаю козырек своей косынки на глаза, очки на нос и иду вслед за Натальей. Ох уж эта Наталья! Она все дорогу посмеивается надо мной. Для нее это путешествие не столь сложно, как для меня. Она у нас йог. Длительные тренировки и  отшельнический образ жизни, плюс возраст (на 10 лет моложе меня), дают ей хорошую фору. Она, правда, делает мне небольшую скидку в виде непредвиденных остановок, но мне все равно очень тяжело успевать за ней. Болтаем мало, больше молчим, разглядывая окружающую нас красоту. Тут меж деревьев появляется край крыши. Это - приют Таганай. Проходим на территорию. Люди, если они тут есть, еще спят. Только хрипло подлаивает собака где-то под навесом. Делаем несколько снимков, и продолжаем свой путь. Сразу за приютом, дорога круто сворачивает в лес, и через несколько минут нет воспоминания о том, что только что возле нас были красивые новенькие домики, лаяла собака, а ленивый кот, когда мы подходили, лишь только приподнял голову, взглянул на нас, и снова развалился на скамейке. Хотя хриплый лай собачий еще чуть-чуть доносился из-за деревьев, а лес уже полностью наполнил наш мозг новыми картинками.
В голову лезут строчки стихов, хочу отогнать, записывать все равно нет возможности, и начинаю задавать кучу вопросов. Наталья рассказывает о своем прежнем посещении Таганайского заповедника, а у меня в памяти всплывают те фото, что она показывала мне еще в прошлом году, когда звала меня в такой вот поход. Кроссовок натирает ногу, хочется снять его и размять пальчики. Просто умоляю о привале, но Наталья непреклонна, идем дальше, она говорит, что скоро будет ручей, там и отдохнем. Время бежит, уже что-то около двенадцати часов по-полудни. Жарко, хочется обмыть лицо, а то и вовсе нырнуть в прохладную воду. В голове шумит, и я начинаю бояться, как-бы не повторился приступ, что был на подъеме к Откликному. Корю себя за необдуманный поступок. Что заставляет меня бесконечно доказывать себе самой, что и я могу столько пройти. Нет, что б заныть, и не ходить никуда, лежать в мягком диване или смотреть кино, читать о путешествиях других людей и фантазировать о неизведанных местах нашей планеты. Нет же! «Прусь», простите за не нормативную лексику, неизвестно куда и неизвестно зачем? Рядом с дорогой, а это, местами в общем-то приличная дорога (но только местами), среди подмокшей, а вернее невысохшей еще травы, выглядывают шляпки подосиновиков и подберезовиков. Невзирая на усталость и ломоту в пояснице, не могу себе отказать в сборе грибов. Это выше моих сил, видеть гриб и не срезать его. Тем более, что вечером, нужно готовить ужин, а грибочки тут будут очень кстати.
 Недалеко от "дороги" вижу красивую шляпку подосиновика, не удержалась и полезла в чащу. Рюкзак зацепился за ветки, боль в подпаленных вчера плечах заставила вскрикнуть. Зову Наталью на выручку, но от грибочка не отказалась.
 Выхожу с гордо поднятой головой и с грибами в руке. Ужин будет на славу. Так медленно, очень медленно продвигаюсь к неизвестно где затерянному Киалиму.  ВОДА!!!! Ура!!! Я вижу воду!!! Перед нами совсем рядом наперерез дороге течет ручей. Довольно-таки серьезный ручей, скорее всего можно маленькой речкой назваться. Ширина около трех метров, но не глубокий - можно вброд перейти. Глубина где-то до колена, но вода холодная и чистая.  Скидываю, без разрешения, рюкзак, кроссовки, кепку и бегом в воду. Ноги, мои ноги... они устали. Холодная вода снимает усталость, утоляет жажду. Жаль, что невозможно искупаться в полный рост, но уже то, что можно сполоснуться - просто отлично. Спрятались в тень деревьев, достали орешки арахиса - перекусили, попили водички из ручья и в путь. Дорога стала немного легче, Наталья говорит, что скоро Киалим. Я иду и посчитываю: расстояние, примерно, двадцать пять километров, вес за "сгоревшими" плечами семнадцать с половиной килограмм (я взвесила свой рюкзак). Недавно я смотрела воскресную передачу о первогодках в армии. Первогодок должен сдать норматив: преодолеть двадцати пяти километровый переход в полном обмундировании(это двадцать килограмм).Я, конечно, не первогодок, но норматив сдан - отвечаю... Посудите сами: мне гораздо больше  восемнадцати лет, у меня за плечами, за "сгоревшими" плечами, рюкзак весом в семнадцать с половиной килограмм и я уже прошла около двадцати километров по пересеченной (очень пересеченной) местности. Ура мне.... Лесные жители очень сильно кусаются, не обращая внимания на все репелленты. Солнце нещадно палит с высоты... когда уже твой Киалим, взмоляюсь в очередной раз? Очередная топь среди дороги - обходим пролезая сквозь чащу. Вышли на развилку трех троп: одна - Дальний Таганай, вторая - Три Брата, третья - Киалимский кордон. Когда едешь в незнакомой местности, то первое, что подсказывает тебе, что ты близок к цели - это указатель, на котором промелькнуло впервые название конечного пункта. Следуя этой примете, я отметила про себя - уже скоро. Не забыв сфотографироваться, отправляемся на покорение последнего участка дороги Златоуст - Киалим. Только сейчас я догадалась, что имел ввиду Матвей. На самом деле, дорога тяжелая, и не потому что далеко или, что нужно прыгать по курумнику, переходить ручьи, топнуть в болотистых участках. Нет. Просто человек идет в заповедные места отдохнуть, а не преодолевать себя. Тех, кто готов потратить силы на длительные переходы, мало. Но если ты дошел, ты уже супер. Спасибо Натке, она меня почти уже довела. Тем не менее, я в очередной раз задаю сакральный вопрос: Когда уже?
 День взял бразды правления в свои руки, поднялась жара, дорога стала шире и от солнца уже не спрячешься под кроны. Вдали, где упирается дорога в стену леса, показалась поляна и послышался собачий лай. Собака лаяла лениво-протяжно, тявкнет и помолчит, снова тявкнет.... Вышли минут через пятнадцать на эту поляну. Справа у горизонта вершина горы упирается в небо, слева стеной высокие сосны, дорога скрылась в высокой траве и чуть угадывается примятой травой от проезжавшего здесь транспортного средства. И тут еще что-то ездит, удивляюсь я? Меж тем двигаемся дальше, лай становится активней, но собаку еще не видно, хотя давно уже показалась крыша крайней избы.

Киалимский кордон.

Перед самым кордоном небольшой ручей решил в очередной раз преградить нам дорогу. Но мы нашли мосток, хотя ручеек-то так себе. Уже, когда мы совсем рядом были с крайней избой, рыжий, прихрамывающий на одну ногу пес, все=таки подошел к нам. Обнюхал по-хозяйски, тявкнул для острастки и пошел рядом с нами, чуть сбоку. Я с детства опасаюсь собак, поэтому уступила Наталье идти первой и ближе к собачке. Крайняя изба оказалась единственной, хотя крыши давали надежду на то, что изб здесь много. На самом деле крайняя изба, вовсе и не изба, что-то вроде барака. С одной стороны этого барака вход в обыкновенную с виду избу: ворота, поставленные еще в прошлом веке из добротного в то время леса, забор, повалившийся от времени и без хозяйских рук, поленница из хороших дров и сохнущие на заборе сапоги. Внутрь мы не зашли, в это время из двери дома появился мужчина. Поздоровались, он назвался смотрителем кордона Владимиром. Пошли смотреть место, где нам можно устроить свой бивачок. Идем вдоль тропки-дорожки: слева еще одна изба - это баня, за ней вода - речка Киалим, справа курумник, продвигаемся дальше: слева еще один домик (свежая постройка) - гостевой домик, вдоль дороги бревна, некоторые уже очищены от коры, некоторые еще в работе - строим еще один домик, поясняет Володя. Ночевка в домике 50 рублей, можете в домике расположиться, мы отказались. Отошли метров на сто, красивые кроны сосен закрывают небольшую полянку, входим под сосны: ничего нового - битое стекло, ржавые банки из-под консервов, пластик, сморщенный в костре, мусор... Ну где наша не пропадала, берусь за освобождение пространства от мусора. Примерно через час: Натка приготовила ветки для костра, поставила, не без моей помощи, палатку, натянула между деревьев веревку; я выложила очаг, смастерила из валунов стол, вычистила мусор, нарвала огромный букет цветов и поставила в валявшуюся пустую пластиковую бутылку. Картинка изменилась - теперь на полянке, свободной от травы, из-за огромного количества опавшей хвои, в дальнем конце установлена палатка, на веревке сохнут, постиранные недавно носки, Цветы в просвете меж деревьев, как в окне. На столике нехитрая утварь - чашки, ложки, кастрюлька... Модно и отдохнуть.
 Подошел Владимир, сказал, что к вечеру у нас будет сухой валежник для костра. Очень хочется искупаться, просим показать место для купания. Володя не отказывается, а ведет нас вдоль кордона в обратную сторону. Вышли за кордон, тропка утопает в высоченной траве, но наш проводник, очевидно, знает куда идет. По дороге он рассказывает нам об истории Киалима. Раньше здесь заготавливали лес и жгли уголь, была большая деревня, а теперь нет никого, одни только путешественники, вроде нас. Откуда такие познания, заинтересовались мы, и Владимир ответил, что родился в этом поселке, в армию ушел отсюда, а потом и учиться уехал в город на машиниста. Отработал на железной дороге машинистом и выйдя на пенсию стал работать здесь смотрителем. Мы и у него взяли интервью, сняли на фото и камеру его рассказ. Шли не долго, но поцарапали голые ноги обожглись крапивой, поэтому уговорили Владимира поскорее уже свернуть к реке.
 Солнце пригревало нам спины пока мы шли, но ка только встали в воду, налетел ветер и мы замерзли. Тучи, одна тяжелее другой поплыли над нами. Мы окупнулись в ледяной воде Киалима, но загорать расхотелось. Решили идти обратно, нужно что-то приготовить пока темнота не поглотила день.
 В очередной раз преодолели препятствие из режущей и колющей травы, вышли на тропку. Все равно настроение хорошее. Подходим к стоянке, а там уже еще одна палатка стоит. Значит у нас еще один попутчик появился. Интересно кто это? Что за человек?
 Начинаем готовить кушать, солнце медленно, но верно уступает свое место луне.
Костер.
Костер - это чудо. Огонь съедает подбрасываемые в него поленья, мелкие искорки вылетают от щелчка и рассыпаются в небо. Кипит чайник, который выделил нам Владимир. Варим грибной суп. Вот тут-то и появляется наш попутчик - парень, лет тридцати-тридцати пяти, высокий, коротко стриженный. Я решила, что он военный или спортсмен. Мы пригласили его к столу, он не отказался и даже прихватил свою снедь. Познакомились, он назвался Денисом. Что-то настораживало в его поведении, казалось, что он с осторожностью доверяет незнакомым людям. Старается не раскрываться, но глаза выдавали доброго человека, на которого можно положиться в трудную минуту.
 Долго сидели у костра, Натка куда-то ушла, и вернулась, когда уже совсем смеркалось, оказывается снимала вечерний лес. На огонек пришел и Владимир. Рассказывал о Киалиме, о том, кто приходит сюда.. Смеялись и травили анекдоты. Денис говорил много об армии, а анекдоты все про прапорщика, я не ошиблась - военный. Уже, когда совсем стало темно и костер доел самые толстые поленья, стали расходиться спать. На утро запланировали подъем на Ицыл, я категорически отказалась, с моей уничтоженной спиной, мне точно никуда не подняться. Я кое-как кряхтя и ноя влезла в палатку, Натка велела освободить спину, чтобы смазать ее прогревающей мазью. Кое-как я ворочалась и ныла, что завтра сплю до обеда, варю им с Денисом кашу, но ни в какую гору не пойду. Ночь была более-менее спокойной и, когда я проснулась, то решила, что спина выздоровела. Но, увы и ой, как только я попыталась выпрямиться, когда вылезла из палатки, мои мысли приняли совершенно другое направление. В одном я была уверена на сто процентов, так это в том, что я в гору не пойду: "умный в гору не пойдет" - напевала я знакомую песенку. Появился Денис, они с Наткой активно обсуждали предстоящий поход, я не влезала в разговор. Пока пили чай, Денис "проехался" по моему самолюбию, что явилось решающим в смене решения. Я быстро собралась и мы вышли. Все-таки великое дело - самолюбие. Стоит только кому-то высмеять твое эго, жизнь резко меняет курс(совсем не обязательно в лучшую сторону).
 Утро.
Утро, бесконечно красивое утро... Каждое утро - это, как новая страница в огромной книге, называемой жизнь. Хотя буквы одни и те же, но слова, слова всегда разные, и  даже буквы сложены в слово в том же порядке, значения слов бывают разными. То же солнце, то же небо, те же деревья и цветы, а утро совершенно не похоже на вчера, позавчера, завтра. Медленно, словно ленивый, неуклюжий, полный человек, солнце поднимается из-за горизонта. Из-за Горы с непонятным названием Ицыл, выглядывают первые лучики. Они начинают свой сверкающий танец. Искорками вспыхивают в капельках росы, устремляясь к валунам меж деревьев, окупываются в журчащей воде Киалима, и, словно вспомнив вчера, бегут по знакомым песчаным дорожкам, нагреваю, остывшую за ночь землю.