Джон Коттон. Божье обетование насаждению Его

Инквизитор Эйзенхорн 2
БОЖЬЕ ОБЕТОВАНИЕ НАСАЖДЕНИЮ ЕГО
Джон Коттон (1630)

К христианскому читателю

Как невозрожденный человек, так и тем более христианин призван к пониманию тех вещей, что направлены к славе Божией и общему благу, особенно если в их отношении есть ясное руководство Божественного Слова. Тем не менее, если речь идет о целях, которые люди придают своим действиям и которые сокрыты в их сердцах, то нет никакого способа открыть их, кроме как по их честному и искреннему исповеданию, которое является достаточным, чтобы отличить цели одних людей от других; но для того, чтобы иметь основания подтвердить или исключить какие-то их действия, заслуживающие похвалы или наказания, должен быть другой источник суждения, который вел бы нас, а именно пробный камень Слова Божия. Поскольку же многие либо не знают, либо не понимают того, что изначально обещано нам в сем Слове, и что мы должны исходя из этого делать, мне представилост уместным представить на общее рассмотрение некое объяснение того, что может, если Богу будет угодно, доставить нам удовлетворение в это время, так что вы сможете обрести понимание начала и цели нашего предприятия, и чистое и полное оправдание его замысла по Слову Божию, а также понимание любых иных оснований и обстоятельств, имевших место в порядке нашего дела, так что, как я надеюсь, после этого будут легко удалены любые недоумения.
Если же у тебя некие сомнения и после этого останутся неразрешенными, помолись о том, чтобы понять и принять сказанное нами, чтобы получить скорее ответ, чем препятствие для себя, так чтобы быть нам помощником и другом, вместо того чтобы в противном случае, возможно, против своей воли стать врагом. Ибо Бог есть Автор нашего дела, и хотелось бы надеяться, что у Него нет причин не утвердить его и не воодушевить на него нас, что в особенности показали колонии в Вирджинии и Сент-Кристофере, где люди, занятые в этом благородном предприятии, уже явили любовь к своей стране, усердие и благочестие, и многие другие добродетели в своем деле. Того, что они сделали для своих семей и владений, уже немало для того, чтобы их труды устояли и в дальнейшем. Так что было бы несправедливо, если не нечестиво, лишить молитвы и подвергнуть беспричинной клевете тех, кто хотя бы в мыслях своих решили совершать свое дело во славу Божию, ибо Он возбудил их дух к тому, чтобы заселить новый мир и начать заново распространять Евангелие. Пусть же будут воссылаться горячие молитвы к престолу благодати за содействие этому делу, ибо после всего, что уже совершено, я уверен, что оно не напрасно.

И Я устрою место для народа Моего, Израиля, и укореню его, и он будет спокойно жить на месте своем, и не будет тревожиться больше
2 Цар.7.10

В начале этой главы мы читаем о намерении Давида построить дом Богу, и о том, что в связи с этим он советовался с пророком Натаном, в котором он так нуждался в таких вопросах. Когда Натан воодушевил царя на эту работу (ст.3), Бог в ту же ночь посетил пророка и сказал ему: "пойди, скажи рабу Моему Давиду: так говорит Господь: ты ли построишь Мне дом для Моего обитания?". Это было обращением Бога к Давиду после долгого молчания, ибо уже больше ста лет Израилю не говорилось ничего подобного. "Когда Я не жил в доме с того времени, как вывел сынов Израилевых из Египта, и до сего дня, но переходил в шатре и в скинии? Где Я ни ходил со всеми сынами Израиля, говорил ли Я хотя слово какому-либо из колен, которому Я назначил пасти народ Мой Израиля: "почему не построите Мне кедрового дома"? (ст.6-7). Мы видим далее, что поскольку эти слова должны поощрить Давида к его начинанию, Господь повелевает Натану завершить пророческую речь словами ободрения, чтобы избавить его от уныния двумя соображениями. Во-первых, Он говорит о Своей прежней благосклонности к Давиду, и, во-вторых, обещает продлить ее и дальше, пока не достигнет Своих целей. И эти благословения Бог обещает Давиду ради Самого Себя.
Первое из них находится в ст.10: "Я устрою место для народа Моего, Израиля". Далее, во-вторых, видя, что в сердце Давида построить Ему дом, Бог обещает, что Он Сам устроит Себе дом (ст.11). Во-третьих, Он обещает послать царю сына - Соломона (ст.12). В-четвертых, Он говорит: "Я буду ему отцом, и он будет Мне сыном" (ст.14-15). В-пятых, Он обещает установить этот Свой дом навсегда.
Итак, сначала мы видим обещание Богом места для Его народа, а далее обещание укоренить его, из которого вытекает тройное благословение. Во-первых, Он обещает, что Израиль будет спокойно жить на месте своем. Во-вторых, Он говорит, что это владение будет устойчивым, и народ "не будет тревожиться больше". В-третьих, это будет не просто мир и покой для народа, но "люди нечестивые не станут более теснить его, как прежде", и его скорби закончатся.
Из устроения места, которое является первым благословением, мы можем видеть, что пребывание народа в той или иной стране зависит от Господа. Это очевидно из данного текста, как и из Деян.17.26: "От одной крови Он произвел весь род человеческий для обитания по всему лицу земли, назначив предопределенные времена и пределы их обитанию". Бог не повелел израильтянам воевать с Эдомом и Моавом, ибо этим народам их земли были отданы в собственность (Втор.2.5,9). Бог назначил каждому народу свою землю, а также время проживать в ней.
Как это дело Божье связано с тем, что Он указывает место для Своего народа? Во-первых, когда Бог отдает землю Своим людям, Он приводит их на то место, которое Он усмотрел для них (Иез.20.6), и либо Он дает им открыть его самим для себя, или дает им узнать и услышать о нем.  Во-вторых, народ должен был заметить, как провидение Божие ведет его от одной страны к другой: "Я носил вас как бы на орлиных крыльях, и принес вас к Себе" (Исх.19.4). И хотя народ Божий встречался со многими скорбями, Он пронес его высоко над ними, как орел, пролетающий над морями и горами.
В-третьих, Он уготовал Своему народу обиталище, как сказано: "Из Египта перенес Ты виноградную лозу, выгнал народы и посадил ее" (Пс.79.9). Когда Исаак жил среди филистимлян, он выкопал колодцы Есек и Ситна, на которые претендовали его соседи; затем он удалился оттуда и выкопал другой, за который уже не спорили, и, назвав его Реховот, сказал: "теперь Господь дал нам пространное место, и мы размножимся на земле" (Быт.26.22). Сейчас нет Есека и Ситны, но Исаак пребывает в мирном Реховоте.
Бог создает место для Своего народа тремя путями. Во-первых, Он изгоняет его врагов с их земель, как сказано: "Ты изгнал язычников пред ними" (Пс.44.2 KJV). Это требует войны, повод к которой зависит от особого промысла Божия, так что этот путь не возникает по человеческой воле. Во-вторых, иногда Он дает  Своим людям расположение  в глазах их соседей, с которыми они могут договориться или осуществить сделку, как Авраам купил пещеру Махпела, или фараон пожаловал сынам Иакова землю Гесем.  В-третьих, Бог может сделать какую-либо страну малозаселенной или необитаемой, или просто позволить Своему народу занять ее. Сыновья Адама и Ноя могли просто прийти на любое место и заселить его. Авраам и Исаак, когда они жили среди филистимлян, не покупали землю, ибо той, что у них была, им было достаточно; тем не менее Иаков поставил свой шатер в Шхеме, и Еммор сказал: пусть они живут среди нас (Быт.34.21). И в этом случае народ Божий мог даже жаловаться царю, если с ним поступали неправильно, как Авраам мог возмутиться, когда у него отобрали колодец (Быт.21.25). Авраам не сказал, что его право исходит непосредственно от Бога, ибо это показалось бы легкомысленным среди язычников, но он сослался на то, что сам выкапывал колодец (Быт.21.30); должен ли был царь не уважить того, что исходит из самой природы и дает людям право на дела рук своих? Вот следствие великого повеления, данного Адаму еще в раю: "Плодитесь и размножайтесь, и наполняйте землю, и обладайте ею" (Быт.1.28). Итак, если любой сын Адама придет на какое-либо место и найдет его пустым, он имеет право осесть на нем и обладать этой землей. Это установление было подтверждено для Ноя (Быт.9.1), поскольку земля была свободна, чтобы потомки Ноя могли овладевать ею. Тем не менее в дальнейшем ни одна страна не была свободной, чтобы можно было просто вытеснить ее обитателей без несправедливости, не имея особого повеления небес; и израильтяне поступили бы несправедливо, вступив во владение страной и обладая ею, если бы это не предполагало возмездия Божия за учиненное в ней беззаконие.
Это расселение людей в той или иной стране исходит от Бога, Который властен над всей землей и ее обитателями, как сказано: "Господня земля, и все, что наполняет ее" (Пс.24.1 KJV, ср. Втор.10.14). В Иер.10.7 Бог назван Царем народов, и поэтому Он предусматривает место, где народы будут обитать по всей земле. Этот текст предполагает, однако, особые отношения, ибо Бог говорит здесь о Своем достоянии; Он не поступает с другими народами так, чтобы возвестить им, что Он Сам назначил место для них,  то есть, что Он дает им землю по обетованию; Он дает им ее лишь по провидению, но Ханаан назван землей обетованной.
Теперь, прежде всего, рассуждая разумно, мы можем сказать, что все эти обетования были даны во Христе, в Котором все обетования да и аминь.  Во-вторых, святое присутствие Божие имеет место в Его насаждении "на горе достояния Его" (Исх.15.17), то есть когда Он дает Своему народу свободу и чистоту Своих постановлений. Это земля обетованная для души, а также для тела. Руфь жила хорошо во внешних отношениях, в то время как она жила в Моаве, но когда она пришла в Израиль, она оказалась под крыльями Божьими (Руфь 2.12). Когда Бог осеняет нас Своими указами и согревает нас Своей жизнью и силой, мы в земле обетованной.
Это может научить нас тому, что где бы нам ни было дано жить и поселиться, мы должны убедиться прежде всего, что в каждом месте, назначенном нам, на нас рука Божия; ибо Он не оставит нас нигде, если мы не хотим отойти от Него, и в то же время Он Сам предназначает нам наше место. Также на любом месте мы можем почувствовать достаточное утешение, чтобы сказать: это предназначено  мне Богом. Можем ли мы сказать, что Бог усмотрел это место для нас и поселил на именно здесь? Или уразуметь, что Он усмотрел нашу родословную и создал для нас все наше законное достояние и дары? Почему мы не видим, что Бог предназначил нам, поместив нас в Реховот, это место мира? Если мы таковы, то это злостная неблагодарность Богу; и именно поэтому мы не чувствуем те благословения и утешения, которые Он уделяет нам от Своей любви в Христе, и душе и телу нашему, и не понимаем, что все, чем мы наслаждаемся в нашем нынешнем владении, мы имеем лишь по любезному обетованию и благому провидению Господа. И лишь если человек удалит свою неблагодарность, он сможет увидеть, какую обетованную землю Бог уготовил для него.   
Во-вторых, хотя и есть много трудностей, но Он дал нам сердца, возвышающиеся над ними, как на орлиных крыльях. И, наконец, мы способны постигать, как Он устраивает место для нас, через некоторые законные средства. 
Но как я могу знать, что Бог указал мне определенное место в жизни, и если у меня есть утешение там, где я нахожусь, то что может быть основанием для того, чтобы я сдвинулся с этого места? На самом деле, прежде всего есть некоторые хорошие вещи, за которыми я могу отправиться. Во-вторых, есть некоторые вещи плохие, для избежания которых нас может пересадить на другое место Сам Господь. В-третьих, если есть некое Его особое провидение в отношении нас, Он может создать в нашем положении основания для того, чтобы нам сдвинуться с места, хотя бы и пожертвовав большой частью нашего достояния.
1. Во-первых, Он может послать нас за обретением знания и мудрости. Наш Спаситель говорит, что "Царица южная восстанет на суд с родом сим и осудит его, ибо она приходила от пределов земли послушать мудрости Соломоновой; и вот, здесь больше Соломона" (Мтф.12.42); и, конечно, она пошла бы и к Нему, если бы жила и имела призвание в то время.
Во-вторых, жена благоразумная "как купеческие корабли, издалека добывает хлеб свой" (Притч.31.14), и наш Спаситель мог сравнивать Царство с купцом (Мтф.13.45-46). Христианин вполне может быть подобен торговому судну, и Господь вовсе не гнушался с помощью одних законных вещей иллюстрировать другие. Сравнение с неверным управителем или вором не касается несправедливости одного или кражи другого, но мудрости одного и предусмотрительности другого, которые сами по себе не являются незаконными.
В-третьих, что такое насаждение колонии, то есть признанной в Содружестве удаленной части страны, которую, как мы видим, Бог может благословить чрезвычайным образом для процветания Своей Церкви? Природа учит нас у пчел, которые, когда улей переполняется, ищут новые жилища; поэтому, если улей Содружества настолько полон, что люди не могут ужиться вместе, но готовы сожрать друг друга, часть населения будет законно удалить и расселить в других местах.
В-четвертых, Бог избирает человека, чтобы удалить его и поставить на другое место, когда он может использовать свои таланты и дары лучшим образом где-то еще, особенно когда он не связан с тем местом, где он находится, какими-то особыми обязательствами. Таким образом Бог послал Иосифа в Египет, чтобы сохранить Свой народ; Иосиф был мудр и пригоден не для пастушества, но для государственных дел, и потому Бог послал его в Египет. "Кому много дано, с того много и взыщется" (Лк.12.48).
В-пятых, обратим внимание на поклонение в 2 Пар.11.13-15. Когда Иеровоам поставил жрецов к высотам, тельцам и козлам, которых сделал для поклонения, все достойные священники и народ, расположившие сердца к Господу, стали приходить приносить жертвы в Иерусалим. Это событие обратило на себя внимание в дни наших отцов при нашей королеве, многие из которых вернулись из изгнания в Германии в начале ее царствования, поверив утверждениям о восстановлении реформированной религии.
2. Кроме того, бывает зло, которого следует избегать, и это может послужить основанием для выезда. Во-первых, бывает, когда тяжкое бремя греха накрывает целые страны и угрожает им опустошением, например, когда появляются лжепророки, слова которых не сбываются (Мих.2.6-11) и в результате "страна сия не есть место покоя" (ст.10), хотя когда мудрый человек предвидит чуму, его не желают знать. Подобное произошло, например, в Пфальце, когда народ почему-то решил, что, изгнав правомыслящих служителей, он будет по-прежнему наслаждаться свободой совести.
Во-вторых, если люди будут перегружены долгами и страданиями, последуя Давиду, могут удалиться с пути, как они удалились от Давида ради своей безопасности, чтобы не обмануть их кредиторов, потому что Бог мстит за такие вещи (1 Фес.4.6); но при этом они должны использовать возможности погасить свои долги и удовлетворить кредиторов (1 Цар.22.1-2).
В-третьих, можно бежать в случае преследования, как апостолы в Деян.13.46-47.
3. Кроме того, в этих общих случаях могут быть более частые поводы для переезда, если особое провидение дает основания к таковому для общины или конкретного человека.
Во-первых, если суверен и его власти допускают возможность для своих подданных организовать на новом месте новое сообщество. Это законный и целесообразный случай для переезда этих конкретных людей, и для тех, кому они имеют власть повелеть отправиться (Мтф.8.9).
Во-вторых, если некоторое особое провидение Божие ставит конкретного человека на этот путь и сообшает ему об этом: "Буду направлять тебя оком Моим" (Пс.32.8 KJV). И как дитя видит удовольствие в глазах отца, так дитя Божие может найти благоволение в провидении Отца своего Небесного. И это бывает тоже тремя путями.
- Во-первых, если Бог даст человеку склонность к тому или иному, что есть в духе этого человека, ибо Бог есть Отец духов (Евр.12.9, Рим.1.11-12, 1 Кор.16.12). Павел осознал свое призвание идти в Рим, почувствовав готовность и склонность к этому путешествию, и когда Аполлос приглашал его в Коринф, Павел принял это приглашение лишь в силу настойчивости призывов туда. И Тот, Кто поддерживает такую склонность в сердце человека, не позволит ей сойти на нет через желания драться на дуэли, обманывать кредиторов, следовать моде и жить праздно, или через другие пустые и порочные наклонности, но если его сердце склонилось к правильному решению способствовать продвижению Евангелия, Бог воодушевит его семью, даст ему использовать свои таланты плодотворно и с доброй целью и т.п.; все такие склонности от Бога. И как луна управляет приливами и отливами моря, так Бог всю нашу жизнь управляет подъемами этих тайных стремлений нашего сердца.
- Во-вторых, Бог может дать сердцам других людей призыв к нам, как македоняне просили Павла прийти и помочь им. Если кто-то из нас приглашен другим куда-либо, имея хорошее намерение проживать там, мы должны обратить на это внимание, ибо это значит, что кто-то из членов тела имеет нужду в его помощи настолько, чтобы отвлекать его от других занятий.
- В-третьих, бывает еще одно Божие провидение, частично совпадающее с этими обоими, то есть когда человек призван куда-либо и не связан родителями или магистратами, или другими людьми, у которых есть интерес к нему, и при этом за границей он может принести больше пользы себе и другим, чем дома. В таком случае над ним око Бога, Который открывает пред ним двери, выводит его, склоняет его сердце к пути и дает преодолеть все трудности. Если Бог не дает нам обиталища, Он ни к чему нас не привязывает на этом месте, но если Он открывает для нас другое место, Он непременно сообщает, где и что Он нам предназначил. 
Наблюдение 1. Все сказанное может научить нас также, что каждое место, где Бог назначает нам жить, мы должны рассматривать как данное Им нам как бы в аренду. Вся земля Господня, и все, что наполняет ее, все наши страны, города и дома, и поэтому давайте прославим Его везде. Апостол увещевает к этому афинян, говоря: "От одной крови Он произвел весь род человеческий для обитания по всему лицу земли, назначив предопределенные времена и пределы их обитанию, дабы они искали Бога, не ощутят ли Его и не найдут ли, хотя Он и недалеко от каждого из нас" (Деян.17.26-27).
Первое применение, которое мы должны извлечь отсюда: где и как мы можем взыскать Господа? Если мы хотим купить дом, то разве мы не ищем его владельца, и если мы ищем землю в аренду, то разве не спрашиваем, где находится арендодатель? Но разве не Бог дал нам наши дома и земли? И если Он удалился от нас, то разве мы не должны искать Его?
Во-вторых, не должны ли мы в таком случае ощущать Бога за чувственными вещами, чтобы быть благодарными Ему за то, что Он дал нам в управление, и послушными Тому, Кто дал нам особое место? Чтобы найти свое место, нужно потрудиться в исполнении Божьих установлений, в молитве и в христианском общении. Всеми своими благами я обязан Тому, Кто дал мне их в эту аренду, а потому я обязан найти Его и наслаждаться Им. Даже язычники  поступают так в своих делах; но если мы знаем Его, мы должны искать Его еще больше и следовать за Ним, если мы можем найти Его в Его установлениях и таинствах, и в нашей совести.
В-третьих, если мы нашли, что Бог открывает нам путь и обиталище, и ведет нас куда-либо Своим провидением, давайте будем благодарными Ему, чтобы не обмануть Его в том, что Он нам дал, но поставить Его дары на служение Ему; и будем также учить наших детей служить Ему (Втор.6.5), и чтобы они знали также, что Бог назначил нам наше дело и место нашего проживания. 
Наблюдение 2. Нам сказано, что народ, насажденный Господом, будет пользоваться безопасностью и миром. Это явно следует из слов: "устрою место и укореню его, и он будет спокойно жить на месте своем, и не будет тревожиться больше". Но каким образом? Если народ не будет больше потревожен, он будет жить в безопасности и мире. Вот обетование Божие: "Враг не превозможет его, и сын беззакония не притеснит его.  Сокрушу пред ним врагов его и поражу ненавидящих его" (Пс.88.23-24). "Праведник цветет, как пальма, возвышается подобно кедру на Ливане. Насажденные в доме Господнем, они цветут во дворах Бога нашего" (Пс.91.13-14). "И водворю их на земле их" (Ам.9.15). Но, во-первых, что такое для Бога насадить народ? Это образ садоводства: молодые деревья или растения сажают с корнями туда, где им хорошо, где есть добрая почва и вода. Во-вторых, насаждая народ, Он очищает для него место (Пс.79.9-11). Если человек насаждает дерево, он делает это так, чтобы оно могло вырасти. В-третьих, Бог делает Своих людей плодоносными (Пс.1.4). В-четвертых, если Он укоренил их, они выживут, и уже не будут вырваны с корнем.
Но в этом насаждении есть и нечто большее, ибо они были посажены раньше в этой земле, и все же Он дал такое обетование вновь, что укоренит их и здесь. И это обетование в целом подразумевает, во-первых, что и прежде хорошее состояние народа улучшится, и он будет возрастать и процветать. Во-вторых, Бог насаждает Свой народ особым образом, так что они становятся садом праведности, "насаждением Господа во славу Его" (Ис.61.3). И это не просто улучшение их прежнего хорошего состояния, но подтверждение того, что они народ избранный; здесь они насаждены Богом более славным образом, чем во времена Соломона.Также Он даст народу своему в стенах Его "место и имя лучшее" (Ис.56.5), то есть даст нам удел во Христе, прообразом Которого был Храм. В-третьих, Он дает нам возрасти в Нем, как телятам в стойле (Мал.4.2-3). В-четвертых, таким образом мы принесем много плода (Иоан.15.1-2). В-пятых, то, что насаждено, продолжает пребывать в состоянии благодати. Насадив нас в Своей святыне, Он не оставит нас.
Таково обетование Давиду, решившему построить дом Божий, ибо он принял такое решение честно в сердце своем. Во-первых, Бог дал Своему народу обетование мира и покоя, которое  он получает навсегда. Во-вторых, если Бог наш Насадитель, то Он также наш Виноградарь, и если Он насадил нас, Он будет и стеречь нас (Ис.27.2-3, Иов 34.29). И разве Он не будет избавлять нас от скорбей и ограждать от беды? Всякое чужое насаждение Он искоренит, но то, что Он насадил, непременно должно возрасти.
В-третьих, нам даны благословения природы. Если Бог дает обещание насадить своих людей, то Он говорит, что дни их будут как дни дерева (Ис.65.22). Дуб растет сто лет и сто лет пребывает в полной силе, и лишь затем клонится к упадку. Эти слова могут быть применены к людям, как описание подъема народа, который встречался со множеством гонений и у себя дома и на чужбине, от многих нечестивых, каковы были Иеровоам, Ахав и Ахаз, и многие другие; и после Давида их было даже больше, чем раньше. Но для благочестивых эти обетования все равно были исполнены во Христе.
Что мы скажем на все это? Прежде всего, хотя эти обетования были даны всем, многие поняли их неправильно, тем самым согрешив против Бога и подвергнув себя многим скорбям. Пока они оставались Божьим насаждением, они были благородной маслиной, и тем не менее Израиль погубил себя, решившись полагаться на себя самого, а не на Бога. И все же даже в плену Бог предусмотрел о Своем народе милость: Он послал в землю Халдейскую тех, кто были подобны хорошим смоквам (Иер.24.5). Но если они восставали против Бога, Тот, Кто насадил их, изрекал на них зло, "которое они причинили себе тем, что подвигли Меня на гнев" (Иер.11.17). Что происходило, когда Израиль ходил по похотям души своей, а не в законном поклонении Богу? После этого он не получал ни столь достойных царей, как Давид, ни покоя в доброй земле, в которой Бог насадил их. Если они отвергали Бога, Он также отвергал и оставлял их. Но Он призывал весь народ, который Он насадил, на его земле или далеко от нее: хотите ли вы, чтобы ни нечестивые, ни чуждые враги не досаждали вам более, чтобы вы были насаждены прочно и безопасно? Устрою и укореню его, говорит Бог, и он будет спокойно жить на месте своем, и не будет тревожиться больше. Какой же путь вам предпочесть? Всегда быть под Его правлением или никогда не знать покоя и безопасности? Ибо если бы Его правление над вами прекратилось, вся ваша безопасность исчезла бы навсегда, но если Бог управит Свой закон среди вас, то что произойдет? "И сотворит Господь над всяким местом горы Сиона и над собраниями ее облако и дым во время дня и блистание пылающего огня во время ночи; ибо над всем чтимым будет покров" (Ис.4.5), или, что то же самое, слава Израиля (1 Цар.4.22).
Во-вторых, таинства Господа установлены Им для того, чтобы Его Слово было насаждено в вас, и вы в нем. Если вы укоренитесь в Его тайнах, вы будете расти и принесете много плода, и Его Слово будет пребывать и навечно останется в вас, и Господь будет хранить вас как Свой виноградник (Ис.27.2-3). Сыны нечестия никогда не смогут истребить вас. Взгляните на всю историю стран, где когда-либо пребывала лоза Божья, и вы никогда не найдете, чтобы Бог искоренил Свой народ, который Он когда-либо насадил среди них, никогда Он не уничтожал то, что вырастил; над всем чтимым был Его покров. 
В-третьих, наш Иерусалим всегда с нами, дома мы или в изгнании. "Просите мира Иерусалиму: да благоденствуют любящие тебя!" (Пс.121.6). "Да постыдятся и обратятся назад все ненавидящие Сион!" (Пс.128.5). И если Бог постоянно обновляет Свое присутствие с нами, да будет благословенно Его имя, и присутствует с нами Духом, хотя Христос отсутствует с нами телесно, то мы не забудем утробу, родившую нас, и сосцы, нас питавшие. Даже утята, научившиеся плавать, льнут к крылу матери, сколько бы их ни было. В дружбе и единстве братьев Господь не только обещает, но утверждает благословение и жизнь навеки (Пс.132.1-2).
В-четвертых, каждому человеку повелевается заботиться не о себе и о своем только, но и о других (Фил.2.4). Эта универсальная взаимопомощь была источником процветания изначальной Церкви.
В-пятых, если вы нежно ухаживаете за растениями, которые  насадили, не говоря уже о своих детях, то вы знаете, что сказано об Израиле: "Я насадил тебя как благородную лозу, - самое чистое семя; как же ты превратилась у Меня в дикую отрасль чужой лозы?" (Иер.2.21). Ваши предки были благородной лозой Божией, и они мучились бы, видя, как их дети вырождаются и ставят себя под угрозу кары Божией. Но если люди будут заботиться о том, чтобы насадить религию и таинства среди своих детей, это будет значить, что Бог насаждает, а не искореняет их. В противном случае, без покаяния, наш народ будет разрушен, как Ниневия.
Наконец, в-шестых, если вы насаждены Богом без вас, то расти в духовных благах, как и во временных, вы сможете только через драгоценную веру. Как могут не любить Христа те, за кого Он умер? Они никогда не отрекутся от Евангелия, и поэтому не потеряют и его надежду. И разве не для этого Бог насадил нас? Пусть же это утешением всем, кто насажден Им на любом месте, и поощрением для них не отрываться от своего корня, который насажден Его рукой. Всякое растение, которое не Он насадил, искоренится, но Его насаждение усилится и будет процветать. И если нам дано такое обетование мира и безопасности, то посмеем ли мы сказать, что обетования Божии не действенны? Но не будем пренебрегать стенами и укреплениями нашей обороны. Пусть имя Господне будет нашей крепкой башней, и обетования Слова - нашей скалой и убежищем. Слово  Того, Кто сотворил небо и землю, не потерпит провала, но устоит и тогда, когда земли и самого времени уже не будет. Аминь.

Перевод (С) Inquisitor Eisenhorn