Суворин - ярый ненавистник

Юрий Прокуратов
«Что такое любовь? — Две души и одно тело.
Что такое дружба? — Два тела и одна душа».
                Суворин

СУВОРИН  АЛЕКСЕЙ СЕРГЕЕВИЧ (1834, Воронежская губ. - 1912, Петербург), журналист и  крупнейший книго-издатель в России – издавал справочник «Вся Россия», «Дешевую библиотеку» - в ней было около сотни книг русской и зарубежной классики, с 1876 г. выпускал газету “Новое время”, в которой сотрудничал Розанов. Основатель «Малого театра» в Петербурге, который носит теперь название БДТ – Академический Большой драмматический театр им. Товстоногова.

«Ярый ненавистник «инородцев» (особенно евреев), либералов и интеллигенции, Суворин  в своих «Маленьких письмах» изливал на них ушаты грязи и желчи. Газету свою Суворин называл «парламентом мнений», т.к. помещал в ней часто статьи резко противоположных направлений». МСЭ, 1930

* * *
               
Богач, хозяин, писатель и торговец - он имел “житейское сердце”, как редко встретишь у кого, и поистине он был “любимец Божий” за эту ясность свою и простоту.
Что-то было “щедрое в нем”, - о, не в деньгах (хотя и в  них)! Щедрое - во всем. Он был щедр на похвалу, щедр на любовь, щедр на помощь. И (удивительно!) - никогда не помнил зла.
Воистину “любимец Божий”.
__________________________
Служи бы я дальше в Контроле или учитель был – я бы неизбежно помешался и был недалек от этого. Суворин немедленно меня отправил отдыхать в Италию, дав (подарив) 1000 руб. Я еще ничего у него не наработал и не заработал. А когда я зашел «наверх» поблагодарить и в конце «болтовни» стал говорить благодарность – он не понял, о чем я говорю (т. е. забыл свое назначение и доброту).
___________________
С 4-мя миллионами состояния, он сидел с прорезанным горлом в глубоком кресле.
Это было так: я вошел, опросил Василья, "можно ли?", - и, получив кивок, прошел в кабинет. Нет. Подошел к столу письменному. Нет. Пересмотрел 2-3 книги, мелькнул по бумагам глазом и, повернувшись назад, медленно стал выходить...
На меня поднялись глаза: в боку от пылающего камина терялось среди ширм кресло, и на нем сидел он, так незаметный...
Если бы он сказал слово, мысль, желание, - завтра это было бы услышано всею Россиею. И на слово все оглянулись бы, приняли во внимание.
Но он три года не произносит уже никаких слов.
_____________________________
Успех в доброте и доброта в успехе.
Он был всегда ясен, прост и в высшей степени натурален. Никогда не замечал в нем малейшей черты позы, рисовки, "занятости собою", - черты почти всеобщие у журналистов. Никогда - "развалившийся в креслах" (самодовольство), что для писателя почти что Царство Небесное. Писатель вечно лакомится около своего самолюбия.
________________________________
Известен был один факт, который достаточно было опубликовать в «Новом Времени» - с просьбой другим газетам «перепечатать», - чтобы «положить под доску» одного из этих «воротил» и травителей Суворина, положить – и косточки бы его только захрустели (морально, в смысле «джентльменства»). И вот то, что Суворин этого не сделал, т.е. пощадил врага, до такой степени его мучившего, пощадил его стыд и имя, и соделывает из личности Суворина то лицо, которое, раз увидев и – узнав, - привяжешься к нему непоколебимой привязанностью.
__________________
Суворин был громадно прям, и я никогда за 12 лет, не встречал в нем «отговорок». Он говорил «да», «нет», «нравится» и «не нравится»
____________________________
Человек такого гибкого ума и неуловимого в тонах пера, как Суворин, конечно, был большой угрозой для всякого сановника, приемлющего власть и о "распоряжениях" которого будет "почтительнейше докладывать публике" каждый день.
_________________________
Раны Суворина - раны телохранителя России. Позор Суворина (в печати) - это как мать "берет на себя грех дочери" и несет его молча.
_____________________________
Он упрашивал меня несколько раз доставить ему возможность увидеться с Сувориным, т.е. чтобы я Суворину «что-то поговорил» и расположил его в пользу Мережковского, вследствие чего Суворин согласился бы принять его. Я, зная из разговоров с Сувориным безнадежный взгляд его на умственные способности и литературный дар Мережковского, не решился заговорить с Сувориным на эту тему.
                В. Розанов

29 июля 1958. ...А.С. Суворин, издатель реакционного  “Нового времени”...
                К. Чуковский (находясь в старческом маразме)

Странный термин, - РЕАКЦИОННЫЙ. Чуковский гонит эту хрень  по марксистко-ленинскому клише. Через четыре года Чуковский за усердие, наконец-то, будет вознагрожден  пыжиковой шапкой и Ленинской премией.
                Прокурат