Три девушки стояли у черты. Софья. ч. 3

Ида Рапайкова
                Время и деньги - главные ресурсы в жизни.
                Тают быстро.
                А идеи остаются.

Если голоса девушек из оперы Модеста Мусоргского "Ховащина" Марфы и Эммы легко отличимы в общем действе оперы один от другого.  И  можно порадоваться за удачный подбор исполнительниц партий, либо напротив - остаться равнодушным или недовольным. То присутствие третьей девушки - в историческом процессе того времени одной из наиболее значимых фигур - только один раз дается нам "на слух".

Начало второго действия. Князь Василий Голицин читает письмо от "женщины властолюбивой и сильной", от царевны.  Тайна руки - в тайне голоса, в соединении тела, души и духа. Он-то читает - но мы-то слышим. Грустное это чтиво. Однако так ли мы слышим, как внутренний голос нашептывает князю Василию?

Для нас, сторонних свидетелей, любовное послание, партия Софии,  перемежается явно корыстолюбивыми замечаниями того, кого в письме именуют "свет мой", "батюшка мой". Адресат не верит в бессеребринечество отправительницы: то ли в силу  личных чувств к этой женщине, то ли в результате слишком близкого знакомства с царевной.

Больше о царевне Софье нам в ходе разворачивающегося почти ничего не скажут: один раз дала весточку, что раскрыт заговор князей Хованских, коий Петруша назвал "хованщиной". Петруша - так легкомысленно не заметить будущего Императора. Куда только и смотрит сестра? Или это действительно - Петруша? Тогда что за метаморфоза произошла с царевичем Петром, превратившая Петрушку, в царя Петра Первого.

Однако вновь к опере: вторая весточка Софьи - приглашение Ивану Хованскому на совет к царевне,  который однако так и не состоится: наемный убийца перед самым собранием заколет "батьку" стрельцов.

Это выведение Софьи из действующих фигур, как в опере, где мы только слышим о Софье, так и в реальности - замена царевны царевичем Петром - делают роль старшей сестры будущего царя-реформатора России абсолютно лишённой жизни.

Жизнь в стране похожа в этот момент на разворушенный муравейник. Меняются верха не только царского дома, но и дома Господнего. Вот чуткое ухо может уловить:  где-то  на втором плане разноголосица тревожных нестройных голосов черноряжцев не даёт усомниться - в стране неспокойно, идет церковный раскол, духовный раздор,  идут дебаты по вопросам веры:

- Победихом, посрамихом, пререкохом,
Пререкохом и препрехом ересь...

 Ересь нечестия и зла стремнины вражие...

Хитрая и мудрая Софья вступает в этих условиях в союз с Патриархом, чтобы сломить сопротивление ей стрельцов, только что на своих секирах переигравших московскую политическую партию за трон Кремля в её пользу. 

Теперь регентша при малолетних братьях-царевичах ломает с помощью новой веры хребет вырвавшимся на свободу солдафонам. Где мудрость твоя, о женщина, пользовать Слово во имя личных потреб? Тут же слышны голоса идущей брани:

- Победихом и препрахом никонианцев лжеучение,
Насадихом вертоград господень, Соблюдихом веру правую,
во славу зиждителя вселенныя!

- Раскол!!

- Любо! Нами да стариной паки Русь возвеселится!

Но о зачинщице Софье ни звука - словно и нет её. Кто же стоит за девушкой Софьей? В этот момент против стрельцов царевну поддержал Патриарх великого града  Москвы и всея Русии Иоаким. Стрелецкий бунт был повержен. Духовник Софьи оказал той неоценимую помощь. Иоаким незримо против Досифея! Не слышно. Но логично. Девы - лишь предлог. Девы так никогда и не ставшие женами. Нет на то воли Высшего.

Духовная брань.

А сцены в опере "Хованщина" не глаголят о  царевне и в этом действе. Только о Петре и его брате.

Вот уже и "свет мой" Василий Голицин выдворяется из Москвы.

- Свершилося решение судьбы неумолимой и грозной, как сам страшный судия! Князь Голицин, властелин всевластный, князь Голицын, гордость Руси целой, – опально выслан вдаль, а здесь от поезда печального его одни лишь колеи остались.

Но нигде о Софье... Патриарх, с которым Софья вступила в единый духовный фронт против старообрядцев - предал её. Перешёл на сторону младшего сына Федора Алексеевича - Петруши. Тем и закончилось семилетнее правление Софьи. С тем и отбыл из Москвы в ссылку её фаворит - князь Голицин.

Заметим, что Досифей был честен с о своей Марфой - никогда не обещая невозможного. А с Софьей поступили не по-мужски, не-по-человечески - отрешись от союза.

Иоаким -  Йегоаким — евр. «Бог восставляет». Досифей - греч. "Данный Богом".

Богу - богово.

Об имени София, которое  было династическим именем семьи Романовых. Но на этой царевне такая традиция закончилась. Больше никогда не упоминалось при крещении имя София, среди потомства Петра Первого.

Екатерина II и жена ее сына Мария Федоровна в лютеранстве, до венчания, носили имена София Августа Фредерика и София Мария Доротея Августа Луиза соответственно. А в XIX веке это имя было второстепенной частью первоначальных имен императриц Марии Александровны и Марии Федоровны.

Да еще Грибоедов дал своей героине имя Софья в комедии "Горе от ума".

продолжение следует