Буддист-паломник у святынь Тибета - Г. Цыбиков

Михаил Окунь
                Михаил Окунь

БУДДИСТ-ПАЛОМНИК У СВЯТЫНЬ ТИБЕТА

Столица Тибета Лхаса, главный религиозный центр ламаизма, и в наши дни остается местом труднодоступным. А в конце ХIХ – начале ХХ веков таинственный город, как, впрочем, и весь Тибет, был закрыт китайский правительством и лхасскими властями для въезда иностранцев. Смелые попытки проникнуть в Центральный Тибет таких крупнейших путешественников того времени, как М.Н. Пржевальский, американец В.Рокхил, француз Г.Бонвало, швед С.Гедин и другие, терпели неудачи, а известный французский путешественник Дютрейль де Рэнс 5 июня 1893 года поплатился за такую попытку жизнью.
«Счастливым путешественником» оказался уроженец Забайкальской области Читинского уезда бурят Гомбоджаб Цыбиков, сумевший пробраться в Центральный Тибет и Лхасу и благополучно вернуться. Дело в том, что пекинские и лхасские правители сделали из своего запрета одно исключение для уроженцев стран Азии, исповедывающих буддизм. Им-то и воспользовался выпускник факультета восточных языков Петербургского университета, совершив в 1899 – 1902 годах своё, ставшее впоследствии знаменитым, путешествие под видом обычного паломника.
Был он гражданином России, человеком светским, буддистом. Еще во времена учебы в университете Цыбиков отказался принять православие. То есть, требованиям, необходимым для совершения паломничества в Лхасу, Цыбиков соответствовал лишь отчасти. «Пускаясь в путешествие как простой бурят-паломник, – писал он, – я должен был особенно считаться с предубеждением местного населения. Поэтому нечего было и думать о собирании каких-нибудь естественно-научных коллекций».
Из украдкой сделанных записей и родился главный труд  Цыбикова  – книга «Буддист-паломник у святынь Тибета». Никто из иностранных путешественников, проникших в Тибет, не имел такой свободы доступа почти ко всем крупным религиозным  и культурным центрам «Страны снегов».
Вот почему отчетный доклад  Г.Цыбикова на заседании Географического общества в мае 1903 года «О Центральном Тибете» вызвал сенсацию в среде российских востоковедов и был удостоен высшей награды общества – премии имени Пржевальского «За блестящие результаты путешествия в Лхасу».
Путешествие началось  25 ноября 1899 года из Урги и завершилось 4 апреля 1902 года. Путешественник посетил крупнейшие города и религиозные центры Тибета: Гумбум, Лабран в Амдо, Лхасу и три главных монастыря – Галдан, Брайбун и Сэра, резиденцию панчен-ламы – монастырь Даший-Лхунбо, древнейшую столицу Тибета Цзэтан и монастырь Самьяй.
Цыбиков записывает местные легенды, в частности, сказание о судьбе шестого далай-ламы Лобсан-Цаньян-Чжамцо (1683 – 1706), который нарушил обеты высшего духовного звания и вступил в брак с женщиной. Вскоре она забеременела и должна была родить сына, который сделался бы царём. Китайские астрологи узнали об этом и сообщили Богдыхану о грозившей его династии опасности. Тот в тревоге вызвал далай-ламу в Пекин для допроса, а жену его приказал умертвить. С дороги в столицу опальный далай-лама послал ко двору труп своего случайно умершего спутника, выдав за свой, а сам, переодевшись нищим монахом, скрылся и бродил по Монголии, Тибету, Индии. Впоследствии, из-за множества совершаемых им чудес, народ опять стал боготворить вновь открытого далай-ламу.
Цыбиков рассказывает об устройстве монастырей, в которых ему довелось побывать. Например, в монастыре Гумбум было четыре «факультета»: богословский, медицинский, и два... мистических. Интересно, что «Гумбум, – как пишет Цыбиков, – не отличается особой строгостью своей дисциплины, как учебной, так и нравственной... Женщины свободно допускаются в монастрыь и могут оставаться и на ночь; в домах можно застать попойку, курение табаку (нюхать табак нигде не воспрещается) и т.п.»
У монастыря Лабран Цыбиков обнаруживает и описывает кладбище. «В ущелье, к северу от монастыря находится род монастырского кладбища, где трупы умерших отдаются на съедение грифам. Родственники или знакомые покойного выносят труп сюда и кладут на определенной площадке. Тотчас прилетают жадные и привыкшие к человеческому мясу громадные грифы и принимаются клевать труп. Для ускорения уничтожения трупа мясо разрезают на мелкие куски, а кости толкут на камнях. Всё это быстро уничтожается упомянутыми птицами. Только трупы совершенно безродных бросаются сюда целыми и обращаются теми же птицами в скелеты.»
И вот, наконец, караван паломников поднимается на перевал Гола, откуда в ясную погоду уже видна Лхаса с золочеными крышами храмов и резиденцией далай-ламы – дворцом Потала. «Я не в состоянии описать того чувства радости и нравственного удовлетворения, –  пишет Цыбиков, – которое является у набожных богомольцев, когда они, при виде вдали священного города, пажают ниц на землю и делают три земных поклона в его сторону.»
Наряду с большим Цыбиков подмечает и малое: по столу с жертвоприношениями и по статуе богини Лхамо в храме «Большого Чжу» «бегают длиннохвостые мыши, для коих в одежде и углублениях статую находятся отличные гнезда, а беспрерывно льющееся вино с щедро разбрасываемыми зёрнами ячменя доставляют неистощимую пищу. Они считаются священными, и продажа трупов издохших из них доставляет значительный доход ламам-служителям. Мясо их считается весьма полезным при затруднительных родах и поэтому вывозится богомольцами за пределы Тибета.»
Интересен мистический обряд «спускания чойчжонов» (духов, хранителей учения). Обряд проводится с помощью прорицателя-ламы, входящего в транс.
Прорицатель садится в кресло, обратившись лицом к публике, и ламы начинают читать призывные молитвы, сопровождаемые тихими звуками кларнетов. Один из прислужников усердно воскуряет благовонными травами вокруг прорицателя, который сидит первое время молча и неподвижно с почти закрытыми глазами, как бы стараясь внушить себе вхождение в него духа-хранителя. Но лишь только мускулы начнут приходить в содрогание, прислужники надевают на его голову шлем и туго затягивают ленту, идущую от него, под подбородком. В правую руку дают меч, в левую – лук.
Первыми начинают дрожать ноги, затем всё выше и выше остальные части тела. Это происходит с такой постепенностью, что маленькие бубенцы, в изобилии подвешенные к разным частям одеяния, начинают издавать звук, приводя слушателя в полную иллюзию приближения кого-то издали. В конце, когда всё тело уже дрожит и лицо судорожно искажается, прорицатель, оставаясь в кресле, наклоняется вперед и проводит головой как бы полукруг от левой руки к правой три раза. Значение таких движений объясняют тем, что чойчжон обозревает три мира, находящиеся, по верованию ламаитов, внизу, и три мира, находящиеся вверху, в том числе и нашу землю.
После этого чойчжон является во всеоружии знания:  он ясно видит видимых и невидимых врагов, видит судьбу каждого живого человека, а также участь покойников, он предвидит и будущее.  Тогда двое служителей  берут прорицателя под руки и подводят к краю эстрады, где ставят особое высокое кресло и стелют под ноги барсовую шкуру.
И вот уже не прорицатель, а сам грозный Гадон, царь премудрости, стоит с сильно искаженным лицом, раскрыв рот и высунув язык. Из горла издается какой-то хриплый звук. В это время к нему по очереди начинают подходить поклонники, желающие из поклонников предлагают интересующие их вопросы. Прорицатель по выслушивании дает лаконичный ответ, который тут же  записывается одним из прислужников на доску, обсыпанную золой.
После того, как не останется уже ни одного вопрошающего, прорицателю подают в чашке, сделанной из человеческого черепа, зерна ячменя, которые он благословляет легким плевком и бросает в толпу.  Последняя жадно ловит их. По числу попавших зерен определяют хорошие и дурные предзнаменования. Наконец, прорицатель тяжело падает в кресло, и в этот момент вселившийся в него дух как бы покидает его. Прорицатель обратился в простого человека и уводится своими приближенными в жилые комнаты.
Цыбикову довелось повстречаться в своих странствиях по Тибету с ламой А.Доржиевым, бурятом, советником тринадцатого далай-ламы. Для петербуржцев его личность интересна тем, что именно усилиями Доржиева в нашем городе в 1913 году был открыт буддийский храм (ныне - Приморский пр., 91), самый северный в мире и единственный в России, полностью соответствующий тибетскому канону (он как бы повторяет форму трона Будды).

Сокращенный вариант, опубликован: "Калейдоскоп - НЛО" №8 (42), август 1997.
Иллюстр.: дворец Потала. Фото Г. Цыбикова, нач. 1900-х гг.