Месяц поющих котов Часть третья

Валентина Телухова
        Почему он не женится?

Когда Ваня учился уже в третьем классе, в жизни маленького мальчика случилась трагедия: он перестал быть для Витюши единственным. Старший брат влюбился в девушку, в двадцать лет женился и переехал в общежитие. Ванечка остался дома. Он должен был радоваться тому, что комната, которую он делил с братом, теперь в полном его распоряжении, что теперь никто ему не читает нравоучений и не спрашивает строго за школьные оценки, что он сам себе хозяин, но разлука с братом только печалила его. Ваня ходил к брату в гости ежедневно. Анфиса Ванечку не полюбила, она настаивала на том, чтобы Виктор пореже встречался с младшим братом, говорила, что у него есть бабушка и мама, вот пусть и заботятся о мальчике, а у них с Виктором своя семья и скоро будет свой собственный ребенок. Вскоре Ваня стал дядей, и он также полюбил свою племянницу и стал её опекать, как его опекал старший брат. Тут невестка сменила гнев на милость, Ванечка стал желанным гостем в семье брата. Анфиса всем рассказывала, как Юлечка любит Ваню, как она для него в садике рисует и делает поделки, и все дарит Ване. Маленькую Юлечку можно было доверять Ивану безоглядно. Иван все свободное время нянчился с Юлечкой.

-Ваня сё! – говорила маленькая девочка в полтора годика, и показывала большой палец. Это означало, что Ваня – хороший, и лучше и быть не может.

Когда Ваня стал подрастать, он рано стал понимать, чувствовать своим мальчишеским сердцем, что брат в браке – несчастлив, что его семейная жизнь не ладится, что все отношения в молодой семье шиты белыми нитками, и они трещат по швам и расползаются, потому что Анфиса брата не любит. Умная бабушка сказала, что развод Виктора и Анфисы – лишь дело времени.

-Сколько вытерпит Витя, столько и проживут они вместе. Больно уж Анфиса чикозный человек.

Старинное диалектное слово означало человека с большим самомнением, с большими претензиями, хвастливого, все делавшего напоказ. 

Теперь уже несколько лет брат живет в гордом одиночестве, а повзрослевшая Юлечка звонит отдельно маме и отдельно папе из Хабаровска, и спрашивает их о  самочувствии и настроении и в разговоре с родителями старается не говорить о маме, если разговаривает с папой, и не говорить о папе, если разговаривает с мамой. Родители одинаково радуются звонку дочери, но слышать друг о друге не могут. Пылкая любовь растаяла, исчезла, как утренний туман над Амуром.

Анфиса вышла замуж второй раз и всем демонстрировала свое новое счастье. Своего бывшего мужа она вспоминала недобрым словом.

-Вот почему он не женится? Потому что человек такой плохой. Кто с ним жить станет? Это не человек, а ходячий параграф, циркуляр без души и сердца. Убогий! И как только я с ним столько прожила, да ещё и ребенка от него родила.

И получалось, что Анфиса – жертва, что она не от хорошей жизни завела себе любовника. Выходило так, что её нужно было ещё и пожалеть! И как это женщины умеют все выворачивать наизнанку!   

Десятки претенденток, которых Ваня находил с помощью брачных объявлений, были братом безжалостно отвергнуты. Десятки тихих скандалов по поводу Ванечкиной навязчивости и настойчивости были младшим братом пережиты. Он продолжал настаивать на своем.

-Не мое это, не моё! – говорил о каждой невесте старший брат, а об одной из них отозвался, как о назойливой мухе.

-Мне уже можно диссертацию писать на тему: «Женщины в поисках мужа». Был бы психологом – написал, материала собрано уже достаточно.




   Лариса

Были в этой череде знакомств и такие, которые не вписывались ни в какие стандарты.
На свидание с этой женщиной Виктор пошел, как всегда, по просьбе брата. Ваня нашел невесту по объявлению, в котором значилось, что пылкая и страстная женщина ищет свою половинку и надеется на желанную встречу. «Где ты, отзовись!». Ванечка на это объявление купился, написал письмо от имени брата, послал его фотографию в молодые годы, сообщил его телефон. Виктор на свидание приехал на машине, оставил её на стоянке, а сам пошел разыскивать по приметам свою потенциальную невесту. Она стояла на условленном месте в какой-то странной позе: сделав ладошку козырьком, загораживаясь в зимние морозы от якобы палящего солнца, женщина  все смотрела пристально вдаль, и широко улыбалась каждому проходившему мимо мужчине. Виктор Степанович подошел  совсем не с той стороны, откуда его ждали, и окликнул незнакомку.
-Лариса?

Женщина сделала поворот на ножке, подпрыгнула, как мячик.

-Я! Но я Вас совсем с другой стороны ждала!

-А я вот с этой зашел!

-Это хорошо, когда мужчина заходит с неожиданной стороны! Мне нравится все оригинальное.

Виктор Степанович поморщился. Фраза ему не понравилась.

-Прогуляемся по набережной Амура, Вы не против?

-А я думала, Вы меня в ресторан пригласите. Я и оделась нарядно.

Виктор Степанович посмотрел на женщину с недоумением. Обыкновенная куртка, обыкновенные брюки, на ногах удобные зимние сапоги на низком каблуке, вязаная шапочка, пестрый теплый шарф. Женщина выглядела моложаво, но косые морщинки возле глаз говорили о том, что у неё и первая  молодость позади и вторая на исходе. И сразу бросилось в глаза несоответствие поведения и возраста. Эта подпрыгивающая походка, эти наивные нотки в голосе совсем ей не шли. Сорокалетняя девочка-припевочка на прогулке. Вся такая глупенькая, беззащитная и чувствительная!

-У меня сегодня времени маловато, Вы извините.

-Ничего, ничего, бывает. Холостому человеку трудно жить. Кто ему еду приготовит, кто порядок в доме наведет? Все самому приходится делать. Женитесь, тогда сразу больше свободного времени появится.

Женщина кокетливо улыбнулась.

-Я знаю, что Вас Виктором Степановичем зовут, мы познакомились, когда разговаривали по телефону, а меня – Ларисой, если Вы не забыли ещё. Мы пока на «ты» переходить не будем. Мне нравятся строгие отношения.

Женщина удивительно себя вела. Она разговаривала с собеседником, но ответов его не ждала. Сама спрашивала, сама отвечала, сама строила предположения и не нуждалась в диалоге. Вся прогулка на набережной была её монологом.

-У меня муж был, он работал со мной в одной бригаде – газосварщиком. Я – женщина образованная, коммунально-строительный техникум закончила. До сих пор работаю мастером участка. Работа ответственная, район мы обслуживаем сложный. А Вы знаете, что под микрорайоном целый подземный город с коммуникациями есть. Однажды поднимают меня ночью – авария на теплотрассе, нужно срочно вентиль найти и воду перекрыть. Инженеры на карте нашли нужный вентиль, а идти-то с бригадой мне. Взяла я схему коммуникаций и пошла с четырьмя рабочими в траншеи. В руках у нас мощные фонари, светло от них, но я иду и немного побаиваюсь. Вдруг, когда мы уже далеко ушли от входа, как закричит кто-то страшным человеческим голосом и прямо с горящими глазами из-за поворота на меня как прыгнет! Душа в пятки ушла. А это кот на меня прыгнул. Стоял март – месяц поющих котов – вот коты и стали вести себя оживленно: распрыгались, раскричались. Зовут они так своих возлюбленных кошечек. Мужики кота припугнули, он скрылся. Вентиль мы нашли, воду перекрыли, а когда вышли из теплотрассы на поверхность, тут и обнаружилось, что я говорить перестала. Рот открываю, а сказать ничего не могу. Я – к врачам, а они ничем мне помочь не смогли. Я полгода на работу ходила с блокнотиком, в нем все и писала своим подчиненным. Однажды звонит телефон на работе, и мне говорит дочь, что у меня внук родился. «Поздравляю, доченька!» - сказала я. А потом как закричу: «Я разговариваю, я разговариваю!» Так мои мужики еще и недовольны были, что я заговорила. Им, видите-ли, не нравится, что я их ругаю. А как их не ругать? Пьяницы, алкоголики, сами спиваются и мужа моего споили. И не пожил всласть. Не было ему счастья в жизни, одна радость – удачная женитьба на мне, я ему детей хороших, в меня, родила, а внуков он не увидел. Все хлебал и хлебал эту водку, так от неё и погиб.

Виктора Степановича история и опечалила и позабавила. Он представил себе, как эта хрупкая на вид женщина идет по катакомбам города в кромешной темноте, а на неё прыгает из-за поворота загулявший и одичавший кот с горящими в темноте глазами. А как она ласково месяц март назвала – «месяц поющих котов». А про мужчин она зря так говорит. Не все они потерянные люди, даже простые рабочие. А мужа её искренне жаль. Правда, посмотришь на некоторых людей: им такой подарок – жизнь человеческая дана, а они её утопят на дне стакана, и только горестные воспоминания о себе оставят.

Он хотел посочувствовать женщине, но слово ему никто не давал. Поэтому он как набрал в легкие побольше воздуха, чтобы высказаться, так и выдохнул его беззвучно. Его дело было - идти молча рядом с дамочкой и слушать умные речи спутницы. Ситуация во время прогулки становилась все комичнее. Лариса разгорячилась и стала прибавлять шагу. Виктор едва успевал за ней. В конце их прогулки спутница почти бежала. Заданный темп мог выдержать только тренированный спортсмен.

-Мы куда- то торопимся?

-Ах, извините, я всегда так быстро хожу.

Извинить то он её извинил, но дышал он тяжеловато, хотя и был тренированным человеком. Дамочка загнала его, как строевую лошадь. Прогулка мало походила на пешую, она напоминала марафонский бег. Нужно было свидание прекращать. Вывод был ясен – это не тот вариант.

-Мы тут рядом с моим автомобилем. Может быть, вырвемся на стоянку и я Вас подвезу. Вам куда?

Женщина назвала адрес. Ехать нужно было в микрорайон, а он эти места знал плохо, но он поехал. Он так деликатно избавился от новой знакомой, что сам себе мысленно поаплодировал.

Бедный Виктор Степанович еле ноги унес, потому что Лариса настойчиво приглашала его зайти к ней попить кофе  и, скромно потупив глазки, стала намекать на более близкое знакомство.

-Детей я к бабушке отправила. Дома совершенно никого нет! Зайдем, кофе попьем! Вы оцените домашний уют и, может быть, захотите остаться.

Женщина говорила мурлыкающим голосом.  Но Виктор от кофе отказался. Новой встречи с Ларисой он не искал. Новая знакомая объявилась сама. Оказывается, она узнала его фамилию, адрес в институте и через несколько дней явилась поздно вечером к нему домой сама с огромной сумкой всякой еды и бутылкой вина. Не женщина – а просто Штирлиц в юбке какой-то. Она знала только его имя и отчество, и он обмолвился при встрече, что преподает в университете историю, и этих скудных данных оказалось для неё достаточно, чтобы вычислить его. 

Лариса не дала опомниться Виктору.

-А вот и я!

Тон её восклицания был таким, как будто она своим неожиданным появлением осчастливила растерявшегося Виктора Степановича. Он никак не отозвался на её восклицание, остолбенело молчал, но Ларису его замешательство не смутило. Она просто отодвинула в сторону растерявшегося мужчину и вошла в квартиру по-хозяйски, и без приглашения прошлась по квартире. Ей жилплощадь понравилась.

-Да! Хоромы! Смотри ты! Вид из окон какой хороший! Воздух какой свежий! Летом от Амура прохладой веет.

-Не только прохладой, но и сильным холодом. А как весной пойдет лед ломаться, такой треск стоит, что от звуков я маленьким мальчиком всегда просыпался в страхе. А потом как задуют весенние ветра, от сквозняков в квартире некуда деться, хоть и дом прочный и окна хорошо на зиму заделаны. А комары? Они над рекой так и вьются вечерами и к нам в окна залетают. Так что близость реки – удобство сомнительное.

-Приспособлюсь! У нас, в микрорайоне тоже комаров хватает.

Была только вторая встреча в их жизни, они еще толком и не познакомились, и даже не перешли на “ты”, а женщина уже все для себя решила. Она переедет в его квартиру! Это надо же быть такой самоуверенной! Лариса разделась без приглашения, аккуратно повесила свою куртку в прихожей, покрутилась перед зеркалом, полюбовалась собой.

-Фигурка у меня девичья! Залюбуешься! Вам нравится? Вы меня, Витюша, пока не знаете, но когда узнаете поближе - не разочаруетесь. Я хозяйка хорошая, в квартире всю захламленность разберу. Книги сложим в коробки и спрячем в нишу, а часть унесем в кладовку в подвал. Вы знаете, что книги сейчас не в моде? Это раньше, когда стенки мебельные покупали, книги были украшением интерьера, а теперь все. Теперь они не в моде. Составим перечень и уберем. Медики говорят, что от книг один вред, на книжную пыль у многих людей аллергия. Плохо, что у Вас кот есть. Он вряд ли подружится с моей Пушинкой. Моя Пушинка такая нежная! Так что к моему переезду кота сдадим в приют для животных.

Будем жить в Вашей квартире, а мою – в аренду сдавать. Доходы – пополам. Я женщина честная. За квартиру, за питание тоже все расходы пополам. Остальные Ваши доходы меня не интересуют. Тетрадь учета расходов будем вести. Мне можно доверять. Это хорошо, что Вы преподавателем работаете, а то мой прежний муж был сварщиком в бригаде сантехников, так от него иногда, извините, неприятно пахло. Я старше Вас всего на пять лет – это несущественная разница. У меня двое взрослых детей и трое внуков. Внуки – настоящие разбойники, но у Вас хорошая видеоаппаратура, так что им будет чем заняться.

Виктор Степанович слушал женщину молча. Только вздрогнул от негодования, когда услышал это обращение к себе – Витюша. Никто и никогда из малознакомых людей его так не звал. Только самые близкие. Это было его сокровенное имя. В Японии, например, уменьшительным именем повзрослевших детей может называть только мама. Такое у неё есть право. Больше ни у кого такого права нет. Если кто-то посторонний назовет человека уменьшительным именем – это будет оскорблением. Виктор Степанович хорошо понимал, что Витюша не преподает в институте, не нянчит внука, не опекает взрослую дочь, не имеет званий, не водит машину. Витюша ходит за взрослыми и просит жалобно: «Молочка хочу!». Зрелый человек в зрелом имени нуждается. Оно ему больше подходит! Он уже знал, что говорить ему ничего не нужно. Молчи и соглашайся! Кивай и мычи что-то непонятное. Главное, чтобы тон был одобрительный. Когда Лариса сказала, что от прежнего мужа иногда плохо пахло, а он, Виктор Степанович – преподаватель и только поэтому (извините) не воняет, он не знал, как воспринимать её слова? Как комплимент или как оскорбление? Лариса занесла из прихожей свою огромную дорожную сумку. Разложенные на столе для работы книги, открытые на нужных страницах, она по - хозяйски захлопнула, собрала в аккуратную стопку и положила на книжную полку с брезгливым выражением лица. Виктор Степанович как загипнотизированный смотрел на все происходившее. Из сумки женщина вынула белоснежную скатерть, постелила её, потом стала расставлять на столе тарелки с едой. Чего тут только не было!  У Виктора Степановича глаза округлились, а аппетит его рос стремительно! Бутылка охлажденного марочного вина и два высоких хрустальных бокала украсили стол.

-Я потратилась на еду, понесем расходы пополам. Вот Вам счет.

На листке бумажки в перечне “расходы” была даже статья “стоимость расхода электроэнергии на приготовление пищи”. Как она еще не приписала затраты собственной энергии на приготовление еды? У Виктора Степановича опять округлились глаза, и аппетит стал понемногу пропадать. Он молча вынул из кошелька деньги и оплатил свою часть расходов. На эти деньги можно было дважды недурно пообедать в ресторане.

Виктор лихорадочно искал повод для расставания с Ларисой. Так хотелось сказать запросто: “А не пошла бы ты…” Но образование и воспитание не позволяли ему так вести себя. Разве мог он обидеть эту странную женщину. Тогда он решил пойти на хитрость - изобразить запойного. Ему это удалось! Когда он выпил первый бокал вина, Лариса посмотрела одобрительно, когда он сам налил себе второй и опрокинул его залпом, женщина насторожилась, а когда Виктор стал пить дорогое вино прямо из горлышка и изобразил дрожание рук при этом, дамочка в испуге покинула квартиру.

-А ещё интеллигентный человек, преподаватель института! А руки уже дрожат! Алкоголик! Лечиться нужно.

Лариса так торопилась на выход, что забыла часть тарелок с закуской. Видно был у неё негативный опыт общения с пьющими мужчинами. Переиграл он немного, изображая запойного.

Больше Лариса не появлялась, хотя её перемытые тарелочки стояли  стопочкой в кухонном шкафчике, и Виктор Степанович готов был вернуть их хозяйке по первому требованию.

Не выносил Виктор напористых женщин. Слишком уж рьяно Лариса атаковала его. Чем-то она была похожа на Анфису, которая все время «прятала его под каблук», а он там не помещался. Не жил он никогда по чужой указке, значит, нечего и начинать!

Несколько дней после визита Ларисы Виктор чувствовал себя виноватым, до того самого дня, когда однажды вечером не решил перед сном пройтись по набережной реки Амура. Впереди него торопливо, как будто куда-то опаздывали, шли мужчина с женщиной. Голос женщины показался Виктору знакомым. Он прислушался.
-Представляете, идем мы по подвалу, а кто-то как прыгнет из темноты на меня с горящими глазами. Я и онемела!

Виктор Степанович замедлил шаг, потом свернул в ближайшую улицу.

-Молодец, женщина! Не сдается! Пусть ей повезет с этим новым знакомым больше, чем со мной!  Как яростно рвется она из пут одиночества! Молодец! Хочет быть счастливой. Что ж? Имеет право!

Потом вдруг сказал громко, ехидным голосом так, что прохожие даже оглянулись на него.

-Книги сложим в ящики и уберем в нишу. Как же! Так я и позволил!


             Новые поиски невесты

В субботнее утро младший брат Виктора Степановича Ваня тоже проснулся рано. Амур был далеко от его дома, но река Зея видна была с балкона отчетливо. Над ней также клубился туман, но он был не такой плотный, как на Амуре. Даль речная лишь чуть-чуть помутнела.

Иван пил на кухне чай, смотрел в открытое окно и обдумывал свои дальнейшие шаги по поиску невесты для брата. Он не вспоминал прошлое, он думал о будущем. Самый главный вопрос, который мучил его последнее время, оставался неразрешенным. Где найти брату жену? Приближался Витин День рождения, а цыганка на улице нагадала Ивану, что его брат не женится никогда, если не встретит подругу жизни в течение семи лет после развода с первой женой. Срок этот истекал в ближайшее время, а кандидаток в жены брату не было никаких. Даже на горизонте никто не маячил. Те, что пробовали прибрать Виктора Степановича к рукам, птерпели неудачу. Нужно было торопиться. Женщину нужно было познакомить с Виктором очень деликатно. Неплохо было бы пригласить на семейный праздник по случаю Дня рождения Виктора женщину со стороны, как потенциальную невесту для него. Его можно на празднике познакомить с женщиной вполне легально, без всяких хитростей и уловок. Только вот кого бы пригласить? Своих одиноких знакомых женщин он уже всех приглашал в гости, но никто на брата не произвел ни малейшего впечатления. Так и хотелось ехидно воскликнуть: «Люди добрые! Гляньте! Жених-то у нас какой капризный попался! Привередливый какой! И эта ему не подходит и та! Довыбирается!» Ваня проявлял такт и терпение. Хотя и пословица есть, что первая жена от Бога, а вторая – от людей, поэтому вторые браки самые прочные. Продолжение у этой поговорки печальное: третья жена – от черта. Ваня надеялся, что до третьей жены дело у брата не дойдет.  Найдет он ему жену от людей!

Может быть, у Наташи найдется какая-нибудь дальняя знакомая, еще не известная Виктору Степановичу? Но Наташа отмахнется от его просьбы, потому что устала от поисков и считает затею мужа делом безнадежным. Можно рассчитывать только на свои силы. В этом деликатном деле главное – проявлять настойчивость. Всякий подбор происходит путем проб и ошибок. Это единственно верный путь. Пока были только ошибки, но должно же быть хоть одно совпадение?

Иван взял с тумбочки газету «Дважды два» и стал внимательно просматривать колонку «Знакомства».

Утренний туман над Зеей уже стал рассеиваться, а Иван все шуршал и шуршал газетами. Он искал подходящее объявление. Нужен был нестандартный текст. По опыту он знал, что объявления типа: «Верю, что на свете есть моя половинка, и она бродит неприкаянная! Отзовись, я давно тебя жду!» - следует пропускать.

«Молодая женщина хочет познакомиться с ровесником для создания семьи». О себе ничего не сообщает больше, очень скромное объявление. Для связи открыто публикует номер своего сотового телефона. Очень интересное объявление. Иван посмотрел на часы. Еще не было и восьми утра, звонить в такое время было неприлично. Но потом, днем, он просто не найдет времени для звонка. Они уедут  всей шумной ватагой на дачу, и там ему будет не до разговоров. Вечером девчонок нужно будет всех вкусно накормить, искупать, уложить спать и почитать им на ночь сказку. И это занятие было не для слабых и нервных. Короче, времени у него не будет сегодня, это точно. Иван решил позвонить.

-Алло! Я звоню по объявлению!

-Так рано? Впрочем, хорошо, что рано. У меня есть время с Вами поговорить. Я сегодня же отключу свой сотовый или поменяю его. Но раз Вы позвонили, я Вас выслушаю.

- Я немного о себе расскажу. Мне чуть больше сорока, образование высшее, разведен, есть взрослая дочь, квартирой обеспечен. Зовут меня Виктором Степановичем.

-Я тоже кратко о себе расскажу: мне тридцать пять лет,  детей нет, замужем не была официально, образование высшее, работаю учителем в школе, квартирой обеспечена. Зовут меня Надеждой Михайловной.

-А что вы преподаете?

-А это имеет значение, или спрашиваете из любопытства?

-Простите, это не имеет никакого значения. Давайте договоримся о свидании. Это нас ни к чему не обяжет, но может быть, мы поймем при встрече, стоит ли продлевать наше знакомство?

-Сразу же назначаете свидание?

-А зачем хорошее дело откладывать?

-В самом деле! Разумное предложение, я согласна!

-Где и когда?
-Давайте сегодня днем встретимся!

-Согласен. Вы город хорошо знаете?

-Спрашиваете! Я родилась и выросла здесь
.
-Тогда приходите к одиннадцати часам дня к киоску газет и журналов напротив городского парка. Там и встретимся. Только нужно договориться об опознавательных знаках.

-То есть?

-А как мы узнаем друг друга? Нужны какие-то опознавательные знаки.

-Какие знаки?

-По которым мы узнаем друг друга.

-Мы созвонимся по мобильному телефону. Подойдете, наберете мой номер, телефон зазвонит. Сейчас же век техники. И не нужны ни розочки в руках, ни газетки.

-Какая Вы разумная женщина. Мне еще никто не предлагал такой способ узнавания при встрече.

-А Вы что? Часто назначаете свидания по объявлениям?

-Ну, что Вы. Я впервые на это иду. Я не ходок! Я нормальный мужчина.
 
Ваня говорил чистую правду, потому что он на свидания не ходил. На свидания ходил Виктор после долгих уговоров.

-Рада слышать это. Так до встречи?

-Да, до встречи.

В мобильном телефоне прозвучали гудки отбоя. Та-а-к! Ну и дела! Разговор какой конкретный, похожий на деловой, а голос у женщины очень приятный. Как бы самому не пропасть с этими свиданиями по брачным объявлениям. Хорошо бы, если бы и Виктору при знакомстве голос женщины понравился, а еще лучше бы было, если бы понравилась она вся. Теперь нужно было уговорить старшего брата сходить на это свидание. А как его уговорить? Заверить, что это последняя попытка! Сходит Витя последний раз, и все! И больше Иван его беспокоить по этому вопросу не будет никогда. Прямо честное октябрятское слово! Почему октябрятское? Потому что Иван был только октябренком. Пионерская организация к тому времени, когда он подрос, свое существование прекратила.

Иван решил позвонить брату. Сообщение должно было застать его врасплох. До свидания оставались какие-то часы. Отменить его уже было никак нельзя. У старшего брата было свободное время, свидание было назначено почти рядом с домом, в котором  он жил. Так что все его возражения, если такие найдутся, можно было свести к нулю.
Виктор на звонок ответил сразу же, пойти на свидание отказался наотрез. По тону его голоса младший брат понял, что настаивать бесполезно. Однако было ещё время, а значит, была надежда, что уговорить удастся. И точно, после того, как Ваня позвонил еще раз и сказал, что женщина – учительница, что свидание назначено прямо рядом с домом, брат неожиданно согласился.

-Раз такие удобства: и днем ясным и рядом с домом, схожу, схожу! Отчего не сходить! Палкой в лоб не ударят. А тебе, Ванечка, нужно бросать свою работу и открывать агенство по сватовству. Ты – прирожденная сваха!

-Я для кого стараюсь? Я для тебя же стараюсь! Думаешь, мне все эти дела нравятся? Да меня Наташа скоро из дому выгонит с этими звонками, объявлениями, знакомствами и свиданиями.

-Не выгонит! Куда ей от тебя деться с тремя детьми? Ваш брак скреплен тройной цепью.

-Это ты моих девочек цепями называешь? Да ты знаешь, кто ты после этого?

-Знаю, не кипятись, я пошутил. Только достал ты меня, как говорит современная молодежь, своими невестами по объявлениям. Схожу я на это свидание, но не больше!

-Хоть сходишь, и то дело! Ладно, я тороплюсь девчонок будить, мы в сады собираемся ехать, а ты запиши данные.

-Я тоже к обеду на дачу приеду. Бабе Лиде давно овощи не отвозил. Год нынче урожайный. Картошечки молодой накопаю, помидоры соберу,  огурцы, дыньки уже поспели, может быть, и арбузы тоже. Порадую нашу старушку. Встретимся на даче.
- Не нравится мне твое настроение. Может быть, это судьба твоя. Женщина молодая, интеллигентная, учительница. Судя по разговору, умница. Наверное, и внешность у неё приятная! А ты говоришь так обыденно. Ты заранее предполагаешь, что из этого свидания ничего хорошего не выйдет. Нужно позитивно настраиваться.

-Да? А ты её видел? Помнишь тот случай, когда на свидание дамочка с простудой пришла, с гриппом в самом разгаре? А я от неё заразился и так разболелся, что еле выкарабкался! Хорошо еще, что болезнь была распространенная и вполне излечимая. Неужели «уж, замуж, невтерпеж» до такой степени, что с температурой и насморком, с осоловелыми глазками, покачиваясь на ходу, нужно плестись на первое свидание. Пришлось мне её до дому проводить, да еще и в аптеку сбегать за лекарствами. Очень хорошее знакомство получилось! Я уже хожу по городу и побаиваюсь, потому что со мной полгорода женщин здороваются грустными голосами. И я догадываюсь, что это мои бывшие невесты. Думаешь, мне приятно?

-Витя, честно, последний раз. Ну, неудобно, женщина придет, ждать будет. Сходи!

-Ладно, ладно! Схожу я! Уважу твою просьбу! Продиктуй мне номер её мобильного телефона.

Иван после разговора с братом вышел на балкон и постоял там несколько минут. Никто не понимает его желания найти невесту для брата. Только самые близкие поддерживают его. Друзья говорят, что насильно человека счастливым сделать нельзя. Школьный друг Слава все время предостерегает, говорит, что сватовство – дело опасное. Ошибочно Иван считает, что счастье мужчины – в браке, в семье. Бывают такие семьи, что ни в сказке сказать, ни пером описать! Ваня знал, что друг в браке не счастлив. Со стороны кажется, что у них с женой все благополучно. Сын растет. Что не так?

-Понимаешь, она мне не рада, когда я домой прихожу. Посмотрит равнодушно. «Пельмени в холодильнике» - это её любимая фраза. Не спросит ни о чем, и своими переживаниями никогда не поделится. Два чужих человека, давно охладевших друг к другу делят кров на двоих, а семьёй только называются. Если бы не сын – давно бы ушел от неё. Оставил бы ей все: и квартиру и гараж и машину, а сам бы пошел угол снимать. Только без сына я жить не могу. Одно я знаю, что подниму сына и уйду от жены. Я даже плацдарм себе готовлю. Тайно делаю сбережения на случай ухода. Может быть, хоть на однокомнатную квартиру накоплю. Знаешь, я даже не люблю её, я просто исполняю супружеский долг. Все происходит просто технически, без всякой химии.

-Разве всегда так было?

-Конечно, нет. Мы с детства дружили. Я во втором классе к ней свататься приходил. Помню, что маме её торжественное обещание дал, что обижать Галину я никогда не буду.

-Куда же все делось?

-Сам не знаю. Ушло, и всё.

Ах, эти примеры из окружающей жизни! Какими мрачными они иногда бывают! Бабушка в детстве рассказывала внукам много хороших историй, но была среди них одна, которая так запала в память, что обжигает душу и сегодня. Была у бабушки подруга. Некрасивой она была, в послевоенное время женихов было маловато, даже красивые девушки оставались в одиночестве. Жила-жила эта подруга в одиночестве без близких и родных, да и надумала родить себе ребенка без мужа. Бабушка пошла в роддом – поздравить её. Женщина вышла на балкон и стала танцевать от радости. «Лина! –кричала она так громко, что и за Амуром, наверное, слышно было, - Лина! Я теперь не одна! Я такая счастливая!» Только мало родить ребенка – надо взрастить его. А она не взрастила. Вырос сын пьяницей. Стал требовать денег от матери на выпивку, а она не дала. Он ударил её так сильно, что она умерла. Вот тебе и всё счастье. Оно – не песок. В горстях не наносишь.

Зачем бабушка рассказала внукам эту историю? Чтобы предостеречь от чего-то? Какие слова в этом рассказе были главными? «Мало родить ребенка. Нужно взростить его»,- смысл этих слов стал ясным только теперь, когда Иван сам стал отцом.



     Свидание

  Виктор Степанович на свидание сходил, уважил просьбу брата. Но как сходил! Он не желал тратить личное время на глупые встречи с потенциальными невестами. Он остался дома, занялся своими делами, включил компьютер и стал дописывать статью в журнал о последних археологических раскопках. Статья писалась тяжело, потому что она должна была быть популярной, а значит, интересной для широкого круга читателей и доступной, но Виктор забывался и все переходил на научный язык, используя привычные термины. Потом спохватывался, возвращался к написаному и правил текст. Это его раздражало. Он любил всякое дело делать сразу набело и хорошо. Он любил работать, когда каждое слово само просилось в строку и звучало так, как Виктору Степановичу было нужно. Работа не шла, вот он и решил совместить приятное с полезным, и пошел к назначенному времени прогуливать своего престарелого Дика и заодно посмотреть на предполагаемую невесту. Нарядился в старые спортивные брюки и модную майку с вытесненным на ней рисунком. Какой-то орел с раскрытыми крыльями и жестоким взглядом был очень праздничным изображением. Так говорил Ванечка, когда дарил модную майку брату. Обул Виктор Степанович разношенные кроссовки и посмотрел на себя в зеркало в прихожей. Да! Вид был совсем не жениховский! Можно было бы и принарядиться, но тогда пришлось бы и Дика дома оставить и цветы купить и всем своим видом вселить в незнакомку надежду на счастье. Хватит уже обнадеживать всяких встречных! Только из уважения к просьбе брата прицепил Виктор Степанович Дику поводок к ошейнику, и в таком спортивном виде, с тяжело дышавшей от жары пожилой собакой отправился на свидание. Дамочку он увидел издалека и по её виду определил, что это - она. Она была как картиночка: туфельки-лодочки, вечернее платье, тонкий макияж. Она стояла в толпе, волновалась, но старалась не показать своего волнения. «Ну, вот! Я пришла! Но мне заранее известно, что пришла я зря, и что ничего хорошего из этого не выйдет».  На Виктора Степановича она не обратила никакого внимания. А когда он позвонил ей на мобильный  телефон, и из него послышалась какая-то классическая мелодия, женщина отозвалась.

-Вы где?

Стала искать его глазами в толпе. А когда он ей махнул приветливо рукой, незнакомка оторопела. Она смотрела широко открытыми глазами на Виктора Степановича, на его собаку. В это время Дик на глазах у всех справлял малую нужду на пень от старого тополя.

-Да как Вы смеете? Как Вы смеете?

Женщина так кричала, что привлекла всеобщее внимание. Она юркнула в первое же маршрутное такси, подъехавшее к остановке автобуса. Глаза её были полны слез.
Через двадцать минут Надежда Михайловна с мобильного телефона позвонила Виктору Степановичу и высказала ему все, что она о нем думает.

-Вы издеваетесь! Вы издеваетесь! А ещё интеллигентный мужчина! С собакой на свидание пришли! Я их боюсь до смерти! Лучше бы Вы слона на поводке привели! Из какой Вы подворотни, извините, выползли в таком виде? Так только во двор выносить мусорное ведро выходят, а Вы на первое свидание знакомиться с женщиной пришли! Как будто снизошли до меня. Одеты Вы были для прогулки с собакой, а не для свидания. Может быть, Вы на ней и женитесь? Наверное, Вы - запойный алкоголик, желаете за счет знакомства поживиться? Предупреждала меня подруга: бойся бывших заключенных и алкоголиков. Познакомишься с таким – сама не рада будешь. Перевелись настоящие мужчины, как ушли на войну в сорок первом, так и не вернулись. А меня мама не на помойке нашла! Я тоже человек! Что плохого в том, что я хочу изменить свою жизнь? Я же живая и теплая! Я хочу жить полноценной жизнью! Что в этом плохого? Я Вас спрашиваю? А Вы решили надо мной посмеяться? Повеселила я Вас? Зря только в парикмахерскую сходила. Вы хоть понимаете, что Вы меня унизили? Но Вы меня не запугаете! Я раньше отрицала поиски спутника жизни, потому что считала, что судьба и на печке найдет. А она что-то не торопится! Потом я вспомнила, что есть другая пословица про лежачий камень, под который вода не течет. Я твердо решила: буду искать мужчину, пока не найду подходящего. Вы меня больше не интересуете! На прощание я Вам анекдот расскажу: “Сидит на берегу большой реки обезьяна и ест банан. Мимо плывут два крокодила. Они договариваются между собой, что подплывут к обезьяне и спросят, замужем ли она. Если скажет, что замужем, они скажут, кто же на тебе обезьяне женился! Если скажет, что не замужем, они скажут, кто же на тебе женится, ведь ты же обезьяна! Подплывают к обезьяне, задают ей свой вопрос, обезьяна сплевывает кожуру банана в воду и угрюмо говорит: “Как же! Выйдешь тут замуж, если кругом одни крокодилы!” Пусть я буду обезьяной, но Вы – настоящий крокодил!

Женщина произнесла свой монолог и, отключила мобильный телефон. Виктор Степанович, конечно, пытался возвысить голос в свою защиту, но ему никто слова не дал. Речь была пулеметная. Каждое слово женщины было похоже на свинцовую пулю. Виктор впервые почувствовал себя виноватым. Нехорошо получилось. Он позвонил своему брату и стал долго и нудно объяснять ему, почему оконфузился и обидел женщину.

-Какой темперамент! Сразу видно, что учительница! Привыкла нерадивых учеников отчитывать. Досталось мне по заслугам. Я и не думал её оскорблять. Ну, не нарядился я для встречи, ну, прихватил с собой Дика. Собачке тоже нужен свежий воздух! Зря, конечно, престарелый пес стал нужду справлять в таком месте. Народ смотрит. Неудобно. Спортивные брюки у меня старые уже оказывается. А я и не замечал! Коленки немного вытянулись. Зато целые, не рваные нигде. Вполне приличный вид!  Ванечка! Придумай что-нибудь, чтобы сгладить ситуацию и прости меня! Неудобно как вышло, честное слово.

И тут Ванечка взорвался. Тот самый Ванечка, которого он вырастил и можно сказать вынянчил, высказал Виктору все, что он о нем думал.

-У меня своих проблем полно, трое детей на руках, работа тяжелая. Я выматываюсь просто. Ни дня, ни ночи покоя не знаю. У меня тесная квартира, у меня старая машина, на которой опасно ездить, а я на ней детей вожу. Ты слепой, ты моих проблем не видишь. Избавь меня хоть от одной – женись же наконец! Если будет с тобой рядом женщина, я не буду за тебя так переживать. Как подумаю, что ты один там вечерами в нашей квартире, где всегда было полно народу, всегда было шумно и празднично, а теперь тишина, так сердце стынет. Представлю, как ты в этой вязкой тишине шуршишь страницами книг – у меня всё внутри сжимается! Я знаю, как ты несешь свою горечь одиночества. Я хочу, чтобы ты выбрался из своего кокона! Попробуй хотя бы пообщайся с женщиной! Ятак надеялся на это знакомство! Спасибо, что в целых спортивных брюках на свидание пошел! Нужно было в рваных явиться! Еще бы рваный пакет с пустыми бутылками захватил с собой. Посуду бы сдал заодно! Чтобы картина была полной! Я для тебя стараюсь, я тебя жалею, а ты мне сюрприз за сюрпризом!

-Вот только жалеть меня не нужно! Я что, убогий какой-то? Я – здоровый нормальный мужик в расцвете сил. У меня взрослая и благополучная дочь, у меня прекрасный внук. У меня была семья, которую я сам не уберег. Я не нуждаюсь в твоей опеке.

-Не нуждаешься? Прекрасно! Я эту затею с твоей женитьбой считаю законченой. Пальцем больше не пошевельну, а перед этой несчастной женщиной я извинюсь.

-Насчет квартиры и машины – это ты зря говоришь. Я тебе предлагал помощь, предлагал квартирами обменяться, так ты отказываешься. Нечего меня упрекать. Я тебе предлагал беспроцентный кредит на машину? Многолетний. Предлагал? Ты сам отказался от моей помощи. Хочешь мне продемонстрировать, какой ты сильный и самостоятельный и независимый. Не будем меряться, кто для кого больше в жизни сделал. А насчет моей женитьбы у тебя просто завихрение в голове. С чего ты взял, что брак сделает меня счастливым? Ты думаешь, что если повезло тебе, то должно  всем так повезти. Оглянись вокруг. Хорошие семьи сейчас – это штучный товар. Устойчивые браки – редкость. Сейчас разводы в моде.

-Я не модный.

-А я модный? У меня был первый брак, ты меня толкаешь во второй, а там, глядишь, и третий будет. Лиха беда – начало. Дальше дело пойдет по накатаной дорожке. Так сказать, пойдет процесс естественного подбора! Не хочу я в эти игры играть! Оставь меня в покое! Я без твоей опеки проживу!

-Прекрати истерику!

-Это у тебя истерика, не у меня. Давай прекратим этот разговор, чтобы не поссориться надолго. Не лезь в мою жизнь. Сам разберусь как-нибудь.

-Видел я эти твои «как-нибудь». Историю с авантюристкой забыл? Или напомнить?

-У меня и так настроение на нуле, а ты мне еще эту некрасивую историю напоминаешь. Зачем?

-А был бы ты женатым человеком, с тобой бы ничего подобного не случилось. Ты был бы защищен.

-Женитьба по- твоему  - лекарство от всех бед. Я думаю наоборот. Женщина в доме – источник неприятностей. От них все наши беды.

-Браки всякие бывают. А про авантюристку я тебе напоминаю, чтобы ты вспомнил, что она сама на тебя вышла, как охотник на зверя.

-Разобрался же я с этой историей.

-Разобрался, конечно, разобрался, но ведь чуть не попался. А денег сколько она из тебя вытянула. Не забыл, нет? А депрессию твою после её разоблачения я не забыл. Как мы тебя все врачевали, как переживали все за тебя. Все! Я понял! Больше улицу не перехожу, но остаюсь в вопросах женитьбы при своем мнении. Что же? Жди, когда будущая жена на тебя свалится, как кирпич на голову. Кстати, я не понимаю, почему ты сторонишься женщин? Работаешь в коллективе, где полно женщин, учишь студентов, среди которых полно женщин и девушек. Бесчувственный ты, что ли? Согласись, что это ненормально.

-Ненормально, когда младший брат берет на себя роль свахи при старшем. Тебе не кажется, что я могу обидеться на твои слова?

-А тебе не кажется, что я могу обидеться на твои поступки. Прекратим разговор на эту щекотливую тему.
 
В разговоре наступила пауза. Братья замолчали и одновременно тяжело вздохнули. После паузы первым заговорил Виктор.

-Вы уже на даче?

-Давно. 

-Я сейчас приеду тоже.