2 стр. - 08. 12. 98. Вторник -

Александр Кагульский
                *Из дневников*

      Я не завидую тем древним людям, которые умели мыслить, но не могли зафиксировать свои умозаключения. Не было тогда таких способов. А человек слаб, он забывает. Технический прогресс – это хорошо. Но не будь письменности, то есть не будь чистого листа бумаги на столе, ручки и головы над ними, техника мало чего бы значила. Я люблю чистые листы бумаги. Это белое небо моих мыслей. И ничего она не стерпит. Ей больно, когда её касается нечистая рука. Я верю в это. Механизм пишущей машинки или компьютер закрывают её лицо, но сейчас мы наедине.
      Время от времени я спрашиваю себя: «Что было бы с человечеством, если в природе не существовало электричества?».  Начало двадцатого века закрывал лозунг: «В наш век пара и электричества…». Пар уже сделал своё основное дело, а электричество вечно, хотя минут через десять его отключат. Так мы живём сейчас. Начинаем мыть стёкла керосиновых ламп. Свет отключают регулярно. И, когда его отключают, я приближаюсь к своей семье. В темноте квартиры, прерываемой иногда автомобильными фарами, дети читают наизусть стихи, поют песни, и мы всё вместе играем в словесные игры.
      Вот старые часы бьют двенадцать раз. Жду отключения света. Самодельная свечка стоит наготове на пол-литровой банке. Отключение в такое время меня больше всего не устраивает.
      Но вернёмся к моему вопросу. Мне кажется, что люди  стали бы добрее и проще не будь электричества. Вдумчиво писать письма, а не звонить по телефону. «Свеча горела на столе, свеча горела…». Телевизор и компьютер вообще относились бы к миру сверхъестественного. «Свет мой зеркальце скажи…». Возможно, была бы какая-нибудь переброска материи из сказочного мира в наш и наоборот.  И жили бы мы в мире с феями и эльфами, собирали бы волшебные травы против ведьм и колдунов. Сами бы раскрывали в себе магические дарования и слушали бы сказки учёного кота на Лукоморье. Ночевали бы в тавернах дремучего леса. Жареная  курица,   стакан   доброго вина,   огонь  в очаге  и               
удивительные рассказы таинственного путника, тоже зашедшего на ночлег. Вот он, телевизор. Теперь я понимаю, почему нам отключают электроэнергию. Дело не в долгах и неуплатах. Просто там, наверху, хотят, чтобы мы стали добрее.
      Законы природы имеют свойство не изменяться. Те, кто дышит водой, не поймут прелести тёплого ветерка, пронёсшегося над свежескошенной травой. И мы никогда не поймём радости холодного омута. Законы природы незыблемы, а законы, выдуманные человеком, человек же и нарушает. И здесь есть немалая трата нервов человеческого существа. Я почти не смотрю информационные программы по телевизору. По имеющимся у нас каналам идёт повсеместно отрицательная информация. Идёт спокойно, в порядке вещей. Так, как раньше говорили об успехах. Лишь только участившиеся показы советских фильмов вызывают вполне понятную ностальгию. Единичный отрицательный факт на фоне положительного – это возмущённое  общественное мнение. Сплошной поток негатива делает людей равнодушными. Сделай людям два зла, а потом одно исправь. И люди скажут: «Ах, как хорошо!». После урагана и буря спокойная соседка.
      Если бы у меня был пиджак оранжевого цвета, во внутреннем кармане которого я каждое утро находил сто долларов, то я ни за что не продал бы его. Зачем продавать курицу, несущую золотые яйца? А мы продаём. Воруем и продаём. У меня уже атрофировалось понятие Родина. Просто есть место, где я родился, где родилась моя жена, где родились две наших дочки. Моральное состояние любого народа характеризуется отношением общества к старикам и детям. И к инвалидам. Скушает, например, инвалид плотный обед в инвалидном тёплом доме и ковыляет потом с гармошкой в подземный переход людей развлекать. Мол, пусть весело людям будет. А кепочку на бетон так, для понта бросит. Для экзотики. Я, ребята, её брошу, а вы в неё тоже что-то бросайте. Опять же разумеется для колорита. Для коллекции. Ведь каждый нумизмат по-своему монеты собирает. А пенсионер с достойной пенсией посмотрит на это и сядет рядом. Прямо на пол. Гармошку послушать.
   Балаган. Шура Балаганов в президентском кресле. Смотреть тошно,   до чего эти   президенты беспомощны               
и нежны. «Не зная брода – не суйся в воду!». Хорошие слова. Вот я и не суюсь, только пишу что-то на бумаге, белом небе моих мыслей. А голова уже пуста. Крутятся там какие-то звёздочки, а чего крутятся – сами не знают. Рисуют непонятные цветные узоры. Пора бы ложиться спать, но бумага ещё зовёт, притягивает к себе. За невыполнение нормы премию снимем.
       Есть у меня в детстве друг Костя. Почему «есть»? Да потому, что само детство есть в моём прошлом. Наши квартиры находились рядом. Он жил в первой, а я во второй. И вот пошёл я однажды к нему играть. Во что мы там играли, я уже не помню, а помню, что у него была лягушка, не настоящая конечно. От неё шла тонкая резиновая трубочка, заканчивающаяся грушей. Сожмёшь грушу – лягушка прыгнет. Были мы в квартире одни, без взрослых. Получилось так, что ушёл мой друг по своим делам в туалет, а я лягушкой начал развлекаться. И, как на грех, рядом с трубочкой от лягушки оказались ножницы. Большие, блестящие. Как у пропасти: страшно, нельзя, а прыгнуть хочется. И я прыгнул.
      Когда Костя вернулся в комнату, я показал ему обрезок трубочки с грушей и сказал:
           - Смотри, что я нашёл!
      Костя здорово огорчился, и слёзы показались у него на глазах. Он очень дорожил своей лягушкой.
           - К тебе Таська-воровка не приходила? – спросил я.
           - Была вчера. Наверное, точно она! – ответил Костя и тяжело вздохнул.
      Таська-воровка – это соседка и ровесница с третьего этажа. Почему её прозвали «воровка», я до сих пор толком понять не могу. Или не помню. Может быть, она утащила из песочницы какую-нибудь игрушку? Мы ещё  звали её «Горелая». У неё было обожжено лицо с левой стороны и левая рука. Когда-то мать оставила малютку наедине с горящей свечкой. И результат не заставил себя ждать.
      Существуют совпадения, которые могут носить характер роковых взаимосвязей. Таськиной матери, когда Таська превратилась в Анастасию Амбросову, отрезало вагоном сразу об ноги. Мать Таськи работала на железной дороге составительницей поездов. А Таська впоследствии расцвела в своей девичьей красоте и, не смотря на ожоги, стала сексуальнее многих своих подруг. В своё время она вышла  замуж  и  родила  прелестную  девочку.   Вот               
такой здесь «хеппи энд». А насчёт перерезанной трубочки я Косте так и не признался. Струсил, значит.
      Вот так иногда хочется ткнуть пальцем в спящую змею или залезть на высоковольтный столб. Перерезанная резиновая трубочка уже никогда не станет целой, так же как умерший уже никогда не станет живым. Закон тут один. И никогда нельзя делать непоправимое, нажав на кнопку какого-нибудь обрыва. Я совершил непоправимое, перерезав трубочку. Пусть это мелочь, но это так. Во-вторых, я совершил ещё и подлость, не признавшись и свалив вину на другого. А это уже гораздо серьёзнее. И об этом надо помнить всегда, даже президентам.

                09. 12. 98.  г.  Даугавпилс - Кагул.



*Картинка из интернета.
Благодарю авторов.