Дети мало читают

Константин Берёзин
В «Учительской газете» от 12 августа 2014 г. (№ 32 (10529)) на странице 10 опубликовано письмо N из Кишенёва — о домашней библиотеке и о том, как стимулировать у детей интерес к чтению. Там он говорит, что желательно иметь дома хорошие книги и т. д. А мне кажется, что книги, которые он перечислил (ЖЗЛ, различные словари), очень мало интереса у детей вызовут. По всей вероятности, N имеет советское воспитание, и описывает свою собственную библиотеку, собранную им ещё при Советском Союзе. А современным детям нужно что-то современное!

Тем более что Политехнический словарь или Словарь иностранных слов человек не будет читать «подряд»; это — скорее источник справочной информации, в который можно заглядывать только время от времени, а не читать «подряд». Словари могут пробудить интерес школьника к учёбе или научной работе по соответствующим направлениям, а не интерес к чтению. (Даже словарь русского языка В. И. Даля в этом отношении больше подходит как чтение; известно, что А. И. Солженицын в Экибастузе читал словарь Даля «подряд».)

Биографии из ЖЗЛ, изданные в советское время, по большей части скучны, и, как мне кажется, содержат много «воды». Например, есть «водянистая» биография Б. Паскаля, написанная Б. Н. Тарасовым; читать такую книгу — это, конечно, хорошо, но более интересны и познавательны были бы сами «Мысли» Паскаля. (Даже если подросток не станет читать «Мысли» полностью, а просто полюбопытствует, и прочитает что-то из середины, частично, — это, как мне кажется, тоже может оказать на него большое воздействие. Блез Паскаль — это имя, которое известно школьнику из уроков информатики, а в «Мыслях» он сможет увидеть другую, необычную для нас грань творчества этого учёного. Как раз это могло бы быть очень интересным!)

Притом, само оформление, сам внешний вид книг советского времени вряд ли воодушевит современного подростка. Они потрёпанные, унылые. Ведь есть же современные книги, которые выглядят совсем по-другому.

В советских биографиях из ЖЗЛ проводится соответствующая советская идеология; например, молодой Н. В. Гоголь в биографии, написанной Н. Л. Степановым (1961), показан вольнодумцем и чуть ли не революционером. А в другой биографии Н. В. Гоголя, написанной И. П. Золотусским (1979), много «воды». Есть и современные книги из серии ЖЗЛ — но они более редкие и стоят дороже. Многие ли их читают? Обычно сталкиваешься именно с советскими книгами из ЖЗЛ. И в районных библиотеках именно они распространены.

Обычно, когда говорят о том, что человек что-то читает, то прежде всего это вызывает ассоциации с художественной литературой. «Он читает книгу — значит, читает роман, или рассказ, или стихи, на худой конец — биографию из ЖЗЛ или путешествия Даррелла». Это как бы само собой подразумевается. Как мне кажется, этот стереотип вреден! Потому что это настраивает на несерьёзный лад. Какую помощь в социализации окажет чтение стихов А. Блока? Чтение стихов Блока скорее воспрепятствует социализации, а не поможет ей. Ведь мир Блока — это мир фантазий, такой мир, который очень сильно отличается от обыденной реальности. А мы с самого раннего детства даём детям такие фантастические картины, и говорим им, что это — нечто «великое». Есть много другой литературы, которая очень полезна, и которую перед подростками почему-то не популяризуют.

Например, из всей отечественной литературы до-петровского времени в школьной программе присутствует только «Слово о полку Игореве», и в лучшем случае — учитель еще расскажет что-то из житийной литературы (например, из жития Сергия Радонежского). Вот есть, например, эпизод из «жития Сергия», когда к нему пришел крестьянин, и не поверил поначалу, что человек в худой одежде, копающий грядку на огороде, — это настоятель монастыря; но потом пришел князь и воздал Сергию почтение, и крестьянин сильно удивился. Этот отрывок очень хорошо подходит для того, чтобы быть прочитанным на уроке! Очень хорошо подходит! Это рассказ и о скромности, и о трудолюбии, и вообще этот рассказ даёт некий образ древнерусской культуры. Вот когда мы в 1990-х гг. учились в школе, то ли в 5-м, то ли в 6-м классе учитель литературы С. В. Халапсин давал нам отрывки из жития Сергия Радонежского (только не помню, был ли среди них этот эпизод про крестьянина или нет). Если не ошибаюсь, эти отрывки были напечатаны в учебнике литературы. Это было очень необычно и интересно. Спасибо Сергею Владимировичу, что рассказал тогда нам об этом, — а то ведь другой учитель на его месте вполне мог бы обойти это молчанием. Так и остались бы мы с одним «Словом о полку Игореве». В таком случае это была бы очень урезанная, обеднённая картина древнерусской литературы.

Конечно, филологи могут добавить сюда много чего другого, что можно было бы порекомендовать детям из отечественной литературы до-петровского периода: «Повесть о Ерше Ершовиче», «Повесть о Горе-злочастии», «Моление Даниила Заточника», «Задонщина». В конце концов — отрывки из летописей! А если на это ответить: на уроках литературы должна изучаться художественная литература, а не летописи, — то на это можно было бы в свою очередь возразить: а где тогда должны изучаться летописи? На уроках истории отрывки из летописей тоже не читают. (Если учитель истории проявит инициативу, то, конечно, могут и читать.) Получается, что такого рода произведения будут читаться молодёжью или в вузе, или дома по собственному желанию.

Да и вообще эти книги мало распространены; популярного издания (т. е. дешёвого и без обширного справочного аппарата) «Повести временных лет» нету — по крайней мере, я его нигде не могу найти. Лет 15 назад в серии «Азбука-классика» маленького формата было предпринято такое издание «Повести временных лет», а позже — уже не видел никогда. Кто пролоббирует такое издание? Наверное, надо написать в министерство культуры РФ...

(Если добавить ещё пару слов о книгах, которые, несмотря на свою полезность, не издаются, — вот, можно указать на «Апологию истории» французского историка Марка Блока. В отличие от своего русского однофамильца, этот автор будет намного более полезен для воспитания молодёжи. Насколько мне известно, «Апология истории» была издана на русском языке только однажды — в 1986 году. Текст этого сравнительно небольшого сочинения присутствует в онлайн-библиотеке в интернете. Это, конечно, хорошо, что это сочинение есть в онлайне, но было бы намного лучше, если бы оно было издано в виде книги. В виде книги оно намного быстрее дошло бы до народа. Кто его будет искать в интернете? Вряд ли широкая публика обратит на него внимание. В интернете есть другие, намного более рейтинговые места, например, YouTube или страницы «звёзд» в социальных сетях. (Если уж зашла речь об интернете, о молодёжи и о том, что пользуется популярностью, — вот ещё один показательный факт: в русской Википедии до сих пор нет статей о педагоге Альберте Пинкевиче и о психологе Тамаре Дембо.)

Но вернёмся к теме домашней библиотеки. В ней много может быть такого, что заинтересует подростка: Карл Маркс, Эрих Фромм, Альфред Адлер («Практика и теория индивидуальной психологии»), какие-нибудь вузовские учебники (например, по логике), произведения А. И. Солженицына (если «Архипелаг ГУЛАГ» присутствует в школьной программе, то и кроме него ещё много чего есть, Солженицын — плодовитый писатель), наконец, книги по педагогике (учебники, или первоисточники, например — Януш Корчак)... Это было бы очень познавательно и полезно для подростка, для молодого человека. Если школьник и не возьмётся читать какую-то серьёзную книгу (например, «Немецкую идеологию» Маркса и Энгельса), то даже одно то, что он её полистает и полюбопытствует, что это такое, — всё равно окажет некоторое влияние на его культурное развитие, на его эрудицию. Здесь имеет значение сама культурная атмосфера. Если же подросток начнёт читать, положим, «Немецкую идеологию», то сможет почерпнуть для себя по меньшей мере два важных урока: во-первых, уважение к простым людям и к труженикам, во-вторых, понимание, что такое «исторический подход». Это может пригодиться на уроках истории, на уроках экономики.


Написано в 2014 г.




.