Сказание об Арнабе

Владимир Романенко-Россов
    Много веков назад в предгорьях Северного Кавказа жили предки воинственных и  бесстрашных  алан, которые поклонялись различным языческим божествам - богам солнца и Луны , Ветра  и  Огня , Земли  и Леса. Но более других были почитаемы Верховный Бог всех Богов - могущественный Тейри, от которого зависели жизнь и смерть каждого человека, и богиня Апсаты , та , что дарила удачу в охоте  на  диких зверей  и  птиц.  Ещё  с  пещерных   времён поклонялись люди Великой Апсаты, и , если  тот  или  иной        охотник не гневил её чрезмерной  жадностью и  жестокостью ,  если  не брал добычи больше , чем  это  было  необходимо  для  того, чтобы накормить и одеть себя и свою семью, щедро воздавала   ему Мудрая Апсаты ловкостью и умением и не обходила его  удачей в промысле. Если же  находился тот , кто превращал  охоту  в   разбой,  Апсаты подвергала его  наказанию, а иногда даже  лишала  жизни , и погибал охотник , либо поскользнувшись на мокрой   скале , либо в лапах свирепого Чёрного медведя. 
    Каждый год собирались вокруг пещеры Богини  все  звери  и  птицы  лесов, гор и полей ,    приносили  ей свои просьбы  и  жалобы, показывали  родившихся детёнышей . Апсаты не  только  защищала своих подданных , но если  это  было необходимо, лечила их  болезни , подбирая для этого лечебные травы и показывая  дорогу  к целительным источникам. А когда случался  лесной  пожар, она   сама мчалась верхом на олене впереди убегающих от огня обитателей леса и уводила их от опасности.
        Было у Апсаты несколько  любимых лесных животных, с  которыми она не расставалась никогда, и среди них - серна, лиса, олень  и медведь.  Был  у  неё  и  любимый    заяц по имени  Арнабэ. Мех у зайца был пушистый, белый и, когда  наступали  холода, Богиня   сидела у огня , прижимая к себе зайца и согревалась его теплой шубкой. Когда же  наступало лето и наливались  соком горные  луга, именно Арнабэ  помогал Апсаты  отыскивать  лечебные   травы.   Однажды во время отдыха Богиня Охоты взяла зайца  на  руки  и   сказала: 
        -Ты  много  лет  помогаешь  мне  в моих заботах, нет ли у тебя какого - нибудь сокровенного желания, которое  я  могла  бы   исполнить?             
       -Есть, Мать Апсаты- ответил заяц Арнабэ - но сможешь ли ты его исполнить, я не знаю.               
    -Не таись, Арнабэ , скажи мне , а уж  я попробую  для  тебя   сделать всё , что смогу!               
    -Тогда   слушай. То,  что я почти всегда рядом  с  тобой,  придаёт  мне    храбрости, но  как только мы расстаёмся, я готов  умереть от страха. Я боюсь всего - охотников , волков , медведей , лисиц... Я боюсь даже куропаток. Это всё потому, что я маленький и слабый. Вот если бы я был большим и сильным, я бы ничего не боялся.  Прошу тебя, Мать Апсаты, сделай меня большим и сильным, и  я  не буду бояться никого  и  ничего  на  свете! 
     -Но ведь то, что ты мал  ростом  и  лёгок,  делает  тебя  подвижным  и  быстрым - ты можешь уйти от любой погони . У  тебя отличный нюх и прекрасный слух, ты чуешь опасность задолго до того, как она  появится рядом. А как красив твой мех! У тебя нет  причин  жаловаться на судьбу.    
    -Мне надоело вечно прислушиваться  и  принюхиваться, а  потом бежать от страха  после  каждого  шороха.  Я  хочу  быть  большим и сильным , аесли ты не можешь в  этом  помочь, нечего  спрашивать о моих желаниях!       
     - Хорошо, я  помогу тебе, раз  обещала. Высоко    в    горах,  там, где    даже    в  самое  жаркое  время  в  озёрах  плавает  лёд , растёт огонь-трава с листьями красного цвета. Поешь  этой травы один день, и ты станешь большим  и  сильным, как  Чёрный   медведь. Только смотри,  не жадничай, а то будешь таким  громадным и тяжёлым , что не  сможешь сойти с места!
      Поблагодарил заяц Мать Апсаты и помчался в горы к ледяным озёрам. Нашёл он траву и бросился есть ее , забыв  про  наказ Богини. Поел день - стал ростом и силой с медведя, поел  два  дня - вырос выше сосен в лесу , а всё ему кажется мало... Так ел  он  четыре дня, пока не  превратился  в  громадную  гору.  Лежит, не может ни ногой пошевелит, ни ухом  двинуть. Долго  он  так        лежал, пока Апсаты не подошла к нему и не увидела, что случилось.
        -Глупый Арнабэ - сказала она - говорила я тебе - не жадничай!   Ничего не боится вовсе не тот, кто крупнее всех, а тот кто  обладает ловкостью  и  хитростью. Волк намного меньше  оленя, но легко может одолеть  его. А ещё , чтобы  быть  смелым, надо иметь храброе сердце !  У тебя же оно всегда было и  будет заячьим . Ладно, я тебя выручу , но в память о твоей  глупости  и  жадности  в  этом месте всегда  будет  стоять  гора , и  выглядеть она будет точно так , как выглядишь сейчас ты!   
Дотронулась  Богиня  до  Арнабэ  своим посохом, тот  сразу   же стал прежним белым пушистым зайцем и с радостью прыгнул на   руки Апсаты.
              А там, где Арнабэ когда-то  ел  огонь-траву, до сих пор стоит высокая гора, повторяющая своими очертаниями силуэт  гигантского зайца с длинными вытянутыми ушами.  Теперь это  место называется перевалом Заячьи Ушки . Поднимитесь на этот перевал ,  и вы увидите  с орлиной высоты те озёра , в которых  даже  в   самое тёплое время года плавает лёд.