Девочка на шаре

Жанна Корсунова
Культуру надо насаждать! Иначе нас всех ждет крах.
Сергей Капица

Сегодня с поездом в метро влетела картинная галерея. Напротив остановилось полотно Владимира Кудревича «Утро весны». Березы, новорожденная зелень, все такое. Красиво, в общем.

Прошелестели друг за другом мысли: «как странно» и «как классно».
Когда с утра ты видишь красоту, то через нее выстраивается весь день. И весь день хочется выстраивать красоту.

К слову, эта картина белорусского художника – вполне импрессионистическая. А импрессионистов я люблю давно и нежно. Потому-то, попав в Москву, могла ли я пройти мимо столетнего музея изобразительных искусств имени Пушкина. Их там, любимых, оказалось много, очень много!

Там плодоносят красные виноградники Ван Гога, по залу кружат балерины, много балерин Дега. Там улыбается Иветт Гильбер, воспетая Лотреком. Там польгогеновские люди Океании в набедренных повязках населяют целый зал. И Поль Сезанн с известной парочкой Пьеро и Арлекина своим автопортретом венчает целый зал. И у Моне там целый зал, где сидя на банкетках можно любоваться «Завтраком на траве» и лондонским туманом.

И да, там кроме импрессионистов много всего разного, не менее прекрасного: Матис, Шагал, Малевич и Кандинский.

И даже девочка Пикассо балансирует на шаре уже сто лет – в 1913 году ее привез Иван Морозов из Парижа – большой ценитель и просто меценат.

Давая отдых уходившимся ногам, любуясь шедевральным антуражем, я услышала голос из глубины группы. И поднялась с банкетки, и пошла на голос, как на свирель Нильса. И не могла уже отлепиться, потому что сладкий голос пел – не только про различия пост- и неоимпрессионистов. Он пел еще про то, как возвеличивают картину вертикальные линии – колонны, подсвечники, свечи. И про горы, на которые глядя, человек сам становится выше в помыслах своих и намерениях. Про силу цвета и мощь композиции. Про многое такое, что совершенно необходимо для понимания и чувствования. Для очеловечивания человека.

И было совершенно очевидно, что эти люди, пестрым облаком перетекающие из зала в зал, примагниченные сладким голосом птицы Феникс, приобщившись, проникнувшись и поняв, уж точно не пойдут в подворотню крошить зеленое стекло бутылок и пинать котов.
И ближнего не предадут. И брать его в прицел не станут.

И будет спасть спокойно Сергей Петрович Капица.
Потому что вагоны метро с людьми заодно повезут прекрасные картины.
Потому что в центре Москвы сто лет стоит музей. В нем девочка на шаре радуется жизни, которая вся впереди.