ПисьмоЭренбурга

Юра Полюсук
   Шел 1955  год. Я тогда учился в Тбилиси, в десятом классе. Прочитав  в одной из  центральных  газет о   том,что при Совете Министров СССР  создана  Комиссия  по  рассмотрению дел  тех, кто был репрессирован  во времена сталинских  арестов,  я сразу  понял, что  это может коснуться и меня  лично, потому  что моего отца арестовали в 1938 году и произошло это  за месяц до моего  рождения.
   В послевоенные  годы у многих моих сверстников  тоже не было  отцов, но большинство  из них  были уверены в том, что их отцы  геройски  погибли  на войне  и, конечно же,  очень  гордились  ими. Когда же меня спрашивали о моем  отце, то я еле сдерживал  слезы, потому что знал-его осудили как “как врага”  народа.Я же был совершенно уверен, что мой отец не мог совершить никакого преступления и что когда-нибудь его оправдают.
   Узнав о создании Комисси,я написал письмо  Председателю Президиума Верховного Совета СССР товарищу Ворошилову с просьбой сообщить о судьбе  моего отца. Спустя  некоторое  время  меня вызвали в ЗАГС,  и выдали мне свидетельство  о смерти моего  отца.
   Все свои  детские и юношеские  годы я жил с надеждой на то, что мой отец  жив,и  в один прерасный  день он войдет в наш дом и ласково скажет  мне: ”Здравствуй сынок”. Я  часто разговаривал с ним  по ночам,советовался  с ним, даже тогда, когда я стал старше него. Я гордился им, зная что он был секретарем одного из райкомов  партии на  Дальнем Востоке и заслужил своей работой  большое  уважение по свидетельству  многих  жителей этого района. Получив же  свидетельство о его смерти, я понял,что моей встречи с ним мне уже не суждено сбыться никогда.               
   И дата смерти, и диагноз “кровоизлияние в  мозг”- все оказалось  ложью. Как  стало  известно позже, отца на самом деле растреляли. Его обвинили в том,что он мало уделял внимания  разведению  картофеля, а  также проявил политическую  близорукость, не разглядел в своем  заместителе японского  шпиона. Все это так подействовало на меня,что я впал в глубокую  депрессию; ничего не хотелось  делать, все  валилось из  рук. Это стало для меня незаживающей  раной на всю  мою жизнь.
   Как раз в это время мне довелось прочесть произвеление моего  любимого писателя Ильи Эренбурга-повесть ”Не переводя  дыхания”. В ней рассказывалось о строительстве  домны  на одной из больших строек тридцатых  годов, которая имела  очень важное  народнохозяйственное  значение для  страны. На этой  стройке  с большим  энтузиазмом работала молодежь,среди  которых  был и главный  герой повести Володя Сафонов. В начале все это  очень захватило и  было  очень  интересно ему,  но постепенно он потерял интерес  к этой  стройке. Он   потерял свое  место  в этом коллективе,разорочавался в жизни и покончил с собой. Прочитав  это, мне показазалось ,  что когда  ты не в ладу с обществом  и разочаровался  в нем, это наилучший  выход. И я написал письмо Эренбургу, в котором признался;  что  после того того как я узнал о гибели  отца и той лжи, которая была связана с этим, я так же как и герой его повести потерял смысл в этой жизни. Вскоре я получил от Эренбурга  очень ласковое и трогательное письмо, в котором он убеждал меня в неправоте моих суждений. Ниже привожу полный текст этого  письма;

   13 апреля 1955
   МИЛЫЙ  ЮРИЙ ПОЛЮСУК.
   МНЕ  КАЖЕТСЯ,ЧТО ВАШЕ КРИТИЧЕСКОЕ ОТНОШЕНИЕ КО МНОГОМУ, ЧТО ВЫ НАБЛЮДАЕТЕ, СВЯЗАНО С ЧЕСТНОСТЬЮ, ПРИНЦИПИАЛЬНОСТЬЮ.А ЗНАЧИТ ВАМ  НЕЧЕГО ДУМАТЬ О КОНЦЕ ВОЛОДИ САФОНОВА. ДА И 1955 ГОД НЕ ПОХОЖ НА 1932 РАЗОЧАРОВЫВАТЬСЯ ВАМ  РАНО, ЭТО  ПРЕДРАССВЕТНЫЙ ТУМАН ВОКРУГ ВАС И В ВАС, А НЕ ВЕЧЕР. БУДЬТЕ  МУЖЕСТВЕННЫМ. ЧИТАЙТЕ, УЧИТЕСЬ И ОТСТАИВАЙТЕ ТО, ЧТО ВАМ  КАЖЕТСЯ ЧИСТЫМ И ПРАВИЛЬНЫМ.

ВСЕГО ВАМ ЛУЧШЕГО
Подпись.