Экономические культы

Михаил Анохин
Культура – понятие общее, связанное с деятельностью человека. Конкретно же, есть культура аборигена Австралии, эскимоса, китайца, европейца и так далее. Точно так же как понятие Бог есть общее метафизическое представление человека о «началах и концах», но и культы Бога – разные. Есть бог иудеев представленный в трех ипостасях, как Иегова и Саваоф, Яхве. У древних монголов Тенгри, у мусульман – Аллах, у христиан – единый и нераздельный бог в трех лицах, или Троица.
Это я к тому, что культура и культ  связаны между собой самым тесным образом, практически - это одно и тоже.

- А как же атеизм, – спросит меня читатель?
Отвечаю: точно так же - атеизм культурное  явление.  Атеизм = культ. В подтверждение сказанному сообщаю, что уже в Англии и США юридически оформлена атеистическая церковь. Подозреваю что это старый протертый тулуп церкви сатанистов, даже наизнанку не вывернутый, а только сменивший вывеску пристойности ради.

Логический парадокс атеизма, он отрицает то, чего, по его мнению, не было и быть не может.  Это как улыбка чеширского кота, или усмешка дьявола. Вести неистовые сражения заведомо зная о том, что не существуют земли и ценности, за которые идет сражение?!

Однако цель моей статьи другая, я хочу показать что экономика – важнейшая из культур  есть такая же религия, как и все прочие культы.

Каков  бог рыночной экономики? «Невидимая рука рынка», так ведь? Которая действует сама по себе как действует любая метафизическая сущность, или закон природы. Разница с «законом природы» очевидная и простая – «невидимая рука рынка» действует исключительно в рыночных экономических отношениях людей, а «закон природы» не знает и ни чего о человеке  и знать не хочет! Он – объективен!

Таким образом, рыночная экономика – это культ со всеми своими атрибутами как-то биржами, банками и так далее. Без большой натяжки можно назвать это церковью потому как здесь есть служители этого культа – экономисты, брокеры, дилеры, дистрибьютеры, риэлтеры и так далее. Есть и иерархия во главе с наднациональными институтами, такими как МФВ к примеру и избираемый этим синклитом свой экономический патриарх. Ныне это Кристина Логар.

Рыночная экономика запрещает человеку волевым усилием вмешиваться в действие «невидимой руки» - это святотатство!
В рыночной экономики как в любом культе существуют магические обряды, например гадания, называемые индикативным планированием и так далее.

Что же противостоит метафизическому рынку?

Ему противостоит государственный = бюрократический рынок, где действует человеческая воля и понимаемая бюрократией целесообразность.

В таких местах не устаю, повторят формулу Маркса, что  «Бюрократия имеет в своем обладании государство.  Это есть её частная собственность». 

P.S. в 2015 году наткнулся на уточнение этой формулы: "Власть – это конкретно-историческая группировка, состоящая из конкретных, поимённо-известных лиц, которая на данный момент распределяет ресурсы. Точка. Всё".

Думается нет нужды уточнять что кроме нефти и газа под ресурсами понимается много чего иного, что даже пощупать руками невозможно - например: информационное пространство.

Национальная бюрократия как любой собственник, не сошедший с ума, стремится преумножить своё богатство и защитить его от любого посягательства.

Тема отношения к собственности национальной и транснациональной бюрократии важная, но другая. Мы же подходим к финалу заданной себе задачки показать, что любая экономика есть культ – шире церковная организация.

Не трудно сообразить, что бюрократическая экономика есть иерархия человеческих воль, а где человек там и сопутствующая ему, не устранимая ни чем - субъективность.

А где субъективность там и метафизика. То есть бюрократическая модель рыночных отношений такой же культ, такая же церковь, как и рыночная модель экономики. Она противостоит «невидимой руке рынка» точно так же как радикальный ислам противостоит христианству!

В подтверждении этих слов закончу цитату Карла Маркса: «Всеобщий дух бюрократии есть тайна. Соблюдение этого таинства обеспечивается в её среде её иерархической организацией,  а по  отношению к внешнему миру - её замкнутым корпоративным характером».

Последнее еще больше относится к рыночной экономики, поскольку она защищает свою анонимность законами. Порой легче у змеи отыскать ноги, чем собственника «завода-парохода».

Конечно, в реальности экономические отношения напоминают сознание современного человека, в котором намешаны разнообразные культы, суеверия, идолы и прочая хрень. Однако как понятие «идеального газа» полезно в физике, так и понимание двух противостоящих метафизических культов экономик, полезно для ориентации в экономическом пространстве современного мира.

Прокопьевск 2014 май.