Город с безымянными улицами

Владимир Владыкин 2
       
        ГОРОД С «БЕЗЫМЯННЫМИ» УЛИЦАМИ
 
В начале 90-х годов прошлого века во многих  городах России произошёл возврат исконных названий проспектов, улиц, скверов, носивших имена террористов, большевиков, писателей и т.д. Но таким городам как Ленинград, Свердловск, Горький, Калинин  и др. вернули их подлинные названия. Думаю,  это было сделано вполне справедливо, так как по не традиционным учениям в именах людей, названиях городов, посёлков, сёл, деревень от момента их оснований  заключено, так сказать, их родовое информационное поле, определяющее судьбу, будь это человек или крупный населённый пункт.
В названиях аккумулируется не только энергия, но информация о том, по какому пути пойдёт социальное развитие того или иного города или посёлка. Как считает экстрасенс Игорь Ч., в названиях сокрыт исторический смысл. Когда старые названия отменяются, и даются новые, происходит смена энергий, если хотите, нарушается код информационного обмена. Это можно сравнить с программой компьютера: если заменить в ней хотя бы одну операцию на другую, но чуждую ей, меняется первоначальная задача. Точно так происходит и с переименовкой  городов и улиц, что отражается на их благополучии.
В годы правления большевиков таким образом были изменены судьбы многих больших и малых городов. А теперь обратимся к нашему Брянску, где многие улицы носят чуждые ему названия. В старые времена  улицы называли по социальному происхождению их жителей. Если жили, скажем, гончары, то улица называлась Гончарной, если были литейщики – Литейной, если ямщики – Ямщицкая и т.д., то есть естественное информационное поле не нарушалось. В Брянске немного улиц с исконными названиями, например, Ямская, Топольская, переулок Канатный, а вот улица Авилова переименовалась дважды, сначала была Васильевская, после стала Горького. Хотя и в прошлые века в областном центре меняли названия не раз и в Нижней и Верхних слободах, но это зависело оттого, что в городе появлялись разные сословия купцов. К примеру, две купеческие семьи Комаровы и Комарёвы жили почти в одно и то же время. Нынешняя улица Фокина когда-то носила имя купца Говядина, потом стала Комаровской, потом, Ленина. Жаль, газетная площадь не позволяет углубиться в историю названия улиц.
Проспекты Ленина были почти в каждом городе. В Брянске до революции центральный проспект назывался Петропавловским из-за того, что на месте нынешней гостиницы «Брянск» стоял монастырь Петра и Павла. Петропавловский несёт в себе историю XVIII-XIX веков тогдашнего уездного города. В этом названии заключен колорит и аромат той эпохи, которого напрочь лишены проспекты, улицы, скверы, носящие ныне чуждые им имена. Какое отношение к нашему городу имеют Урицкий, Володарский, а Софья Перовская так вообще была террористка и странно, что эта улица носит ее имя, запачканное кровью. К тому же борьба с терроризмом святое дело, а мы боимся расстаться с преступными именами большевиков, руки которых также в крови, расстрелянного ими народа.
Улица Луначарского была Старособорной, а Калинина Московской, Красноармейский Трубчевским, Советская Смоленской, а сквер имени Карла Маркса был Красным. Так можно перечислять без конца, но от этого ничего  не изменится, если не вернуть нашим проспектам и улицам их  родные названия, которые возродят историческое «лицо» города. Думаю, что и памятник Пересвета стоит не на своем месте, может,  боярин Александр Пересвет и уезжал во главе брянского ополчения именно с княжеского двора, но одно время жил он в Свенском монастыре. Удивительно, что на Покровской горе нет памятника Роману Брянскому, хорошо хоть то, что одна из  улиц города носит его имя.
Давно уже не ведутся споры историков и краеведов о том, кто является основателем Брянска. Из истории края известно, что им мог быть вполне киевский князь Владимир Святославович, построивший на северо-востоке оградительный форпост от набегов на Киевскую Русь кочевников: хазар, печенегов, половцев. Еще в 988 году князь Владимир начал ставить города-крепости по Десне, Востре, Трубежу, Суле и т.д. Действительно ли Владимир Святославович, строивший крепости, единственной целью имел в виду только защиту Киевского государства от набегов кочевников? Ведь имеется и другая версия: он подчинял своей власти славянские племена вятичей, радимичей, древлян, кривичей. Тем не менее Брянск был основан в последней четверти 10 века, хотя первое летописное упоминание о нём относится к 1146 году.  Между прочим, на территории областного центра поселения славянских родов и племен существовали ещё задолго до походов Святослава и Владимира. Так что основателем Брянска можно смело считать князя Владимира. И потому он заслуживает того, чтобы в городе стоял ему памятник. Предвижу возражение некоторых историков и краеведов, имеющих иную точку зрения на фигуру этого князя. Известно, что Владимир Святославович был завоевателем славянских племён, а потому ни о каком памятнике завоевателю речи быть не может.
Выходит, наш город относится к тем городам, у которых нет прямых основателей? Но и стихийно он не мог возникнуть, поскольку, наверное, всякий населённый пункт имеет своего основоположника. Существует легенда о заложении Свенского монастыря Романом Брянским. Но вот Брянску отказывают даже в предании того, что Владимир Святославович Рюрикович и есть тот единственный, кто постановил быть на Десне городу, а название Дебрянск было дано ему несколько позже. Кстати, семантику этого слова в свое время по-разному достаточно убедительно толковали лингвисты и краеведы. Поэтому нет нужды возвращаться к происхождению древнего названия города.
Автор этих заметок родился в Новочеркасске - столице Войска Донского. Так вот там, в сквере перед атаманским дворцом, стоял памятник основателю города М.И. Платову с 1853 года, а в 1923 году его убрали и поставили памятник вождю пролетариата, и только в мае 1993 года памятник основателю столицы донских казаков занял своё законное место. Причём тогда же в старой части города улицам вернули все их исторические названия, с которых началось его летоисчисление. Горожане любят свой город и чтят его славную историю, а городская власть изыскала деньги на восстановление исторической справедливости. Между прочим, в Новочеркасске к 200-летию города и к 250-летию М.И.Платова в мае 2005 года ему был установлен второй памятник, едущему на коне атаману…
Считаю, что Брянск один из немногих городов, не очень уважающий свою героическую историю. Хотя отцы города всех поколений клялись ему в любви. Но вот в последнее десятилетие их наследниками власти сделано не так уж много, чтобы хотя бы немного по благоустройству он приблизился к облику европейских городов. Чтобы Брянску придать настоящий исторический вид, вернуть старые названия, для нынешней власти, считаю, делом чести. История этого акта не забудет. Изыскать средства на богоугодное дело просто необходимо. Ведь кто знает, может, из-за того, что чиновники не чтят  историю родного города, он и выглядит таким неблагоустроенным. Но эта тема отдельная.
Некоторые политики считают, что в год выборов установку памятника братьям Могилевцевым лучше не начинать, так как ещё не создано общественное мнение, а уж о возврате исторических названий и говорить нечего. Мол, эта акция только напугает электорат, особенно тех, кто всё ещё не расстался с коммунистическими взглядами. Однако переименовка вовсе не политическая акция, а культурологическая. Повторяю, необходимо вернуть городу его информационный код и тем самым восстановить энергетический баланс,  из-за чего станет ощутимо дыхание истории, уклада старой жизни. Кто бывал в Санкт-Петербурге, тот хорошо помнит это удивительное ощущение историчности и старины, а все потому, что и при советской власти в городе на Неве, как ни в одном городе, были сохранены исторические названия проспектов и улиц.
В советский период Брянск, безусловно, быстро строился, менялся буквально на глазах. Все это так. Но хорошую архитектуру прошлые десятилетия оставили в наследство мало. Новые микрорайоны застроены сплошь серыми безликими коробками, которые в ближайшее время придется сносить, как сейчас это делают в Москве. Старая часть областного центра в основном состоит из массивов частных секторов. Современные коттеджи, особняки смотрятся на фоне послевоенного посада, конечно, роскошно. Ещё не скоро большинство населения сумеет строить такие же усадьбы, как нынешние состоятельные люди.
И всё-таки некоторые названия улиц в Брянске носят политический оттенок. «3-го июля», «9-го января», что также чуждо городу со славной партизанкой историей. Ничего не скажешь против названия улицы «Вали Сафроновой», носящей имя отважной юной партизанки и оно должно остаться. А вот Станко Димитров совершенно чуждое имя, не отражающее местной истории. Таких примеров много. Володарский район, считаю, уместно было бы переименовать в Мальцевский, так как С.И. Мальцев предприниматель-заводчик много сделал для основания и развития в Брянске тяжёлой промышленности именно в том районе… Кстати. Сами жители далеко не все знают именем кого величается их район, то же самое относится и к улицам, названных людьми, не имеющих отношения к городу. А молодёжь так вообще не знает ни Дмитрова, Урицкого, впрочем, не знают кто была Валя Сафронова или Софья Перовская…
И пора бы площадь Ленина вместе с памятником упразднить и назвать именем Павла или Семёна Могилевцевых. Один из них, кстати, построил на месте нынешнего высотного здания-коробки городской администрации чудесный особняк в дар своей дочери к свадьбе. Этот красивый особняк, который долгое время служил Домом Советов, тогдашние власти варварски снесли. Так что площадь Семёновская  или Павловская звучали бы неплохо…

Владимир ВЛАДЫКИН
           Член Союза журналистов России, писатель.