Джон Уинтроп. Причины для эмиграции в Новую Англию

Инквизитор Эйзенхорн 2
ПРИЧИНЫ ДЛЯ ЭМИГРАЦИИ В НОВУЮ АНГЛИЮ
Джон Уинтроп (1631)
http://winthropsociety.com/doc_reasons.php

Причины, которые необходимо учитывать для создания предполагаемых колоний в Новой Англии и для поощрения тех, чьи сердца Бог подвигает к этому.

1. Это будет служением Церкви, имеющим большие возможности нести Евангелие в эти части мира, чтобы содействовать приходу полноты язычников, и поднять знамя против царства антихриста, которое иезуиты усиливаются насадить в тех краях.
2. Все церкви Европы сейчас опустошены, и за наши грехи Господь начинает гневаться и на нас, угрожая погубить. Зло, угрожавшее нам уже давно, готово прийти на нас; и кто знает, не будет ли то место, что уготовал нам Бог, убежищем для многих из тех, кого Он желает спасти от всеобщего отступления, и если мы видим, что для Церкви больше не осталось места, кроме как уходить в пустыню - то не будет ли наилучшим делом пойти и подготовить кров и пищу для тех, кто придет потом?
3. Наша земля устала от ее  жителей, так как человек, который является самым ценным из всех существ, здесь стал более мерзким и развращенным, нежели мир когда-либо видел, и мы оказались тупее лошадей и овец; господа не могут всей своей властью обуздать слуг, родители - детей; города разорены нечестной торговлей при всех попытках властей этому помешать, и сами законы пишутся во вред нашему народу. Таким образом, наши дети, слуги и соседи, особенно если они будут честны, вынуждены подсчитывать убытки даже там, где не должно быть ничего, кроме благословений.
4. Вся земля есть сад Господа, и Он отдал ее сынам человеческим с общим для них поручением: "плодитесь и размножайтесь, и наполняйте землю и обладайте ею" (Быт.1.28), которое было обновлено для Ноя. И эта цель Его является двойственной: естественной, чтобы человек мог наслаждаться плодами земли, и духовной, чтобы Бог получал должную славу Свою. Почему же тогда мы должны ограничиться нашим местом обитания здесь, где люди вынуждены тратить неимоверные усилия, чтобы оградить и возделать для себя один-два акра земли, и в то же время не использовать целый континент, плодородный и удобный для всякой пользы человеческой, если есть возможности его улучшить?
5. Мы выросли среди людской невоздержанности и бунта, и состояние людей здесь становится почти нестерпимым; однако те, кто не может этого выносить, должны жить здесь, подвергаясь насмешкам и презрению. Речь идет также о том, что почти все дела и торги стали бесчестными и неправедными, так что почти невозможно для хорошего и честного человека поддержать свое благосостояние, пока он живет здесь.
6. Источники обучения и религии настолько повреждены, - и это помимо непомерной стоимости образования, - что большинство детей, даже самые лучшие и талантливые из них, развращаются и уродуются ложью и множеством дурных примеров распущенности, поощряемой руководством учебных заведений, где люди стали упрямее верблюдов, насаждая всевозможные мерзости таким образом, что им уже невозможно противостоять.
7. Что же может быть лучшим, более почетным и достойным делом для христианина, чем поднимать Церковь там, где она только начинается, и присоединить свои силы к такому сообществу верных, которое при наличии своевременной помощи сможет усилиться и процветать, а без этой помощи неминуемо подвергнется большим опасностям, если не будет полностью разрушенным?
8. Если даже люди, желающие быть благочестивыми, могут жить в богатстве и процветании здесь - не будет ли их долгом оставить все это, чтобы присоединиться к той Церкви, которая находится в угрожаемом состоянии? Пусть же это будет лучшим примером, чем мирские и злобные планы обосновавшихся в тех краях авантюристов, и пусть этот пример побудит как можно больше людей доверять Богу и пребывать в молитве за наши колонии, и поощрять других присоединиться к тому же.
9. Ныне явлено великое дело Божие на благо Его Церкви, состоящее в том, что Он пробуждает сердца многих Своих мудрых и верных слуг, служителей и других, к тому, чтобы не просто участвовать в этом предприятии, но взять на себя заинтересованность в нем, и вместе с другими людьми послужить ему своим  имением, а также молитвой о благополучии его. Господь открывает такие тайны Своим рабам, пророкам (Ам.3), и вполне вероятно, что, начав такое дело, Он явил Своих пророков среди нас, и это те люди, которых Он побудил поощрять других Своих слуг трудиться в наших колониях. Не используем же Его пророков в соблазн народу, и не будем поощрять служения лжепророков и дела духов-обольстителей.

Возражения, которые могут быть приведены против такого дела, с ответами на них.

Возражение I. У нас нет права ехать в ту землю, которой до нас обладали другие.
Ответ 1. То, что является общим и никогда не было устроено или покорено, лежит свободно для того, кто желает обладать и улучшить, ибо  Бог дал сынам человеческим двойное право на землю - естественное и гражданское. Право только естественное было тогда, когда люди владели землей сообща, и каждый мог возделывать ее и кормиться там, где ему вздумается. Но когда люди и их скот возросли в числе, они присвоили определенные участки земли и закрепили их принадлежность себе, и со временем это стало их гражданским правом. Таково право, которое Ефрон Хеттеянин получил на землю Махпела, где Авраам не мог похоронить мертвого без разрешения, хотя он обитал свободно в других частях страны и брал плоды их по своему усмотрению. Такое же право имел и Иаков, который свободно пас стада свои в земле Емморовой, и был господином и в других местах. В те времена и в тех краях люди не имели ничего своего, кроме того что они  могли произвести сами; так, например, рабы Авимелеха, обитавшего на своей земле, часто боролись с рабами Исаака за колодцы, которые они рыли, но никогда не пытались присвоить его землю. Так было между Иаковом и Лаваном, когда Иаков не принимал скот без особого договора, но не вступал в сделки с землей, с которой он кормился, и очень вероятно, что, если бы земля не была столь бесплатной для Иакова, как для Лавана, алчный негодяй подчинил бы его своим интересам и поработил Иакова через нее, как он сделал со скотом его. Что касается туземцев в Новой Англии, то они ничего не вложили в эту землю, у них нет оседлого жилья, обработанной земли и постоянных пастбищ для скота, и они имеют только естественное право на эту землю, но никак не гражданское. Так что, если мы оставим им достаточно для собственного пользования, мы можем на законных основаниях взять остальное, чтобы там могло быть более чем достаточно для них и для нас.
Ответ 2. Мы придем с большими благами для туземцев, которые уже извлекают пользу из наших городов и селений и знают, что мы можем лучше использовать свою часть, чем они использовали все. И это означает, что мы пришли с чем-то действительно ценным, ибо они имеют от нас то, что даст им больше пользы, чем вся та земля, которую мы берем от них.
Ответ 3. В некоторых местах Бог до нас истребил туземцев чумой, так что там почти не осталось населения.
Возражение II. Будет большой ошибкой нашей Церкви и страны - забирать из отечества лучших людей и тем самым открывать его для тех судов Божиих, которых мы так боимся.
Ответ 1. Тот, кто уводит хороших людей из страны, не вызывает суд, но предупреждает о нем,  призывая тех, кто остаются, отвернуться от своих злых путей, чтобы они тем самым могли предотвратить его, так что они могут избежать этого.
Ответ 2. Те, кто уйдут, больше не отвечают за тех, кто остается, и, вероятно, принесут им больше пользы там, чем здесь. А так как Церковь Христова является вселенской и не различает стран и земель, тот, кто делает добро в любом месте, служит Церкви везде, ибо она едина.
Ответ 3. Нам известна воля Божья, что Евангелие будет проповедано во всех народах, и хотя мы не знаем, получат ли его эти варвары сейчас или нет, но будет благим делом послужить Божьему провидению в предоставлении им его; и будет лучше всего, если это сделают сознательные слуги Божии, ибо Бог получит славу Свою, даже если они откажутся что-то сделать, теперь же есть хорошая  надежда, что потомство народов будет таким образом собрано в овчарню Христа.
Возражение III. Мы долгое время опасались суда, но пока мы в безопасности. Лучше было бы поэтому остаться, пока суд не придет, и тогда мы сможем бежать, или, если мы попадем под него, положение и страдания нашей Церкви могут не быть худшими, чем теперь.
Ответ. Вполне вероятно, что такое соображение могло бы позволить Церкви на материке, в таких местах, как Пфальц, Ла-Рошель и т.д., оставаться на месте и не искать пристанища в то время как люди, возможно, нашли его. Но плачевное зрелище их гибели может научить нас большей мудрости, чтобы избежать чумы, когда мы предвидим ее, а не медлить, как они, пока она достигнет нас. Если бы сейчас они находились в прежнем положении, мы могли бы быть уверены, что они предприняли бы другие меры к своей безопасности. Ибо даже если бы для половины из них бегство окончилось бы бедой, они не причинили бы такого несчастья себе и религии, как при этом отчаянном упорстве, которое в итоге довело многих из них до отречения от истины, давно исповедовавшейся ими, и до погружения во зло всего их потомства.
Возражение IV. Неудача других поселений подсказывает, что будет с нами.
Ответ 1. Ни одно из них не претерпело действительно большого ущерба, кроме Вирджинии, которая пострадала в основном из-за собственной лени и непредусмотрительности.
Ответ 2. Это вообще не очень хороший аргумент: некоторые поселения развалились, поэтому мы вообще не должны делать ничего. Он вообще ничего не доказывает. Мы могли бы также рассуждать таким образом: многие дома горят, поэтому мы вообще не должны ничего строить; многие суда тонут, поэтому не надо с таким риском плавать по морям и привозить товары, ибо можно обойтись тем, что мы произведем дома; некоторые люди, выдвинувшись, пали, поэтому мы должны отказаться от всякой карьеры, и т.д.
Ответ 3. Плод любого общественного начинания не обещает скорого успеха. Мы можем не дожить до этого времени, но все поселения добьются хороших результатов.
Ответ 4. Есть большие и фундаментальные ошибки прежних поселений, которых, вероятно, можно избежать нам, а именно:
1. Их главные цели были плотскими, а не религиозными.
2. Они использовали непригодные инструменты, плохо организовывали труд и управляли людьми, набирая к тому же отбросы нашего общества.
3. Они не смогли создать правильную форму правления.
Возражение V. Участие в этой затее связано со многими и большими трудностями.
Ответ. Так бывает со всяким хорошим делом. Язычники говорили: Ardua virtutis (трудное достойно), и Царство Божие, которое является самым достойным из всего, силою берется. Тесны врата и узок путь, ведущий в жизнь. Опять же, такие трудности не являются не чем иным, как испытаниями от Бога, через которые Он дарует нам благо, и многие из них не больше тех, с которыми мы сталкиваемся здесь.
Возражение VI. Это труд, непосильный для нас.
Ответ 1. Благосостояние любого сообщества состоит не столько в количестве благ, сколько в должной пропорции и расположении их. Мы видим, что многие поселения существуют уже немало лет и процветают даже со слабыми возможностями.
Ответ 2. Неудивительно для великих дел, что они возникают в результате малых и презренных начинаний; так бывает даже с великими государствами, не говоря уже о городах и поселениях. Вальденсы были разбросаны в Альпах и горах Пьемонта небольшими группами, но они прославили Церковь и уцелели по сей день. Мы знаем, что турки, венецианцы и другие государства были очень слабы при своем создании.
Возражение VII. Эта страна не имеет никакой естественной защиты.
Ответ. Дело обстоит не хуже, чем в  Голландии и во многих других местах, где врагов больше и они ближе, и при этом Бог часто помещает Свой народ среди опасностей, чтобы он мог доверять Ему, а не внешним средствам безопасности. Поэтому, когда Он избирал место проживания Своего возлюбленного народа, Он не поместил его на остров или в другое место, укрепленное самой природой, но в маленькой беззащитной стране, окруженной злейшими, могущественными врагами, и при условии, что Его люди служили Ему и верили в Его помощь, они были в безопасности. Так и апостол Павел говорил о себе и о своих соработниках, что они были окружены опасностями со всех сторон и ежедневно находились под угрозой смерти, чтобы они могли научиться доверять Богу живому и полагаться на Него.
Возражение VIII. Это место не дает никаких удобных средств к существованию для первых жителей, и если мы не вынесли трудностей дома, там мы вообще можем не выжить.
Ответ 1. На земле нет места, где не могли бы выжить его первые жители. Те вещи, в которых мы прежде всего нуждаемся, всегда посылаются Божьей милостью к мудрости и усердию людей, и все, что нам потребуется в той земле, будет дано Творцом с тем, чтобы мы добывали хлеб в поте лица своего.
Ответ 2. Мы должны научиться вместе с Павлом жить и в скудости, и в изобилии. Если у нас есть, или скоро появятся пища и одежда, мы должны быть довольны. Некоторый недостаток может удручить нас, но не может повредить нам.
Ответ 3. Вполне возможно, что Бог приведет нас туда, где нам придется покаяться в своей прежней невоздержанности, и так излечит нас от этой болезни, которая многих из нас уже свела безвременно в могилу, а других в ад. Так Он увел Израиль в пустыню и заставил его забыть злачные места, которые были обещаны сначала, но в конце концов Он вывел народ ко всем благам (Втор.8.3,16).
Возражение IX. Будет чудом, если мы выживем, но мы не должны искушать Бога творить для нас чудеса.
Ответ 1. Те, кто используют обычные средства безопасности и пропитания, не искушают Бога, и в том, что такими будут и условия в наших поселениях, трудно усомниться. Более того, мы обоснованно полагаем, что эти места более защищены от обычных опасностей, чем многие в цивилизованных частях мира, и, построив город, мы будем иметь достаточно, чтобы уберечься от любого недостатка или выдержать осаду, и более чем достаточно, чтобы с успехом восполнить то, что будет потрачено. Если нам возразят, что там не будет безопаснее, чем в других местах, мы отвечаем, что многие из наших морских городов и тех мест, что находятся на границах враждебных стран на континенте, гораздо более открыты и опасны, чем наши поселения. Хотя такие города иногда были сожжены или ограблены, но люди, оставшиеся жить в них, не искушают Бога, и хотя многие дома в стране доступны для грабителей и воров, как многие нашли из печального опыта, но ни один человек не скажет, что те люди, которые живут в таких местах, выжили чудом.
Ответ 2. Хотя чудеса как таковые сейчас прекратились, но люди имеют больше чем когда-либо оснований ожидать обычного благословения от Бога при исполнении всеми законными средствами работы Господней, и Он даст им по воле Своей. Ибо в Его власти увеличить или ослабить силу Его средств или благословить те или иные инструменты и действия; в противном случае мы должны были бы заключить, что Бог устранился от правления миром и передал всю власть Своим творениям, и что успех всех вещей должен полностью зависеть от вторичных причин.
Ответ 3. Мы обращаемся к мнению солдат: если 500 человек при наличии достаточного количества боеприпасов и продовольствия могут в течение одного месяца отстаивать укрепление, то почему 3000 человек не могут в течение нескольких месяцев построить и защитить город без всяких чудес?
Ответ 4. Мы готов привести пример любого князя или государя, который поднял 3000 солдат с провизией и боеприпасами на полгода, с заданием вторгнуться так далеко, как это позволит противник, и вернуться; разве добыча и честь суверена не покроют этот риск?
Возражение Х. Если начинание провалится, то разве это не оскандалит нашу религию?
Ответ. Не может быть правилом даже в философии, а тем более в богословии, судить о действии по успеху. Наказание Израилем колена Вениамина провалилось дважды, но затем была одержана победа к процветанию всего народа. Графы Безье и Тулузы во Франции потерпели неудачу, защищая правое дело религии и свои наследственные права против несправедливого насилия графа Монфора и легатов папы; герцог Саксонии потерпел провал в защите Евангелия против Карла V и потерял свой удел вместе с детьми по сей день; Король Дании и несколько других князей этого союза потерпели провал в обороне Пфальца и свободы Германии, но их исповедание ничуть не пострадало от этого, разве что в глазах врагов веры, для которых это вовсе не было в соблазн.

Перевод (С) Inquisitor Eisenhorn