Последовательность событий сентября. смерть

Ида Рапайкова
продолжение

Последовательность событий сентября. СМЕРТЬ

Надругательство над телом Иоанна Крестителя, почитаемого пророком и Предтечей не могло быть результатом ненависти к нему только жены Ирода Иродиады.

Всё изобразительное искусство с древнейших времён повествует о том, что Голова Иоанна, став символом отдельного поклонения, кочевала по разным городам, тайно похищалась, дробилась на части, служила предметом торгов. Заметим, все эти манипуляции с головой - прямое нарушение еврейской заповеди в отношении мёртвого тела.

В первые столетия после христианизации Руси основными атрибутами поклонения среди верующего народа были письмена - иконы с изображением ликов и сюжетов Священного Писания. Поклонение прочим культовым предметам пришло значительно позже с созданием институт паломничества по святым местам.

Так официально возник культ поклонения мощам и частям тел.

К Голове Иоанна добавилась со временем Десница (правая рука). Еврей Иоанн приветствовал ли бы такое его почитание? Перед нами узаконенное использование частей тела для извлечения выгоды. Не станем рассматривать случаи корыстного извлечения из частей тела Иоанна коммерческой выгоды. Однако даже применение, допустим, пальца Иоанна, откушенного одним из его почитателей, для спасения жизни дочери -  противоправное деяние даже во имя спасения другого для людей, исповедующих ту же веру, что и Иоанн Креститель, пользовать части тела. Нельзя думать, что после своей смерти пророк мог сменить взгляды еврея на современные христианские взгляды.

Рассмотрим один интересный  документ. "Методика признания смерти головного мозга", как руководство к действию врачей патологоанатомов (актуально для поступления тела на донорские органы, особенно для трансплантации такого редкого донорского материала как сердце.)

Практика изъятия человеческих органов под диагнозом "смерть головного мозга" категорически  не признается только ортодоксальным иудаизмом и по  этой причине отсутствует констатация смерти мозга в Израиле и среди ортодоксального еврейского населения США.

Прочие религии, в т.ч. христианские, в частности 12.09.2005 РПЦ,  расширили понятие смерти, разработав и приняв на вооружение  "Основы социальной концепции Русской православной церкви".

Раздел XII.8

"Ранее критерием её [смерти - прим. автора] считалась необратимая остановка дыхания и кровообращения. ...

В Священном Писании смерть представляется как разлучение души от тела (Пс. 145.4; Л.к.12.20) Таким образом, можно говорить о продолжении жизни до тех пор, пока осуществляется деятельность организма как целого. Продление жизни искусственными средствами ... не может рассматриваться как обязательная и во всех случаях желательная задача медицины. ... только продлевает мучения больного на ... "непостыдную и мирную" кончину, которую все православные христиане испрашивают у Господа..."

Раздел XII.7

"посмертное донорство органов и тканей может стать проявлением любви, простирающейся и по ту сторону смерти"

Таким образом, обратим внимание на целых два парадокса в позиции современной Русской православной церкви.

С одной стороны, "необратимая остановка дыхания" почиталась как смерть "ранее". То есть, на современно этапе развития теологии такое понимание смерти признаётся устаревшим. И что же тогда понимать под "разлучением души от тела"? Старые русские иконы указывают точное местоположение души. Это никак не голова. Душа - это физиологически область бронх, как неоднократно отмечалось ранее.

Никоим образом не выводится такой пассаж, как "смерть головного мозга". Не подразумевалось на заре христианской веры отдельное отмирание частей тела как повод для признания человека умершим. Откуда бралась эта боязнь многих русских гениальных мыслителей быть похороненными заживо - именно отсюда - из отдельной смерти головного мозга. Насколько они могли быть осведомлены о технологии отключения этого органа при "живом теле", судить невозможно. Но существование у них таких знаний неоспоримый факт. Только уровень медицинской науки не позволял им предположить, что их тело может быть распущено на органы, и, следовательно, ни о каком "очнуться в могиле" не может быть и речи.

Заметим попутно, отключить "душу" при её наличие значительно сложнее, чем головной мозг.

Так, усекновение головы ("отключение головного мозга") даёт возможность распоряжаться телом по усмотрению тех, кто имеет "права" на тело. Допустим, родственников по крови. Допустим, учеников Крестителя. Но никак не его самого. С полного на то одобрения церкви.

Зачем вообще понадобилось это изменение в политике РПЦ. Невозможно предположить, что все практикующие врачи-хирурги нуждаются  в указаниях национального церковного духовенства. Национального  - так как самоопределение "русская" никто не отменял. Для кого же тогда в обновлённой версии откорректирован постулат про "непостыдную и мирную" кончину, ежедневно  испрашиваемую прихожанами у Господа во всех русских церквях? 

В этом кроется второй парадокс. Бог прибрал душу - тело, как элемент в этой связке менее приоритетный, поступило на переработку, если называть вещи своими именами. Причем, чем более здорово это тело на физическом уровне - тем больше от него пользы. В самом деле дряхлое, больное тело интереса не представляет.

Это больше не сосуд с которым и после его опустошения следует обращаться бережно, как трактовалось бы ещё совсем недавно. Это только запчасти для других тел.

Но позволителен вопрос: эти "другие" такие же тела. То есть их физические сущности так же вторичны. Для чего священники дали добро на вмешательство в естественный процесс умирания этих тел? Чтобы отложить "непостыдную и мирную" кончину, ежедневно испрашиваемую у Господа для всех христиан?

Осуждаемое усекновение Головы Иоанна Крестителя на таком фоне выглядит оскорбительным для политики проводимой самим пророком при жизни. Но мёртвые сраму не имут. Впрочем, как и живые.


(продолжение следует)