Последовательность событий сентября. голова предте

Ида Рапайкова
Последовательность событий сентября. (продолжение) ГОЛОВА ПРЕДТЕЧИ

Иоанн Креститель был взят Иродом под стражу, потому что смущал своими речами народ. Тем не менее, как это происходило?

 Собственно, ни один правитель не станет вникать в твои бредовые идеи, если они не выливаются в народную смуту. Причем как таково ни ученики  Иоанна, ни сам он  не пытались посягнуть на действующую власть, ибо проповедовался ещё только приход Мессии. Но тут-то наступает брожение в умах: кто по недомыслию, кто проникшись новыми посланиями, кто в надежде пробиться на свет при других условиях, а кто-то и нашим и вашим - не покрестись, а Он-то и придёт, объясняйся потом.

Перед арестом царь, заметим, власть царей в тот период была столь неоспорима, что даже поголовное истребление младенцев по заданию Ирода, которое преследовало только одну цель: уничтожение предполагаеморожденного (!) одной из жен царства претендента на трон, не вызвало бурю протеста. И вдруг,  перед арестом Иоанна царь Ирод проводит совещание с своими советниками: как отнесется население к аресту или даже казни Предтечи? В один голос придворные уверяют, что это плохая идея. Заметим, царь не стал настаивать на своем - он поверил, что не стоит связываться с "воставшим из мертвых".

Слово "воставший" взято из церковно-славянских Евангелий. Иоанна в переводе на светский язык современных Евангелий именуют в аналогичных отрывках  по-разному. Но только канонический текст всегда о Крестителе твердит одно и то же: воставший. Причем у Матфея (11:11) даже Исус утверждает: "Аминь* глаголю вам, не воставал в рождённых женами болий Иоанна Крестителя: меньший же во Царствии Божьем болий его есть".

То есть всеми, кто был знаком с Иоаном Крестителем, неприложно принимается факт: в теле этого человека востал (восстановился) кто-то, кого стоит уважать и опасаться.

И царь посчитался с таким положением. Но, тем не менее, от народа пророка изолировал. Заметим, что такая практика не является чем-то особенным, когда человека держат в изоляции без суда и следствия, но по каким-то серьёзным причинам не умерщвляют.

Для народа же было сообщено следующее: причиной заточения стало  осуждение Иоанном самой жены царя Ирода. Народу требовалось дать формальный повод ареста всеобщего любимца. Собственно, это  с точки зрения того периода объяснимо - вызвавший гнев царственного дома человек был наказан. И вина его не в том, что смущали речи население страны приходом Мессии, а в  "банальном осуждении" царя, идущего против правила невозможности сделать женой замужнюю женщину.

Иоанн находится в тюрьме.  Ирод, заметим, относится к заключенному достаточно благосклонно: Креститель не заточён, может общаться со своими учениками. Пока не наступает день рождения царя, когда исполненный благости Ирод  обещает исполнить любую просьбу своей падчерицы. Причем заметим: царь для пущей важности - клянётся.

 Клятва у евреев считалась греховной - если произносилась по малозначительному поводу. И вот молодая очаровательная девушка закончила танцевать в честь царя. Он поднимает руку и произносит обет, призывая имя Господа Бога своего, что только и делает клятву истинной, а не будь она столь грозной - разве Ирод бы испугался в конце-концов её преступить?  Какова причина клятвы и каков поступок царя!  Замысливался ли подобный сценарий заранее либо он стал экспромтом - определить невозможно. Но окончание истории говорит само за себя: Иоанн все таки был казнён - и народ безмолвствовал. Ибо по представлению евреев царь не мог нарушить настоящую клятву.

Русская старообрядческая икона "Усекновение Головы Иоанна Крестителя" (XVII век) празднуется  церковью 11 сентября по старому стилю , повествует о том, что падчерица царя Ирода сама привела в исполнение приговор. Думается, здесь аллегория. Голова Предтечи была усекновенна именно по её прихоти, рожденной царем Иродом, который возвел на трон женщину не могшую занимать это место. Вся деятельность Иоанна Крестителя свелась к этому бытовому конфликту с самодержцами.

И это весьма печально.

Обратим внимание на такой эпизод в книге, которая не изобилует подробностями без веских на то оснований.

"Сам же Иоанн имел одежду из верблюжьего волоса и пояс кожаный на чреслах своих..."  повествует Матвей.

Насколько это напоминает следующее описание:

" На пороге, почти касаясь головой притолоки, стоял огромный смуглолицый индивидуум с низко наклоненным малым торсом. Он был закутан в землистого цвета ткань, которая плоско струилась сверху вниз, окружая малый торс как бы воротником, вокруг которого обвивался толстый моток зеленого провода. Сквозь разрез на боку одежды виднелся широкий металлически поблескивающий пояс, плотно прилегающий к туловищу." "Эдем" С.Лем

Разумеется всё по поводу верблюжьей шерсти и кожаного ремня доступно объяснено, кроме одного: кому интересны подробности одежды пророка?

 Голову так неугодному
 Матери
 Дева на блюде внесла
 Капала кровь через край….

 Годы прошли как столетья
 А на иконе* старинной
 Дева с мечем
 Как живая и обезглавленный труп.

Который в таком расчленённом виде и был похоронен. Вопреки еврейским обрядам. Да еще по отношению к тому, кого народ считал "восставшим" пророком.



прим.

*Клятву могли зачитывать присягающему, и тогда он подтверждал ее словом «амен» (Майм. Яд., Хилхот шву‘от 11:8–12).


(продолжение следует)