История Сербии

Историк Владимир Махнач
Радио «Радонеж», Москва.
Отекстовка: Сергей Пилипенко, май 2013.


Добрый вечер, дорогие братья и сестры! Давно не обращался я, — грешен, каюсь перед вами, — к материалу югославскому, к страданиям братьев наших сербов. И для того чтобы обратиться к новому акту трагедии южных славян, к событиям в Боснии и Герцеговине, по-моему, надо прояснить историю вопроса, ведь вас дезинформируют. Вас дезинформируют каждый день радио, телевидение и газеты. И вовсе не потому, что в средствах массовой информации сидят одни злодеи. Если бы то было так, может быть, было бы проще. Вас дезинформируют и вполне порядочные люди в силу того, что они прочно дезинформированы сами.

Посмотрите, что за странная борьба происходит в Боснии — «сербы борются с хорватами и мусульманами». Не правда ли интересная национальность — «мусульманин»? И откуда взялись хорваты, ведь хорваты живут в Хорватии? Они переселились в Боснию? Странно, но вот в Сербии хорватов не обнаружилось в событиях минувших лет. В Хорватии, наоборот, живут сербы.

Итак, что представляет собою исторически, этнически и вероисповедно на протяжении истории эта сербская по сути дела окраина? Герцеговина и Босния — это две наиболее отдаленные от основных культурных центров Сербии провинции. В древние времена они были заселены иллирийцами. В первые века нашей эры туда начало проникать славянское население в значительном числе. Уже в IV веке римская провинция Иллирия была практически полностью славянизирована. Кстати, оттуда родом один из западных и вселенских отцов церкви, переводчик Библии Иероним Стридонский. Есть предание, что блаженный Иероним был славянин, но оно никем и ничем не подтверждено. Писал он как римский автор по-латыни, владел многими языками, включая древнееврейский. Но предание правдоподобно, потому что город Стридон находился в Иллирии, и там большинство жителей уже составляли славяне.

Сербы тогда были еще не народом, не нацией, а племенем. Они появляются как в Сербии, так и в Боснии в VI веке по РХ. Дело в том, что тогда славяне представляли собой единый народ, хоть и с племенными различиями. А сейчас мы говорим о славянах, подразумевая многие нации славянских языков. Тогда же славяне были одной нацией, одним этносом. Весьма вероятно, что славяне сербы, переселившись с севера, с территории нынешней восточной части Германии, просто были наиболее активны и составили местную знать среди других славян, и выделившись как знать, постепенно дали название всей земле Сербия.

Название Герцеговина появилось в середине XV века, потому что воевода Сандаль Хранич получил титул герцога, и его земля соответственно стала герцогской землей. Изначальное же название той земли — Холмска земля, то далеко не единственная Холмщина в славянском мире. Герцеговина на протяжении всей своей истории, с одним коротким перерывом, до оккупации турками-османами, то есть до XVI века была частью Сербии. То была просто сербская область Герцеговина.

Имя Босния, а точнее, Босна намного старше, оно встречается у замечательного историка, писателя, политика X века, императора Константина Багрянородного. С тех пор эта область всегда так и называлась. История Боснии немного другая. Она граничит с Хорватией, и время от времени хорватские государи стремились ее подобрать. Она также испытывала разорительные набеги венгров. Входила Босния и в единое венгерско-хорватское государство, которое тоже существовало с XII века. Тогда Хорватия и Далмация, оставаясь автономными, попали в состав венгерской короны. Вот это хорватское и особенно венгерское влияние привело к тому, что в отличие от Герцеговины в Боснии было небольшое количество католиков. Они — выходцы из хорватских земель, действительно потомки древних хорватов, а также немногие венгры.

Римо-католическая церковь имела боснийскую епархию. В Римской церкви епархии обычно компактны и епископов довольно много. Но в Боснии была только одна епархия. Всегда была и православная епархия, она переходила из одного диоцеза в другой, но по крайней мере после святителя Саввы Сербского она в основном входила в состав архиепископии Печской, то есть входила в состав Сербской церкви. Никто никогда не сомневался в том, что боснийцы или босняки в подавляющем большинстве — это просто сербы. «Босния» было таким же областным названием, как, например, Костромская область или Поморская земля в России. Притом Босния была достаточно автономной, поскольку всегда управлялась своим баном (господарем), своим местным властителем, который бывал вассалом, боярином сербских королей, например, Стефана Драгутина и его приемников с конца XIII века, Стефана Душана в середине XIV века. Время от времени боснийские баны бывали могущественны. Так, например, во второй половине XIV века преемник бана Степана Второго, бан Стефан Твртко достиг такого могущества, что удерживал за собой не только Боснию, но и Холмскую землю, то есть нынешнюю Герцеговину. Вот собственно наикратчайший очерк истории Боснии до турецкого могущества.

Турки появляются на Балканах в XIV веке. Еще существовала Византийская империя, точнее Империя Ромеев, когда сербы были вынуждены признать свое вассальное положение в отношении султана. Первые султаны вели себя довольно прилично. Лучшее доказательство того — сражение при Анкаре, которое турецкий султан Баязид Молниеносный проиграл Тамерлану. Все левое крыло турецкого войска состояло из сербов, и они мужественно сражались на турецкой стороне. То значит, что с теми, ранними османами сербы уживались. Обе области сербских земель оставались автономными, управлялись своей знатью. И знать по-прежнему была христианской.

Однако, начиная с XV века, турки захватывают укрепленные города. В 1436 году они взяли Босну, нынешнее Сараево. И неслучайно это место впоследствии было названо по-турецки «Сарай», откуда теперь оно — Сараево. За XV век сербы везде лишились своей автономии, и оказались в составе Османской державы, но сохранили свою знать. История сербов была, пожалуй, менее тяжелой, более национальной, нежели история болгар. Болгар стремились подчинить как христиан греческому священноначалию, эллинизировать их православие, в то время как у сербов священноначалие было свое, сербское, и там не было кризиса подобного греко-болгарскому в XIX веке. Кроме того, надо заметить еще одну вещь. У болгар была практически отнята знать. Она была частью уничтожена, частью деклассирована, то есть вытеснена в низы общества. Потому положение болгар было ужасающим. У сербов же своя знать более или менее сохранилась.

Чего греха таить, некоторые сербские вельможи «потурчились» — приняли ислам. И вот тут интереснейший момент. А почему в Сербии практически нет мусульман, а в Боснии они есть? Еще в XIX веке ученые обратили внимание на исламизацию именно окраинных и наиболее отсталых Боснии и Герцеговины. И вот что открылось. Вплоть до турецкого владычества в Боснии и в меньшей степени в Герцеговине сохранялось «богумильство». Оно было полуподпольным и все-таки «богумилы» были. Богумилы — это не ересь, как иногда пишут, это прямое антихристианство, выросшее из манихейской антисистемы III века нашей эры. Манихейские учения в X-XII веках прокатились по всему средиземноморскому миру с окрестностями, всюду оставив о себе жуткую память, всюду оставив много крови и много кощунства. Манихеи люто ненавидели христианство, и потому всё — Святой Животворящий Крест, иконы и имя Господа нашего было им ненавистно. В Византии родственная система называлась «павликианами». Она была окончательно рассеяна василевсом Алексеем I Комнином. Болгарское богумильство продержалось до конца независимости Болгарии, то есть до турецкого владычества, но было сильно ослаблено и исчезло. Богумильство в самой Сербии исчезло, с ним было покончено еще при святителе Савве, а вот в окраинной Боснии богумильство уцелело. Так вот, поскольку ислам категорически не терпит подобных систем, и Коран предписывает уничтожать злокозненных язычников, именно богумилы из ненависти к христианству предпочитали принимать ислам. Вот откуда мусульмане на Балканах. Они — потомки лютой антисистемы Средневековья, потомки богумильства, потомки манихейства. Таким образом, в Боснии и Герцеговине, особенно в Боснии появилось довольно много мусульман, которых оставалось все же меньше, чем православных. Так всё продолжалось до XIX века в составе Турецкой державы. Турки, естественно, старались поддерживать мусульман так, чтобы местные мусульмане составляли боснийскую знать. С ослаблением Турецкой империи местные мусульмане все более и более становились сепаратистами. И в Боснии в XIX веке было несколько восстаний, которые были общими антитурецкими, в которых участвовали не только боснийские христиане, но и боснийские мусульмане. Последние, естественно, не боролись с исламом, а просто стремились на обломках распадающейся Турции основать свою собственную державу. Ни одно из тех восстаний успехом не увенчалось. Подобные ситуации бывали. Мы знаем, как восставали против турок и Турции албанцы, египтяне. В исламском мире тоже такое бывает.

И вот наступает вторая половина XIX века. В 1876 году вмешательством русского правительства по воле государя-освободителя Александра Второго удалось остановить турецкое вторжение в сербские земли. В 1877 году русское вмешательство не спасло от турецкой карательной экспедиции в болгарские земли. Началась Русско-Турецкая война. В 1878 году турки позорно ее проиграли, и в предместье Константинополя Сан-Стефано, где стояли русские войска, был заключен мир, согласно которому одни христианские земли должны были получить независимость, а другие — автономию. Независимой должна была стать Сербия и Северная Болгария. Южная же Болгария, Босния и Герцеговина должны были получить автономию.

Европейские державы, западные христиане, которые неоднократно предавали нас, христиан восточных, незамедлительно вмешались и на Берлинском конгрессе заставили Россию от многих требований Сан-Стефанского мира отказаться. Болгары не получили независимости, а только автономию. Автономию получили и босняки, но воспользовавшись тяжелым положением России на Берлинском конгрессе, Австрия, стремившаяся укрепиться на Балканах и компенсировать потери Германского мира, оккупировала Боснию.

В 1908 году бывшие территории балканских христиан, принадлежавшие Турции, получили свободу от турок. Тем еще раз воспользовалась, причем обойдя международный конгресс, Австрия, она превратила Боснию вместе с Герцеговиной в свою территорию, то есть аннексировала эти земли. Вот за этот позднейший период, с 1878 по 1918 год, то есть до распада и гибели Австро-Венгрии меняется этнический и религиозный состав Герцеговины, а особенно Боснии. На православное население обрушились прямые репрессии. О том, какими были репрессии, свидетельствует один факт. Константинопольский патриархат и Сербская архиепископия были вынуждены признать независимость, автономию православной митрополии в австрийских землях, а, следовательно, назначение митрополита австро-венгерским правительством. То есть, католическая страна управляла назначением православного первоиерарха. Так вот, под этими прямыми репрессиями очень многие православные сербы переселились из Боснии и Герцеговины в Сербское государство или даже эмигрировали еще дальше. Их земли тут же заселили переселенцы: во-первых, хорваты, во-вторых, немцы, естественно, католики. Вот в этот период римо-католичество и стало более-менее существенным. Причем, поскольку школы были почти монополизированы католиками, то удалось обратить в латинство и многих православных босняков. Таким образом, к настоящему времени большинство так называемых хорватов в Боснии и все хорваты Герцеговины — это окатоличенные сербы. Что касается боснийских мусульман, то они, естественно, сербы, омусульманенные турками.

Еще во времена турецкого владычества в Боснии и Герцеговине была принята конституция, как и в австрийских землях, и проведены выборы депутатов местного народного собрания. Называлось оно все-таки по-славянски — собор. Так вот, посмотрите. Естественно, православных стремились оттеснить от выборов и депутатских мест. Тем не менее, в трех куриях землевладельцев, горожан и крестьян соотношения были такими: в первой курии наиболее богатых босняков (землевладельцев) 4 места имели католики, 6 —мусульмане, а 8 — православные. Во второй и в третьей куриях горожан и крестьян набралось 12 католиков, 18 мусульман, 23 православных и 1 еврей. Даже под жесточайшей австрийской цензурой, при активнейшем вторжении Ватикана, который организовал широкую миссионерскую деятельность и плюс, как я сказал, монополизировал школы, в Боснии все равно преобладали православные.

А теперь судите сами. Да, конечно, в Боснии живут мусульмане. Но разве то является основанием для создания отдельного мусульманского государства? В Сирии мусульман больше, чем христиан в Боснии. Но, кажется, нету разговора о том, чтобы создать христианское государство в части Сирии. В Египте христиан 7 миллионов. Почему бы не поговорить о создании христианского государства в части Египта? Интересно, что тогда снова христианским городом стала бы Александрия, ибо в этом городе преобладает христианское население. Или, может быть, нам предложат теперь создать татарское государство в Крыму? Татары были бы не против, хотя они составляют там меньшинство, несмотря на то, что им позволили вернуться и часто на лучшие земли. А ведь они тоже оккупанты, хоть и очень стародавние, они тоже появились в Крыму в результате захвата христианской Таврии подобно тому, как герцеговинские и боснийские мусульмане появились в результате турецкой оккупации.

Территории Боснии и Герцеговины окончательно были определены режимом Тито, который был, как известно, не только коммунистом, но и хорватом, и придерживался все время антисербской ориентации. Правда, государство Югославия было создано не Тито. Оно было создано с распадом Австро-Венгрии. Но обратите внимание, что король Югославский титуловался «королем сербов, хорватов и словенцев». Он не был «королем Сербии, Хорватии и Словении». Как видите, боснийцы в титуле короля и в названии государства («Королевство сербов, хорватов и словенцев») не упоминались. И то естественно, потому что боснийцы — это сербы-мусульмане. Вот моменты, которые нам необходимо знать.

Более того, нам необходимо быть активными. Когда нам говорят о «борьбе мусульман с сербами», мы должны останавливать этого человека и в зависимости от того, вызывает ли он доверие или симпатию, говорить ему, что он ошибается или лжет, и кроме того проявляет этнологическую безграмотность. «Борьба сербов с мусульманами» звучит примерно так же, как, например, «борьба русских с буддистами». Кому и зачем это потребовалось? Дело в том, что если этой лжи не будет, то отпадет вопрос межэтнического конфликта, межнационального конфликта. Конфликт станет религиозным, а идею создания государства придется проводить на чисто религиозной основе. А то очень невыгодно Западу, он бы того не хотел. А расчленить Югославию, сделать ее маленькой и слабой, он бы хотел, отнять сербские земли хотел бы.

Вот что необходимо знать нам русским и православным, не забывая о том, что сербские дела есть наши дела. И не потому, что сербы — дружественный народ. То верно, и мы всегда поддерживали сербов, а сербы всегда были любящими братьями. Но того недостаточно. Мы — православная страна. Подавляющее большинство в нашей стране — православные. Мы — лидер православного мира просто как самая крупная православная страна. И нас касается положение православных и православия в любой части земли. А сокращение православных земель и превращение их в неправославные есть посягательство на нас, есть угнетение нашей церкви.

Кирилл, а точнее, еще Константин Философ тогда, брат Мефодия, один из великих просветителей словенских, в полемике с мусульманами сказал однажды: «Мы любим мир, мы хотим мира, мы хотим жить в мире с вами, но мы будем с вами воевать, если вы будете заставлять наших братьев отказываться от истинного вероучения».