Крепость Керчь, форт Тотлебен

Влад Жуков
В  окрестностях  Керчи,  у мыса Ак-Бурун (Белый), расположенных на  востоке Крымского  полуострова,  находится  уникальный  памятник  фортификации  —  крепость-форт «Тотлебен».  Практически невидимая  со стороны моря крепость представляет систему подземных объектов (батареи, казематы, лаборатория, мастерские, потерны, колодцы)  и коммуникаций, надежно замаскированных холмистым ландшафтом местности,  с суши опоясанных глубоким рвом, ныне поросшим кустами терна, шиповника, боярышника и степным разнотравьем…
Предыстория создания   крепости такова. Несмотря на мужество и героизм воинов, моряков, офицеров, генералов и адмиралов русской армии и флота, проявленных  в сражениях Восточной (Крымской) войны (1853-1856 гг), особенно при обороне Севастополя, с английскими, французскими и турецкими войсками Российская империя потерпела поражение, утратила свои позиции в черноморском регионе. Чтобы не допустить проникновения  вражеских  флотов в Азовское море, император Александр 11 и царское правительство  решили  у самого  узкого места Керченского пролива  создать мощную цитадель.
Крепость «Керчь» или  форт «Тотлебен», названный  по фамилии своего творца  военного инженера Эдуарда Ивановича Тотлебена, является  эталоном  военно-инженерного искусства. Сооружалась под его руководством  в течение двадцати лет. Строительство укреплений началось в 1857 году на месте старой Павловской батареи, под командованием полковника Ната.  Инженерами и строителями были использованы лучшие достижения фортификационного искусства XVII-XIX веков.  По проекту 1860 года крепость была оснащена 587 пушками, запасы  пороха,  хранившиеся в двух погребах,   составляли 22 тысячи пудов. В составе гарнизона насчитывалось  5235 человек, из них 1860 - артиллеристы.
Крепость это  комплекс взаимосвязанных сооружений,  состоит из  форта  Тотлебен, нескольких бастионов, равелинов, Минского и Виленского  люнетов, Литовской  батареи, Ак-Бурунских укреплений, капониров, редюитов  прикрытого пути, мортирных и береговые батареи и других объектов.  Мощные центральные ворота устояли даже выстрелами танка во время минувшей войны. Конструкция форта представляет сплошной двухъярусный казематированный траверс с узкими окнами в металлическом переплете. У стен — бетонные лестницы с коваными перилами. Вместо кровли плоская площадка с командными пунктами и орудийными гнездами, разделенными толстыми бетонными стенами. В центре здания аттик, на котором располагался  двуглавый орел с лапами, обвитыми лавровым венком.  Сохранившиеся  на фасадах сугубо военных  помещений  элементы художественного  оформления, вызывают ассоциации с  великолепием  памятников архитектуры Санкт-Петербурга, Москвы и других русских городов. Величественны тоннельные ворота для проезда в оборонительные сооружения. К 1863 году в крепости было построено 10 казематных казарм, из которых сохранились 8. Интересны  для туристов, любителей истории лаборатория, в которой изготовлялись боеприпасы, причем этим занимались женщины, обладавшие чуткостью пальцев;  погреба для хранения боеприпасов, технологические помещения, имеющие своеобразную трехкупольную архитектуру, и тоннельный провиантский магазин под мысом Ак-Бурун. Путь  военным кораблям противника  преграждали  не только выстрелы батарей,  но и каменная  наброска  в водах  пролива. Вход в пролив и в Азовское  море для агрессоров был  на замке.  На территории действовала церковь Петра и Павла, впоследствии в годы Советской власти, разрушенная воинствующими атеистами. Целесообразно ее восстановление.
Если в период античности, средневековья крепостные стены, замки возводились на возвышенностях, устремленными башнями с бойницами в небо, то Эдуард Тотлебена и работающие под его началом инженеры, мастера, землекопы и каменщики максимально использовали особенности рельефа местности, сделав ее полуподземной, менее уязвимой для пушек, мортир противника. Она  невидима и непреступна, как со стороны моря, так и суши,  все каменные сооружения засыпаны землей. Именно здесь, на ретраншементе, находится самая высокая точка Керченского полуострова, 110 метров, откуда открывается панорама Керчи и российских берегов.  Освещение длинных подземных переходов между разными частями крепости осуществлялось с применением   вертикальных «световых колодцев», через которые проникали солнечные лучи. Они и поныне выполняют эту функцию.
Существовала  «голубиная станция» – специально подразделение, которое обеспечивало связь между войсками с помощью специально обученных голубей. Строительство крепости, начатое в 1856 году,  обошлось российской казне в  более 12 миллионов золотых рублей. Оно привлекло в Керчь вольных людей, многие из которых после окончания строительства стали керчанами. Отслужившие свой срок крепостные солдаты получали наделы земли и тоже оседали в городе.
С 5 мая 1867 года Керченские укрепления были переименованы в крепость «Керчь», ставшей  важным звеном не только минно-заградительного района, но и стратегическим объектом Российской империи. Здесь  дислоцировались  резервные войска. На исходе Гражданской войны отсюда  отходили последние суда Белой гвардии, размещался концлагерь для буржуазии. 16 ноября 1920 года после захвата Красной Армией Керчи и  ликвидации  Южного фронта Михаил Фрунзе с  железнодорожной станции  Джанкой телеграфировал о прекращении гражданской войны.
Перед Великой Отечественной войной  крепость  с морской батареей 29-БИС в районе  озера Тобечик стали звеньями в системе  береговой обороны Черноморского побережья.
В крепости проводились работы по сооружению новых батарей. Во время войны, крепость была неоднократно заминирована, но взорвана так и не была, что сохранило для современников великолепное и необычное интересное сооружение.
К счастью, революции и войны, в том числе  Гражданская ( 1918-1920 гг) и Великая Отечественная война (1941-1945 гг),  обошли стороной  крепость Керчь. Большая часть подземных и наземных казематов и сооружений сохранилась. Они являются образцом мастерства строителей Х1Х века, примером военной архитектуры прошедшей эпохи.
Для историков и туристов интересны:  крепостной ров глубиной 5 метров, шириной около 15 метров и длиною 3 километра, окружающий крепость с хорошо сохранившейся каменной кладкой; 17 капониров, из которых 10 сохранилось; погреба для хранения боеприпасов; потайные подземные переходы, соединяющие батареи и капониры с казармами и пороховыми погребами – потерны. В наиболее длинном подземном тоннеле, протяженностью более 600 метров, который соединяет форт Тотлебен с береговыми батареями, большая часть доступна к осмотру. Неплохо сохранились контрминные галереи – заранее прорытые тоннели для ведения подземной минной войны. Их около 80, общей длиной более 1600 метров. Оригинальна  система водоснабжения крепости, которая включает колодцы, водоводы и водоподъемные машины. Отчасти сохранились колодцы и подземная система для сбора осадков. 
В послевоенные годы  крепость  использовалась подразделениями Черноморского флота, здесь находился запасной командный пункт адмирала.   
В 2002 году решением Верховного Совета Крыма  военный городок N 1 на мысе Ак-Бурун, т. е. крепость,  был передан Министерству культуры Крыма,  включена  в состав  Керченского государственного историко-культурного заповедника и открыта для посещения туристов. Сотрудники этого учреждения  продолжают исследовать, изучать этот памятник военного зодчества. И не только по  рассказам старожилов, следопытов, военных, но и архивных материалов  о второй важнейшей стратегической приморской цитадели России XIX века - Кронштадте, строительство которого велось параллельно с керченской крепостью.  Намечено создание комплекса музеев, включающих не только военные экспозиции, но, к примеру, музей моря и морского промысла, геологии Керченского полуострова, этнографическую экспозицию и другие.  Кинематографы, режиссеры оценили крепость, как прекрасное, уникальное место для съемок фильмов  исторической, фантастической и детективной тематики. Кстати,  другие места и сооружения уже вошли  в летопись советского и российского кино. Много  человеческих судеб,  интересных событий и фактов связано с крепостью Керчь  памятников героической и драматической истории Отечества.
 Мне два раза довелось  побывать в крепости и интерес не угас, потому, что цитадель еще хранит много загадок для исследователей, любителей и ценителей военного зодчества.. Некоторые из подземных коммуникаций закрыты, замурованы, чтобы вездесущие керченские ребятишки не потерялись в темных лабиринтах.
Ныне над крепостью, застывшей в камне историей, царит тишина, изредка нарушаемая криком чаек, В акватории Керченского пролива, блистающего  бирюзой, на встречных курсах идут караваны  судов пассажирского, торгового и рыболовецкого флотов, ежегодно более 16 тысяч судо-проходов. Мирно взирают на них, некогда грозные для парусников противника, жерла старинных пушек…

г. Керчь