Нежные крокусы

Влад Жуков
Увлеченный гаммой звуков, я чуть не наступил на проклюнувшийся из каменистой  почвы крохотный цветок на тонком белом стебельке с шестью хрупкими фиолетово-лиловыми  лепестками и золотой сердцевиной. У основания  я увидел четыре тоненькие темно-зеленые стрельчатые листочка.
Огляделся: сквозь переплетения сухотравья пригретые солнцем из луковиц проклюнулись несколько десятков, где группами, где в одиночку,  лиловые с темными штрихами, светло-фиолетовые и белые соцветия. Некоторые из цветков поникли, другие склонились на землю из-за прохладной ночи, а другие оказались более поздние цветы— тюльпан Шренка, ландыши и вечерницы ( ночная фиалка) и другие крымские эндемики стали  коммерческим товаром. Несмотря на ежегодно проводимые экологами операции против браконьеров флоры «Первоцвет», десятки тысяч букетиков нежный, хрупких цветов, появляются на рынках Москвы, Киева и других крупных городов, да и в крымской столице, правда,  по меньшей цене, они идут нарасхват. Тем самым поощряется хищнический промысел, сужается ареал редких  растений, занесенных в Красную книгу исчезающих видов. Сорванные цветы, поврежденная при этом луковица, обречены на гибель ради сиюминутного созерцания в стенах дома. Хотя куда приятнее наблюдать цветы  в их естественной среде обитания, связанными с родной почвой, в сочетании, в гармонии с другими цветами, травами, лесом, ареоле солнечного света, теплого воздуха и пения птиц.
«Не только слух, но все наши чувства обостряются от общения с природой», — справедливо утверждал еще один прекрасный мастер художественного слова Константин Паустовский. Но не от такого «культурного» общения на пикниках, от которых остаются на  лужайках, и это с горечью приходится видеть часто, обугленные от непогашенных костров деревья и трава,  стеклянные и пластиковые  бутылки из-под водки, вин, пива и воды, полиэтиленовые пакеты и прочая тара и хлам.  Но даже эти следы нашествия «цивилизации и прогресса», пока еще к счастью, не в силах  затмить очарование и красоту творений природы, хотя  и вызывают тревогу  за ее будущее. Человек  следует научиться  бережно с  любовью относится к тому, что принадлежит не только ему, но  детям, будущим поколениям.
Собирая зимой  впервые в этом сосновом бору «мышат», я не подозревал, что на этих прогалинах и полянках до поры до времени, покоятся луковицы крокусов, ждут своего часа. Споры грибов после рождения и роста, следуя биологическим часам, замерли, дожидаясь поздней осени. А вот крокусы зацвели, хотя и срок невелик— до середины апреля.  В этот же  период радует своим  золотисто-желтым цветом крокус сузианский, растущий в горах. Но есть их собратья, зацветающие позже. Среди них крокус прекрасный— самый крупный и красивый из всех видов, поэтому так и названный, хотя все  цветы прекрасны. Он зацветает в августе-сентябре. А крокус Палласа с крупными светло-фиолетовыми соцветиями торжествует в сентябре-октябре. Неожиданно услышал жужжание, словно кто-то тронул тонкую струну скрипки. Заметил несколько пчел, привлеченных цветом и запахом крокусов. Они садились в  желтые сердечки цветов в поисках нектара и, перенося на лапках золотистую пыльцу, опыляли растения. Месяца через два их труд  увенчается душистым и самым  ароматным майским медом, насыщенным целебными свойствами крокуса, адониса и других первоцветов. Присел на омытый дождями, выбеленный и нагретый солнцем большой камень, обросший по бокам изжелта-зеленым и ржавым мхом. Возле него рассыпанным бисером зацвели крохотные голубенькие цветочки.
Через две недели я наведался в сосновый бор, но уже не обнаружил крокусов. Нежные и хрупкие цветы не смогли пережить холодных с заморозками ночей, да и время  цветения минуло. Зато в полную силу расцвел адонис, а рядом с  его огненно-желтыми лепестками я увидел скромные фиолетовые соцветия фиалки и изобилие мелких как бисер белых цветочков на тоненьких стебельках. Удивительны, неповторимы творения, шедевры мастерицы-природы.
Дубовый и сосновый бор, ельник и березняк без белок и других зверьков, без птиц, муравейников, насекомых, трав, цветов и грибов не может быть гармоничным. Только в этом содружестве флоры и фауны лес живой,  растет, цветет, плодоносит, поет и шумит.
Правы и Пришвин, и Паустовский, и другие писатели, поэты, художники и музыканты, восхищавшиеся и воспевавшие природу, призывавшие беречь ее красоту и богатства, в лесу,  в горах, как впрочем, и в степи, где не бывает пусто. Каждому человеку надо быть зорче и бережливее к великолепному, нерукотворному храму природы, в котором мы живем.
Фиалок цвет и аромат 

г. Симферополь