Последовательность событ сентября Иоанн Креститель

Ида Рапайкова
Последовательность событий сентября.


ИОАНН КРЕСТИТЕЛЬ

Цепочка состоит из звеньев. Только тогда она имеет пользу для обладателя. Звенья можно убрать. Если изъято немного  - прок от предмета не уменьшится. Но представим, что это произойдет с ядром. Ядерная реакция будет иметь непредсказуемые последствия.

Когда в словарной базе сознания изымаются одно за другим целые гроздья слов, заменяясь суррогатом - происходит не только распад личности, но и уничтожение тела на физическом плане. Потому что мы двутелы.

Очень хорошо такой образ проиллюстрировать, допустим, иконой "Иоанна Крестителя" (русская школа, XIX век). Она почти моногамна. Коричневый тон в нескольких оттенках задаётся деревянной основой. Черный - рукой мастера. Эта техника не является на сегодня востребованной или распространённой. Клонируются совершенно другие образы. На мой взгляд, сие обусловлено необходимостью отметить чью-то сферу влияния в рамках православной церкви, так как за каждым воплощением стоят определенные силы. Это не хорошо - не плохо. Это удобно.

Но такой подход лишает возможности составить картину в целом. Русская икона теряет единство образов. Идет распад на тиражируемые лики и исчезающие в памяти. Причём это сознательный процесс.

Русские богомазы с иным представлением о божественном отходят в прошлое. На их место исподволь перебираются другие каноны и лики. Если взглянуть на иконы Богородицы отмирающей школы и новой: где изменилось подобие? Наши темные предки изображали многие вещи условно. Но как любопытна эта условность: Дева с Предвечным Младенцем, который покоится на груди матери (анатомически где-то в области бронх). На деву снизошёл Дух, если быть точным. Так Дух и есть ипостась в физическом мире - воздух. Где ему ещё прикажешь воплотиться? И русским христианам всё было понятно.

Однако пришли новые просветители, посчитавшие такой порядок донесения веры до народных крестьянских масс, неграмотным. Они и принесли новаторские идеи в иконопись. Женщина с человеческим младенцем. И это перестало быть в понимании верующих отступлением от канонического предания. Это стало эталоном.


Темный русский народ просветился, но теперь трудно поверить, что раньше он знал и понимал в божественном больше и вернее. Иоанн Креститель изображен с чашей, в коей покоится младенец. Это редкое письмо. Младенец помещён в сосуд, расположенный на том же уровне, что и у икон Богородицы того периода. Можно разумеется с натяжкой предположить, мол, богомаз пытался воспроизвести процесс крещения Исуса. И даже сделав скидку на то, что Христу в пору крещения было тридцать  лет - что разумеется абсурдно для превращения его в несмышлёного младенца в области груди Иоанна. Отметим разницу в размерах образов. Никогда икона не содержит лишних символов. Это закон. Не было принято красивостями разбавлять Благую Весть. Так вот, Иоанн Креститель в несколько раз больше крестника.

Если на ликах с Богородицей и Сыном такую разбежку можно объяснить начальной стадией, когда только зачат Младенец. То с Крестителем такое не проходит. Исус с ним почти одногодок.

Тогда что это за письмо. Какие посылы оно воплощает в себе?


(продолжение следует)