Месяц поющих котов Часть вторая

Валентина Телухова
               
                Лена

 Маму и бабушку Виктор Степанович потерял в один год, и чуть с ума не сошел от горя. Дома было теперь пусто и одиноко. Пустоту смягчала только Юлечка, но и она потом поступила в институт в Хабаровске, стала жить в общежитии, домой приезжала только на каникулы. Вот тогда Виктора Степановича тяжесть одиночества едва не придавила. И в это время в его жизни появилась женщина. Она остановила свой выбор на нем по неизвестным ему причинам.Он не знал, что если Магомет не идет к горе, то иногда гора идет сама к Магомету. Да, именно так, а не наоборот! Нет таких преград, которые бы не преодолела женщина.
 
Она его выследила, как охотник выслеживает добычу, она повела игру с ним расчетливо и осторожно, а он повелся на её игру и принял розыгрыш за чистую монету. Он был убежден, что романтически настроенная студентка страстно в него влюблена. А Лена просто поспорила с девочками, что неприступного и обиженного бывшей женой Виктора Степановича она отогреет и вернет в ряды бойцов сексуального фронта.
 
- Столько молодых женщин вокруг, и каждая вторая готова открыть ему объятия, а он ходит туда-сюда, страдает, хмурится, отыгрывается на бедных девушках на экзаменах! Нужно раз и навсегда все поменять. Вот увидите, когда у него появится женщина, он подобреет. Мужчина всегда недоволен жизнью, если его никто не любит. Голодный мужчина – злой мужчина! Принесу себя в жертву! Начну за ним ухаживать!

- Но как? Как ты это сделаешь? Ты даже не найдешь невинного способа оказаться рядом с ним. На молодежные тусовки он не ходит, в рестораны тоже не заглядывает, в университетской столовой садится за стол преподавателей.

- Вы забыли, что он пользуется общественным транспортом.

- Но ты не пользуешься. Живешь в общежитии в студенческом городке. Университет рядом. Куда ты поедешь на общественном транспорте?

-Я придумаю что-нибудь!

Рыжая Лена, как звали её однокурсники, неистовая рыжая Ленка придумала. Она узнала адрес Виктора Степановича в студенческой поликлинике, в которой лечились и преподаватели. У неё в регистратуре работала знакомая девушка, она ей и выдала тайну.

Леночка после утомительных занятий зимой в лютую стужу поехала посмотреть на дом, в котором жил преподаватель. Оказалось, что ехать всего несколько остановок, что дом, в котором жил Виктор Степанович был почти рядом с институтом, в хорошую погоду на работу мужчине вполне можно было ходить пешком. Но зима была лютая, стылая, поэтому Лена правильно поняла, что даже в целях экономии Виктор Степанович пешком зимой на работу не ходит. Она осмотрела окрестные улицы и переулки, нашла ближайшую остановку. На следующий день она встала ни свет, ни заря, оделась несуразно, закутала голову шарфом и от этого стала неузнаваемой и отправилась на разведку. Она проследила, на каком транспорте Виктор Степанович уезжает на работу.
Теперь нужно было сделать так, чтобы преподаватель её заметил и выделил из общей массы студентов.

Леночка подошла на перемене к расписанию, выписала все занятия Виктора Степановича и теперь каждый день знала, когда и где он читает лекции и проводит практические занятия. Девчонки из её комнаты не знали ничего об этих приготовлениях, потому что Лена считала: то, что знают двое, знает весь университет. Много раз она ненароком попадалась на глаза Виктору Степановичу, и выразительно смотрела на него, но он не обращал ни на неё, ни на выразительные взгляды никакого внимания. На лекции он шел сосредоточенный, с лекций возвращался усталый. Тогда Ленка разыграла трагическую сцену. В одном из закоулков полутемного институтского коридорчика возле входа в аудиторию она, столкнувшись лицом к лицу с Виктором Степановичем, натурально побледнела и закачалась.

-Ой, голова закружилась, ой, я сейчас упаду! Помогите! Помогите!

Лена сделала шаг навстречу преподавателю и… повисла у него на шее!

-Что с Вами? Не падайте! Я Вас держу!    

Виктор Степанович бросил на пол плакаты, которые нес с лекции, и подхватил студентку, удерживая её от падения.

Лена замерла в крепких мужских объятиях и подумала о том, что очень жаль, что никто не видит, как её обнимает крепко молодой мужчина, умный и красивый и, по общему мнению всех студенток, ещё и очень похожий на известного актера Тихонова в молодости. Её сильно беспокоило и другое обстоятельство: она изображала голодный обморок, а в сумке у неё лежал огромный бутерброд с копченой колбасой, и она толком не знала, застегнута ли у неё сумка на молнию, или нет? Надеясь на авось, она продолжила игру.

- У меня от голода голова закружилась, я два дня почти ничего не ела.

- Почему?

- Деньги истратила на обнову, мама обещала прислать денег, а почему-то перевод задерживается.

Леночка не говорила, она томно роняла звуки. Виктор Степанович на розыгрыш купился, он вынул из кармана деньги, выбрал самую крупную купюру.

-Надеюсь, это Вам поможет продержаться до маминого перевода. А сейчас быстро идите в столовую, да не ешьте ничего тяжелого. Йогурт возьмите или компот, кашу молочную. А деньги можете не возвращать. Считайте подарком. Вас проводить?

- Мне уже легче, сама доберусь!

Лена пошла по коридору, держась за стеночку и покачиваясь. По её замыслу преподаватель должен был с жалостью смотреть ей вслед. Она оглянулась. Не сработало до конца! Вслед он ей не смотрел! Виктор Степанович немедленно пошел в деканат и начал возмущаться тем, что бедные студенты падают в голодные обмороки прямо в институтских коридорах, и нужно в связи с этим принимать какие-то меры. Например, открыть при деканате кассу взаимопомощи, в которой студентам могли бы выдавать авансы недельки на две, или вывесить в коридорах института адреса критических центров, куда можно обратиться в безвыходной ситуации. Кассу взаимопомощи не открыли, но внизу в холле института на стенде рядом с расписанием появилось небольшое объявление, которое гласило, что в критической ситуации можно обратиться за продуктовым пайком в центр социальной реабилитации, и ниже указывались контактные телефоны.

Виктор Степанович прочитал это объявление и успокоился. Про упавшую в обморок студентку он и думать забыл, но она сама напомнила о себе.


     Тайные встречи
 
Прошло несколько дней. Зимним холодным утром Виктор отправился на работу в маршрутном такси. Какая-то девушка села рядом с ним. Лицо её показалось Виктору Степановичу знакомым. Да мало ли знакомых у него в городе? Он не стал разглядывать попутчицу, но она сама заговорила с ним.

- Здравствуйте, Виктор Степанович! Вы не узнали меня?

- Здравствуйте! Узнал, теперь узнал! Как Вы себя чувствуете?

- Хорошо! Ездила с утра пораньше перевод от мамы получать. Так что возвращаю Вам свой долг.

Лена протянула преподавателю деньги.

- Что Вы, что Вы! Это ни к чему! Считайте, что я оказал Вам гуманитарную помощь.

-Будете всем студентам помогать – разоритесь! Возьмите, не ставьте меня в неловкое положение!

Леночка говорила неторопливо, каждое слово её было продуманным. Не зря же она на общей кухне вечером так тщательно репетировала свои речи. Разными голосами она произносила слова и за Виктора Степановича и за себя. И вот теперь воплощала все в реальной жизни. Все шло по плану.

- Ну, хорошо, я возьму деньги, только Вы больше в голодные обмороки не падайте, обращайтесь, в крайнем случае, ко мне. Всегда помогу. Наша остановка. Или Вы дальше едете?

- Нет, конечно, я в общежитие сбегаю и на занятия. Мне к первой паре. До встречи!

- До встречи!

Виктор Степанович посмотрел вслед девушке и подумал: «Какая приятная, воспитанная девушка. Речь грамотная, хорошо поставлена. Хороший педагог из неё получится!»
А Лена постояла за углом здания, дождалась, когда Виктор Степанович зашел, и пошла танцующей походкой к огромным входным дверям старинного университетского здания. На лице её было ликование. Первый этап битвы был выигран!

Уже через месяц Виктор Степанович стал встречаться с Леной. Встречи эти были тайными. Лена очень ясно дала понять, что её устраивают эти встречи, что она не претендует на то, чтобы занять в его жизни большое место. Виктора Степановича вначале беспокоило то, что девушка всего на четыре года старше его дочери, но Лену это не беспокоило.

- Жизнь такая трудная сейчас! Ты помогаешь мне, ты – мой покровитель. Я могу спокойно учиться и не думать о том, что я могу остаться без копейки денег. Я хорошо к тебе отношусь, с теплотой, я тебя очень жалею, но сразу же говорю, что всю жизнь с тобой рядом быть не собираюсь. В мужья себе я хочу мужчину помоложе и попроще. Выйти замуж сейчас за тебя – это взвалить себе на плечи груз проблем и постареть на десять лет. Не ходить на дискотеки и в клубы, не общаться с многочисленными друзьями и подругами, не ездить в молодежные лагеря, бросить танцевальный кружок и спортивную секцию. По праздникам общаться с семьей твоего брата, вытирать носы твоим племянницам и готовить подарки твоему внуку к Новому году и Дню Рождения. Нет уж, уволь! Я тебя консультирую по этим вопросам, с меня достаточно! Ты не обижайся, но ты и сам к новому браку не готов. Ты – старомодный человек. Последний из могикан. Это ваше поколение жило по простой схеме: влюбился, познал физическую близость с женщиной, женился. Сейчас нравы другие. Ты говоришь о разврате, а я его не вижу. Я тебе никогда и ни с кем не изменяю. У меня вид строгой и недоступной девушки. Это мне нравится. Наши отношения не афишируются ни тобой, ни мной. У тебя своя жизнь, у меня – своя. Нам хорошо вместе. Что еще нужно?
 
При всей своей бесшабашности и болтливости Лена нигде и никогда не обмолвилась ни словом об их встречах. А подругам по комнате в общежитии сказала, что Виктор Степанович оказался неприступным мужчиной, закоренелым холостяком и женоненавистником. Такой она ему создала имидж. На всякий случай. Чтобы никто не вздумал атаковать его. Не одна же она такая бойкая в университете. А встречается она с богатеньким покровителем, который не одну её опекает. Непонятно было одно: почему Виктор Степанович стал относиться к студенткам мягче?

Виктор Степанович поражен был мудростью молодой женщины, научился разделять её взгляды, и привыкал смотреть в будущее без боли.

С Леной они встречались три года, а когда она окончила университет, они расстались навсегда. Им обоим было больно при расставании, хотя они не подавали виду. Лена сама так решила, а он не мог ей перечить. Не имел права. Потому что он знал, что Лена хочет иметь детей, а Виктор Степанович был категорически против этого. Он её отпустил.

Прошло два года после их расставания, а он ничего о ней не знал. Она никогда не звонила, не искала с ним встреч. Через общих знакомых он узнал, что Лена замужем и уже ждет своего первенца. В сердце что-то кольнуло и тут же отпустило. Виктор Степанович думал о Леночке, как о рыжей пушистой кошечке, которая вздремнула у него на груди, и пошла гулять по крышам. Кошки, как известно, гуляют сами по себе.


    Меландора


Первое время после расставания с Леной он прожил спокойно и одиноко, но в археологической экспедиции на раскопках в северных районах области он встретил женщину, простую крестьянку и увлекся. У неё было редкое и очень красивое имя – Меландора. Все окружающие звали её Миля. Это созвучие её имени со словом «милая» было не случайным. Миля действительно была милой. Она была статной, высокой русоволосой женщиной с очень красивой, горделивой посадкой головы, но походка её была почти мужской, а руки – большими, крестьянскими. Только лицо у неё было безупречным, таким, что можно было засмотреться. Карие, большие глаза всегда выражали внутренний покой и уверенность в завтрашнем дне. Была она соломенной вдовой, жила без мужа, потому что он находился в местах лишения свободы. Срок он получил небольшой, но видно, что характер у него был строптивый, за попытку к побегу ему добавили еще. Первые два года женщина его ждала, а потом ждать перестала, хотя письма ему писала регулярно, посылала посылки, но на свидания не ездила. Отреклась она от него. Не мог вытерпеть, не пожалел её с детьми. Последние годы она не жила, она все время выживала, рассчитывая только на свои силы. Работы в лесхозе не было постоянной, работала она только в летний сезон поварихой, а в остальное время кормилась с детьми с подворья да с огорода, да с небольшой пасеки, доставшейся от отца. Два раза в неделю приезжал в деревню сборщик молока и за бесценок скупал у крестьянок сметану, молоко, творог. Это была живая копейка, без которой и вовсе никак не прожить. Детей она подняла. Сыновья пошли по свету искать себе лучшей доли, и нашли, оба стали строителями, купили квартиры, завели семьи, но от матери отстранились. Дочь вышла замуж и рано и не за того, а теперь жила кое-как рядом, в деревне, как и мать, в скудности и тревогах.

Виктора Степановича поразило в женщине все: и красота, и стать, и житейская мудрость, и терпение, и огромное трудолюбие.

Они познакомились случайно. Однажды вечером в экспедиции Виктор Степанович так захотел молока, что отправился за ним в ближайшую деревню. Она была за рекой, и расстояние до неё было небольшое. Виктор Степанович переправился на другой берег Зеи на надувной лодке, вынес её на берег, спрятал в кустарнике и пошел, ориентируясь по карте. Через полчаса он увидел околицу села, дошел до первого дома и постучался. Хозяйка молоком напоила бесплатно, и за скромную плату дала с собой пятилитровый бидончик.

Виктор Степанович ходил за молоком каждый день, в любую погоду, но однажды по дороге попал в такой ливень, что пришел он мокрешенький. Миля заохала, заставила пойти в баньку, дала старенькие чистые спортивные брюки сына. Виктор Степанович принял заботу, а вместе с ней и ласку Мили с благодарностью. Он стал жить в доме квартирантом. Вечером приходил к хозяйке, а уходил ранним утром. Миля называла его постояльцем.

Когда срок экспедиции закончился, Виктор Степанович вернулся в город. Он звал Милю с собой, но она наотрез отказалась.

-Как я порушу свой дом? Вдруг мой непутевый вернется? Куда он пойдет? А дети? Они к родному порогу хоть отдохнуть вернутся. Может быть, оживет деревня наша когда-нибудь? Нельзя мне дом покидать, неправильно это. А дочь и внучку на кого я оставлю? На этого непутевого? У кого она будет защиты искать? Кто её поддержит в трудную минуту? А тебе я не ровня. Как бы ворона высоко не летала, а соколом не стала. И годами я постарше, хоть и на пяток лет, но постарше. А образованием я помладше. Да намного помладше. Я и закончила всего четыре класса. В школу нужно было каждый день ходить за пять километров. Возьмешь с собой утром пропитание, а там у нас хулиган был один, его все боялись. Он отберет мою еду и съест по дороге. А я потом целый день голодная. Подружки поделятся своим, да не досыта. Терпела я терпела, а потом не пошла в школу и все! Да и с учебой  у меня дела неважные были. Посидела я дома до зимы, а весной пошла матери на ферме помогать. Так что я в коровнике, считай, и выросла. В семнадцать лет замуж пошла. Пришел из армии мой Алексей, все девчонки с ума посходили. В морской форме и в бескозырке по селу ходит, на всех свысока смотрит. В клубе я ему на глаза попалась. Спросил удивленно, чья такая выросла. Ему сказали. И все. И как пристал, как пристал! Отказать такому видному жениху я не посмела. Не скажу, что мы несчастливо жили. Троих детей народили, трудились с зари до зари, рук не покладая. Алексей на работу рьяный был. Веришь, мне можно было коровку доить в тапочках ходить! Так чисто всегда в хлеву было! А за скотиной ухаживать меня не допускал. Мои дела: дом, дети, огород, старики наши. Как его угораздило в эту драку ввязаться? Все он правду искал, все её добивался. Ну, что? Добился? Бросил меня одну в это злое время, когда все рушиться стало. Как только устояла и по миру не пошла с сумой за плечами. Думала, что вернется через два года, да заживем мы рядышком, старость встретим вместе. А он видишь что? Ещё семь лет дали, в другую колонию перевели. И не пишет, что сотворил. Такие сроки за пустяки не дают.

Ты, Виктор, человек хороший! Золотой мужик! Я таких никогда не встречала. Видишь, и мне счастье улыбнулось, и мне солнышко хоть краем лучика, да в окошко заглянуло! А ты поезжай со спокойной душой! Мне ты ничего плохого не сделал. Слухи говоришь, обо мне пойдут? Не бойся, грязь ко мне не пристанет! А если пристанет, отмоюсь добела. А с тобой я в молодость вернулась. Ты - мое бабье лето. Адрес твой возьму, и телефон запиши свой сотовый и домашний, проведаю тебя в твоем городе, если выберусь. А деньги свои ты мне не давай. Что ты из меня продажную девку делаешь? Лучше купи у меня медку, да кому присоветуй купить. И тебе не убыток, и мне прибыль в доме. Тебе поклон за то, что ты мне дров на зиму заготовил не меряно, на две зимы хватит! Да и с сеном помог. Меня через два года обещали на какую-то социальную пенсию досрочно оформить. Хоть и небольшая денежка будет, а помощь какая! А два года я продержусь. Да и непутевый мой через два года вернется. Уж не знаю, каким я его увижу! На свидание к нему не ездила. Если бы поближе был, я бы проведала, а нужно через всю страну ехать. Где у меня такие капиталы? Да и не хочу я его видеть, сердце у меня к нему остыло. Не осуждай меня и вспоминай иногда.
Миля слово сдержала и несколько раз навестила Виктора Степановича в его городской квартире. Она приезжала на обследование в больницу, потом отважилась на операцию, перенесла её и уехала к себе домой.

- Мы так мало радости с тобой на двоих делили, что свое горе мне нужно без тебя ложкой черпать. Мне теперь пенсию по инвалидности дали. Бог милостив, поживу ещё на свете. Дочку с внучкой я из замужества домой забрала. Учиться она хочет заочно в твоем университете. Поступит сама, она у меня умница, не в меня, учеба у неё всегда хорошо шла, а вот дальше ей учиться с книжками помоги. У тебя вон их сколько! Поступит платно, но это небольшие деньги, мы найдем! С внучкой я буду нянчиться, а она пусть к свету устремляется, в школе учителей не хватает, место ей найдется.

Виктор Степанович и молился за Милю, когда она пошла на операцию, и навещал её в больнице, несмотря на её запреты, и уговорил её дочь Катю взять втайне от матери деньги. Кате он дал пособия для поступающих в институт, объяснил, как готовиться к вступительным экзаменам. Она действительно оказалась способной к учебе, экзамены сдала успешно, а Виктор Степанович  приложил много усилий и добился от ректора решения принять её на заочное отделение на бесплатной основе.

Если бы только Миля согласилась переехать в город к нему, Виктор Степанович стал бы самым счастливым человеком на свете. Когда она ловила его тоскующий взгляд, она привлекала его к себе, обнимала, как маленького мальчика, осторожно гладила по спине.

- Пройдет, Витенька, отболит, да и сердце твое ещё не вполне свободно.

И не прошло, и не отболело, а просто поселилось в уголочке сердца и осталось навсегда в нем, как часть его личной жизни. Светлая часть.

С Леной они были не пара, по её заверениям, с Милей они тоже были не пара. Он расстался с ними без горечи, с удивлением обнаружив в себе уже некоторую привычку к тому, что женщины в его жизни меняются одна за другой. Сила чувств к ним была другая, не такая, как к Анфисе. Было хорошо, но чувство не захлестывало и не уносило ни в светлую, ни в темную даль. Способен ли он вновь на сильные переживания? Ответа он не знал.               

  Ванечка

Чем измеряется сила любви? Когда уходила из жизни мама  Виктора Степановича, доктора разрешили ему последнее свидание с ней. Он зашел в палату в реанимации и увидел её на больничной койке. Он не бросился к ней, а подошел спокойно, чтобы не напугать.
-Это ты, Витенька?
-Я, мама, я!
-Береги себя, сынок, и Ванечку не оставляй.
-Мама, я тебя очень сильно люблю.
-Я знаю.
Она прикрыла глаза. Почему-то всего одна слезинка потекла по материнской щеке. Врач сделал знак, что пора уходить. Но Виктор встал, как вкопанный. Он готов был удариться об пол, рассыпаться на части и как-то уберечь свою родную маму. Но ничего не мог для неё сделать. Он готов был упасть перед ней на колени и умолять не покидать его в этом мире, но  нужно было вести себя достойно. Доктор положил руку Виктору на плечо. И этот жест человеческого милосердия придал ему силы.  Он вышел из палаты на онемевших ногах. Он, глупый, думал всегда, что нет такой силы, которая могла бы его разлучить с матерью, что силой любви друг к другу они всегда будут связаны в жизни, а не за её пределами. Теперь он привыкал жить без неё, но и дня не было, чтобы он мысленно не давал отчета ей в своих поступках и решениях. После её ухода он купил в церковной лавке «Молитослов», нашел в нем молитву за упокой души, выучил и тихонько молился за свою родную, а вместе с ней и за всех своих предков, живших до него на амурской земле. Он думал о них, представлял их по фотографиям. Перед его глазами стояли их живые образы. Бабушкины рассказы, похожие на сказки, будили его детское воображение так сильно, что он до сих пор помнил каждый звук, каждую интонацию в голосе своей бабушки, в то время, когда она рассказывала внуку о старине. Теперь он и сам мог рассказать историю своего рода. Он дополнил рассказы бабушки, работая в архивах.   
Прабабушки и прадедушки Виктора Степановича приехали из Самарской губернии села Тяглое Озеро Николаевского уезда. Они переселились из Поволжья, с берегов одной великой реки на берега другой, не менее великой. С Волги-матушки к Амуру-батюшке. Они были молокане. Их считали отступниками от истиной веры христианской и за это наказывали: ссылали, переселяли в отдаленные места России.
Косицины не стали ждать, когда их переселят силой, и сами вместе с другими семьями своих родственников большим обозом двинулись в неведомые края. Их путешествие длилось два с половиной года. Какой трудный путь они проделали! Посудите сами, поездом можно было добраться только до Уфы. Дальше железных дорог не было. В Уфе формировались обозы, и в сопровождении небольшой охраны из солдат, переселенцы  двигались на Восток. Погрузили на подводы свое добро Косицины, а сами шли пешком по просторам Сибири и Забайкалья. Шли в неведомые края без страха в душе. Они были все вместе, шли всем родом, и в этом единстве была их сила. Лето шли и ехали, но, проделав половину пути, остановились на зимовку в специально подготовленных для этого бараках. Потом все лето шли до Сретенска, и опять сделали остановку на зиму, а весной погрузились на баржи и поплыли вниз по Шилке. Река хоть и считалась судоходной, но она была такой мелкой, что баржи то и дело садились на мель. Переселенцы даже шутили потом о своем путешествии по Шилке, что непонятно, то ли баржи по реке плыли, то ли их мужики на плечах несли.

В семейном альбоме для потомков было записано, что «глава семьи Григорий Прокопьевич Косицин в 1873 году открыл торговый дом, который назывался «Г.П. Косицин с сыновьями». Постепенно купцы расширили свою деятельность: занимались торговлей, основали известковый и веревочно-прядильный заводы, матрасную и сундучную мастерские, потом купили лесопильное и мукомольное производство. Косицины торговали мясом, делая массовые закупки скота. По Амуру и Зее стали ходить их пароходы, повсюду открывались магазины, склады. В 1894 году сын Григория Прокопьевича и прадедушка Виктора Степановича за признание заслуг торгового дома Косициных был приглашен в Москву на коронацию Николая II”.
Вот какими удивительными и предприимчивыми людьми были родственники Виктора Степановича. Удача в делах отвернулась от них в самом начале двадцатого века. Они разорились как раз накануне революции. 
Бабушка рассказывала и историю разорения Косициных.  Подтолкнуло к разорению его строительство второго, на те времена, в городе трехэтажного здания. Между благовещенскими купцами существовало негласное соперничество. Они демонстрировали свою силу и богатство и друг другу и всем окружающим в строительстве. Наверное, прадед был человеком с большими амбициями. Торговый дом строили с размахом, на века, вот он и стоит, не шелохнувшись уже второй век, и будет стоять ещё долго. И стекла в его больших окнах были зеркальными, и торговые залы – просторными, и подвал мог вместить множество разнообразного товара, и  освещался он не керосиновыми лампами и свечами, а, невиданное дело, настоящим электричеством! Гордостью купцов Косициных была маленькая собственная электростанция на двадцать шесть лампочек! Когда строительство было завершено, на сияние электрического света по вечерам приходил любоваться почти весь город. Любоваться – любовались, но деньги купцам Косициным нести благовещенцы не торопились. Дорого  стоила аренда торговых залов, а плата за квартиры, которые располагались на верхних этажах здания, была большинству благовещенцев не по карману. Кредиты, взятые в банке городском под строительство дома, пора было выплачивать, а дом доходов приносил мало. Купцы решились на подлог. Нашли нечистого на руку господина, заключили с ним тайное соглашение и отправили вниз по Амуру пароход, груженный разнообразным товаром. Товар застраховали на большую сумму. Пароход загорелся в низовьях Амура, товар сгорел. Страховая компания быстро разоблачила подлог, денег владельцам не заплатили, дом забрали за долги, и как показало время – вовремя! Накануне революции Косицины жили не в нищете, но и не в роскоши. Они были людьми среднего достатка. Однако репрессии не обошли их стороной. В страхе многие из них покинули город, и след их затерялся. Оставшиеся жили обыкновенной жизнью обыкновенных людей.

Бабушка уцелела в этой ломке-терке, как она называла тридцатые годы, только потому, что она в годы репрессий трижды меняла фамилию, а свою родную девичью фамилию вернула только после смерти второго мужа. Она стала опять Косициной, потому что устала от перемен и путаницы. С третьим мужем бабушка расписана не была, сыну своему дала свою фамилию. Когда её принадлежность роду Косициных стала просматриваться, тяжелое время подозрительности ушло в прошлое. Из старшего поколения жива была ещё баба Лида, младшая сестра бабушки, старенькая, крепенькая интеллигентная старушка, которая хоть и разменяла восьмой десяток лет, но была в твердой памяти и знала и чтила всех своих родственников и тех, кто прошел свой путь по этой земле, и тех, которые шли по ней дальше. Теперь она была главой рода, наставником и советчиком всем молодым. Лидия Герасимовна принимала родственников, угощала их, была им советчицей в трудные минуты жизни.

- Здесь наши корни, - говорила она часто, - где родился, там и пригодился!
Виктор Степанович её любил и уважал и поддерживал всячески. Баба Лида твердо считала, что Виктор «засиделся в девках», что ему давно нужно «перестать куражиться», забыть свою Анфису и найти себе, наконец, настоящую спутницу жизни. На её стороне был младший брат Виктора Степановича – Ванечка, и в последнее время к ним примкнула и Юля. Прямо триумвират какой-то.

Ваня не только хотел видеть брата женатым, а, значит, счастливым, но он еще и предпринимал решительные действия для того, чтобы найти брату невесту. Ваня считал, что если брату не помочь в этом вопросе, то Витя так и останется холостяком и пропадет в своем одиночестве. Сам брат никогда не женится, а если женится, то на ком попало. Видели мы уже его жену, и его неудачную семейную жизнь. Не разбирается старший брат в женщинах. Ничего он не смыслит в них. А младший брат какой-никакой специалист в женском вопросе. Он знает, какая жена нужна Виктору. И он найдет ему такую женщину – идеальную спутницу жизни.

Если присмотреться внимательно и искать внешнее сходство между братьями, его можно было найти. У обоих были кудрявые темные волосы, одинаковая форма головы, чуть оттопыренные уши и пронзительно голубые глаза. На этом сходство заканчивалось. Различий между ними было больше. Виктор Степанович был высоким и худым, молчаливым и серьезным в отца, а Ванечка был крепким, коренастым и широкоплечим, среднего роста мужчиной - в маму. Виктор Степанович был спокойным, неторопливым, уравновешенным человеком, а Ванечка был подвижным, громогласным, вспыльчивым. Младший брат ходил всегда, как боксер на ринге: подпрыгивал, как мячик, а руки, крепко сжатые в кулаки, всегда держал перед собой, поэтому вид имел угрожающий. На самом деле он был добрейшим человеком, который готов был всегда выслушать и понять другого, и прийти ему на помощь в трудной ситуации. Виктор Степанович любое дело начинал после тщательной подготовки к нему, Иван Степанович никогда своих действий житейских не обдумывал, а всегда действовал по закону: куда кривая выведет. Виктор обжегся на молоке и теперь дул на воду, а Ваня никем и ничем ни разу в жизни ранен не был, поэтому доверял миру. Было у братьев еще одно сходство: неразличим был их голос, особенно по телефону.  Жизнь была благосклонна к младшему брату: женился он за три дня, но удачно. Институт выбрал на авось, а в профессии своей строительной утвердился и сделал карьеру. К тридцати годам он имел квартиру, престижную профессию, красавицу и умницу жену и троих чудесных девочек погодков: Дашу, Машу и Вику. На третьего ребенка Иван жену уговорил заверениями, что обязательно сын будет.  В какой-то бульварной газетке он прочитал, что для рождения сына нужно соблюдать особенную диету: мужчине нужно есть на ночь жареное мясо с острым перцем, заедать все чесноком, запивать холодной водой. Иван чуть не разорил семью такими ужинами, и едва не загубил свое здоровье, а его красавица жена не знала, куда деться от запаха чеснока в супружеской спальне.

-Сын будет, Витенька!
Родилась Виктория. Ваня вздохнул горестно и сказал, что теперь он будет к газетным публикациям относится осторожней. Не всегда в газетах правду пишут. Однако с помощью газет Иван пытался устроить личную жизнь брата, потому что в газетах было полным-полно брачных объявлений. Этим объявлениям брат верил. Все соискательницы мужей были стройными и прекрасно выглядели. Почему-то редкостью было объявление, в котором бы женщина, склонная к полноте, или имеющая отдельные недостатки искала спутника жизни. У Ивана не возникал вопрос, почему замуж стремятся такие прекрасные дамы? А куда они своих мужей дели? Почему не ужились с ними? Почему их первая семейная лодка разбилась? Чем плохи были их мужья?  У Ивана такие вопросы не возникали, у него не было и доли сомнения в порядочности соискательниц. Раз пишут, что они стройные, приятные женщины, без вредных привычек, хорошие хозяйки и умницы, значит, так оно и есть. У Ванечки вопросы не возникали, а у Виктора возникали. Он к брачным объявлениям относился с недоверием. Почему эти дамочки решили, что через газетку можно выискать себе такого спутника жизни, который будет гораздо лучше прежнего? В каждой избушке свои погремушки. Людей без недостатков нет. 

Можно найти себе жену через брачное агенство. Роза Сябитова, известная на всю страну сваха, возглавляет самое модное брачное агенство и называет женихов и невест товаром, а повадки у неё такие, как будто она не пары семейные создает, а селедкой торгует на рынке. Особенно пошло звучит её фраза в передаче “Давай поженимся”: “Берите! Не прогадаете!”
 
Виктор считал, что если и создавать вторую семью, то нужно полагаться на случай, на судьбу, а Ваня считал, что нужно искать, стараться, стремиться изменить свою жизнь. У старшего брата такого старания не обнаруживалось, поэтому для него старался младший брат изо всех своих немалых сил.
   
Ваня думал о старшем брате всегда, звонил ему ежедневно по несколько раз за день, и не давал ему, по его собственному выражению, ободиночиться. Испокон веков существует на свете братская любовь, и сила этой любви бывает разной. Младший брат дорожил своим старшим братом и крепко любил его, и не только потому, что Виктор был ему за отца и за мать, и за бабушку и за дедушку. Иван был к нему очень привязан ещё и потому, что считал его несправедливо обиженным судьбой и верил, что все ещё можно исправить, как пела Людмила Гурченко, судьбу можно переломить. 

   Братская дружба

Виктор Степанович однажды рассказывал уже взрослому Ивану, что в одном из племен на островах Индонезии воспитание детей возложено на детские плечи. Вначале ребенка вскармливает мать, а потом ребенка прикрепляют к няне. Девочку к девочке, а мальчика к мальчику. И няни несут ответственность за детей. Они всюду ходят вместе и держатся за руки. Няни кормят детей, следят за их безопасностью, говорят, что можно делать, а что – нельзя, забавляют играми. Нянями назначаются дети-подростки. Чаще всего, это братья и сестры, а если в семье нет таких, няни назначаются из детей, живущих по соседству. Если маленький ребенок плачет, за его слезы наказывают няню. Детей развлекают и делают все, чтобы они не плакали. Поэтому дети вырастают очень спокойными, веселыми и удивляют мир своим доброжелательным отношением к нему. Такой индонезийской няней для Ванюши был брат Витя. Разница в возрасте между братьями была велика – в одиннадцать лет. Витя вынянчил своего младшего брата. Бабушка, на которую оставили трехмесячного внука занятые родители, осуществляла общее руководство. Ко времени рождения Ванечки она уже ослабела и могла уронить младенца. Она брала внука на руки только тогда, когда сидела в кресле. Передвигалась она уже осторожно, опираясь на палочку. Кормил, купал, вывозил на прогулку младшего брата Витя. Гремел погремушками, учил его ползать, ходить и говорить тоже Витя. Когда подросток уходил в школу, он махал на прощание рукой брату, а когда возвращался, сразу же бежал к нему.   

-Вместе, вместе, - кричал двухлетний Ванечка, и семенил ногами рядом с братом, когда тот шел купаться на Амур, или играть в футбол во дворе, или просто общаться с друзьями. Если Ванечка не поспевал за братом, тот брал его на руки, или сажал на шею, так что младший брат всегда был при нем. У Вити на велосипеде на рамке было прикреплено маленькое креслице, в котором он возил Ванечку с собой на загородные прогулки. В три года у Ванечки уже были маленькие коньки, и он ходил с братом зимой на каток, который был залит на стадионе «Динамо».

-Где Витюшка, там и Ванюшка! – говорили все.

Виктор уже учился в институте, когда Ваня пошел в первый класс. И брат пропустил лекции, и сам отвел Ваню в школу. Такое ответственное дело он не мог доверить никому. Правда, они с братом в первый школьный день попали в ситуацию, о которой очень долго никому не рассказывали, а теперь это была любимая история из жизни маленького Ванечки. Её все любят слушать и сегодня  знают уже наизусть. Она стала семейной легендой и даже занесена была в летопись семейной жизни.
Отца уже с ними тогда не было, а мама работала в управлении статистики и в этот день принимала отчеты. Подменить её было некому. Бабушка уже ходила плоховато, ей шел восьмой десяток лет, и она не могла проводить Ваню в первый класс. Оставались еще родственники, которые бы откликнулись и проводили мальчика в школу. Можно было попросить соседей, и они бы тоже не отказались, но Ваня даже заревел и стал просить Витю проводить его в школу. Именно с Витей он хотел идти на первую школьную линейку и ни с кем больше.

Как и все первоклассники, Ванечка сто раз за лето примерил школьную одежду, купленную ему заранее. В новом портфеле у него лежали самые лучшие тетради, самые лучшие карандаши и ручки. У него был самый красивый пенал. В портфеле лежал самый красивый кошелек, в котором он будет хранить деньги, которые ему будут давать на школьные завтраки. Вы не поверите, но у него был уже мобильный телефон, которым он будет пользоваться, когда пойдет в школу. Своей первой учительнице Ванечка принесет букет благоухающих роз, с которых бабушка аккуратно маленькими ножницами срезала колючие шипы, чтобы мальчик не поранился. Накануне первого сентября Ваня получил подробные   наставления от матери, наказы от бабушки. Бабушкина речь была самой короткой.

-Старайся, Ваня, не позорь фамилию, я в тебя верю.

День был солнечный, праздничный. Только Амур шумел и пытался выйти из берегов, но укрепленный берег не давал воде разгуляться. Вода шумно плескалась в высокие откосы, отлитые из бетона. Пограничники теперь в дозор ходили прямо по набережной реки, а пограничная собака принюхивалась ко всем прохожим и дружелюбно виляла хвостом. 

Была бы Ванина воля, он бы пошел на линейку прямо в шесть утра. Линейка начиналась в девять. Бабушка уговорила внука потерпеть хотя бы до восьми часов. Ровно в восемь Витя с Ваней отправились в школу. Ваня брата за руку не держал, а шел самостоятельно и независимо от него. Не в детский сад идет, чтобы держаться за руку старшего брата. Он уже взрослый. По дороге братья немного поспорили, кому нести этот букет роз. Ваня говорил, что цветы девчоночьи, он их не понесет, нести их нужно старшему брату. Виктор вздохнул, но цветы взял.

В школьном дворе было уже шумно. Многие школьники пришли пораньше, чтобы до линейки встретиться с одноклассниками, обсудить итоги летних каникул. Витя вспомнил, что в его школьные годы была форма, которая так надоедала всем, а теперь он думал о ней с некоторой грустью. Девочек украшали, как и прежде, большие белые банты, многие из них были в белых блузках. Мальчики тоже были в нарядных светлых рубашках. Обилие голубого, белого, розового цвета придавало школьному двору праздничный вид.   С Витей здоровались учителя, потому что брат учился в этой школе и выпустился всего год назад. Все умилялись виду Ванечки.

-Такой маленький. Неужели ему уже семь лет?

-Семь исполнилось в начале лета. Ну, и что, что маленький? Я вырасту. Зато какой я умный. Я уже таблицу умножения знаю.

-Да, ну?

Собеседники уважительно замолкали, а Ванечка на цыпочках шел дальше. Чтобы казаться повыше.

Витя был здесь своим человеком, а Ванечке только предстояло стать здесь своим. Младший брат ходил с Витей в школу и раньше: на тренировки в спортзал и даже на школьные вечера, потому что ребенка не с кем иногда было оставить. Ваня знал, как открывается дверь в библиотеку, он даже побывал в медпункте, когда неудачно упал и нуждался в медицинской помощи. Знал и дорогу в школьную столовую. Бывал он и в классных комнатах и кабинетах. Только раньше он был здесь младшим братом, а теперь ему предстояло освоиться здесь в роли полноправного члена школьного коллектива. Это был трудный путь и очень ответственный.

Виктор знал, где на линейке всегда стоят первоклассники, и повел туда брата. Молоденькая учительница держала табличку, на которой было написано
« 1 – г ».

-Нам сюда.

Витя подвел Ванечку к его учительнице, представил его.
-Вот Ваш новый ученик, Ванечка Косицин.
-Очень приятно. Становись в строй, Ванечка! Меня Лилия Анатольевна зовут.
Представившись, учительница несерьезно хихикнула. Нечасто она представлялась полным именем. Она не только имя своё называла, но и отчество. С именем то она дружила, а вот до отчества явно не доросла годами, но по должности теперь её на работе будут только так называть. Если останется в этой профессии на всю жизнь, то с годами так привыкнет к Лилии Анатольевне, что на простое свое имя и оборачиваться не будет, если кто-то из друзей детства окликнет её так в толпе.

-Сейчас линейка начнется, а потом пойдем в класс. Там я вас всех познакомлю друг с другом. А брат твой подождет тебя в сторонке, в группе родителей.

-А почему не папа? Может быть я его отец?
- Молод ещё. Дорасти нужно.
Голос был строгим. А ничего она, эта молоденькая учительница. Характер есть. Детки на голову не сядут. Да и вид у неё серьезной и требовательной учительницы.
Витя отошел в сторонку и за братом наблюдал издалека. Всю линейку Ванечка был на месте, стоял со своим классом, принимал поздравления, адресованные первоклассникам, а значит и ему.

Прозвенел первый в жизни первоклассников школьный звонок, и дети, построенные по парам, пошли в свой класс на первый в жизни урок. За ними пошли ученики вторых классов, третьих и последними на школьное крыльцо поднялись выпускники. Только тогда разрешили тихонько зайти в школу родителям.

Витя нашел класс, в котором учился Ванечка, посмотрел через застекленную дверь и… не обнаружил брата в классе. Учительница была на месте, дети, стоявшие на линейке рядом с Ваней, тоже были в классе, а Ванечки нигде не было.  Витя осторожно постучал в дверь. Учительница была недовольна тем, что её прервали.

- Что-то случилось?
- Случилось. Где Ваня?
Не научилась ещё молодая учительница нести ответственность за детей, порученных ей, и удивилась.

-Как? А разве его нет в классе?

-Посмотрите лучше. Вы его видите?

-Нет. А куда он делся?

-Это я у Вас спросить хотел.

-Не знаю. Дети, вы видели Ванечку Косицина такого маленького, хорошенького, темноволосого и голубоглазого.

Дети сказали, что видели Ваню, но когда все шли в школу, кто-то окликнул его и предложил перейти в другой класс, он и перешел.

-Я не могу класс бросить. Ищите в других первых классах. Директору школы обязательно скажите. Это ЧП! Мне теперь попадет.

Последние слова произнесла не Лилия Анатольевна, а девочка Лиля. Прекрасные карие глаза её наполнились слезами, а голос задрожал.

-Хоть бы он нашелся, хоть бы нашелся!

Учительница молитвенно сложила руки на груди.

-Только без паники. Я разыщу его.

Витя бросился на поиски.

-Ты что такой взволнованный?
Директор школы Вера Максимовна окликнула Витю в школьном коридоре.

-Ваня пропал!

-Как пропал?

-В классе его нет. На линейке был со всеми, а по дороге в школу перешел в какой-то другой.

-Да это что происходит! Не успел ребенок порог школы переступить, а уже начались приключения. Это учительница не досмотрела. Ей то и лет всего двадцать. Сама еще вчера была ребенком. Я же ей наказывала, видно забыла мои наставления. Привела детей в класс, а перекличку не сделала. Ну, как такой несобранной девушке доверять детей? Анна Ивановна на пенсию ушла, вот и пришлось  девочку взять. Нарочно взяла в коллектив молодую. Должен же коллектив обновляться.

Вместе с Верой Максимовной Витя стал метаться по школе в поисках брата. Они заглянули во все первые классы, Ванечки нигде не было.

-Теперь во вторых посмотрим.   

Виктор постучал в дверь второго класса, Вера Максимовна что-то стала объяснять учительнице, а Виктор рассматривал ребят за партами, и вдруг услышал откуда-то снизу растерянный голос брата.

-Витя, я здесь.

Ванечка целый и невредимый сидел на первой парте в третьем ряду от окна, прямо возле входной двери.

-Как ты сюда попал?

-Меня Алеша пригласил. Он сказал, что я могу с ним пойти прямо во второй класс, потому что писать уже умею, хорошо читаю и знаю таблицу умножения.
Смеяться было грешно, но Вера Максимовна засмеялась.

-Значит, тебя Алеша позвал. Конечно, Алеша у нас самый умный. У него уже один класс образования. Такого ученого человека нужно слушаться, он плохого не посоветует. А как же Вы новичка не заметили?

Учительница второго класса растерялась.

-Я думала, он действительно новенький, после классного часа хотела уточнить, почему его в списках нет.

-Мы его забираем. Пойдем в свой класс.

-Не могу.
Ванечка не говорил, а шептал.

-Почему?
-Я уже этой учительнице букет подарил.

-Причина серьезная. Раз ты ошибся, мы эту ошибку исправим. В какой вазе твои цветы стоят?

Первоклассник показал на вазу рукой. Вера Максимовна подошла к цветам.

-Твои какие цветы? Гладиолусы, астры или розы?

-Розы.

Ванечка говорил так тихо, что его было трудно услышать, но Вера Максимовна услышала. Она вынула цветы из вазы, отдадала букет Ванечке, ободряюще улыбнулась учительнице второго класса, которая смотрела на все происходившее смеющимися глазами.

-Мы об этом попозже поговорим.

В голосе у директора школы были такие нотки, что учительница улыбаться перестала. Вера Максимовна повела Ванечку на место в его первый класс, в котором ему и полагалось быть с самого начала. С прекрасной идеей пойти сразу во второй класс, где учился его сосед и лучший друг Алеша, пришлось проститься.

-Только бабушке ничего не говори.

-Не буду. Зачем зря её волновать?

Лилия Анатольевна встретила ученика тепло, погладила мальчика по голове.

-Как ты меня испугал! Не теряйся больше!

-Не буду!

Прошептав эти слова, Ванечка заплакал. Но тут же справился со своим волнением, остановил поток слез и подарил учительнице многострадальные розы и твердой походкой пошел на указанное ему место за партой.

-Молодец! Так держать! Я думаю, что проблем не будет больше. Удачи всем вам!

Целый год Ваня и Витя думали, что никто в доме не знает об этой истории. Только когда Ванечка пошел во второй класс, бабушка ему вслед сказала, чтобы он не шел в третий класс, а помнил, что он учится во втором. И откуда она все узнала?