Кому он нужен, этот Гунька?

Наталья Анисимова 2
Телефонный звонок поймал меня в конце рабочего дня. Трубка застонала жалостным голосом моей племянницы:
- Тётя Наташа, помогите, пожалуйста! Я щенка подобрала на улице. Маленький совсем, месяца три. Похож на кавказскую овчарку. А у меня астма, вы же знаете, я ингалятор из рук не выпускаю. Позвонила в приют для животных, но у меня брать его отказываются.

Из всего сказанного я услышала только «кавказская овчарка». Пятнадцать лет назад я вот так же приютила бездомную собаку этой породы. Всю мою жизнь она перевернула, оставив навсегда в душе глубокий след радости, слёз и счастья. Именно она и ещё один маленький щенок научили меня совсем по-другому относиться к бездомным животным.

В детстве я мечтала о собственной собаке, но мама об этом и слышать не хотела. Поэтому, выходя погулять, я не пропускала ни одной, чтобы не погладить, не поиграть с ними, не вынести бродяжкам что-то вкусненькое. А потом я возвращалась домой, где тепло и сытно, а они оставались в дождь, в жару, в мороз и ждали, потому что я дала им надежду, что всё может быть по-другому, что когда-нибудь я позову их к себе.

Спустя много лет я всё же позвала одну. Но только одну из многих. А как же остальные? Они так и остались одинокими и брошенными, временными игрушками для жалостливых людей, которые в первую очередь хотят всего лишь удовлетворить свою потребность общения с животными, желание почувствовать себя благодетелями и при этом не желая нести ответственность за того, кто верит и ждёт.
Самое страшное заключается в том, что, поверив человеку, несчастное животное становится лёгкой жертвой какого-нибудь живодёра. Поэтому уж пусть остаются полудикими и сами ищут себе пропитание, пусть как в природе – выживают сильнейшие.

Почему-то нам, обывателям не приходит в голову беспокоиться о диких животных. Нас не волнует, как они добывают себе пищу, не мёрзнут ли, не мокнут ли под дождём. У нас нет желания сходить в лес и погладить волка или мишку, принести им кусок колбаски. Только ли потому, что лес далеко?

***

На территории нашего офиса живёт стая бродячих собак. Живёт благодаря тому, что их тут кормят жалостливые женщины из соседнего офиса. Но более всех о них заботился наш вахтёр Слава, человек пожилой и очень одинокий. Собственно, он не только работал у нас, он тут и жил, поскольку дома его никто не ждал. Его семьёй стала стая, которой он регулярно покупал дешёвые куриные суповые наборы. По большому счёту, мне было очень жаль этого старого и не очень здорового человека.

Но вот собаки… В стае была всего одна хромая сука, которая стала вожаком и дважды в год приносила потомство от шести до восьми щенков. На собаку было страшно смотреть. Хотя её неплохо кормили, щенки высасывали её до костей. Тощая, грязная, с вечно болтающейся бахромой оттянутых сосков, с горящими злыми глазами, она не успевала отдохнуть от одной беременности, как наступала другая.

Поскольку стая стала представлять реальную угрозу, руководство фирмы решило стерилизовать собаку. Вся проблема заключалась в том, что собачка оказалась чересчур смышлёной  и не подпускала к себе никого, чтобы надеть ошейник, поводок, не говоря уж о наморднике. Даже Славе это не удавалось. Она как будто чуяла подвох и сбегала. Выход был только один: усыпить выстрелом ампулы со снотворным.

Слава категорически был против стерилизации. Он считал это варварским насилием над природой. Как же, жа-алко собачку! Очень долго мне пришлось убеждать, что его позиция не имеет ничего общего с жалостью, что организм животного изнашивается бесконечной беременностью и родами, вот о чём нужно сожалеть. Наконец он согласился, но наотрез отказался помогать нам, считая это предательством.

По-моему это малодушие, но обвинять в этом Славу не могу, хотя твёрдо убеждена, что добро должно быть с кулаками. Мне всё-таки удалось отвлечь собаку  вкуснятиной всего на пару секунд, чтобы опытный человек мог точно прицелиться. Потом в машине собака мирно спала у меня на коленях по пути в клинику. Операция прошла успешно. Собака провела в клинике 10 дней, где я навестила её.

В подвальном помещении было сухо и тепло. Кроме моей подопечной, там обитало ещё четыре дворняжки. Все они сидели на цепи, чтобы не иметь возможности достать друг друга. Сухие подстилки, чашки с водой и недоеденным кормом, свидетельствующие о том, что кормят пациентов до отвала.

Наша пёска обречённо лежала у стенки, положив морду между лапами. Она узнала меня, покорно дала себя погладить, но в ответ не вильнула хвостом, даже не пошевелилась. Это нормально. И правда, кто я для неё? Последняя из тех, кого она видела, когда ей в бедро прилетела ампула со снотворным.

Тем не менее, псина сумела в своём сознании связать эти два факта. До сих пор она обходит меня стороной. Да и не надо. Дружить я с ней не собираюсь. Пускай боится людей. Здоровее будет и дольше проживёт. Зато как она радовалась, крутилась на спине и дрыгала всеми лапами, когда я выпустила её из машины во дворе родного офиса!

Теперь, полтора года спустя, она стала гладкой, упитанной, с блестящей шерстью, и даже почти не хромает. В стае остались четыре собаки и других они на территорию не пускают.

Никто из числа так называемых «жалельщиков», в том числе и Слава, не поехал в больничку забрать любимицу, тем более что машину предоставила наша фирма, и не навестил, пока она, лёжа в полутёмном подвале на цепи, ждала именно его.

***

Помнится, в далёком детстве я вместе с мамой ходила смотреть в крохотном кинотеатрике «Комсомолец», который уже не дожил до наших дней, потрясающий фильм с участием нашего любимого артиста Сергея Образцова, с названием «Кому он нужен, этот Васька?», посвящённый жестокому отношению к бродячим животным. Выходили мы из зала оглушённые и подавленные.

И надо же такому случиться, что в тот же вечер мы нашли в подъезде маленького щеночка. Мама не посмела после испытанного эмоционального шока сказать нет. Щенка подобрали, отмыли, назвали Гунька. Счастью моему не было предела!

А вскоре меня отправили в пригородный санаторий. Здоровьем я в детстве не блистала. Когда вернулась через пару недель, Гуньки в доме уже не было. Я не задала маме ни одного вопроса. Не хотела знать правду и уж тем более - неправду. Это мне стало хорошим уроком, и выводы я сделала правильные. Маму нужно прощать всегда, а одного душевного порыва подобрать животное недостаточно, тут нужно нечто большее. Что именно, я ещё не понимала, но знала, что по отношению к щенку мы обе стали предателями уже тогда, когда потащили его к себе домой.

***

Лет семь назад, возвращаясь с работы, я увидела в подъезде дымчато-серую киску с белым пятном на груди. Она сидела, свернувшись комочком в углу. Вскоре кто-то из жалостливых соседок постелил ей коврик, поставил кормушку. Надо ли говорить, что после этого кошку из подъезда палкой не выгонишь?

С кошками у меня отношения параллельные. Я их никогда не понимала. И к этой киске я ни разу не прикоснулась и не кормила. Несколько недель проходила мимо, а она на меня погладывала с опаской. Тем более что на тот момент у меня уже в квартире жили две кавказские овчарки и кот. Мне хватало.

Но однажды, когда я несла в сумке рыбу, бродяжка почуяла и сорвалась следом. Вот тут я увидела, что она беременна. Вот-вот родит. Моментом представила, во что превратится наш подъезд и ужаснулась. А каково будет кошке? Нет, это не было чувством жалости. Впервые я  почувствовала себя человеком, который должен оставаться человеком и решить проблему, если он её может решить. Ибо никому эта кошка не была нужна, все готовы были только жалеть.  Вспомнила я маленького Гуньку и распахнула дверь своей квартиры, сказав кошке: «Заходи!»

Не знаю, может быть, труд и сделал из обезьяны человека, но, на мой взгляд, человеком тебя делает отношение к животным. Не любовь к ним, не жалость, а ответственность. Именно этому научила меня моя первая в жизни собака Тайга, перед которой я вот так же когда-то распахнула дверь.
Вскоре родились котятки. Пристроили всех и очень быстро. Я планировала и кошке найти новых хозяев, но дочка моя сильно к ней прикипела душой. А дочка – это не кошка, я её люблю и ради неё готова жить хоть с крокодилом.

***

Конечно, я как человек разумный прекрасно понимаю, что приютить у себя всех бездомных кошек и собак невозможно, поэтому тем, которые ко мне попадали, им просто повезло. А остальным могу только мысленно пожелать удачи и … пройду мимо.

Не знаю, как бы я поступила, увидев того щенка, ползающего в грязной луже, как мне потом рассказали, и с которого начался мой рассказ, но после работы я отправилась смотреть собаку. В первую очередь я переживала за племянницу, страдающую астмой.

Щенок оказался обычной дворняжкой. Кавказец там даже свечку не держал. Малыш был очарователен. Задорный пушистый светло-палевый комочек с чёрной мордахой и тёмными глазками-бусинами, он радостно встретил меня и доверчиво сунул влажный нос мне в лодыжку. И пока племянница с моей сестрой курили на кухне, я позволила себе немного повозиться с малышом. Он уже не был бродяжкой, но его будущее ещё весьма сомнительно. Нет, я не готова его приютить, но постараюсь сделать всё, чтобы найти ему новых хозяев, ибо я к своему прискорбию убедилась, что нынешние хозяева всё из той же категории жалельщиков.

Дело даже не в астме, которая не мешает моей племяннице курить с мамой на кухне, и которая стала причиной отказаться от собаки. Каждый человек сам решает, как он будет гробить своё здоровье. Дело в том, что она курит, несмотря на уже ставшую заметной беременность.

Щеночка она пожалела, а свое собственное дитя мамочка ради удовольствия травит никотином. У щенка ещё есть возможность обрести дом, а у маленького, не родившегося ещё человечка, нет выбора, он даже заплакать не может. Храни его бог, потому что других хранителей у него не осталось. А собака этой семье и вовсе не нужна.

23.04.2015г.