Новые граждане Святой Руси. Даниловцы

Вячеслав Иванович Марченко
Наследники преподобного Иосифа Волоцкого архиереи-исповедники Даниловские.


Доклад В.И. Марченко на конференции «Преподобный Иосиф Волоцкий и его обитель» в Иосифо-Волоцком ставропигиальном мужском монастыре 13 марта 2013 года.



Ваше Высокопреподобие, дорогой отец наместник, дорогие отцы, братия и сестры, господа о имени Господа нашего Иисуса Христа!

Позвольте я не буду делать научный доклад, а засвидетельствую перед вами о соборе новомучеников и исповедников Даниловских, о новых гражданах Святой Руси – наследниках преподобного Иосифа Волоцкого архиереях-исповедниках Московского Свято-Даниилова монастыря.



Я буду говорить о днях минувших, но в отношении дней нынешних и дня грядущего – вечного. Сказать в память любимого русским народом святого преподобного Иосифа Волоцкого и в молитвенную память его наследников в гражданстве Святой Руси – архиереев-исповедников, объединившихся в Московском Свято-Данииловом монастыре в годы смуты XX века вокруг новомученика (прославленного Русской Зарубежной Церковью) архиепископа Волоколамского Феодора (Поздеевского), в схиме Даниила.

Имена преподобного Иосифа и священномученика Феодора объединены не только в имени Волоколамска. Владыка Феодор и вся его братия, и все архиереи-даниловцы являются наследниками духа преподобного Иосифа, духа Святой Руси.

И прежде, и в наши дни как память преподобного сопровождается неприятием отступнического мира, обличителем которого он стал – так же точно и память исповедников даниловских сегодня неприятна и вовсе нежелательна духу мира сего.



Единое истинное Христианство установлено Самим Богом. Изначала мировым центром был Рим, затем – Новый Рим – Константинополь, или Царьград. В последнее же время воссиял Третий и последний Рим – Москва. Это положение утверждено старцем Елеазарова Псковского монастыря отцом Филофеем фразой, ставшей классической: «Два Рима падоша, Третий стоит, а четвертому не быти!»

По мысли нашего преподобного Иосифа Волоцкого: "Если в государстве стоит правитель, не знающий Бога и не признающий Закона Его, то это не правитель, но диавол". Единственный в мире оставался в те годы правитель, верный Христу – правитель Московский, Русский Православный Царь.

Начало возвеличению Москвы и объединению вокруг нее Самодержавной Православной власти положил благоверный и преподобный Князь Даниил Александрович (1263—1303), святой сын святого отца – благоверного Князя Александра Невского. В «Степенной книге Царского родословия» о нем сказано как об основателе Московской Династии Великих Князей. И не напрасно Святая наша Церковь именует Князя Даниила, основателя Даниилова монастыря «Звездой пресветлой Земли Русской».

Москва стала Третьим Римом деянием великого Русского Государя – Иоанна Васильевича Грозного, принявшего титул первого Русского Царя. Москва стала Царством, Великий Князь Иоанн Васильевич – Русским Царем Иоанном I.

Государь Иоанн Грозный – потомок святого Князя Даниила Московского «девятой степени», то есть в девятом поколении. Именно Государь Иоанн I Грозный возградил вновь два века бывший в запустении Даниловский монастырь в 1547-60 годах – монастырь, давший миру в XX веке новомучеников – числом 41 человек – того же свято-русского духа, духа преподобного Иосифа Волоцкого. 41 святой муж – я говорю только о прославленных Земной Церковью даниловцах; небесные же святцы, несомненно, полнее. Так, например, известно, что в тридцатые годы прошлого столетия в обители во имя преподобного Даниила Столпника – обители князя Даниила Московского, подвизались восемь благодатных старцев. Из них прославлены Церковью дольней, земной лишь два – преподобноисповедник Георгий (Лавров) – Московской Патриархией и преподобномученик Симеон (Холмогоров), в схиме Даниил –  Русской Зарубежной Церковью. Православный мир знает имя иеромонаха Павла (Троицкого). Мне сегодня радостно произнести перед вами вслух имена еще пятерых благодатных даниловских старцев, о которых – Бог даст! – миру дольнему предстоит узнать и полюбить их, вот они: схиархимандрит Даниил (Климков), схиигумен Павел (Драчев), архимандриты Тихон (Баляев), Стефан (Сафонов) и Поликарп (Соловьев). Исповеднический подвиг этих старцев – в том же духе, что и преподобный Иосиф Волоцкий – и лег в основание Собора Даниловских святителей-исповедников во главе с архиепископом Волоколамским Феодором (Поздеевским).



Обители Данииловой Государь Иоанн Грозный предуготовлял особенную судьбу. В 1561 году митрополитом Московским и всея Руси Макарием с сонмом духовенства в присутствии самого Государя Иоанна I-го Грозного был освящен соборний храм обители во имя Святых Отцов Семи Вселенских Соборов. Этот храм должен был символизировать собою алтарь Православного Царства – Святой Руси, должен был стать «собором соборов», духовным центром Москвы – новой столицы Вселенского Православия. На его надкупольном кресте и сегодня можно видеть Царский венец.

В XIX веке в Данииловой обители был возведен Троицкий собор, который освящал исповедник веры святитель Филарет (Дроздов), митрополит Московский. В Царские годы Даниилов монастырь был доброго свято-русского духа. Не случайно именно в нем были похоронены патриоты-славянофилы. Обитель приняла к себе и останки замечательного русского писателя и доброго христианина Николая Васильевича Гоголя.

В начале XX века настоятелями монастыря были такие выдающиеся ревнители Православия, святители того же свято-русского духа преподобного Иосифа Волоцкого, как владыки Никон (Рождественский) и Анастасий (Грибановский) – будущий Первоиерарх Русской Зарубежной Церкви.

В обители Князя Даниила и Государя Иоанна Грозного были явлены миру в 1931 году нетленные останки Гоголя и близкого ему Алексея Степановича Хомякова.

 

Преподобный Иосиф Волоцкий вместе со своими учениками и последователями, именуемыми теперь иосифлянами, целожизненно стоял на защите древле-русского благочестия, отрицал свободу мнений и критики в делах Церкви и прадедной веры, считая Церковь главной опорой растущего Московского Самодержавия. Иосифляне ревностно защищали церковное и монастырское имущество как базу Церкви и важное подспорье для Церкви в ее служении Православному государству. И энергичный митрополит Макарий, имя которого я сегодня уже упоминал, вышел из рядов иосифлян. С его именем, кстати вспомнить, связано открытие первой русской типографии в 1553 году при Государе Иоанне Грозном. Много потрудился митрополит Макарий и на Стоглавом Соборе, в 1551 году, главную цель которого Государь Иоанн I Васильевич определил так: «Прежние обычаи поисшатались, в самовластии все учинено по своим волям, и прежние законы нарушились; нужно утвердить предание Христианской истинной веры нашей». Тогда на защиту единовластия Московских князей противу удельно-вечевым порядкам и выступил преподобный Иосиф Волоцкий, советуя Царскому Самодержавию опереться на служилое дворянство и на пользующееся правами и личной свободой воинство.

В «переписке Ивана Грозного с князем Андреем Курбским» мы читаем слова Грозного Царя – Грозного к отступникам, о том, что Самодержавие на Руси является «изначальным»; то есть основой образования Русского государства. Царь Православный – видимый образ невидимого Царя Небесного.



В феврале 1917 года рухнула в России православная государственность, Россия «пала в бездну», подпала под власть пленивших ее богоборцев – тех, кого святитель Кирилл Александрийский назвал видимыми бесами. Но в первой половине XX века явила себя Русь Святая – в лике целого сонма новомучеников. XX век русской истории – время падения и позора государственного и национального и при этом – величайшее время торжества русской святости.

Когда многие, предав Помазанника Божия святого Государя Николая II Александровича, пошли в услужение к новой власти, явились и твердые исповедники, подобные преподобному Иосифу и иосифлянам прежних лет.

Не только из военных и дворян произошли иуды-предатели, но и – страшно сказать – из духовенства, из архиереев. Вот как малодушно откликнулся Синод на произошедший в стране цареборческий февральский переворот, заявив: "Совершилась воля Божия... Россия стала на путь нового устроения государственной жизни..."

Но явились и исповедники – твердые в вере и верности идеалам Святой Руси. Вокруг настоятеля Свято-Даниилова монастыря объединились многие из них, готовые кровью своей засвидетельствовать верность Христу. Когда отступничество под властью и напором кагала безбожников торжествовало, казалось, повсюду, когда уже и в церковном устроении явились малодушные и предатели, когда стало ясно, почему в Откровении святого Иоанна Богослова боязливые уравнены с неверными (см. 21, 8), восстал в монастыре Святого Князя Даниила Московского новый «столп Православия» – по слову святого праведного Алексия (Мечева) – «из архиереев архиерей» владыка Феодор с братией, подобные преподобному Иосифу и его братии.

Восстали против дел лжевласти богоборцев и инородцев – против изъятия церковных ценностей, против основания и отступнических потуг так называемой «Живой церкви» – обновленцев, первыми попытавшихся создать «советскую церковь», восстали в поддержку святого патриарха Тихона в его исповедничестве, в исповедании перед властными самозванцами правды православных монархических убеждений; позже – против новой попытки митрополита Григория (Яцковского) – создать «государственную церковь» и далее – до крестной смерти – против признания советской власти за власть законную позорной июльской декларацией 1927 года бывшего, но покаявшегося и присоединенного к Церкви обновленца митрополита Сергия (Страгородского), о покаянии которого преподобный старец Нектарий Оптинский сказал: «Да, покаялся, но яд в нем сидит».

Вспомним тут еще раз слова преподобного Иосифа, сказанные некогда словно против отступничества нового времени, именуемого в современной церковной истории сергианством: "Если в государстве стоит правитель, не знающий Бога и не признающий Закона Его, то это не правитель, но диавол".



На мученический крест страданий взошли исповедники-даниловцы – на крест, открывающий врата Рая. Я сейчас буду называть имена этих святых членов Даниловского братства и призываю всех верных, всех мучениколюбцев к молитвенному к ним живому обращению.

Архиерейским Собором Русской Православной Церкви 9 октября 1989 года был прославлен патриарх Тихон (Белавин) в лике святительском.

Архиерейским Собором Русской Православной Церкви 23 февраля 1997 года были прославлены митрополит Серафим (Чичагов) и архиепископ Фаддей (Успенский) как священномученики.

Архиерейским Собором Русской Православной Церкви 13-16 августа 2000 года в лике священномучеников были прославлены митрополит Петр (Полянский), архиепископы Серафим (Самойлович), Прокопий (Титов), Николай (Добронравов), Иларион (Троицкий), епископы Серафим (Звездинский), Парфений (Брянских), Иоасаф (Удалов), Уар (Шмарин), Дамаскин (Цедрик), Григорий (Лебедев), Герман (Ряшенцев), Аркадий (Остальский), Амфилохий (Скворцов), Игнатий (Садковский), протоиерей Сергий (Мечев), священники Василий (Горбачев), Иоанн (Смирнов), Алексий (Никонов), Владимир (Амбарцумов); в лике преподобномучеников архимандрит Серафим (Щелоков), игумен Сергий (Чернухин); в лике мучеников Михаил (Новоселов) – Марк, в тайной хиротонии – епископ Сергиевский и Петр (Царапкин); в лике священноисповедников епископы Амвросий (Полянский) и Афанасий (Сахаров); в лике преподобноисповедников архимандрит Георгий (Лавров).

Синодом Русской Православной Церкви Заграницей в 1981 году в лике святых новомучеников и исповедников Российских были прославлены патриарх Тихон (Белавин), архиепископы Феодор (Поздеевский), Гурий (Степанов), Аверкий (Кедров) Евсевий (Рождественский) и Димитрий (Любимов), епископы Николай (Парфенов), Сергий (Дружинин), Павел (Кратиров) и Стефан (Бех), архимандрит Симеон (Холмогоров); 20 августа 2000 года – схиархиепископ Пахомий (Кедров).

Всего сорок один человек.



Я начал это свое слово к вам с того, что хотел говорить не столько о днях минувших, сколько о днях нынешних и дне грядущем – вечном. Да, не в том суть, чтобы  только размышлять или спорить о минувшем. За минувшие дела Господь воздаст их свершителям. Надобно нам восхвалить праведность и отвергнуть для себя отступничество. Суть для нас в том, что на примере и в осмыслении прошедшего должно нам строить свое спасение и дать добрый пример новым поколениям людей спасаемых, потрудиться ради возрождения Православной Самодержавной Святой Руси. Такой пример, какой  мы сами имеем в преподобном Иосифе Волоцком и в иосифлянах, в священномученике Феодоре (Поздеевском) и в даниловцах.

Ведь и сегодня идет борьба за чистоту веры свято-русской. Невежественно, но агрессивно звучат слова – в том числе и от либеральной части духовенства – о том, что не было никогда никакой Святой Руси. – Да нет, была она, Матушка наша, Русь  Святая. Была, есть и будет. И сегодня я вспомнил лишь некоторые имена граждан ее. Как говорил профессор, родом из донских казаков,  Георгий Александрович Знаменский: «Святая Русь осталась жива и теперь, хотя и венцом терновым увенчана и в багряницу облечена. Руки ее, язвами гвоздиными израненные, высоко и широко распростерты на кресте... Но жива Святая Русь! Да будет стыдно всем маловерам, навеки похоронившим в своих огрубелых сердцах и в больном воображении Святую Русь! Распята была Русь православная. Но когда говорили маловеры и безбожники о безвременном погребении ее, тогда-то верующие – с радостными слезами на глазах – поняли: не к погребению матери нашей Родины должны мы готовиться, а к светлому снятию ее со креста и должному поклонению ее во Христе воскресению! Омытая в крови и слезах голгофских страданий, осиянная восьмконечным крестом, восстает ныне новая Святая Русь, чистая и послушная Христу во святых, в новых мучениках».

Есть великие пророчества великих святых наших о восстановлении в России Православного Самодержавия, об историческом торжестве Святой Руси – Руси преподобного Иосифа, а с ним и всех святых, в земле Российской просиявших, Руси новомучеников даниловских со всем великим Собором Новомучеников и исповедников Российских.

Мы же все, совершающие путь временной земной жизни, призваны к спасению путем святых предков наших. Да потрудимся еще! Да помогут нам в том преподобный Иосиф с братией и священномученик Феодор со своей братией – родные отцы наши свято-русские!

В приближении дней Великого поста да воззовем словами Пасхальной службы: «Да воскреснет Бог и расточатся врази Его»! И паки воззовем: «Да воскреснет Русь и расточатся враги ее»!