Маршал Победы

Влад Жуков
Пожалуй, единственным из политиков и военачальников, входивших в состав  Государственного комитета обороны (ГКО) и в  Ставку Верховного Главнокомандования Вооруженными силами СССР, который рискуя жизнью,  карьерой, не боялся возразить, не согласиться с мнением И. В. Сталина, был генерал, а впоследствии Маршал Советского Союза Георгий Константинович Жуков. Обладавший сильным характером, твердой волей, щедро одаренный талантом военной стратегии и тактики, интуицией, он настойчиво и аргументировано доказывал свою правоту не только  в Кремле, в генштабе, но и на передовой в сражениях. По расстановке сил на фронте,  данными разведки разгадывал военные замыслы и планы противника и во многих операциях действовал на опережение, осуществляя контрудары, вынуждая противника обороняться или отступать.
При всей сложности отношений И. В. Сталин осознавал и ценил полководческий талант Г.К. Жукова, выслушивал его мнение, хотя и не всегда следовал ему, считая свою точку зрения непогрешимой. Это, в частности, привело к окружению и разгрому войск Юго-Западного фронта, оборонявших  Киев. Предвидя катастрофу, Георгий Константинович  предлагал оставить город, отвести войска на выгодные позиции, тем самым сохранив и личный состав, и вооружение.
До сих пор популярна многозначительная фраза, произносимая с грузинским акцентом: «Что скажэт товарыш Жуков?» Полководец думал, говорил и действовал, нередко вопреки мнения и воли И. В. Сталина и других вождей, поэтому недолго задерживался на высоких командных должностях.
После столкновения мнений по поводу судьбы Киева Сталин освободил его от должности начальника Генерального штаба и назначил командующим еще несформированного Резервного фронта, призванного остановить наступление танковой армии Г. Гудериана и других фашистских соединений на подступах к Москве, из которой началась эвакуация правительства в Куйбышев. Жуков в этой, почти безнадежной ситуации, проявил мощь военного таланта, твердость, решительность. В  самый критический  для существования СССР период осени-зимы 1941 года, враг был отброшен от Москвы на 150-200 километров. Это была не только военная, но и морально-психологическая победа, развеявшая миф о непобедимости армий Третьего рейха, ранее триумфально завоевавших страны Европы, в частности, Польшу, Францию, Чехословакию, Австро-Венгрию, Румынию, Болгарию, Югославию и другие государства.
И. В. Сталин для ликвидации опасных ситуаций направлял  Георгия Константиновича на самые  тяжелые участки фронта. Так было, когда легендарные полководцы Гражданской войны К.Е. Ворошилов и С.М. Буденный, считавшие главной ударной силой не бронетехнику, а кавалерию,  не выдержав натиска врага, готовились к сдаче Ленинграда,  взрыву электростанции и других промышленных объектов. Жуков пресек панические настроения и организовал надежную оборону города, выстоявшего до прорыва блокады.
К сожалению, когда по вине  карьериста, бездарного  представителя Ставки, заслужившего за репрессии, расстрелы прозвище инквизитора армии, Л.З. Мехлиса, своими  глупыми приказами, угрозами и карами, сковавшего инициативу командования, произошел  разгром войск Крымского фронта, Георгий Константинович Жуков был занят оперативными делами на других театрах военных действий. Если бы тогда Сталин направил его  на Крымский фронт, то Жуков, можно не сомневаться, не отсиживался бы на Акмонайских позициях, ожидая, когда противник подтянет сил из-под осажденного Севастополя, а выбил бы противника из Джанкоя, перерезав коммуникации и снабжение  армии Э. Манштейна. Возможность такой опасности один из самых успешных немецких генералов впоследствии отметил в своих мемуарах.
Г.К. Жуков, судя по его поведению и действиям в опасные для Отечества годы, интересы народа, государства, ставил выше, не  размышляя о том, что несогласие со Сталиным может негативно отразиться на его не только карьере, но и судьбе. Из-за ревности «вождя всех времен и народов» и некоторых военачальников к всенародной славе, он незаслуженно попадал в опалу, был оскорблен и унижен. Несмотря на политические катаклизмы, фальсификации, в т. ч. нынешних историков-националистов, особенно украинских политиканов, Георгий Константинович Жуков был и остается в памяти народа Маршалом Победы. Он по праву принимал Парад Победы на Красной площади 24 июня 1945 года.
Рамки данной статьи не позволяют в полном объеме  осветить трудный и славный  путь великого полководца. Сам он, несмотря на ножницы цензуры в период восхваления «боевых подвигов» полковника Л. И. Брежнева, подробно рассказал о войне в мемуарах «Воспоминания и размышления». А писатель-фронтовик Герой Советского Союза  Владимир Карпов написал роман (литературную мозаику) «Маршал Жуков, его соратники и противники в годы войны и мира» (журнал «Знамя» № 10, 11, 12 за 1989 год). Вот  лишь некоторые вехи славного пути: родился Г. К. Жуков 19 ноября 1896 года в деревне Стрелкова Калужской области; участвовал в первой мировой войне, награжден за отвагу двумя Георгиевскими крестами, получил звание унтер-офицера; в августе 1918 года добровольно вступил в Красную Армию; в августе 1939 года войска под его командованием наголову разбили японских агрессоров  в крупном сражении на Халхин-Голе. 
С этого момента о талантливом генерале  узнали не только в СССР, но и далеко за его пределами, особенно в гитлеровской Германии, где вынашивались коварные планы нападения на Россию. В октябре 1941 года Г.К. Жуков организовал оборону Ленинграда;  в декабре-январе войска под его началом  разгромили фашистов в Ельнинской операции, а затем и в битве под Москвой;  в ноябре 1942-феврале 1943 года координация действий фронтов в Сталинградской битве, окружение и разгром «непобедимой» 6-й армии  фельдмаршала Ф. Паулюса.
В годы второй мировой войны, занимая должности начальника Генштаба, заместителя Верховного главнокомандующего, будучи  командующим фронтами, в том числе штурмовавшим Берлин 1-м Белорусским, Георгий Константинович участвовал в разработке  и проведении самых крупных военных операций, в уничтожении и пленении  противника. Именно он подписал Акт о безоговорочной капитуляции  Германии 8 мая 1945 года. 
В плеяде таких выдающихся полководцев, как К.К. Рокоссовский,  И. С. Конев, А.М. Василевский, С. К. Тимошенко, Б. М. Шапошников, И. Д. Черняховский, Н.Ф. Ватутин, К. А. Мерецков, И.Х. Баграмян, флотоводец Н. Г. Кузнецов и другие Г. К.  Жуков по праву  признан звездой первой величины. Он единственный из полководцев четырежды Герой Советского Союза, награжден двумя орденами Победы и многими другими боевыми орденами и медалями, в том числе иностранных государств.
В послевоенное время маршал подвергся притеснениям и гонениям. И. В. Сталин, ревностно воспринимавший его всенародную и мировую славу, по наветам недругов освободил Г. К. Жукова  от должности министра обороны и  назначил командующим  Одесским, а затем Уральским военным округом.  Впоследствии. После смерти Сталина  Н.С. Хрущев, которого Георгий Константинович решительно поддержал в  борьбе с Л.П. Берией, вернул его на должность министра обороны. Но вскоре, опасаясь, что маршал может претендовать на пост руководителя КПСС и государства, воспользовавшись ситуацией, когда Г.К Жуков находился с официальным визитом в Югославии, отправил его в отставку. Позже, в октябре 1964 года Н.С. Хрущев ощутил на себе «эффект бумеранга», когда во время отдыха в Сочи его соратники во главе с Л.И. Брежневым совершили переворот. В критической для себя ситуации, он вспомнил об опальном маршале, пытался  вернуть его в министры обороны, чтобы предотвратить свою отставку, но опоздал.
Конечно, у новоиспеченного  вождя Л. И. Брежнева, даже в мыслях не было желания возвращать Г.К. Жукова в большую политику, а точнее на пост министра обороны. Вместо того, чтобы воздать Георгию Константиновичу должное  за заслуги перед Отечеством, Л. И. Брежнев и его окружение решили превзойти маршала по количеству боевых и трудовых наград. Нацепив «иконостас» неведомо, за какие подвиги и заслуги?  Лишь нескольких лет жизни не хватило генсеку, а в годы войны заурядному начальнику политотдела армии, полковнику, для осуществления задуманного. Хотя по количеству подаренных ему кремлевскими лизоблюдами наград он превзошел не только Г. К. Жукова, но и других прославленных полководцев страны. В советский период имя  четырежды «героя» Л. И. Брежнева возглавляло список героев  в зале Славы Великой Отечественной войны  в Киеве. Ныне украинские националисты, наследники фашистских холуев С. Бандеры, Р. Шухевича и прочих, усердно переписывают историю войны, считая ее советско-немецкой, с азартом вандалов разрушают памятники защитникам и освободителям родной земли. Но эта пляска сатаны на костях героев обречена  на позор и осуждение. Недалек час, когда справедливость в отношении истинных героев, положивших миллионы жизней за Отечество,  восторжествует, украинский народ сбросит с себя ярмо оголтелого национализма и неофашизма.
19 ноября в России отмечается, как День ракетных войск и артиллерии. Эта дата не случайна. Именно в этот день 1943 года  с мощной артподготовки и залпов «катюш» началось контрнаступление советских войск в Сталинградской битве. С того грозового, победного события прошло 72 года. На Мамаевом кургане у величественного памятника Родина-мать ежегодно проходят торжественно-траурные мероприятия в память о погибших и умерших воинах, в честь здравствующих ветеранов войны.
Все, кто верен и героической,  и драматической истории СССР , России, памяти ее сыновей и дочерей, кому дорого имя великого полководца Г.К. Жукова отмечают 19 ноября не только, как День ракетных войск и артиллерии, но и день рождения великого маршала. В 2016 году  исполнится 120 лет от  даты его рождения. Историю и славу России создают люди, а не политические  временщики и марионетки. Так было всегда и так будет впредь. Яркой звезде маршала суждено долго сиять в памяти благодарного народа и человечества, спасенного от коричневой чумы фашизма.

г. Симферополь