Поездка 2 часть

Лариса Сергеева
 ЧАСТЬ ВТОРАЯ
    От Милана до Савойи
                Д а м а  в  б р ю ч н о й  п а р е

 В это время дама в брючной паре, поднявшись со своего места и подойдя ко мне с явным намерением поговорить, спросила меня:" Вы были в Сомо? Я не сразу поняла, о каком Сомо она говорит. " В Сомо? А да, да мы там были." Kомо- это город на границе Италии со Швейцарией, через который и мы недавно проехали, и где, судя по её вопросу, эта дама села в поезд.
 Oна рассказывала о себе, о своей жизни в Италии. Уже три года как она здесь мучается, эта работа выматывает её в конец.
 А я смотрела в это время на Машу, ждала, когда же она оторвётся от книги и хотя бы посмотрит в нашу сторону.
 Мне было интересно узнать, какую работу нашла в Италии эта дама, но из-за
того, что я должна была следить за Машей, - сосед давно вышел из купе и где-то отсиживался,наверное,- я не задавала своей даме вопросов.
 Но тут она сама заговорила об этом.
 Конечно же она здесь в Италии батрачила на итальянцев, и её хозяин оказался таким капризным, что просто сил нет. И теперь она едет к друзьям в Савойю, чтобы немного,-недельку,- отдохнуть.
 Тут она вдруг прервала свой рассказ и проговорила с испугом:" Сколько же здесь едет этих... Kак их?" И тут я увидела, что из каждого купе,-пока что кроме наших трёх первых,-  выглядывают крепкие, поджарые мужчины южной внешности и корридор
тоже заполнен ими.
 "Только не произносите этого слова",-переходя на шёпот произнесла я.-Мусульмане?
"Да",- выдохнула она.
 "Я только что вернулась из Украины,ездила домой родных навестить",-продолжала она." Мама живёт на западе, а брат перебрался в Киев"-"Коварство "Западенцы",-подумала я.
 Я опустила веки, на мгновение как бы зашторив свои глаза.
 Заметила ли она едва уловимое движение, как предупреждение:" Остановитесь! Не разрушайте образ прекрасной Дамы,который был создан в моём воображении, когда мы
увидели Вас под сводами миланского вокзала и когда Вы заговорили с нами на русском."
 Я уже примерно знала, что меня ждёт в дальнейших её разговорах.
 Но у меня не было желания с ней спорить. Особенно здесь в Италии, когда я тоже еду отдыхать. Тем более, что она была мне очень симпатична.
 Но её уже не возмоэно было остановить.
 "Моя мама живёт в маленькой деревне на западе Украины,"-продолжала она.
 "Так вот, в нашем селении каждый день,-!Каждый!,- охороны! Хоронят молодых ребят! 20 лет! Что они видели в жизни! Они не виноваты! Их заставили!"
 Вот. Мы подошли к главному: Кто заставил?
 Кто виноват?
 Я ещё надеялась, что ею будут названы истинные виновники: незаконное правительство Украины, узурпировавшая власть.
 Но нет. Без паузы, без какой-либо короткой остановки: её речь отрепетирована многократными повторениями для случайно встреченных попутчиков, чтобы завербовать новых сторонников своего движения- она называет "виновников".
 У неё виноваты все, кроме тех, кто действительно виноват.
 Ей бесполезно говорить, что это не совсем мальчики, а, можно сказать, скорее солдаты, отравленные идеологией Бандеры нового "блицкрига" на восток.
 Вооружённые новейшей техникой, силой захваченной со складов, и готовых воевать с теми, кто явно слабее них. Они не думали, что и сами могут умереть. Они были уверены в "лёгкой" победе.
 Может, они бомбили города с мирным населением, они закапывали трупы женщин и детей и потом заливали их цементом, чтобы скрыть следы преступления.
 Ведь это было, было.
 Их заставили?
 В западных областях, известно всем, живёт вольнолюбивый народ. При желании способный отказаться от странной мобилизации.
 Потом именно так и происходило: многие отказывались от мобилизации. А потом на призывные пункты стали приходить матери, чтобы не пустить детей на фронт.
 Но это уже потом. Когда стало ясно, что война простой не бывает, когда они не захотели и своей жизнью рисковать.
 Во время её монолога я не спускала глаз с Маши. Она по -прежнему не смотрела в мою сторону,а меня очень волновало странное движение в вагоне, на которое ранее обратила внимание моя попутчица, но теперь она, увлечённая своей тирадой, не видела, что происходит за её спиной
 Красивая шляпа обрамляла её лицо. за отворотами её английского покроя костюма
я видела её белую,очень белую кожу. Невероятную после трёх лет жизни в Италии.
 Неужели ей достался строгий хозяин, что даже на озеро Лугано она не могла ходить.
 И тем не менее, она тратит силы на беседы, чтобы те порядки, что творятся в Италии, пришли бы и в её село.
 Остановка.
 Савойя.
 Моя попутчица, захватив изящный лиловый чемоданчик на колёсиках, направляется к выходу." До встречи в Комо,"- говорит она мне. Я снова не сразу поняла, Почему в Комо? Наверное, она решила, что мы сели в поезд на той же остановке,что и она.  "Да. Да. До встречи в Комо,"- автоматически повторила я. Хотя понимала, что никаких встреч,  тем более в Комо, у нас с ней не будет.
 Наконец, я могла подойти к Маше и сказать, что того господина давно нет в купе,и можно возвращаться.
 Мы сели на свои места и некоторое время ехали спокойно.